Русская народная песня. Ч-Ч. 59 песен

Олег Данкир
Энциклопедия русской народной песни от восемнадцатого века до наших дней. 1612 песен
=========================

Час да по часу!!

Час да по часу день проходит,
Солнце зайдет в этот час.
Куда скрылся мой хороший,
С кем рассталась я вчера?

Куда скрылся мой хороший,
С кем рассталась я вчера?
Колокольчик его звонкий
Бьёт уныло под дугой.

Колокольчик его звонкий
Бьёт уныло под дугой.
Чуть заслышу звон тревожный,
Забьет сердце у меня.

Чуть заслышу звон тревожный,
Забьет сердце у меня.
Забьет сердце ретивое
Безысходною тоской.

Забьет сердце ретивое
Безысходною тоской.
Ах, зачем тоска-кручина
Меня, девку, извела?. .
+++++++++++++++

Час ослушной пробил для нас. Ослушная песня!!

Час ослушной пробил для нас.
Освободим себя со славой!
Злодеи вынудили нас
К расправе дружной и кровавой!
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
Да воля за труды.Пусть как единый человек
Вся Русь замученная встанет!
Освободим себя навек!
Земли родной на всех достанет.
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
Да воля за труды.
Довольно немцам пировать,
Довольно тешиться над нами!
Солдат и земство угнетать
С кнутом, плетьми и кандалами!
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
Да воля за труды.
Пас грабежами до сумы
Они довольно доводили!
Крестьянской кровью вдосталь мы
Родные нивы напоили!
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
Да воля за труды.
Довольно нас терзали зря,
Довольно стригли нас, как стадо
Не надо больше нам царя,
Чиновной сволочи не надо!
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
Да воля за труды.
Без полицейских и дворян
С собой управимся мы сами;
Рассудим все дела мирян,
Как встарь — землей да волостями!
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
И воля за труды!Сходись со всех сторон народ,
Всяк, кто за волю, будет с нами.
Солдаты, к нам!
Настал черед
Свободу отстоять штыками.
К оружию, друзья!
Сомкнемтеся в ряды!
Вперед! Вперед!
Нас ждет земля
И воля за труды.
1863 г. В сборнике указано, что песня пелась на мотив «Марсельезы».
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Часочек мне кажется за денёчек!!

Часочек мне кажется за денёчек,
Денёчек-то кажется за годочек.
А я за милым дружком не гонюся,
Гонится, душа моя, он за мною,
За мной, за девичьей красотою.
Спишу, спишу грамотку весёлую,
Пошлю ко другу служеньку молодую;
Сама бы пустилася, да боюся.
Пойду, пойду к батюшке, я спрошуся,
Сударыне-матушке доложуся:
Пусти, пусти, матушка, погуляти.
Гуляй, гуляй, дитятко, да недолго,
Не долгое времечко, ты, часочек.
Вечор у нас, дитятко, сваты были,
Хотят твою косыньку расплетати,
Буйную головушку расчесати.
Во сыром бору сосенка зелененька,
А я у вас, матушка, молоденька;
Руса моя косынька коротенька,
Умом-то я, разумом, ведь глупенька.
1877 г. У соболевского. Есть ещё десять других вариантов. Все записи 19 в.
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Чё те надо!!

Провожал ты меня из тенистого сада
Вдруг взяла тебя нервенная дрожь

Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам че ты хошь

Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам че ты хошь

Мы гуляли с тобой. Я ревела, ох, ревела
Подарил ты мне медную брошь

Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам че ты хошь

Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам че ты хошь

Не гляди на меня. Ой, не надо, не надо
И коленки мои не тревожь

Ты мне прямо скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам, че ты хошь

Ты мне прямо скажи, че те надо, че те надо
Может дам, может дам, че ты хошь

Проводил ты меня до заветной калитки
Не пропала твоя нервенная дрожь

Вот тогда я поняла, че те надо, че надо
Но не дам, но не дам че ты хошь

Вот тогда я поняла, че те надо, че надо
Но не дам, но не дам че ты хошь

Вот тогда я поняла, че те надо, че те надо
Но не дам, но не дам че ты хошь

Вот тогда я поняла, че те надо, че те надо
Но не дам, но не дам че ты хошь
+++++++++++++++

Чей ты, молодец!!

Чей ты, молодец?
- Зубовский купец.
- Где ты был?
- В Москве по миру ходил.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чек-и-чек-и, чекалдочки!!

Чек-и-чек-и, чекалдочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Сашинька на тележке
Щелкает орешки,
Орешки калены,
С Москвы привезены!
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Челавечи, раби божий!!

Челавечи, раби божий,
Ты надень, чилавечи, ризы чернаи,
Ты пади, чилавечи, ва чисто поли,
Ты молись, чилавечи, самаму Христу,
Самаму Христу, царю нибеснаму.
Ай взойдеть Михаила Архангел,
Кузьма-Димьян сы апостолы.
Вострубят они в трубы ва небесныя,
Все горы и долы пасравняются,
На гарах пристолы расставляющи,
На пристолах книги раскроющи,
А и наши грехи тяжкия объявющи.
Нильзя нам, грешныем, грехов патаить.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чем Варинька хороша!!

Чем Варинька хороша,
Чем Варвара пригожа?
Ай люли, ай люли, -
Чем Варвара пригожа?
Чем Варвара пригожа,
К офицеру подошла!
Ай люли, ай люли,
К офицеру подошла.
Офицер-то говорит:
Чем Вареньку подарить?
Ай люли, ай люли,
Чем Вареньку подарить?
Подарю я Вареньке
Башмачики аленьки.
Ай люли, ай люли,
Башмачики аленьки.
А еще я Вареньке
Я платочек аленькой,
Ай люли, ай люли,
Я платочек аленькой.
Совсем Варю снаряжу,
На гулянье отпущу!
Ай люли, ай люли,
На гулянье отпущу!
На гулянье отпущу,
Вслед за Варей погляжу!
Ай люли, ай люли,
Вслед за Варей погляжу!
Вслед за Варей погляжу,
Поцалую, обойму.
Ай люли, ай люли,
Поцалую, обойму!
==============
Тверская губ. Круговые, хороводные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Через леса, леса темные..!!

