Первые встречи, последние встречи

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Охлос, ессеи, зелоты, какие-то «промежуточные» секты, типа учеников Крестителя – все они связывали с
                необычным галилеянином определенные надежды и стремились использовать его в своих целях.
                Им противостояла «партия власти» - прокуратор, цари, саддукеи, умеренные фарисеи и книжники,
                озабоченные сохранением статус кво и потому склонные без лишнего шума «загасить светильник».

Нередко разношерстные оппозиционные партии напоминали лебедя, рака и щуку, но иногда их устремления совпадали. Так случилось в 6-7 годах, когда новый легат Сирии Сульпиций Квириний решил провести в Израиле перепись населения. Тогда вождь зелотов Иуда Галилеянин координировал свои усилия с влиятельным иерусалимским фарисеем Саддоком.
Похожая обстановка сложилась и в 26 году после назначения прокуратором Иудеи Понтия Пилата, чье высокомерие и грубость вызвали всеобщее негодование. Особенно возмущало иудеев пренебрежение их религиозными чувствами. На этом сходились все партии и слои населения, включая ессеев.

Обычно эти «простецы» (ессеи) демонстративно сторонились политики. С зелотами их роднило лишь нетерпеливое ожидание прихода Мессии и Страшного Суда. Но провокационные действия Пилата не оставили равнодушными даже отшельников. Вряд ли по случайному совпадению именно в это время «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» и именно тогда «приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него».

Эта странная очистительная акция и последовавшее за ней испытание с трудом вписываются в евангельскую логику. В самом деле, зачем бы Сыну Божию креститься «крещением покаяния для прощения грехов»?*  Никаких грехов у Господа нет и быть не может, каяться ему не в чем** … Испытывать на прочность «Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все начало быть»*** довольно нелепо…

Вероятно, Иисус пришел из назаретской общины в Вифавару накануне Пасхи. В это время Иоанн возле переправы крестил толпы паломников, направлявшихся из Галилеи в Иерусалим через Заиорданье. Креститель должен был испытать Иисуса и ввести в свою секту. Пророка заранее известили о предстоящей встрече и указали опознавательный знак «Сильнейшего» – голубь на плече****.

Во время водного крещения положено было исповедываться. Так Креститель узнал, что очередной незнакомец – «Тот, который должен придти», да к тому же - его родственник из Назарета. Взволнованный пророк хотел избавить долгожданного Спасителя от принятого ритуала, но тот настоял на соблюдении всех правил. Он, вероятно, рассчитывал на впечатляющее представление с дрессированным голубем***** и чревовещательным «гласом Божиим», но что-то сорвалось и инсценировка не вызвала никакого резонанса.
Тем не менее, Иисус добросовестно прошел все положенные формальности: исповедание, очищающее омовение, длительный пост, испытание одиночеством - и вступил в иоаннову секту.

------------------------------------------------------
             *«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к
                нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя
                грехи свои” (Мк 1 4-5)
            **«Последуя Божественным отцам, все единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа
                нашего Иисуса Христа…во всем нам подобного, кроме греха».
                (Догмат о двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа)
          ***Никейско-Константинопольский Символ веры.
       ****Тот, кто собирался возвестить: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!», - непременно
                должен был позаботиться о каком-то отличительном знаке для Иисуса. (Иначе было бы совершенно
                невозможно понять, к кому из толпы крестящегося народа обращается этот голос). Вещатель почему-то
                не материализовался в облако, хотя в более подходящей обстановке на горе Фавор те же слова изошли
                из облака.   
     *****Известно, что ессеи занимались разведением голубей и пользовались голубиной почтой.
------------------------------------------------------


Спустя 50 дней после Пасхи начался очередной великий праздник – Пятидесятница – и галилейские паломники вновь потекли в Иерусалим через переправу в Вифаваре. Вместе со всеми пришли молодые рыбаки Петр, Андрей, Филипп, Нафанаил, Иоанн и Иаков, разделявшие радикальные взгляды зелотов и мессианские ожидания ессеев. Некоторые из них, как Андрей, в праздники с удовольствием слушали обличительные речи Крестителя и числили себя его учениками. От Крестителя-то они и узнали о новом необыкновенном ученике, которого пророк неумеренно расхваливал, называя Сыном Божьим и ниспосланным Избавителем.

