Открытое письмо Дмитрию Быкову. Жаль, непосланное

Ольга Штерн
             
   Случилось мне прослушать лекцию Быкова «Русский Мета-роман».  Не довелось, а именно случилось.  Т.е. без намерения. В машине ехали, муж слушал, а я комментировала, свои три копейки вставляла и грамотность демонстрировала. Хотя, в плане эрудиции, мне до Быкова, как до Луны. Особенно до ее обратной стороны.  Он знает вещи, которые я даже и не знаю, что не знаю. И учитель он «от бога».
   Но, кроме эрудиции, есть индивидуальное соображение, понимание, сопоставление и прочие чудеса интеллекта. Это я про себя. Во время лекции, я постоянно злобилась от невозможности вступить в прямой диалог, что не мешало мне внимательно слушать, и поддакивать в особенно удачных, на мой взгляд, местах.
   Быков виртуоз обобщения. Находит связи там, где и не подумаешь искать. Умеет правильно и грамотно подобрать аргументы и отсеять то, что не укладывается в схему.
    Я люблю слушать его лекции. И безнаказанно вступать в спор, уличать в упрощении, некотором «передергивании». Он то меня не слышит и возразить не может.
    «Русский Мета-роман», как архетип.  Книги, написанные по сходной матрице. Инцест и смерть ребёнка. Отец (отчим, опекун) растлевает невинную девочку - подростка, — это обязательная, основополагающая часть сюжета.
     Проводил параллели между Набоковской «Лолитой», Шолоховским «Тихим Доном» и «Доктором Живаго» Пастернака. Кроме того, в перечне мета-романов были «Воскресенье» Льва Толстого и «Хождение по мукам» Толстого Алексея. И Достоевский, наш Федор Михайлович. Без него никак.
    Был убедителен, академичен, т.е. эмоционально отстранен, засыпал слушателей цитатами. Постоянно употреблял слово «растлил», а я в ответ фыркала.
   В студенчестве начиталась книжек всяких в Салтыковке.
Крафта Эбинга, к примеру. «Половая психопатия». Ну и название! Или еще интереснее “Природа женской покорности». Безграмотность и экономическая зависимость — вот и вся природа, и психопатология.
   Пример из книги. Выдали молоденькую девушку замуж. Мать вместо того, чтобы объяснить, что к чему, просто велела слушаться мужа и делать все, что он скажет. Она и делала. Две недели. А потом с подружками встретилась. Замужними. Ну, конечно, сплетни, расспросы… И тут новобрачная выясняет, что у неё в супружестве всё не как у людей. Муж каждый вечер сажал ее себе на шею и скакал по всей квартире. Вот и вся любовь.
   Чем там дело кончилось не помню точно. Вроде бы их развели, а его в психушку отправили. Словом, хеппи энд.
   
   Так что, лекцию Быкова я с особым удовольствием слушала.
    Сидела рядом с мужем, грызла семечки и пыталась представить, что на самом деле происходило, могло происходить, между взрослым, молодым мужчиной и девушкой, почти девочкой, которая жила в замкнутом мире, без подружек, без интернета, без телевизора, без элементарных знаний по биологии и физиологии.
   
   С одной стороны - пробуждение женственности, с другой - секреты и запреты. Понимали ли эти девочки, какую энергию они излучали? Умели ли ее контролировать? Нет, конечно.
    Кто из мужчин устоит под необузданным, бесконтрольным напором пробуждающейся сексуальности и призыва юной девичьей плоти?
    Кто здесь жертва? Кто соблазнитель и растлитель?

   Знай наших!