Евангелие на водосвятии

Кастор Фибров
.

     Ин. 1-4:
     После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифесда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.


     Неоднократно слышав этот евангельский текст, кажется, невозможно не задаться вопросом о том, отчего исцеление получал лишь один, тот, кто успевал войти в воду первым... Какая мысль в таком Промышлении Божием? Отчего в купальне, называемой Вифесда, что значит дом милосердия, исцеление получал лишь тот, кто первым... Разве здесь должно быть соревнование? Соперничество? В чём оно? И в чём тогда милосердие – ведь этот источник – «дом милосердия»?
     Быть может, это можно попытаться понять так...
     Но начать попытаемся с конца. Апостол Иоанн повествует в своём евангелии ещё об одной купели, или купальне. Стоит заметить также, что это слово – купель, купальня в евангелиях встречается только у апостола Иоанна.
     Та другая купель, о которой говорит Иоанн, называлась Силоам, что значит «послан»... Надо ли произносить, что и это название – «говорящее»? И в чём тогда «посланничество» тех, кто послан туда? А послан туда был слепой от рождения, который там исцелился... Но не силой источника, а чудом Христовым. И этот слепой и неучёный человек оказался вдруг мудрее самых учёных из фарисеев и книжников... И если мы, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, можем видеть себя в тех хромых, сухих, слепых, прокажённых и прочих, то в чём тогда наше «посланничество»? Как мы можем подражать этому слепому? В чём мы посланы опережать друг друга?
     Апостол Павел говорит об этом так: «...будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте...» (Рим. 12, 10).
     Или лучше привести слова Христовы: «...кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом...» (Мф. 20, 27) И ещё: «...кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих...» (Лк. 22, 27-28).
     Значит, вот образ первенства, показанный нам Христом.
     Но совершить его мы можем лишь тогда, когда пойдём глубже, чем предварение друг друга в почтительности, служении и любви. И это более глубокое даёт начало служению любви, без чего оно не имеет ни правдивости, ни силы. И об этом как раз и можно услышать в евангелии о «доме милосердия».
     Как нам проявить это милосердие? И где...
     Наибольшая милостыня, которую мы можем подать нашим ближним, то есть всякому человеку, это то, что наиболее незаметно и буднично. Это купальня, где омываются от грязи жертвенные животные перед жертвой. Ведь она и называется «овчей купелью». Жертва милости... В чём мы можем первенствовать, чтоб это не было рвением и соперничеством? В нашей обыденности случаются с нами трения, недоразумения и подобное. Наши ближние и мы сами проявляем слабости, немощи. Но купель, в которой после крещения мы все омываемся, принося себя в ответную жертву Христу, есть покаяние. Итак, когда случается недоразумение, мы можем предварять брата в том, что первым найдём, в чём мы, именно мы, даже если и не мы начали конфликт, были повинны. Вот кто первый это найдёт, тот и получает этот дар – исцеление. И прозревает к посланничеству в служение любви. Это первенство в покаянии.
     О том есть замечательная история в одном из патериков. Были два монаха, спостники, сподвижники. Но однажды случилось между ними какое-то недоразумение. Так случилось, что тот, что был виноват меньше, быстрее почувствовал, что нужно примириться. И пошёл к брату, чтоб исполнить это благое намерение, прося притом Бога помочь. Каково же было его удивление, когда брат не только не захотел его слушать, но и вытолкал его взашей! Тогда пытавшийся примириться пошёл к старцу спросить, что он сделал неправильно, что Господь не помог ему и дело оказалось неуспешным. Ведь кажется, он делал всё правильно...
     Старец спросил его: «а что ты думал, когда шёл мириться?» Брат ответил: «ну, я думал, что нужно смириться, хотя и не я первым начал конфликт, и попросить прощения первому...» «Вот! – заметил старец. – В этом и была ошибка. Ты помнил о грехе брата. А попробуй теперь, когда пойдёшь к нему ещё раз, думать только о том, что сделал ты. И только за то, что ты сделал, и проси прощения».
И брат пошёл это исполнить. Он шёл и рассматривал свои действия. Только свои. И видел, что они были очень плохими. Когда он уже подходил к келье другого брата, он увидел, как тот выскочил из кельи к нему. Он уже ожидал, что опять получит взашей, как вдруг... выскочивший упал к нему в ноги, говоря: «Нет, брат, это ты прости меня! Это я виноват! Не знаю, что нашло на меня в тот раз...»
     Так они примирились.
     Возможно, эта история слишком идеальна, чтоб быть частой, но всё же правильное направление она показывает. Куда с рассудительностью и мирностью мы и можем двигаться. Но даже если не получается у нас предварить брата в принятии на себя инициативы к миру – мы помним, что в евангелии о расслабленном, безуспешно лежавшем при этой овчей купели долгое время, помог Христос.