Этот Иисус из Назарета, по словам Иоанна, был прекрасно подготовлен и обладал всеми необходимыми качествами, чтобы возглавить очистительную битву «сынов света» против «сынов тьмы». К сожалению, местные сектанты приняли чужака холодно и недоверчиво, но у себя на родине, в мятежной Галилее, еще не забывшей подвиги Иуды Гавлонита, его наверняка встретят с распростертыми объятиями…

 Воодушевленные галилеяне пожелали немедленно увидеть Посланного, но тот появлялся, когда хотел, а Иоанн ничего не знал о его местопребывании. Приходилось ждать удобного момента. Наконец, назарянин вновь объявился в Вифаваре и пророк сразу известил Андрея и Филиппа. Прежде, чем довериться незнакомцу, осторожные парни решили проследить за иоанновым протеже: не хватало еще нарваться на шпиона. Однако, тот быстро обнаружил слежку и потребовал объяснений. Пришлось незадачливым конспираторам повиниться и просить Равви о приватной беседе. Содержание разговора явно не предназначалось для чужих ушей, поэтому собеседники устроились в жилище Иисуса.
Пришельцы расписывали накаленную обстановку в Галилее, всеобщее ожидание перемен, разброд среди молодежи, не имеющей вождя, и наперебой уговаривали земляка присоединиться к радикалам.

Поначалу их предложения не вызвали у назарянина особого энтузиазма: Иисуса совсем не привлекала роль воинственного царя-освободителя. Напротив, - насилие, кровь внушали ему физическое отвращение. Даже ритуальное жертвоприношение птиц и домашних животных всегда приводило его в содрогание. Никто не понимает, что Бог благ, Он хочет милости, а не жертвы! Следует умиротворять, а не сталкивать, грезить о вечном, а не сиюминутном. Увы, нетерпение охватило даже благочестивых «сынов света», даже их мудрые наставники – «судьи» - жаждут скорых перемен и по мере сил торопят их.
Они вообразили, что Предвечный нуждается в их помощи! Что надо привести в движение весь этот мир, исполненный ненависти, и тогда он станет лучше! Разве не очевидно, что насилие только приумножит взаимную вражду, поднимет новую волну насилия и в конечном счете приведет к катастрофе? Но нынешние пастыри – Бог да не попустит им - закоснели в своей высокомерной праведности ничуть не меньше, чем паства – в грехе.
Им и невдомек, что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Кичатся своей святостью, презирают заблудших. Твердят в гибельном ослеплении: пусть сгинут все грешники – они заслужили свою кару, зато спасутся те немногие, избранные, которые всегда уповали на Бога, свято блюли его заветы и бежали скверны. Безумцы! На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии….

 …Простоватые гости напряженно внимали красноречивому хозяину, но с трудом улавливали пафос его обличений. Кажется, он – против войны, хотя знать и фарисеев явно не жалует. Боится, что ль? Одному, конечно, страшновато, но если ударить всем разом – никто не устоит. Надо только все силы в кулак собрать. Зато потом власти, богатства и славы будет немерено, куда там Маккавеям…

 Иисус рассеянно слушал наивных провинциалов и размышлял о своем. Те, кто подготовил и послал его в Кумран, замыслили очередной бунт, в котором ему отведена роль детонатора. Привлечь к себе массы, завоевать у них авторитет, на гребне популярности спровоцировать власти на расправу, вызвав всеобщее возмущение – так наставлял его Отец праведности во время последней встречи.
Он возражал, говорил о бесчеловечности и ущербности этого плана… Пожалуй, получилось чересчур запальчиво… Отец понимающе кивал ему, словно малому ребенку. Не надо бояться, сын мой. Тому, кто отдает свою земную жизнь ради торжества Света, уготована жизнь вечная в небесных чертогах. К тому же, братство вовсе не желает преждевременной смерти столь ценного члена и своевременно придет ему на помощь. В критическую минуту (если народ не воспрепятствует казни) он должен лишь ввести в заблуждение палачей и толпу теми способами, которые ему хорошо известны. На всякий случай братья подкрепят их «водою забвения». Через три дня, подобно Ионе, Агнец явится изумленному Израилю в неслыханной славе и власть ЕГО будет непререкаемой. «Не моя, а ВАША», - мысленно поправил Отца Иисус.

