Зеркальная комета

Лев Казарновский
Пьеса для детей

Действующие лица:

АРТУР
АСТРОНОМ, ДВОЙНИК

СЦЕНА 1

На сцене рассыпаны камни различной величины. Астроном смотрит на небо в подзорную трубу.  Появляется Артур, с любопытством останавливается рядом.

АРТУР. Послушайте, а что вы тут рассматриваете?
АСТРОНОМ (отмахивается). Не мешай, мальчик!
АРТУР. Я не мешаю. Я только спрашиваю
АСТРОНОМ. Не надо ни о чем спрашивать. Ты меня отвлекаешь от дела.
АРТУР (удивленно). От чего?
АСТРОНОМ. От наблюдения за небом.
АРТУР (насмешливо). Вы это называете делом?
АСТРОНОМ. А чем же еще?
АРТУР. Откуда я знаю. Когда я смотрю на небо, мама всегда говорит: «Артур, хватит заниматься ерундой!»
АСТРОНОМ (возмущенно). Как?! Глупый мальчишка! Ты хочешь сказать мне, астроному, что я занимаюсь ерундой?
АРТУР. Это не я говорю. Это моя мама так считает.
АСТРОНОМ. Откуда она может знать, чем я тут занимаюсь? Она меня даже не знает. 
АРТУР. Так  я же объясняю, она не вас имеет в виду, а меня.
АСТРОНОМ. Ах, тебя! Ну тогда, все правильно!
АРТУР. Что значит, правильно? Выходит, когда вы, взрослые, чем-то занимаетесь, - это дело, а когда мы, так это ерунда.
АСТРОНОМ. Но я же не просто смотрю, от нечего делать. Я наблюдаю за кометами с научной целью.
АРТУР. Как это?
АСТРОНОМ. Например, в данный момент я изучаю хвост одной кометы.
АРТУР (с недоумением). Хвост?
АСТРОНОМ. Да, хвост. Но это только так называется. На самом деле это продолжение той же кометы, хотя каждая частичка движется отдельно от нее. Впрочем, тебе этого не понять.
АРТУР. Что ж тут непонятного? Хвост собаки - тоже продолжение той же собаки, хотя может двигаться отдельно от нее. 
АСТРОНОМ. Да? Интересное наблюдение! В чем-то ты прав. В принципе, для нас, ученых, все равно за чем наблюдать – за собакой или ее хвостом. Из маленьких кусочков всегда можно составить целое.
АРТУР. А кометы тоже умеют вилять хвостом? 
АСТРОНОМ. Конечно, нет.
АРТУР. Жалко. Я бы с удовольствием за этим понаблюдал. Например, подлетает комета к знакомой звезде, и хвост – туда-сюда. 
АСТРОНОМ. Мальчик, не надо фантазировать. Мы, астрономы, изучаем только реальные космические явления, а не вымышленные.
АРТУР. Хорошо! Значит, если я скажу маме, что смотрю на небо с научной целью, она позволит мне сколько угодно это делать?
АСТРОНОМ. Этого я не знаю! Извини, мальчик, но мне нужно продолжить наблюдение. Комета в любую минуту может врезаться в Землю.
АРТУР. Да ну?
АСТРОНОМ. Точно. И последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Например, на этом месте окажется огромная дыра.
АРТУР. И вы никому об этом не сказали?
АСТРОНОМ. Я хотел это сделать. Но ты знаешь, как люди относятся к нам, астрономам? Так же, как твоя мама. И только, когда комета столкнется с Землей, все вспомнят обо мне, но будет поздно.
АРТУР. А увернуться никак нельзя? 
АСТРОНОМ. Избежать столкновения с кометами человечество пока не научилось.
АРТУР. Так может надо убежать побыстрее отсюда?
АСТРОНОМ. Не поможет. Неизвестно, где именно произойдет столкновение.
АРТУР. Что-то мне это все не нравится!
АСТРОНОМ. Глупый! Ты присутствуешь при уникальном космическом явлении. Такая удача бывает раз в жизни.
АРТУР. Действительно?
АСТРОНОМ. Это я тебе говорю, как астроном.
АРТУР. Тогда можно, я тоже постою рядом и посмотрю как мы врежемся.
АСТРОНОМ. Смотри, только не мешай мне.
АРТУР (смотрит вверх). Но я ничего не вижу!
АСТРОНОМ. Это потому что кометы очень маленькие. Их видно только в подзорную трубу.
АРТУР. А можно мне взглянуть на нее хотя бы одним глазком.
АСТРОНОМ. Хорошо! Только быстро. А я пока занесу свои наблюдения в блокнот, чтобы предъявить их потом на ученом совете. (Передает Артуру подзорную трубу). Теперь видишь?
АРТУР. Да! Чей-то большой палец.
АСТРОНОМ. Ох, извини, это мой палец. А теперь?