Через леса, леса темные
Пролегала дороженька,
Широки;м она не широ;ка.
По той по дороженьке
Мать дитя провожала,
Мать дитяти приказала:
– Ты живи, живи, мое дитятко,
На чужой дальней сторонушке,
Держи голову поклонную,
Ретиво сердце покорное!
– Сударыня, моя матушка,
Со поклону голова болит,
С терпения сердце высохло!
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Черёмуха!!

Под окном черемуха колышется,
Распуская лепестки свои.
За рекой знакомый голос слышится,
И поют всю ночь там соловьи.

Сердце девушки забилось радостно..
Как тепло, как хорошо в саду!. .
Жди меня, мой радостный, мой сладостный,
Я в заветный час к тебе приду.

Ой, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута, -
Жаль, что люди много говорят.

Прямо к речке тропочка проложена.
Спит мальчонка – он не виноват.
Я не буду плакать и печалиться,
Не вернется прошлое назад.

Под окном черемуха колышется,
Осыпая лепестки свои.
За рекой уж голоса не слышатся,
Не поют там больше соловьи..
+++++++++++++++

Чёрна чернобылка!!

Черна чернобылка
К горе припадала,
Пропойцу пытала:
Пропойца Ульяна,
Пропила свою чаду
За винную чару,
За одну вечеринку?
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чернобровая, похожа на мине!!

Чернобровая, похожа на мине!
Не пойдешь ли замуж за мине?
Лели! Ой-лей, али-лей
За миня ли, за молодчика,
За добрава молодца?
- Уж я думала-подумала иттить -
За тобою худа славушка лежить,
Што лежить, лежить не очень хороша.
Что ж ты ездишь по селам и городам,
Часто ходишь по царевым кабакам!
Очень пьян напиваешься,
Нада мною надругаешься.
Нада мною надругаешься,
Над отецкою дочерью.
Что велишь разувать и раздевать,
Расканалья, распоясывать,
Часты пуговки расстёгивати,
Шелковы петли раздергивати.
Уж я стала раздевать, разувать
Его стала лихарадка разбирать!
Уж я стала распоясывати -
Ево стало растарасывати.
Уж я стала расстегивать -
Ево стало раздергивать!
 Припев поется три раза после каждого двустишия. После второго
двустишия припев несколько изменен: "Ой-лей, али-лей", начало опущено. В
остальных случаях в рукописи припев обозначен цифрой 3.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чернобровой, черноглазой, молодец удалый!!

Чернобровой, черноглазой,
Молодец удалый,
Вложил мысли в моё сердце,
Зажёг ретивое!
Нельзя солнцу быть холодным,
Светлому погаснуть:
Нельзя сердцу жить на свете,
И не жить любовью!
Для того ли солнце греет,
Чтобы травке вянуть?
Для того ли сердце любит,
Чтобы горе мыкать?
Нет, не дам злодейке-скуке
Ретивого сердца!
Полечу к любезну другу
Осеннею пташкой.
Покажу ему платочек,
Его же подарок:
Сосчитай горючи слёзы
На алом платочке.
Иссуши горючи слёзы
На белой ты груди
Или сладкими их сделай,
Смешав со своими.
Воет сыр-бор за горою,
Метелица в поле;
Встала вьюга, непогода,
Запала дорога.
Оставайся, бедна птичка,
Запертая в клетке!
Не отворишь ты слезами
Отеческой терем;
Не увидишь дорогова,
Ни прежнего счастья!
Не ходить бы красной девке
Вдоль по лугу, лугу;
Не искать было глазами
Пригожих, удалых!
Не любить бы красной девке
Молодого парня;
Поберечь бы красной девке
Своё нежно сердце!

А. Ф. Мерзляков. 1830 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Чернобровый, черноглазый. Московские!!

Чернобровый, черноглазый,
Молодец хороший,
Вложил мысли, зажег мое сердце -
Не знаю, как быти;
Про такова любезнаго
Не могу забыти.
Ишел Ванюшка лужечком
Да искал следочка,
Не нашел Ваня следочка
Да стал ко тыночку.
Злы собаки набежали,
Ваню испугали.
Ваню, Ваню испугали -
Он прочь отшатнулся,
Песенки вороркнулся.
Услыхала любезная
Его голосочик,
Не стерпя свово сердечка,
Вышла на крылечко,
Она вышла на крылечко,
Молвила словечко:
- Не ходить было красавице
Вдоль по лугу, лугу.
Не любить было красавице
Холостаго парня.
Холостой парень - гуляка,
Он вор, забияка!
Я за то его любила,
Что порою ходит.
Поутру ходит раненько,
С вечера поздненько;
Чтобы люди не видали,
Соседи не знали.
Злы соседушки узнали,
Батюшке сказали,
Мому батюшке сказали,
Ванюшку связали.
Ваню, Ванюшку связали
В солдаты отдали.
==============
Московские.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чернобровый, черноокий!!

Чернобровый, черноокий,
Молодец удалой,
Полонил он моё сердце –
Не могу забыти.

Как понять такую радость,
Что мил меня любит?
Побегу ему навстречу,
Крепко обниму я.

Обойму я молодого,
Парня удалого.
Объясню свою любовь я –
Авось умилится.

Не ходить бы красной девке
Вдоль по лугу, лугу,
Не любить бы красной девке
Холостого парня.

