Начало начал 1 - 3

Виталий Голышев
     Накануне одного из главных христианских праздников – Рождества Христова, я начинаю публикацию главного семейного труда моей фамилии – Семейной Саги, написанию которой много лет посвятил мой отец, ГОЛЫШЕВ Юрий Прохорович (1923-2017).

     Это его подвижничество дорогого стоит и, думается, будет по достоинству оценено не только младшими поколениями нашей фамилии, но и многочисленными нашими родственниками, волею судеб, революциями, войнами, перестройками и другими историческими катаклизмами, разбросанными ныне по всему миру. Нашу историческую память долго и упорно пытались всеми правдами и неправдами стереть из памяти людской, чтобы мы не знали своих корней.

     Но здравый смысл и историческая справедливость наконец восторжествовали. И пусть этот труд явится основой тех знаний, которые по крупицам будут копить мои близкие и дальние родственники, что не позволит скрыть во тьме свет нашей фамилии!
               
                Итак, я возжигаю этот ФАКЕЛ НЕПОПАЛИМЫЙ!


                Виталий ГОЛЫШЕВ


                *     *     *     *       *



                «НАЧАЛО НАЧАЛ»


                О Голышевых в XX веке Семиреченской ветви Григория
                Аристарховича.


                ЮРИЙ ПРОХОРОВИЧ ГОЛЫШЕВ



                «Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить.
                У ней особенная стать –
                В Россию можно только верить»
                Ф.И. Тютчев



                I. ПРИМЕТЫ XX ВЕКА.


     Вот уж век XX-й позади. Великое множество добрых свершений и трагических событий пронеслось в минувшем мятежном столетии. Очевидно, поэт Евгений Евтушенко правильно заметил о том, что на Земле произошло столько крушений идеалов, что их хватило бы на несколько веков. Привлекательные социалистические идеи не реализованы, а просто изуродованы. Капитализм тоже себя скомпрометировал: фашизм и милитаризм были именно его чудовищным порождением. Человечество сейчас, после того, как США, став к концу 20-го века самой экономически мощной и военизированной державой, разместила свои военные базы в ста странах общей численностью свыше 1-го миллиона человек, находится в каком-то тупике и американо-натовские бомбардировки Югославии как раз и были его следствием.

     Многие историки (в т.ч. Лев Мельников) считают, что если 18-й век был французским, а 19-й англо-французским, то 20-й - русским.

     Три русские революции потрясли мир. Появление страны Советов произвело полный переворот в умах людей 20-го века. Русских боялись и боготворили, потому что они ценой миллионов жертв спасают мир от гитлеровской коричневой чумы.

     Крушение СССР вновь сотрясло умы всего мира. Россия – это огромный природный заповедник – один из немногих регионов Земли, где ещё сохраняется в более или менее природном естестве экология: среди её лесов, гор, степей, тундры и морей.

     Но Россия тяжело больна экономически. Она попала в разрушительный вихрь грабежа колоссального национального достояния и многомиллионного населения. Ну, а все Земляне в 20-м веке продолжали семимильными шагами двигаться вперёд. Основательно расширился банк информации каждого человека новшествами науки и техники, созидательной деятельности всех людей Земли. А их количество за век увеличилось в пять раз и достигло к октябрю 1999 года шести миллиардов! Завершить этот счёт посчастливилось боснийцу, родившемуся в знаменитом Сараево.

     У каждого землянина свои незабываемые жизненные привязанности, оставляющие трепетный след в душе. Большинство этих привязанностей выкристализовывается в нашей памяти, видимо, благодаря разнообразной деятельности близких людей, собственным личным увлечениям, географическим симпатиям. А человеческая память неистребима и нетленна.

     Она побуждает к активной творческой деятельности и письменном осмыслении совершённого заметной государственной или семейной значимости. Очевидно, у каждого человека, его семьи свои, глубоко следные жизненные ориентиры, свои центр мироздания.

     Конечно же, для Голышевых Семиреченской ветви Григория Аристарховича главным в земном мироздании в начале века была Российская империя, затем Советский Союз и в конце века Российская Федерация и страны СНГ.

      Для царской России начало века было ознаменовано колоссальным ростом промышленного производства. С 1900 по 1913 годы оно выросло на 219%. Раскрепощённое крестьянство в состоянии было кормить всю Россию, а излишки сельхозпродукции вывозить в западные страны.

     Первая мировая война и революция разрушили капиталистическую экономику развивающегося государства, разграбили зажиточное крестьянство. Коммунистический эксперимент за 70 лет не привёл многонациональную, богатую природными ресурсами страну к процветанию.