Спорить было бесполезно – они все решили заранее. Ему оставалось лишь подчиниться их безумным планам.
Однако, здесь, в Иудее, все пошло не так, как было задумано. Местные сектанты смотрели косо и ревниво переживали каждый успех новичка.
Даже громадный авторитет Иоанна был не в силах исправить положение. Креститель искренне не замечал, что его безграничная популярность постепенно становится главным препятствием для признания Иисуса Мессией. «Ему должно расти, а мне умаляться», - твердил он, но «умалиться» никак не удавалось - его мощная фигура напрочь заслоняла Иисуса.
Народ упорно шел к нему, слушал только его и почитал его за Мессию. Время уходило напрасно, Пасху сменила Пятидесятница – еще один прекрасный момент для возбуждения народа упущен безвозвратно. Впереди Кущи, а потом - полгода вынужденного затишья до следующей Пасхи. Опять жить без собственного угла, среди невежд и фанатиков, ежедневно соприкасаясь с язвами, припадками, проказой и всевозможными нечистотами…О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?…Следовало как-то выбраться из-под всепоглощающей тени Иоанна, любым путем избавиться от нее и выполнить, наконец, миссию, возложенную на него Отцом и старейшинами. Миссию, пагубность которой представлялась ему совершенно очевидной…

 Эти ребята из Вифсаиды, сами того не понимая, подсказали путь к освобождению. Надо лишь суметь проскользнуть между Сциллой и Харибдой – фанатиками-зелотами и чистюлями-ессеями. Первым нужен вождь, вторым – жертва. Те и другие жаждут восстания и рассчитывают на Назарянина. Но мы пойдем другим путем…

 Пусть братство числит его среди галилейских партизан, а боевики – в колониях «простецов». Пусть они оспаривают Мессию-Агнца друг у друга. Тем временем он обойдет многие города и селения, его учение проникнет в души людей и слава нового Учителя распространится по всей стране. Толпы сторонников встанут стеной вокруг своего Наставника и надежно оградят его от посягательств пустынников и партизан. Вот тогда он сможет, наконец, безбоязненно нести Свет истины по всему Израилю и даже за его пределы. О нем узнают «рассеянные чада Божии», а также эллины и прочие язычники. Не высокомерные старейшины и неотесанные полевые командиры, а он сам будет хозяином своей судьбы* …

------------------------------------------------------
        *Отсутстствие в Евангелиях каких-либо сведений о первом разговоре учеников и Учителя само по себе
          показательно.
          Собеседники провели в доме Иисуса целый день, но от их первой встречи не сохранилось ни слова, хотя
          евангелист Иоанн заботливо отметил даже время окончания беседы.
          («Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа” (Ин 1 39))
          Неужто это все, что осталось в памяти учеников?
------------------------------------------------------



         * * * * * * * * * * *


Тем, кто не согласен с подобной реконструкцией, придется самостоятельно ответить на множество вопросов, частично уже упоминавшихся ранее:

    • Почему Креститель и Христос появляются в Иудее вскоре после конфликтного вступления в должность Понтия
      Пилата?
    • Почему ни фарисеи, ни ученики Предтечи не поклоняются Сыну Божию?
    • Почему Креститель не присоединяется к нему?
    • Почему Креститель свидетельствует только о голубе и ни слова не говорит о гласе небесном? Почему Иоанн
        не знает, где обитает Иисус (иначе он рассказал бы ученикам)?
    • Почему Андрей и второй ученик позже других знакомятся с Иисусом? Чем их привлёк Иисус, если они не
       слышали его проповедей и даже ни разу не видели его? Почему только 2 из всех учеников Предтечи изъявили
       желание познакомиться и поговорить с Иисусом? Почему они не подходят к Иисусу, а идут ВСЛЕД за ним?
       Зачем им знать, где живет Иисус?
   • Почему Иисус сразу ведет к себе незнакомых людей? Почему они не беседуют на месте - там, где встретились?
        ПОЧЕМУ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О СОДЕРЖАНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗГОВОРА С ИИСУСОМ?
   • Почему Андрей отыскивает Петра («мы нашли Мессию») только после разговора с Иисусом, а не сразу после
        свидетельств Иоанна?
   • Зачем Иисус дает Симону Петру прозвище «Кифа», а братьев Зеведеевых нарекает «сынами грома» (Воанергес)?
   • Почему Иисус зовет в Галилею Филиппа, а не Андрея и Петра, с которыми познакомился накануне?
   • Почему Нафанаил так легко признает в Иисусе Сына Божия?
   • Почему Креститель и Нафанаил именуют Иисуса СЫНОМ БОЖЬИМ, а Филипп – СЫНОМ ИОСИФА?
   • Почему Иисус крестит водой, а не Святым Духом и огнем (как предсказывал Иоанн)?
   • Почему так часто и спонтанно Иисус меняет свое местонахождение?
   • Почему Он чередует миролюбивую риторику с воинственной?
   • Почему для просвещения народа Божия Иисус выбирает не Иерусалим или Иудею, а один из самых удаленных
        городов Израиля – пограничный Капернаум?...и т.д. и т.п.

Если ответы на эти вопросы не будут противоречить друг другу, они составят другую версию новозаветных событий.



Продолжение следует.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).