Я за то его любила,
Что порой ходит:
Поутру раным-раненько,
Вечером поздненько.

Чтобы люди не сказали,
Ближние не знали, -
Про меня бы молоденьку
Отцу не сказали.
+++++++++++++++

Чёрные кудри, чёрные кудри за стол пришли..

А когда приедут от венца, тогда поется

Чёрные кудри,
Чёрные кудри
За стол пришли,
Русую косу,
Русую косу
За собой повели;
Чёрные кудри,
Чёрные кудри
Косу спрашивали:
– Русая коса!
Русая коса!
Али ты не моя?
– Чёрные кудри,
Чёрные кудри!
Я топерь твоя,
Я топерь твоя!
Я не батюшкина,
Я не батюшкина,
Я не матушкина!
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чёрные кудри, чёрные кудри за стол пришли..

Поется перед венцом, когда жених приедет за невестою и поведет ее за стол

Чёрные кудри,
Чёрные кудри
За стол пришли,
Русую косу
Русую косу,
За собой повели;
Чёрные кудри,
Чёрные кудри
Косу спрашивали:
– Русая коса!
Русая коса!
Али ты не моя?
– Я не твоя:
Еще батюшкина,
Еще батюшкина,
Еще матушкина!
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чёрный ворон!!

Чёрный ворон, что ты вьешься
Над моею головой?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой».

Под ракитою зеленой
Казак раненый лежал,
Он, стрелою прободенный,
Крест свой медный целовал.

Кровь лилась из черной раны
На истоптанный песок,
А над ним кружился ворон,
Чуя лакомый кусок.

«что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Иль добычу себе чаешь,
Я ж казак еще живой.

Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком,
А потом с тобою стану
Говорить все об одном:

Полети в мою сторонку,
Скажи матушке моей,
Ей скажи, моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей,
Ей скажи, моей любимой,
Что женился да на другой.

Взял невесту тиху, скромну
В чистом поле под кустом,
С нею здесь венчала сваха -
Сабля вострая моя.

Калена стрела венчала
Нас средь битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит,
Черный ворон, весь я твой.

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Иль добычу себе чаешь,
Черный ворон, весь я твой».
+++++++++++++++

Чирик, чирик воробей..!!

Чирик, чирик воробей,
Чирик молодой!
Залетел мой воробей
На чужу то сторонушку.
В Чернечкую.
И кто у нас холост,
Ище кто не женат?
Кузька холост ходит,
Кузька не женатый;
Он далече отъезжал,
От Калуги до Москвы,
До тестева до двора.
До тёщева терема,
До девичьей светёлки:
– Девушка, отворись.
Красавица, отопрись!
– Я бы рада отперлась, –
Я голову чесала,
Косу русую плела,
Приговаривала:
Кузьма сударь, воротись! –
– Я бы рад воротился, –
Мой добрый конь не стоит,
Буён ветер шляпу рвет,
Красное солнце лицо жжет.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что в спине? – Денежки!!

Что в спине? - Денежки!
- Кто сыпал? - Дедушка!
- Чем сыпал? - Ковшиком!
- Каким? - Золотым!
+++++++++++++++

Что вечор меня батюшка просватал..!!

Что вечор меня батюшка просватал,
Ох, далече, далече за Волгу,
За малого ребенка недоростка.
Недоросток по Волге гуляет,
В полуночи домой прибывает,
Поперек кроватушки ложится,
Невозможно к нему приступиться:
Я его хвать за сапог, а он меня в щеку,
А я хвать за другой, а он и в другую!
Залилась я молода слезою;
– Уж ты ляжь, недоросток, растянися,
Ни тебе бы мною поломаться,
Поломаться было бы иному,
Я которого в девушках любила,
Для которого хорошо ходила,
Бела умывалась,
Полотенчиком утиралась.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ж ты ходишь за мною!!

На тропинке
Луной запорошенной
Мы с тобой
Распрощались давно.
Что ж ты ходишь за мною,
Хороший мой,
Что ж ты снова
Стучишься в окно.
Что ж ты ходишь за мною,
Хороший мой,
Что ж ты снова
Стучишься в окно.

Ведь не я позабыла,
Оставила,
Сам решился
На выбор такой.
И не я тебя,
Милый, заставила
Целоваться
На свадьбе с другой.
И не я тебя,
Милый, заставила
Целоваться
На свадьбе с другой.

Я бы вышла к тебе
За околицу,
Только гордость
Моя не велит.
Если сердце моё
Успокоится,
У подруги твоей
Заболит.
Если сердце моё
Успокоится,
У подруги твоей
Заболит.

От тебя
Не закроюсь
Я ставнями,
Посиди у окна
Моего.
Только счастья
Чужого
Не надо мне,
Хватит мне
На мой век своего.
Только счастья
Чужого
Не надо мне,
Хватит мне
На мой век своего.
+++++++++++++++

Что за горе, за беда на доброго молодца!!

