Икона Ангел хранит спящего человека

Сергей Куракин
 
Мысли в слух о возможности сохранить предмет в первозданном виде или пример того, как прекрасная икона с редким сюжетом, прошедшая историю в двести лет, может стать бледным напоминанием о редкостном оригинале.
В технике иконописи, как и в светском искусстве, есть два базовых пункта, управляющие живописью:
1) лессировки, 2) "мертвые краски". Лессировки - это, как известно, тонкие прозрачные краски, которые накладывают на исполненную живопись после окончании работы. "Мертвые краски" - это локальные цвета, (красные, зеленые, синие, жёлтые...), на которые накладыват лессировки. Задача лессировок придавать мертвым краскам сочность, делать их живыми.
В данном случае лессировки были смыты, вместе с ещё одним ценным пластом для иконы, олифой, которая сохраняла  намоленность и придавала ей шарм старины. Однако, с какими бы метафорами не ассоциировалась олифа, она имеет утилитарное значение. Есть понятия - как и что открывать?
Олифа в иконе выполняет роль консерванта. Поэтому, прежде чем хвататься за нож и наносить иконе непоправимые раны, не надо забывать, что олифа начинает участвовать в живописи после ее нанесения и имеет способность сростаться с красочным слоем. Чтобы не смыть лессировки, необходимо открывать "в пол-олифы", как это делают мастера, понимающие роль и назначение покровных лаков, олифы и их связи с пигментами.
Вследствие нарушения вышеупомянутых требований, икона потеряла первозданный облик, обнажила "мертвые краски" и изменила  гармонию.
                Москва. 17 октября 2018 г.