Где находится Ган-Эден? И сколько их?

Николай Святобог
;
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
77) И после того как мы немного прояснили тему суда и наказания — да избавит нас от него Милосердный, — мы должны прояснить тему награды — да удостоит нас её Воздающий. В изречениях наших учителей, благословенна память о них, есть два имени для этой награды — «Ган Эден» и «Будущий мир», кроме благ этого мира, о которых мы сейчас не говорим, например, дней Машиаха для живущих в ту пору и воскрешения мёртвых в ту же эпоху.

И в начале скажем, что из слов наших учителей, благословенна память о них, ясно: основная награда за выполнение заповедей и воздаяние за добрые дела — в «жизни будущего мира», а предварительная награда, приходящая к человеку сразу же после смерти, — это Ган Эден, как мы разъясним (в пп.185—190) из аналогии с Геиномом, наказанием, приходящим к нечестивцу немедленно после смерти.

78) И ты обнаружишь, что везде в речах наших учителей Ган Эден — противоположность Геиному. Так сказано в трактате Эйрувин (19а): «Люди, преступившие волю Святого, благословен Он,… оправдывают приговор Суда и говорят перед Ним: «Владыка Вселенной! Ты нас судил замечательно!.. Замечательно Ты устроил Геином для нечестивцев и Ган Эден для праведников». И в трактате Хагига (15а) сказано: О чём написано: И одно против другого сделал Б-г» (Коэлет 7:14)? Он сотворил праведников и сотворил нечестивцев, сотворил Ган Эден и сотворил Геином. У каждого человека есть два «надела» — один в Ган Эдене и один в Геиноме. Удостоился быть праведным — получает в Ган Эдене свой «надел» и «надел» того, кто признан на Суде нечестивцем; а тот, кто признан на Суде нечестивцем — получает в Геиноме свой «надел» и «надел» того, кто стал праведником». И учили в трактате Авот (5:19): «Чем отличается участь учеников нашего отца Авраама от участи учеников нечестивца Билама? Ученики нечестивца Билама сходят в Геином, как сказано: «А Ты, Б-г, низведёшь их в гибельную яму» (Теилим 55:24). Ученики нашего отца Авраама унаследуют Ган Эден, как сказано: «Есть у Меня, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21)». И там же учили (Авот 5:20): «Наглый — в Геином, а стыдливый — в Ган Эден». И сказано (там же 5:18): «Тому, кто способствует благочестию многих, свыше не дадут согрешить», чтобы не оказался он в Геиноме, а его ученики в Ган Эдене. «Тому, кто вводит в грех многих, свыше не дают раскаяться», чтобы он не оказался в Ган Эдене, а его ученики в Геиноме.

И в главе Тфилат ашахар (Брахот 28б) мы учили, что в час смерти рабан Йоханан бен Закай заплакал и сказал своим ученикам: «…И ещё, есть передо мной два пути — один в Ган Эден, а второй в Геином, и я не знаю, по какому из них поведут меня — как мне не плакать?!», т.е. он боялся, что его поведут в Геином, и надеялся на Ган Эден. И в агаде из Шмот раба (2:2) сказано: «Тот, кто хранит Тору, — вот перед ним Ган Эден. Тот, кто не хранит Торы, — вот перед ним Геином и т.д.» И в мидраше Ваикра раба (32:1) сказано: В час, когда праведники поднимаются из Ган Эдена и видят нечестивцев, караемых в Геиноме, их души радуются — в тот час они прославляют и благодарят Святого, благословен Он, за страдания, которые Он обрушил на них в этом мире, как написано (Йешая 12:1): «И скажешь ты в тот день: благодарю Тебя, Ашем, за то, что Ты гневался на меня» (ибо страдания этого мира избавили их от кар Геинома и позволили удостоиться услады Ган Эдена).

79) И в агаде о раби Йеошуа бен Леви (Ктубот 77б) говорится, что когда пришло его время умирать, он сказал ангелу смерти: «Покажи мне моё...

----------------------------------------------------
*если вам интересно - скажите... и я продолжу