АРТУР. Ага! Вижу комету! Ой, какая она маленькая.
АСТРОНОМ. Ну вот и наблюдай за ней. Только молча.
АРТУР. Хорошо, молчу!
АСТРОНОМ. Это только эти болваны из научного общества считают, что никакой опасности комета не представляет. А сейчас мы увидим кто из нас прав?
АРТУР (показывает рукой вверх). Ы-ы! 
АСТРОНОМ (поворачивается к Артуру).. Ты чего тут мычишь?
АРТУР (продолжает жестикулровать). Ы-ы! Ы-ы!
АСТРОНОМ. Я не понимаю, чего ты хочешь? 
АРТУР (отчаянно жестикулирует). Ы-ы! Ы-ы! Ы-ы!
АСТРОНОМ. Какой-то ты странный мальчик. Стой спокойно, не дергайся! 
(Раздается громкий звук и удар. Астроном  падает). 
АРТУР. Ой, что с вами? Вы живы?
АСТРОНОМ (ощупывает себя).  Трудно сказать! Кажется, нас шандарахнуло кометой. Ты что-то видел?
АРТУР. От кометы отвалился камень и свалился вам на голову!
АСТРОНОМ. Ты уверен?
АРТУР. Конечно! Я видел это собственными глазами.
АСТРОНОМ. А если видел, то что ж меня не предупредил?
АРТУР. Вы же сами запретили мне говорить.
АСТРОНОМ.  Значит, столкновение все-таки произошло? (Торжествующе). Наконец-то мне удалось посрамить своих коллег. Надо срочно найти этот камень. Это же бесценная научная находка.
АРТУР. Где его тут найдешь? Здесь столько всяких камней.
АСТРОНОМ. Он не мог далеко улететь.   
АРТУР. А как его отличить от других камней?
АСТРОНОМ. Раз он неземного происхождения, значит и вид у него должен быть неземной.
АРТУР (поднимает какой-то камень). Это не он?
АСТРОНОМ. Ты что, издеваешься? Это же обыкновенный булыжник.
АРТУР Ну не знаю, здесь все такие. Никаких неземных камней я не вижу.
АСТРОНОМ. Ищи лучше! Не мог же он под землю провалиться.
АРТУР. Почему бы и нет? От головы отскочил и сквозь землю ушел. 
АСТРОНОМ (обиженно). Что ты хочешь этим сказать? Что у меня голова непробиваемая?
АРТУР. Да ничего я не хочу сказать! Вообще-то мне надо идти.
АСТРОНОМ. Куда?! Ты не хочешь осчастливить человечество величайшей научной находкой?
АРТУР. Скоро у нас в школе начинается важный футбольный матч. Меня уже ждут, ведь я капитан команды.
АСТРОНОМ. Ну и уходи, раз гонять какой-то дурацкий мяч тебе важнее, чем открывать тайны Вселенной.
АРТУР. Вселенная может подождать. А футбол нет.
АСТРОНОМ. Невежественный ребенок. Не понимает разницы между явлениями космического порядка и каким-то футболом.
АРТУР. Не обижайтесь, но, по-моему, гонять мяч интереснее, чем ковырятся с какими-то камнями. (Ударил ногой камень, на котором сидел Астроном). 
АСТРОНОМ (всполошившись). Что ты сделал?
АРТУР. Я? Ничего!
АСТРОНОМ. Как ничего? Ты ударил ногой по камню!
АРТУР. Ну и что?
АСТРОНОМ. Это же то, что мы ищем! Осколок кометы!
АРТУР. С чего вы взяли?
АСТРОНОМ. Мне ли не знать, как он выглядит! Да я на них не одну собаку съел.
АРТУР. Да ну?
АСТРОНОМ. Не в прямом смысле слова, конечно.
АРТУР. А-а! А то я уж подумал...
АСТРОНОМ. Потрясающе! Фантастика!
АРТУР. Что вы так разволновались? Не из золота же он.
АСТРОНОМ (восторженно). Ты посмотри, это же сенсация! У него зеркальная поверхность! Значит, он упал с зеркальной кометы!
АРТУР. Такие тоже бывают?
АСТРОНОМ. Да! И там могут быть и зеркальные формы жизни.
АРТУР. Как это?
АСТРОНОМ. Еще не знаю! Но чувствую, я на пороге большого открытия. Ну-ка, посмотри, что в нем отражается?
АРТУР. Мое отражение, естественно. Что же еще?
АСТРОНОМ. Ты уверен?
АРТУР. Конечно!
АСТРОНОМ (торжествующе). А я думаю, это вообще не ты.
АРТУР. А кто же?
АСТРОНОМ. Твой зеркальный двойник!
АРТУР. Ха! Ну, вы и придумали!
АСТРОНОМ. Да-да-да! Вполне возможно! Это моя новая теория. Она только что пришла мне в голову! На зеркальной планете должны жить наши двойники!
АРТУР (иронично). У вас голова больше не болит?
АСТРОНОМ. Нет, а что?
АРТУР. Мама правду говорит: смотреть на небо – только зря тратить время! Держите свое открытие. А я пошел! (Толкает камень.  Яркая вспышка).

