Кончака - степная красавица

Лариса Черепанова 2
                Исторические миниатюры.


А ее желания  о том, хочет ли она выйти замуж за этого человека, никто  и не спрашивал. Было сказано: «Готовься, замуж выходишь». И все. Жениха Кончака видела только издалека.  Она знала, что он русский князь, что к ее брату хану Узбеку приезжает, а зовут его Юрий Данилович. Высокий рыжеволосый и с бородой такого же цвета. Приехал, и вот уже два года живет здесь. Зачем? Наверное, как и все остальные, приехал, чтобы получить ярлык на княжение.  Получил, пусть к себе возвращается. Но этот почему-то решил жениться и породниться с ее братом и их ханским родом.

Хорошо стать зятем чингизитов. Велик и грозен ее брат – хан Узбек. Многие боятся его. Правильно делают. Хана должны уважать. А без страха какое же уважение. Пойти к брату и сказать, что ей не хочется выходить за русского, пусть даже князя . Но  нельзя подойти и спросить: «Зачем он ее чужеземцу отдает»? Нельзя, чтобы пустяковыми вопросами отвлекали хана от дел. Пошла к матери, плакала горько, но понимала, что ее судьба решена. Нельзя против воли хана идти, даже если это твой брат.

- Так положено, -  ответила мать,  - девочки всегда должны замуж выходить, вот только нашего желания никто не спрашивает.
- Не хочу за него,  - отозвалась девушка,  - он чужой, из какого-то странного княжества, я хочу здесь остаться. Где она эта Московия, кто знает?

Она потупила голову, чтобы взгляд не выдал ее тайну. Давно Кончака засматривалась на молодого воина из войска брата. Как был хорош этот юноша, взгляд горит, в седле сидит великолепно. Молодой, стройный, красивый, смелый. Девушка знала, что тоже нравится ему, но никогда им не быть вместе, ведь она сестра хана, она из рода царского, а он обычный воин. Кончака даже имени его не знала. Страшно было расспросить про парня, боялась своим поведением гнев брата вызвать. Ведь Узбек горяч, что не по его воле сделано – сразу голову рубит. Одно только парню оставалось, биться храбро, так может и до темника дослужиться сможет. А темник – это уже многое значит. Вот только одно страшно, пока он чина дождется, выдадут его красавицу замуж за другого.

Понимает девушка, что нужно смириться. Не она первая в чужие земли замуж выходит, не она последняя. Подчинилась воле брата.

Вот и встреча с будущим мужем. Посмотрела Кончака на него, взрослый какой. (На самом деле жениху было всего 35 лет, но для молоденькой восемнадцатилетней девушки он казался взрослым). Случалось, что и в орде девочек четырнадцати-пятнадцати лет отдавали замуж за взрослых мужчин, которые были на тридцать лет старше. Иногда они вторыми или третьими женами в семью уходили, но это было рядом и так привычно, а здесь в чужую страну ехать, да говорят еще и веру поменять нужно будет. Смотрит на него девушка и думает: «Как там сложится моя жизнь? Какой он этот князь, приехавший к нам?».

А князь между тем тоже невесту разглядывает. Ребенок совсем. У него своя дочь такая же. Жена умерла, а вот дочка осталась. "Вот и хорошо, что одного возраста,  может и подружатся",  -думает князь. А вслух ничего не говорит, улыбается только в пышные усы и густую бороду. Хан Узбек зорко наблюдает за гостем, он хочет понять, какое впечатление на князя произвела его сестра. Разумом все понимает, что о любви речи и идти не может, что его сестра заложницей отношений идет в эти чужие земли. Но так заведено, что мужчина воюет, а женщина его власть укрепляет. Зато можно будет с сестрой отправить в Московию своих людей, сопровождение выставить, а на самом деле с князем Владимирским посчитаться. Давно затаил он на него обиду. Гордец. А гордость Узбеку не нужна. Он сам горд, а от других кротости и повиновения ищет.

Отдает свою сестру в великое княжество московское. Княгиней будет, пусть живет и племянников ему рожает, а там видно будет, как дальше поступить.

Сыграли свадьбу, сначала здесь, по своим, по степным обычаям. Столы накрыли, кумыс, мясо, лепешки горячие. Невесту закутали в шелка,  лица не видать, в соседнюю юрту отвели. В мужской юрте праздник, пируют и веселятся, а она сидит в женской юрте и наказы старших слушает.
- Люби и почитай мужа своего.
- Что тебе господин твой говорить будет, никому не рассказывай.
- Не показывайте никому настроения своего, хорошо ли тебе или плохо, ты всегда улыбайся и будь одинаково спокойна.
- Роди сыновей мужу своему, дочь у него, по слухам, уже есть, пусть и сыновья будут. Пусть течет в них и наша кровь.
- Пусть твои сыновья станут такими же смелыми и отважными, как наши джигиты.