Что за горе, за беда на доброго молодца!
Уж я улицей иду - меня сон клонит;
Переулочком иду-дрема с ног валит.
Я пойду ли, молодец, вдоль по улице новой,
Я зайду ли, молодец, на почтовый двор.
На почтовом на дворе растворены ворота,
Растворены ворота, распечатаны стоят.
Я взойду ли, молодец, на высок, красен крылец,
Закричу я, молодец, громким голосом своим:
- Уж вы, слуги, мои слуги, слуги, верны кучера,
Вы подите-ко сюда, приведите мне коня!
Я пойду ли, молодец, во чисто поле гулять.
Уж я полем шел, за собою коня вел,
Коня воронова, кругом кованова,
Приоседланного, приобратанного;
Серебряны удила, шелковые повода;
У черкасского седла булатные стремена.
Как во чистыим во поле растет сыренькой дубок,
Растет сыренькой дубок, на нем сухонький сучок.
Как под этим под дубком шелкова трава росла,
Трава шелковая, цветики лазоревы.
Уж я выкормлю коня, уж я выглажу добра.
Привяжу свово коня я за сыренькой дубок,
... За сухонький за сучок.
Как под этим под дубком я раскину бел шатер,
Постелюшку постелю - подседельный войлочек.
В изголовье положу я черкасское седло;
Я с собою положу красну девицу - душу.
А сам лягу, молодец, на правой ее руке.
На правой ее руке, на белой ее груди.
Проспал, проспал молодец вплоть до белой до зари.
Я проснулся, молодец: при мне нету ничего:
Ни коня нет, ни седла, ни девушки, ни шатра.
Я пойду ли, молодец, вдоль зелена луга гулять.
Мне навстречу, молодцу, злой турчин скоро бежит.
Он кричит, он и свистит, что коней гонит поить.
На моем-то на коне красна девица сидит.
Прирастрепана у ней ее русая коса,
Призаплаканы у ней очи, ясные глаза.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что за песни, что за песни!!

Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, француз.
Золотые, удалые, не немецкие,
Песни русские, живые, молодецкие!
Молодецкие!
Как затянет, как зальётся
Православный наш народ,
Ведь откуда что берётся,
Прямо к сердцу так и льнёт.
Золотые, удалые, не немецкие,
Песни русские, живые, молодецкие!
Молодецкие!
Как споём про тёмну ночку
И про белые снега,
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Золотые, удалые, не немецкие,
Песни русские, живые, молодецкие!
Молодецкие!
Как споём про сине море,
И про матушку
Москву,
Про кручинушку и горе,
Про сердечную тоску.
Золотые, удалые, не немецкие,
В.Межевич. Народная переделка стихотворения «Русские песни». 1842 г.
Из народной драмы «Шлюпка». И. Оннуков. 1911 год.
+++++++++++++++

Что за речкою за быстрою..!!

Што за речкою за быстрою
Не ковыль трава зашаталася,
Зашатался добрый молодец
По чужой дальней сторонушке.
Сторона ль ты моя, сторонушка,
Чужедальняя, незнакомая!
Да не сам же я на тебя зашел,
Да не ворон меня конь занес:
Завела ж меня нужда крайняя,
Нужда крайняя, служба царская,
Служба царская, государская.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что затуманилась зоренька ясная!!

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой!
Что призадумалась, девица красная,
Очи блеснули слезой!
Жаль мне покинуть тебя одинокую,
Петел ударил крылом.
Скоро уж полночь.
Дай чару глубокую,
Вспень поскорее вином. Время!
Веди ты коня мне любимого,
Крепче держи под уздцы.
Едут с товарами в путь из Касимова
Муромским лесом купцы.
Есть для тебя у них кофточка шитая,
Шубка на лисьем меху;
Будешь ходить ты вся в злато залитая,
Спать на лебяжьем пуху.
Много за душу твою одинокую,
Много я душ погублю;
Я ль виноват, что тебя черноокую
Больше, чем душу, люблю!
1877 г. Переделка песни разбойников из поэмы «Муромские леса» (1831) А. Ф. Вельтмана.
+++++++++++++++

Что и Вера Никиту со крыльца провожала..!!

Что и Вера Никиту,
Ой, ряди, ряди!
Со крыльца провожала,
Ой, ряди, ряди!
Да ему наказала:
Ой, ряди, ряди!
– ПоезжАй, сударь, в субботу,
Ой, ряди, ряди!
Привези мне шкатунку,
Он. ряди, ряди!
Во шкатулке белильцев.
Ой, ряди, ряди!
Ты белильцев, румянцев,
Ой, ряди, ряди!
Мне белил порошковых,
Ой, ряди, ряди!
А румян то горшковых,
Ой, ряди, ряди!
Пятьдесят аршин лентов
Ой, ряди, ряди! –
Ты мне алых, тафтяных,
Ой, ряди, ряди!
Голубых разноцветных,
Ой, ряди, ряди!
Мне девушек дарити,
Ой, ряди, ряди!
А молодушек белити.
Ой, ряди, ряди.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что красотка молодая!!

Что, красотка молодая,
Что ты, светик, плачешь?
Что головушку, вздыхая,
К белой ручке клонишь?
Или словом, или взором
Я тебя обидел?
Иль нескромным разговором
Ввел при людях в краску?
Нет, лежит тоска иная
У тебя на сердце!
Нет, кручинушку другую
Ты вложила в мысли.
Ты не хочешь, не желаешь
Молодцу открыться,
Ты боишься милу другу
Заповедать тайну!
Не слыхали ль злые люди
Наших разговоров?
Не спросили ль злые люди
У отца родного;
Не спросили ль супостаты
У твоей родимой:
Чей у ней на ручке перстень,
Чья в повязке лента?
Лента, ленточка цветная
С золотой каймою,
Перстень с чернью расписною,
С чистым изумрудом?»
Не томи, открой причину
Слез твоих горючих,
Перелей в мое ты сердце
Всю тоску-кручину,
Перелей тоску-кручину
Сладким.поцелуем:
Мы гдвоем тоску-кручину
Легче растоскуем.
А.А. Дельвиг. (Романсы, Песни).
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что красотка молодая!!