СЦЕНА 2

Артур находится на том же месте, а вместо Астронома – его Двойник.

ДВОЙНИК. Здравствуйте, молодой человек!
АРТУР (язвительно). Вроде, виделись недавно.
ДВОЙНИК. Меня ты никак не мог сегодня видеть.
АРТУР. Да? А с кем же я разговаривал только что?
ДВОЙНИК. Во всяком случае, не со мной. Поэтому – добрый вечер.
АРТУР. Подождите, как вечер? Что вы меня разыгрываете? Как будто я не знаю - когда утро, а когда вечер! У меня, между прочим, часы на руке имеются.
ДВОЙНИК. Часы – самое бесполезное устройство на свете. Для тебя сейчас утро, а в это же время у кого-то ночь.       
АРТУР. Знаю, знаю, но для этого надо уехать куда-то очень далеко. А мы с вами все время находимся на одном месте и никуда не двигались.
ДВОЙНИК. Ты ошибаешься. Мы с тобой несемся с огромной скоростью.
АРТУР. М-да, удар по голове, вы, видно, получили хороший.
ДВОЙНИК. Почему ты мне не веришь?
АРТУР. И про свою зеркальную комету, которую вы каждый день рассматриваете, тоже ничего не знаете?
ДВОЙНИК. Ну что ты! Я ее неплохо изучил.
АРТУР. Ага! Хоть в чем-то у вас не отшибло память. А меня не помните?
ДВОЙНИК. Тебя – нет!
АРТУР. Теперь понятно, почему никто не верит в ваши открытия. Я им тоже не верю. (Собирается уходить).
ДВОЙНИК. Ты куда?
АРТУР. У нас футбольный матч вот-вот начнется, все меня ждут, а я тут время зря теряю. (Подходит к  к краю сцены . С испугом). Ой! Откуда здесь взялась эта яма.
ДВОЙНИК. Это не яма. Дальше – пустота.
АРТУР (испуганно пятится). Опять ваши глупые теории?
Двойник. Да нет, я здесь не при чем. Она всегда здесь была.
АРТУР (в панике). Здесь всегда была дорога! Куда она делась?   
ДВОЙНИК. Теперь ты понял, что находишься на чужой комете?
АРТУР. Хватит говорить загадками! Объясните, наконец, что со мной произошло?
ДВОЙНИК. Наша комета слишком близко подлетела к Земле. И во время движения от нее оторвался камень. И если кто-то неосторожно направил свое отражение на камне к нам, происходит мгновенный обмен – наш человек попадает к вам, а его двойник - к нам.
АРТУР (изумленно). Вы хотите сказать, что полчаса назад я разговаривал с вашим отражением?
ДВОЙНИК. Может быть! 
АРТУР. Я – на зеркальной комете?! Это невозможно!
ДВОЙНИК. Поверь, я говорю правду.
АРТУР. Но я  не мог сюда сам попасть! Значит, вы меня похитили!
ДВОЙНИК. Я?!
АРТУР. Да! Я слышал, что инопланетяне иногда похищают людей!
ДВОЙНИК. Какая глупость! Зачем вы нам нужны? У нас своих таких же полно.
АРТУР. Я так просто не сдамся! Так и знайте!
ДВОЙНИК. Послушай, я тебе не собираюсь делать ничего плохого.
АРТУР. Предупреждаю, сделаете в мою сторону хоть один шаг, расколочу все ваши зеркальные камни!
ДВОЙНИК. Ну вспомни, что произошло с тобой, перед тем как ты попал сюда?
