Немного о психологии закаливания

Рафаэль Гимаев
     Надо ли заниматься закаливанием? Да - скажет большинство! Но реально, лишь немногие дружат с холодом. Проще закутаться в теплые одежды. И никакой мороз не страшен. Ну, а если заболел, в аптеках полным-полно всяких «колдрексов» и аэрозолей для носа. Правда, нет гарантий, что не простудишься в очередной раз.

     Может показаться, что как бы осуждаю тех, кто любит тепло одеваться и часто болеет. Вовсе нет.

     Просто хочу на реальном жизненном примере, показать, что можно начать жить по другому!

     Знаю одного человека, который давным - давно сам был «хроником» - не вылезал из болезней. Его «лучшими друзьями» были ангины, гайморит и бронхит.

     Предоставим слово ему…

     «История моя банальна. Рос слабым, болезненным. По воспоминаниям взрослых, которые меня окружали, был я «бледным, худым и сопливым».

     К окончанию школы в моём «активе» были пневмония, гайморит, бронхит и жуткая аллергия на холод – «крапивница». Вот с таким грузом я и поехал на учебу в Казань. Перемена места жительства, трудности студенческой жизни, еще больше сказались на моем здоровье. Я просто не вылезал из «болячек

     Честно говоря, такая жизнь мне очень надоела! И я стал думать, как мне выбраться из этой западни.

     Не зря говорят - когда ученик готов, всегда находится учитель! В районе, где я жил в то время, я часто встречал на улице здоровенного дядьку, который зимой и летом ходил в одной рубашке.

     Когда он шествовал по улице в лютый мороз, зрелище было то еще!.. Не знаю, что думали  по его поводу удивленные прохожие. Я же всегда провожал его восхищенным взглядом! И завидовал ему.

     И вот настала осень. Я студент третьего курса. Не без «мандража», но преисполненный решимости, я пошел на занятия в одной рубашке. Не скажу, что всю дорогу мне было комфортно. Но меня «грело» сознание того, что я наконец то решился коренным образом  изменить свою жизнь! Кроме того, в некоторой степени, мне было приятно внимание прохожих, которые с удивлением смотрели на меня.

     Похвастать приятной наружностью, увы, я не мог.

     С упорством обречённого, я проходил в рубашонке до первых заморозков. И с удивлением констатировал, что не «подхватил» даже насморка.

     До зимы проходил в легкой куртке. А зимой в осеннем пальто. Лишь в сильные морозы одевал дублёнку. Дополнительным закаливающим фактором был контрастный душ, который я принимал по утрам.

     Про гайморит, холодовую «крапивницу» и бронхит забыл. Во время эпидемий гриппа, еще не выпадал из категории болящих. Но через два года, эта напасть стала обходить меня стороной.

     Заметил, что процессы в моём организме каким-то образом перестроились. Мне стало тяжело находиться в жарких помещениях. Про нижнее бельё, теплые свитеры, шарфы и думать не мог.

     До первого льда, купался в озере. Очень хотелось продолжить купание и зимой, но в силу обстоятельств, я себе этого позволить не мог.

     В какой-то степени я компенсировал это упущение в домашних условиях. В нашем районе, водопроводная вода была из скважины – на удивление холодная.

     Я наполнял полную ванну и ложился. Первое время хотелось тут же выскочить из воды, но я терпел. И заканчивал процедуру, когда тело начинало «гореть».

     По вечерам начал бегать. Сначала по два-три километра. Затем увеличил дистанцию до двенадцати километров. Зимой бегал по пояс обнаженным - по примеру незабвенного М.М. Котлярова – зачинателя русского «закалбега»!

     В последние годы в качестве закаливающей процедуры использую хождение босиком по снегу.

     На стопах ног расположено множество холодовых  рецепторов. 

     И биологически активные точки - проекция всех органов нашего тела. Таким образом, воздействуя холодом на стопы, вы оказываете благотворное влияние на весь организм сразу!

     Для тех, кто захочет последовать моему примеру, несколько советов. Не забываете о принципе постепенности. Время экспозиции увеличивайте не спеша – с одной минуты! Главное для вас – решиться!

     Если появится заложенность носа, озноб – не пугайтесь. Со временем всё это пройдет. Вернувшись, домой с улицы, подержите ноги в теплой воде.

     При сильном морозе и ветре будьте внимательны. Не ставьте «рекордов». Можете отморозить пальцы ног. Для некоторых, хождение по снегу, может стать этапом на пути к экстремальному виду закаливания - моржеванию.

     Кто-то может сказать - есть ведь и метод П.Иванова.

     Согласен! Прекрасный вид закаливания. Но для некоторых он неудобен по ряду причин.

     Впрочем, каждый выбирает то, что ему по душе!

     Завершая, вот что хочу сказать. Главное - желание и решимость. Самое  трудное – преодолеть навязанные с детства стереотипы мышления, принявшие форму убеждений.

     Многие в детстве слышали от родителей – «не промочи ноги – заболеешь!».
     Или – «Не ешь малиновое варенье перед выходом на улицу - простудишься!»..

     Всё это – не что иное, как негативное программирование! Сказанное воспринимается детьми без всякой критики. Иначе и быть не может. Ведь родители для ребёнка – главный авторитет и пример для подражания!

     И повзрослев, многие так и придерживаются этих весьма спорных убеждений!»…

     Вот такая исповедь. Выводы, как говорится, делайте сами! А я желаю всем крепкого здоровья!

     Рафаэль Гимаев