Что, красотка молодая,
Что ты, светик, плачешь?
Что головушку, вздыхая,
К белой ручке клонишь?
Или словом, или взором
Я тебя обидел?
Иль нескромным разговором
Ввёл при людях в краску?
Нет, лежит тоска иная
У тебя на сердце!
Нет, кручинушку другую
Ты вложила в мысли.
Ты не хочешь, не желаешь
Молодцу открыться,
Ты боишься милу другу
Заповедать тайну!
Не слыхали ль злые люди
Наших разговоров?
Не спросили ль злые люди
У отца родного;
Не спросили ль супостаты
У твоей родимой:
Чей у ней на ручке перстень,
Чья в повязке лента?
Лента, ленточка цветная
С золотой каймою,
Перстень с чернью расписною,
С чистым изумрудом?
Не томи, открой причину
Слёз твоих горючих,
Перелей в моё ты сердце
Всю тоску-кручину,
Перелей тоску-кручину
Сладким поцелуем:
Мы вдвоём тоску-кручину
Легче растоскуем.
А.А. Дельвиг (1798 1831).
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Что мне она, не жена, не любовница. Узница!!

Что мне она,
Не жена, не любовница
И не родная мне дочь!
Так отчего ж её доля проклятая
Спать не даёт мне всю ночь?
Спать не даёт, оттого что мне грезится
Молодость в душной тюрьме;
Вижу я — своды. окно за решёткой,
Койку в сырой полутьме
С койки глядят лихорадочно-знойные
Очи без мысли и слез,
С койки висят чуть не до полу тёмные
Космы тяжёлых волос
Не шевелятся ни губы, ни бледные
Руки на бледной груди,
Слабо прижатые к сердцу без трепета
И без надежд впереди
Что мне она,
Не жена, не любовница
И не родная мне дочь!
Так отчего ж её образ страдальческий
Спать не даёт мне всю ночь?
1878 г. А. А. Фет. Стихотворение появилось в печати, по цензурным соображениям, без заглавия. Музыка С. И. Танеева. В революционной среде песня пользовалась большой популярностью.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что не ветр шумит во сыром бору!!

Что не ветр шумит во сыром бору,
Муравьев идет на кровавый пир
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить голову за
Россию-мать.
И не бурей пал долу крепкий дуб,
А изменник-червь подточил его.
Закатилася воля-солнышко,
Смертна ночь легла в поле бранное.
Как на поле том бранный конь стоит,
На земле пред ним витязь млад лежит.
Конь, мой конь, скачи в святой
Киев-град,
Там товарищи, там мой милый брат
Отнеси ты к ним мой последний вздох
И скажи: «Цепей я нести не мог,
Пережить нельзя мысли горестной,
Что не мог купить кровью вольности».
1907 г. Песня поэта-декабриста М. А. Бестужева посвящена восстанию Черниговского полка и руководителю этого восстания С. И. Муравьеву-Апостолу; написана в Сибири в 1830 году в день годовщины восстания.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что не сиз голубь по зарям летал!!

Что не сиз голубь по зарям летал,
Добрый молодец по Москве гулял.
Ою не так гулял, тяжело вздыхал:
"Мне не жаль, не жаль широка двора,
А мне жаль-то жаль зелена сада,
Во зеленом саду растет древьицо.
Кипарис-древо - родной батюшка,
Медовая яблонь - родная матушка,
Зеленая груша - молода жена,
Сучки, веточки - малы деточки".
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ни пыль в поле поднимается,

Што ни пыль в поле поднимается,
Ни туман с моря он качается,
Подымались с поля гуси-лебеди,
Гуси-лебеди, крылья у них белые.
Што один лебедь да йон оставаится,
Оставаится, не поднимется.
Йон повадился рано по зарям летать
Ко своей ли ко белой ко лебедушке.
- Уж ты, белая моя лебедушка,
Да игде ж твоё теплое гнездышко?
Што ни пыль во поле подымается,
Ни туман с моря, он качаится,
Подымались все казаченьки.
Как один казак оставается,
Он повадился поздно по ночам ходить
Ко своей душе, красной девушке.
- Уж ты, милая, ты моя раздушенька,
Покажи свою только короватушку,
А игде же она у тебя стоить?
- Середи двора она во тереме,
Караульничек в нем - родной батюшка.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ничуть-то ничего про мою хорошую!!

Что ничуть-то ничего
Про мою хорошую
Ничего не слышно.
Только слышно про хорошую,
Слышно - замуж вышла.
Замуж вышла расхорошая,
Все живет, скучает.
- Не скучАй, моя хорошая,
Сама виновата.
Виновата расхорошая -
Сама замуж вышла.
Я пойду ли, добрый молодец,
Пойду, погуляю.
Ко моей сударушке, добрый молодец,
Зайду, побываю.
Я спрошу ли, добрый молодец,
У своей сударушки:
- Уж и как, моя хорошая,
Живешь-поживаешь?
- Что плохое-расплохое
Мое житье без милого.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что пад крутинькай гарою..!!

Што пад крутинькай гарою,
Што пад каминнаю стяною
Пралягала тут в Крым дарожка.
Вот па етай па дарожки
Нету ходу, нету езду.
Толька ехала здесь павозка,
За павозкаю шли салдаты,
Салдатушки маладыя,
Маладыя новабранцы.
Все салдатушки идуть, плачуть.
Вот йядин салдат ни плача,
Напирёд всех забягая,
Сам во скрыпачкю играя,
Маладых салдат забавляя.
– Вот аб чем жа, братцы, плачтя?
– Вот и как жа нам ни плакать:
Наши домы апустели,
И ятцы с матерьми йястарели,
Малады жены йавдавели,
Малаи детушки асиратели.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что пониже было города Саратова!!

Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
Протекала, пролегала мать Камышинка-река;
Как с собой она вела круты красны берега,
Круты красны берега и зеленые луга;
Она устьицем впадала в Волгу матушку-реку;
Что по той ли по быстрине, по Камышинке-реке,
Как плывут тут, выплывают два снарядные стружка,
Хорошо были стружочки изукрашены,
Они копьями, знамены будто лесом поросли,
На стружках сидят гребцы, удалые молодцы,
Удалые молодцы, все донские казаки,
Да еще же гребенские, запорожские,
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Еще смурые кафтаны кумачом подложены,
Астрахански кушаки полушелковые,
Пестрядинные рубашки с золотым галуном,
Что зелен сафьян — сапожки, кривые каблуки,
И с зачосами чулочки, да все гарусные;
Они веслами гребут, сами песенки поют;
Они хвалят-вёличают православного царя,
Православного царя, императора Петра;
А бранят они, клянут князя Меньшикова;
Что с женою и с детьми и со внучатами
Заедает вор-собака наше жалованье,
Кормовое, годовое, наше денежное.
М. Чулков. 1770 г. Песня бытовала в разных вариантах в песенном быту XIX века. Имя князя Меньшикова заменялось иногда другим именем.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что свител месяц, то Денис у нас!!

Отец с матерью посаженые, при возвращении от венца, разрежут хлеб пополам, возьмут по половине и встречают жениха с невестой у ворот. Когда они взъедут на двор, посаженый отец возьмет у посаженой матери половину хлеба, сложит с своею, и поцелуются. На дворе все слезают с коней, жених высаживает невесту и ведет ее к крыльцу, на котором стоят отец с образом, а мать с хлебом солью, которыми благословляют, идут в избу и садятся за стол. Бабы заигрывают:

Што свитёл месиц –
То Динис ю нас,
Красная солнушка –
То Авдотьюшка яво,
Белая зорюшка –
То и свашинькя,
Чорныя варанья –
Паижанья яво,
Частый звёздушки –
То игрицы и вы.
То Денису песенка и проч .
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что смолкнул веселия глас. Вакхическая песня!!

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
А. С. Пушкин (1799 1837). 1826 г. Музыка А. Алябьева, А. Глазунова и др.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина!!

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына.
А через дорогу,
За рекой широкой,
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться.
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.
Переработка песни Сурикова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что так жадно глядишь на дорогу. Тройка. Краткий вариант!!

Что так жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем так бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед!.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий непрочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки
Разжигает убийственно кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
1877 г. Слегка изменённый и сокращённый текст песни Н. Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу».
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что так жадно глядишь на дорогу. Тройка. Полный вариант!!

Что так жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило, сердечко тревогу 
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем так бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий непрочь:
Вьётся ала# лента игриво
В волосах твоих, тёмных, как ночь.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки
Разжигает убийственно кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Пожила бы ты весело, вволю,
Жизнь была бы полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши подмышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни, появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони сыты, крепки и бойки,
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем коррет молодой.
1877 г. Переделка стихотворения Н. Некрасова «что ты жадно глядишь на дорогу» (1846).
+++++++++++++++

Что так скучно, что так грустно!!

Что так скучно,
Что так грустно,
День идет не в день.
А бывало,
Распевал я,
Шапка набекрень.
Эй вы, нули,
Что заснули?
Шевелись, гляди!
Вороные, удалые,
Гривачи мои!
С песней звонкой
Шел сторонкой
С Любушкой своей
И украдкой,
И с оглядкой
Целовался с ней.
Эй вы, нули,
Что заснули?
Шевелись, гляди!
Вороные, удалые,
Гривачи мои!
Мать узнала,
Все пропало,
Любу заперла
И из дому
За Ерему
Замуж отдала.
Эй вы, нули,
Что заснули?
Шевелись, гляди!
Вороные, удалые,
Гривачи мои!
Я другую,
Молодую,
Выберу жену:
В чистом поле
На просторе
Гибкую сосну.
Эй вы, нули,
Что заснули?
Шевелись, гляди!
Вороные, удалые,
Гривачи мои!
Время минет,
Кровь застынет,
Замолчит печаль.
Вороную, Удалую
Тройку только жаль!
Эй вы, нули,
Что заснули?
Шевелись гляди!
Вороные, удалые,
Гривачи мои!
Рыбинский рукописный сборник. Песня неизвестного автора.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что ты белая берёза!!

Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь.

Ты узнай меня, миленок,
По широкой полосе:
На мне платье голубое,
Лента алая в косе.

Только в доме украшенье,
Когда солнышко взойдет.
Только сердцу утешенье,
Когда миленький придет.

Мои щечки, что листочки,
Глазки, что смородинки..
ДавАй, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки!

Хоть огонь горит и жарко,
Но любовь – еще жарчей.
Хоть огонь водою тушат,
А любовь – нельзя ничем.
+++++++++++++++

Что ты ветка бедная, ты куда плывёшь. Плавающая ветка!!

Что ты, ветка бедная,
Ты куда плывёшь?
Берегись сердитое
Море; пропадёшь!
Уж тебе не справиться
С бурною волной,
Как сиротке горькому
С хитростью людской.
Одолеет лютая,
Как ты ни трудись,
Далеко умчит тебя,
Ветка, берегись!
Для чего беречься мне? 
Ветки был ответ. 
Я уже иссохшая,
Во мне жизни нет.
От родного дерева
Ветер оторвал;
Пусть теперь несёт меня,
Куда хочет, вал!
Я и не противлюся,
Мне чего искать?
Уж с родным мне деревом
Не срастись опять!
И. И. Мятлев (1796 1844). 1857 г. Мятлев известен как поэт-юморист.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Что ты девица, невесело сидишь!!