АРТУР. Со мной ничего. А вот вы или ваше отражение, не знаю, кто именно, получили камнем по голове. Вот и все!
Двойник. А что произошло дальше?
АРТУР. Дальше вы оба сошли с ума. Один стал доказывать, что в зеркале отражаюсь не я, а кто-то другой. А вы... Впрочем, кто вы такой, я еще не понял, но лучше, если бы вы тоже оказались сумасшедшим.
ДВОЙНИК. Ты брал камень в руки?
АРТУР. Да. Но почти сразу отфутболил его вам. То есть, простите, тому, кто очень на вас похож.
ДВОЙНИК. Ну, вот видишь, все и объяснилось. В этот момент ты повернул зеркальную поверхность в сторону нашей кометы. Ты оказался здесь, а твой двойник на твоем месте. Как видишь, я тут совершенно не при чем.
АРТУР (в отчаянии). Так что, он теперь будет жить там вместо меня, а я - лететь непонятно куда?
ДВОЙНИК. Ты разве не любишь путешествовать? Это ведь гораздо интереснее, чем сидеть дома.
АРТУР. Путешествовать люблю. Но не на огрызке же камня.
ДВОЙНИК. Зря ты так презрительно называешь нашу комету. Можно жить на огромной планете и умирать от скуки. А можно – на маленьком островке, и жить полноценной жизнью.
АРТУР. Скажете тоже! Ни с кем не пообщаться, ни с кем не поиграть.
ДВОЙНИК. Ну, общения везде хватает. Знаешь, кто только не прилетал ко мне в гости. Они все тут запечатлены, как на фотопленке. (Показывает один из камней).  Вот, полюбуйся, когда мы пролетали мимо их планеты, он посетил меня с визитом.
АРТУР. Ничего себе, страшилище!
ДВОЙНИК. Между прочим, несмотря на ужасный вид, добрейшее существо. Он научил меня общаться с любыми живыми существами. И для этого не надо зубрить чужие языки.
АРТУР. А как?
ДВОЙНИК. Прежде всего, необходимо научиться понимать: что твоему собеседнику нравится, а что его огорчает. А слова найдутся потом сами собой.
АРТУР (берет другой камень). А это что за растения?
ДВОЙНИК. Это – говорящие цветы. Есть и такая форма жизни. Очень нежные создания. В их сторону нельзя произнести ни одного грубого слова. Они сразу чахнут.
АРТУР. Ишь ты, какие цацы!
ДВОЙНИК. Зато ты бы видел, с какой нежностью они относятся друг к дружке. К сожалению, больше я такого нигде не встречал.
АРТУР. А что, там во Вселенной одни добрые создания?
ДВОЙНИК. Ну что ты! Злодеев тоже хватает. Есть планеты, мимо которых мы пролетаем, укрыв все зеркала, чтобы нас не заметили. Иначе нас тут же захватят в плен, и обратят в рабство.
АРТУР. Это потому что вы такие маленькие. Нашу планету вряд ли кто-нибудь захватит.
ДВОЙНИК. Маленькими мы были не всегда. Когда-то мы тоже были целой большой планетой. Но, к сожалению, однажды она развалилась.
АРТУР. Это была какая-то космическая катастрофа?