Услышала Кончака про джигитов отважных, загрустила, своего милого вспомнила. Только своего ли? Теперь у нее другой муж, зачем мечтать о том, что изменить невозможно.

Неделю праздновал хан Узбек.затем отправляет зятя в его княжество. Сестра  уже вещи собрала, на лошадей навьючили. Трех девушек разрешил Узбек с собой взять. Но главное, он отправляет вместе с ними отряд татарский, а возглавляет этот отряд Кавгадый.

Ох и непрост был этот Кавгадый. Он и сам бы с радостью в жены себе взял одну из сестер хана. Огромное желание у него отличиться, прославиться. Можно, конечно, в бою доблесть получить, но страшно плененным или убитым быть. Кавгадый избрал для себя иной путь: доносы, клевета, лесть перед ханом, жестокое отношение к окружающим. Едет в Московию, а сам думает, что бы ему еще такое сделать, чтобы денег побольше с княжеств собрать, чтобы самому власть неограниченную получить.

В Москве крестили Кончаку по православному обычаю, стала она теперь Агафья.  Нет прежней жизни, впереди одна неизвестность.
Надели на нее одежды непривычные, на голову кокошник, платье расшитое, на руки кольца. Посмотрит девушка в зеркало. Наверное, красиво, только непривычно ей все это.

С дочерью мужа своего подружиться не получилось. Искоса смотрит падчерица на свою мачеху. Понимает, что закон таков, овдовела князь, сразу же через сорок дней ему жену новую ищут, негоже князю великому вдовцом ходить. Ее отец и так задержался в своем вдовстве. Но хотелось бы свою, русскую мачеху, та и понятней будет и ближе, а эта говорит на каком-то птичьем языке. Учит язык русский, но не сразу у нее все получается.

Кончака, она ж теперь Агафья, тоже грустит, тоскует по сестрам своим, по жизни прежней. На людях молчит и улыбается, помнит наказы, которые ей старшие давали. А как одна останется, то слезы роняет. Муж ее все больше делами занят, вот теперь во Владимир собирается.

Упала в ноги к мужу:
- Возьми меня с собой, не могу я здесь одна оставаться.
- Не женское это дело, на войну ходить, дома сиди, смотри за порядком, вышивай или еще чем займись.
Но жена упросила князя взять ее с собой.

Взял себе на горе. И битва состоялась великая. 22 декабря 1317 года неподалеку от Бортенево состоялась битва. Вышли на бой тверские воины и разбили войско князя московского. В страхе бежал горе- князь с поля битвы. А следом за ним и Кавгадый со своими воинами бросился бежать. Не заметил князь, что жены его юной нет рядом, что брата младшего потерял, удирает, спасая свою жизнь.

Осталась одна Кончака, подъехали ратники князя тверского, отвезли ее к себе. Князь Михаил пожалел юную княгиню, понимал, что она никакого вреда ему и людям его причинить не может. Поселил ее в горнице хорошей, велел кормить изысканными блюдами. Но с каждым днем все хуже и хуже девушке становится. Примерзла она зимой, пока бой был, она из кибитки своей высунуться боялась, а мороз сильный был. В жару мечется Агафья. Говорит что-то на своем языке, а перед глазами воин из войска брата стоит. Ласково так смотрит он на Кончаку и говорит ей:
- Джанум, милая, никому тебя в обиду не дам.

Знает она, что «джанум» только самым любимым девушкам говорят.
Сообщили князю Михаилу, что совсем плоха княгиня, из орды приведенная. По- татарски что -то говорит, а о чем непонятно.  Разрешил князь к ней в горницу из своих татарочек прислать. Нашли они такую,  Кавгадыя служанка. Она то и находилась последние дни возле княжны, она и сообщила о ее смерти.

Так и закончился жизненный путь Кончаки, внучки Менги Тимура, принцессы рода Чингизидов, племянницы хана Тохты, родной сестры самого хана Узбека. Много бед принесла ее смерть. Ожесточился хан Узбек, сам поход на земли русские возглавил. Все сметал на своем пути. До Вязьмы дошел и почти полностью сжег город. Не в силах он был свой гнев  остановить. Но это уже совсем другая история.