Что ты, девица, невесело сидишь?
Что ты, красная, печалишься, грустишь?
От тоски ты изменилась вся в лице.
Или тужишь об удалом молодце?
Ты напрасно перестань себя губить,
Пользы нет тебе неверного любить.
Вспомни, девица: родные у тебя,
Они любят тебя более себя.
Ты одна, как солнце красное, у них.
Опечалишь ты тоской своих родных. 
Я бы рада, перестала тосковать
И родных своих тоскою огорчать,
Но что ж делать?
Как мне друга позабыть?
Я умру, но буду милого любить!
М. Д. Суханов (1801 1842). 1828 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Что ты Маша, приуныла, призадумавшись, сидишь!!

Что ты Маша, приуныла, призадумавшись, сидишь?
Призадумавшись, сидишь, ничего не говоришь...
- Говорила я с подружкой, со любезной со своей;
- Веселитеся, подружки, к нам весна скоро придет.
Весна придет, солнце взойдет, сгонит снеги и мороз.
Расцветут в полях цветочки, все ракитовы кусты.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ты рано, травушка, пожелтела!!

Что ты рано, травушка,
Пожелтела.
Что вы рано, цветики,
Облетели?
Что ты так, красавица,
Похудела:
Впали алы щёченьки,
Побледнели.
Впали ясны оченьки,
Потускнели.
Не успели цветики
Распуститься,
Уж их злая засуха
Поедает.
Не успела я с дружком
Обручиться, 
Уж он меня, бедную,
Покидает,
Без поры, без времени
Убивает!
Только ль свету белого,
Что в оконце.
Только ль добрых молодцев,
Что изменщик?
Не тумань, голубушка,
Ясных очек,
Не слези, лебёдушка,
Алых щёчек.
Выбирай любимого
Из удалых 
По нраву приятному,
По обычыо,
По уму, во разуму
Да па сердцу!
Погляжу ль я на небо:
Звёздок много 
Да один во звёздочках
Светел месяц!
Загляну ль в зелёный сад:
Пташек много 
Да один во пташечках
Ясен сокол!
Взгляну ли на молодцев:
Добрых много 
Да не придут девушке
По обычью,
По уму, по разуму
Да по сердцу.
Н. Г. Цыганов (1797 1833). Музыка А. Варламова.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Что ты, голубь, невесело ходишь!!

Што ты, голубь, невесело ходишь?
- Как веселому мне быть?
Всего только двадцать голубков,
Одной голубки ж дома нет.
Во гостях ли голубка была,
Сладкую водочку с винцом пила.
Спод голубки ж руда-кровь бегит.
Знаю, знаю, хто голубку вбил -
Хто допрежь ее, сизую, любил.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ты, Дуня, приуныла!!

Что ты, Дуня, приуныла,
Призадумавшись сидишь?
Ты, бывало, гаварила
Сы падружкам сы сваим.
- Веселитеся, подружки,
К нам весна скоро придет.
Солнце взойдеть, сгонить снежки,
Сгонить снежки, с гор мороз.
Расцветут в поле цветочки,
Все лазоревы цветы.
Промежду этих цветочков...
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что ходил, гулял молодец, детинушка, парень молодой!!

Што ходил, гулял молодец, детинушка, парень молодой,
Да на том на детинушке халат новый, новый голубой,
Халат новый, голубой, черная шляпа со пером.
Да на том на молодчике александрийская новая рубашка,
Да на белых на рученьках перчатки белого серебра,
Да на резвых на ноженьках сафьяновы новые сапожки.
Што завидела девушка со свово высокого терема:
- Што ходи ж, ходи, паренечек, пойди, заночуй ко мне!
- Што боюсь, боюсь, девица, што всю ноченьку просплю.
- Да не бойся ж, мой милый друг, я сама рано устаю.
Сама рано устаю, тебя, милый, разбужу,
Уж да за вороты тебя провожу,
За вороты провожу, три соловечушка скажу.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что хочу Вам рассказать!!

Что хочу вам рассказать,
Рассказать, рассказать.
Довелось мне испытать,
Испытать, да!

Правды я не скрою,
Ох не скрою, нет не скрою.
Я познакомился весною
С одною дамой молодой

А у неё.

Дует-дует ветерок,
Ветерок-ветерок
Поддувает ветерок
Ветерок, да!

Дама меня обнимает,
Ох обнимает, ух, обнимает
И к себе в гости приглашает
Ну как тут было устоять?

Ведь у неё.

Дует-дует ветерок,
Ветерок-ветерок
Поддувает ветерок
Ветерок, да!

Прихожу я к ней домой,
К ней домой, к ней домой
Муж встречает вот такой!
Вот такой, да!

Муж меня встречает,
И обнимает, и прижимает
И вниз по лестнице спускает
А в ней ступенек шестьдесят!

Я летел, пел, пел:

Дует-дует ветерок,
Ветерок-ветерок
Поддувает ветерок
Ветерок, да!

Поломал все руки
Порвал все брюки, порвал все брюки
И после этой самой штуки
Я в гости к дамам не хожу

Ведь у них.

Дует-дует ветерок,
Ветерок-ветерок
Поддувает ветерок
Ветерок, да!
+++++++++++++++

Что цвели-то, цвели в поле цветики!!

Что цвели-то, цвели в поле цветики,
Цвели да поблекли.
Что любил-то, любил парень девушку,
Любил да покинул.
А посля-то того разбессовестный
В глаза насмеялся.
Да он снял, он снял с красной девушки
Шалевой платочик.
Со правой-то руки да с мизинчика
Золот перстенечик.
По Москве-то, Москве красная девушка
По Москве гуляла,
Она гербовый-то лист бумаги
Девка покупала,
Молодого она, ох, она писаря
Писать нанимала.
Молодому она ли губернатору
Просьбу подавала:
- Что суди-то, суди, эх, да судья грозный,
Суди нас по правде, суди по закону.
Что любил-то, любил парень девушку,
Любил да покинул,
Апосля того разбессовестный
В глаза насмеялся
Что при всем-то миру, при народе,
В большом хороводе.
Да вот снял он, снял с красной девушки
Шалевой платочик,
С правой-то руки, с мизинчика
Золот перстенечик.
- Что сама-то, сама красна девушка,
Сама виновата.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что цвели-то, цвели, цвели в саду цветики!!