     Правда, с помощью каторжного труда миллионов удалось за первые тридцать лет и особенно за период Великой Отечественной войны создать огромный военно-промышленный комплекс и запустить в короткие сроки невиданных масштабов производство вооружения и снаряжения, снабдить всем необходимым вооружённые силы, одолеть фашистское нашествие на Западе, пресечь агрессивные действия милитаристской Японии на Востоке.

     Вскоре после войны Союз стал ядерной, а затем и космической державой. Однако последующее однобокое развитие мощного военно-промышленного потенциала и импотентное ведение власть имущими всего остального хозяйственного комплекса страны Советов, а позже и разрыв отлаженных экономических связей с отпочковавшимися республиками, - всё это привело к глубокому экономическому кризису, довело Российскую Федерацию до нищенского существования.

     К концу века россияне отстали в социальном развитии и попали в экономическую зависимость от благополучно развившихся стран мира, имея богатейшие природные возможности и неисчерпаемый источник умелых кадров и научных гениев. Россия в 20-е годы выслала за границу петербургскую и московскую профессуру а в конце века легковесно сорила мозговыми талантами (около 200 тысяч их выехало за рубеж) – несла свою научно-техническую цивилизацию в мир земной, оплодотворяя многие страны своей творческой мощью.

     Хочется верить в то, что многовековая духовная стойкость России не позволит нам погасить свечу надежды и оптимизма. И пока эта свеча прошлого горит – душой нашей не овладеет злоба, ненависть и безнадёга – будущее не станет для россиян исходом, ибо победит разум и созидание.

    
     Однако, отрешившись от политико-экономических и духовных размышлений, перейдём к более земным делам. А центром Вселенной для каждого человека является то место, где он живёт и что-то творит и, конечно же, его семья, родные, близкие ему по созиданию люди. Вот и начнём, пожалуй, с таких центров Земли, как Хабаровск и семья.

     Так, очевидно, самым ярким событием для хабаровчан в начале века (1913-1916гг.) было строительство самого крупного в то время железнодорожного моста через Амур. Проект этого моста ещё в 1908 году на всемирной выставке в Париже был удостоен золотой медали наряду с проектом Эйфелевой башни…

     И вот в конце века торжество российской инженерной мысли здесь же повторилось – в 1992-1999 годах рядом со старым мостом, отслужившим 83 года, сооружён новый стратегический мостовой переход под совмещённое движение поездов и автомобилей. И это знаковое явление произошло в период экономического кризиса в стране.

      Поражающая воображение организационная энергичность руководства Хабаровского края (прежде всего губернатора В.И. Ишаева) и самоотверженный труд строителей восхищают. В разгар стройки на ж/д мосту побывал Б.Н. Ельцин. В 1998 году при сдаче в эксплуатацию железнодорожной части мостового перехода через Амур присутствовал председатель Госдумы России Г. Селезнёв, сказавший: «Сотворить такой объект государственного масштаба по сути дела без помощи Московских ведомств – это великое достижение». Вскоре после завершения строительства автодорожной полосы мост в разное время посетили В. Путин и патриарх Алексий II.
 
     И вот первая очередь мостового перехода длиною в 2600 метров, поддерживаемая 21-й опорой, красуется, впечатляя своей экономической значимостью.
 
     Конечно, на фоне крылатого полёта инженерного решения при сооружении удивительного четырёхкилометрового подвесного моста в Японии, связавшего в апреле 1998 года у Кобе основной остров Хонсю с островом Сикоку, или при строительстве комбинированной переправы (мост, тоннель) Большой Бельт у Копенгагена (Дания); или при прокладке транспортного тоннеля под Ла-Маншем (50 км), упростившего связь между Англией и Францией, наши мост через Амур и построенный ещё в 1942 году семикилометровый тоннель под Амуром, покажутся малозначительными явлениями.

      Ну, а если взять ярчайшие научно-технические достижения 20-го века: использование ядерной энергии в военном деле и для мирных целей; освоение космического пространства; широкое применение электронных средств; взлёт в информатике; небывалое развитие транспортных возможностей и т.д., то амурские инженерные сооружения Хабаровска, кажется, должны выглядеть совсем мизерным событием.

     Но это только первый, поверхностный взгляд. Если же взглянуть по более масштабному счёту, то эти транспортные сооружения для хабаровчан, для многих жителей Дальнего Востока и всей России – важные составляющие их будущей жизни.

     К тому же, притягательное стремление россиян к Тихому океану неимоверно возрастает в связи с тем, что экономические, политические и культурные интересы надолго смещаются сюда. Уже положено начало освоению Транссибирской магистрали под скоростные контейнерные перевозки Находка-Брест. А вездесущие японцы мечтают выйти своими железнодорожными перевозками с острова Хоккайдо на Сахалин и далее на Транссиб. К их устремлениям предметно прислушались российские железнодорожники. Пробудился интерес к сталинским проектам строительства тоннеля под проливом Невельского или моста для сухопутной связи с о. Сахалин.

     Брошен клич по созданию новой партии России, основной целью которой будет объединение всех регионов Дальнего Востока с единым центром в Де-Кастри. Только объединившись, восточные районы России могут легче решать свои проблемы в Москве, противостоять китайской ползучей экспансии и притеснению североамериканцев. Последние в прошлом веке за 5 долларов за один квадратный километр земли вытеснили россиян из Аляски и Алеутских островов.

     Они, благодаря неосмотрительности М. Горбачёва и Э. Шеварнадзе теперь уже нахально ведут себя в наших территориальных водах акватории Берингова моря. Не забывают и о своих древних проектах прокладки межконтинентальной железной дороги Аляска-Чукотка-Транссиб. А вынужденный исход населения Чукотки, Камчатки, Магаданской области из-за свалившегося на эти регионы чудовищного энергетического кризиса, ещё больше подогревает коммерческий интерес североамериканцев.

     Обидно за колоссальные труды российских первопроходцев, оставивших нам такое наследие Притихоокеанья, а мы его плохо осваиваем. Видимо, следует надеяться, что раздел России на семь федеральных округов поможет дальневосточникам сообща надёжно решать свои насущные дела на Дальнем Востоке России.



                2. ПОЯВЛЕНИЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И
                НА ХАБАРОВСКОМ МОСТУ ЧЕРЕЗ АМУР.


     В развитии торговых связей с Японией принимал участие в начале XX века и дядя моей жены Маргариты Флегоновны Голышевой (Поповой) Матвей Петрович Попов, не раз ходивший на торговом судне из Владивостока в Иокогаму (до этого, по семейному преданию, он служил матросом на одной из первых подводных лодок Тихоокеанского флота во времена русско-японской войны. В.Г.).

     Уникальный символ российской инженерной гордости не остановил наступающих партизан от безумного решения. Прикрывая отход революционных сил 5 апреля 1920 года они взорвали два пролёта этого моста. Лишь в 1924 -1925 годах они были восстановлены.

     Позже, уже в военное время первым из близких по обновлённому мосту прокатил в 1945 году мой будущий сват – Сергей Михайлович Крюковский, который тогда спешил к своему новому месту службы морского офицера на ТОФ.

     Затем, уже в 1951 году, настал черёд и для моего семейства убедиться в стоической крепости этого железнодорожного моста. Военная судьба общевойскового офицера позвала сменить должность в белорусском городе Гродно (14 км от западной границы СССР) на такую же должность в Бухте Провидения (Чукотка).

     Вот тогда и состоялось первое знакомство с этим мостом для меня, жены и нашего трёхлетнего сына Виталия. А через 25 лет сын, будучи офицером, с женой Натальей Сергеевной и пятилетней дочкой Олей вновь прокатили по этому мосту, следуя из Кишинёва на Чукотку.

     Первой же из нашей семьи пересекла Амур по новому автомобильному мосту загодя, не дожидаясь его официального открытия, сноха Наташа. Ну, а мы с женой всегда были горды тем, что проживая в Краснофлотском районе Хабаровска, в непосредственной близости от этого мостового перехода, каждый раз, проезжая в центр города, невольно любовались его величием.


                3. СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ.



      А теперь хотелось бы возвратиться к глубоко памятным для мня семейным торжествам 1 января 1998 года, когда в крепко морозный Хабаровский день отгремело яркое застолье в честь неожиданно свалившегося на меня семидесятипятилетия. Во время торжества в узком кругу родственников и друзей поразили приветствия самых близких – жены Маргариты Флегонтовны, с которой мы на то время в супружестве были 52 года:


     Вот подошёл твой юбилей,
     Будь бодр и весел. Не старей:
     Хоть ты уж дед и стал ты сед,
     Живи здоровым много лет!

       И не страшны тебе года,
       И волосы седые,
       Коль сохранил ты навсегда
       Все чувства молодыми.
   
     И сорокадевятилетнего сына Виталия:


       Твоим рожденьем открывая каждый год,
       Мы все полны надежд на неизбежность счастья,
       На то, что все напасти, беды и несчастья
       Остались позади, а в новом нас удача ждёт.

          Поэтому надеждой и успехом твой отмечен путь.
          Он пылью пройденных дорог измерен,
          Числом друзей, навеки в памяти оставшихся, проверен,
          Годами, что возможно в памяти вернуть.