Что цвели-то, цвели, цвели в саду цветики,
Цвели да завяли, цвели да завяли.
Что любил-то, любил, любил парень девушку,
Любил да покинул, любил да покинул.
Что покинувши парень девушку,
В глаза насмеялся, в глаза насмеялся.
Что сорвал-то, сорвал, сорвал парень с девушки
Шалевой платочик, шалевой платочик,
А еще-то сорвал, сорвал парень с девушки
Шелков поясочик, шелков поясочик.
Как во городе-то было, было во Саратове
Девушка гуляла, девушка гуляла.
Ах что красная закупочки
Она закупала, она закупала.
Ах что первая закупочка -
Шелков поясочик, шелков поясочик.
Что вторая-то закупочка -
Шалевой платочик, шалевой платочик.
И что третья-то закупочка -
Гербовой листочик, гербовой листочик.
Что на этом-то на листочке
Просьбу написала, просьбу написала,
Самому-то губернатору
Просьбу подавала, просьбу подавала.
- Ты суди-ка, суди, новый губернатор,
Суди по закону, суди по закону!
Не рассудишь по закону -
Подам сенатору, подам сенатору.
 В рукописи повторения отмечены цифрой 2.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что шумишь, качаясь, тонкая рябина. Рябина!!

Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну.
С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь;
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».
И. Суриков. (Романсы, Песни).
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Что это за садик, за зелен такой!!

Что это за садик, за зелен такой?
Что это за милый, за красавец такой?
Вложил мысли в мое сердце, пустил славушку худу,
Отец с матерью спознали, все соседи говорят,
Соседушки говорят, все девчоночку бранят:
- Стыдно, стыдно, девчоночка, поздно вечером гулять,
А еще, еще стыднее со молодчиком стоять!
Заплакала девчоночка, заплакала, залилась,
Мальчужечке жалко стало, стал девчонку унимать:
- Не плачь, милая моя, возьму замуж за себя!
Пойду к бабке-ворожейке девчоночка молода.
- Уж ты, бабка-ворожейка, сворожи мне поскорей,
Скажи правду про дружечка, чем мой милый нездоров?
Бает: милый простудился, поздно вечером гулял.
- Врешь ты, бестия-каналья, ты другую полюбил!
Чем она меня милее, чем пригожее меня?
Лицом белым не белее и бровями не черней.
Только тем она милее, что разумом поумней.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Что это за сердце, что это такое!!

Что это за сердце,
Что это такое,
Что ни днём, ни ночью
Не даёт покоя?
То забьётся пташкой,
Запертою в клетке;
То замрёт цветочком
На скошенной ветке.
Быть бы сердцу пташкой 
Чего б захотело?
Дать бы ему крылья 
Куда бы полетело?
Знаю я сторонку,
Где его зазноба.
Ах, туда бы летом
Полетели оба!
На той на сторонке
Теплей солнце греет, 
Там девица красна,
Как цвет маков, зреет!
Там в тёмные ночи
Не звёзды лишь светят, 
Там ясные очи
Приветливо встретят!
Приветливо встретят,
Ласково проводят.
Любезные речи
Тоски не наводят.
Н. Г. Цыганов (1797 1833). Музыка А. Варламова.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Что это не слышно Наны голосочка!!

Что это не слышно Наны голосочка?
Затяни нам песню, маленькая дочка!
Во саду-садочке
Выросла малина:
Солнце её греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла Нанинка,
Тётя её любит,
Маменька голубит.
У малютки Наны песенки-малюгки,
Малы, да пригожи, словно незабудки.
Л. Мей. Русняцкая песня. 1855 г.
+++++++++++++++

Чует, ноет мое сердце, ноет, занывает!!

Чует, ноет мое сердце, ноет, занывает,
Занывает мое сердце по милом дружечке.
Слала, слала полковница мягкую постелю,
Ждала, ждала полковница полковничка в гости.
Ждала, ждала девчоночка, не могла дождаться,
Поутру рано послышит - полковничек помер.
Помер, помер полковничек своей скорой смертью,
Оставалась полковница вдовой молодою,
Оставались малые детки, горькие сироты,
Оставался конь вороной с парадною сбруей.
Отошлю к царю сбрую, коня к атаману.
Коня ведут, тело несут, конь голову клонит.
Молодая полковница крупны слезы ронит.
Молодые сиротки (могилушку) роют,
Они роют и копают, домовище строют.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Чует, ноет мое сердце, чует, ноет ретивое!!

Чует, ноет мое сердце,
Чует, ноет ретивое -
Быть Ванюшечке в неволе,
Во рекрутском во наборе.
Взяли Ваничку, поймали
На новых его на сенях,
В (у) красной девки на коленях.
Взяли Ваничку, сковали,
Резвы ноженьки связали,
В Орел-губерню отправляли,
В прием Ваню приводили,
В станок Ваню становили,
Лоб Ванюшечке забрили;
От приема - ко присяге,
От присяги - к командиру,
От командира - на квартиру.
Вином Ваню напоили,
Спать Ванюшу положили.
Спи, Ваничка, просыпайся,
На перекличку собирайся!
Вставал Ваня, просыпался,
За русы кудри хватался,
Горючьми слезьми залился:
- Уж ты, воля, моя воля,
Обратилася в неволю
Ко рекрутскому набору!
Вставал Ваня, одевался,
На перекличку собирался,
С переклички к командиру:
Отпрошусь я на неделю,
Отплачу свому злодею,
Свому прежнему соседу,
Уездному казначею.
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++