       Не каждый может похвалиться жизнью сразу при восьми царях:
       От  грозного Владимира и до Бориса-демократа
       Частицей государства – от его рассвета до заката,
       Армейскою закалкой, что воспета в Пушкинских богатырях…


     Эти глубоко проникновенные слова самых дорогих мне людей подтолкнули меня вернуться к давней задумке – оставить обо всём прожитом и близких след на бумаге. Раньше размышлял: мало ещё повидал и распознал. А потом вдруг начали пробиваться опасения – уже дед и не поздно ли серьёзно браться за перо? Но души ушедших из жизни близких родственников витают рядом с живущими и настойчиво напоминают о том, чтоб не придавали их забвению, непросто проживших в страшном и жестоком XX веке.
 
     Кто-то же из живых должен хоть чуточку поведать о них – просветить сквозь толщу лет прошлое. Поэтому неспроста первым из ушедших с суровой укоризной посмотрел, как мне показалось, именно в мои глаза с Джаркентской (г. Панфилов) фотографии 1905 года мой прадед Григорий Аристархович Голышев и как бы жёстко спросил: «Ну вот, правнук, а ведь ты ещё до сих пор не рассчитался со мной за то, что я тебя однажды извлёк ранней весной из грязной лужи, куда тебя угораздило шмякнуться».

     Действительно, это было первое яркое знакомство четырёхлетнего малыша с патриархом нашего Семиреченского клана Голышевых. Детская память сохранила и его слова: «Так что, - обращаясь к игравшему со мной и испугавшемуся за моё падение своему шестилетнему внуку Алексею (моему двоюродному дяде!) и, показывая пальцем на меня, барахтающегося в уличной навозной жиже, спросил, - он тоже Голышев?» Лёлька (так по-детски я тогда звал своего дядю-сверстника) на вопрос Аристарховича, утвердительно кивнул головой. Затем прадед, вытащив меня из лужи и держа «за шкирку», спросил: «Ты чей будешь?» «Прохоров» - ответил я.

     Эта необычная встреча произошла в 1927 году, в 23 километрах от Алма-Аты, в основанной казаками в семидесятых годах XIX века станице Талгар у добротного двухэтажного деревянного дома, выходившего фасадным крыльцом на центральную базарную площадь. Несмотря на то, что казачество в советское время было ликвидировано в 1920 году, Талгар продолжали называть станицей до тех пор, пока она не стала городом. В далёком 1927 прадед жил в этом, построенном им, доме со своим младшим сыном Егором, снохой Анной Ивановной и двумя внуками – Верой и Алексеем.

     В октябре 1982 года судьба мне подарила счастливую возможность оторваться от насиженного места в Кишинёве и побывать в этом, волнительном для меня Талгаре, где прошло ранее детство. Вот шумная Талгарка, а в центре – побуревший от времени дом прадеда. Базарная площадь превращена в сквер.

     Невольно вспомнил Григория Аристарховича. Могучий, трижды женатый прадед ворвался в бойко развивавшийся XX век со старшей дочерью Ефрасиньей (по мужу Колесниковой), тремя сыновьями: Николаем, Иваном, Егором и многими внуками, которых к 1920 году в Семиречье уже насчитывалось 12 мужиков и 10 дев. В 1913 году на 1000 человек приходилось в России 45 новорожденных, а умирало 29. А в 1999 году в Хабаровском крае на 1000 человек родилось только 8, а умерло 13.

     Конечно, в России людей с такой фамилией гораздо меньше, чем, например, с фамилиями Кузнецов, Иванов, Петров. И всё же они встречаются не так уж редко, в чём убедился мой младший двоюродный брат Владимир Вениаминович Голышев, побывавший в Московском Центральном музее Великой Отечественной войны и заглянувший в электронную книгу памяти. В ней он обнаружил 998 Голышевых, только попавших в эту «память» участников Великой Отечественной войны. Хотя среди Голышевых Аристарховской ветви в XX веке не было героев, учёных мужей, знаменитых писателей, поэтов, композиторов и других знаменитостей, но большинство из них были просто порядочными интересными людьми, стоящими того, чтобы о них написать. Тем более, что каждый человек – это личность со своим мироощущением, незаурядной самобытностью.

     Сам Григорий Аристархович, говорят, прибыл в Семиречье из Омска. Видимо, это произошло в период образования Семиреченского казачьего войска. А оно образовано в 1867 году из частей Сибирского казачьего войска.

     В это время родоначальник Семиреченской ветви Голышевых пребывал в самом сочном мужском возрасте – ему было 35 лет.

     На фото: Семейство старшего сына Григория Аристарховича - Николая Григорьевича и Анны Ивановны Голышевых. В заднем ряду стоят Вера, Мария, Таисия. В переднем ряду: Прохор (мой дед), Тамара, Николай и Вениамин. г. Верный (Алма-Ата), 1914 год. Младший их брат Борис родился в 1917 году.

 Продолжение:http://www.proza.ru/2019/01/08/1599