ДВОЙНИК. Нет, мы сами в этом виноваты. Люди у нас всегда стремились жить отдельно друг от друга. И каждый считал, что он лучше, чем сосед. Из-за этого происходили постоянные ссоры. А в конце концов все разъединились настолько, что каждый дом стал отдельным государством. Все отгородились границами, стали рыть разделительные полосы. И вот результат: вместо одной планеты – у каждого свой мелкий осколок.
АРТУР. Но теперь-то вы хоть начали дружить между собой?
ДВОЙНИК. Нет. Учиться дружить надо так же, как читать и писать. Мы потеряли этот навык. Но я рад, когда ко мне прилетают гости. 
АРТУР. Я, конечно, мог бы составить вам компанию, но честно говоря, хочу побыстрее попасть к себе домой. Наши сейчас в футбол играют. Интересно, как они там без меня?
ДВОЙНИК. Ну, возможно, они об этом даже не догадываются. Твой двойник, наверняка, тебя там замещает.
АРТУР. Хорошо бы посмотреть.
ДВОЙНИК. Нет ничего проще. (Подает ему подзорную трубу). Смотри, здесь все отлично видно.
АРТУР. Ага, вижу! Наши атакуют. Пас давай, пас давай! А вот он – я! Ну бей же, бей! Мазила, что ж делаешь? По мячу попасть не мог!
ДВОЙНИК. Что там происходит?
АРТУР. Да из-за этого придурка верный гол не забили. Подождите, вот опять наши вперед пошли. Ну, отличное положение! Что ты медлишь? Не стой, как истукан! Нет, я этого не выдержу. Он у вас в футбол хоть когда-нибудь играл?
ДВОЙНИК. Нет, конечно! Где он тут мог футбольную команду набрать. Что, совсем плохо?
АРТУР. (передает подзорную трубу). Вот, полюбуйтесь сами.
ДВОЙНИК. Да нет, все не так страшно. Смотри, даже гол забил.
АРТУР. А ну-ка! (Берет подзорную трубу). Он же в свои ворота забил! Какой позор! Что теперь ребята про меня скажут? Эх, встретить бы мне его! Я бы показал, как команду подводить!
ДВОЙНИК. А вот этого тебе не удастся. Как только ты попадешь на Землю, он тоже немедленно окажется на своей комете. Зеркальные двойники встретиться не могут никогда.
АРТУР. Послушайте, у меня к вам огромная просьба. У вас тут все очень интересно! Но не могли бы вы поменять нас снова местами?
ДВОЙНИК. Надо, чтобы кто-нибудь передал камень твоему двойнику.
АРТУР. Как же это сделать?
ДВОЙНИК. С помощью твоего знакомого.
АРТУР. А каким образом он узнает, что ему следует делать?
ДВОЙНИК. Для этого существуют солнечные зайчики. Зеркал у нас полно и сейчас с их помощью у него на камне начнут появляться буквы. (Что-то пишет на одном из камней).
АРТУР. Смотрите, не промахнитесь. А то обменяете меня не на того, кого надо.
ДВОЙНИК. Не бойся! (Поворачивает камень).
АРТУР. Ага! Всполошился. Вскочил. Не может найти ручку. Теперь уронил блокнот. Вот, растяпа! Наконец-то, все в порядке. Пишет. 
ДВОЙНИК. Отлично!
АРТУР. Здорово придумано! Уж теперь-то он все выполнит как миленький.
ДВОЙНИК. Я надеюсь. Ну, что он там делает?
АРТУР. Ничего! Изучает свою запись.
ДВОЙНИК. Странно!
АРТУР. Вы не знаете наших ученых. Они никогда не верят своим глазам. 
ДВОЙНИК. Это плохо! Мы не можем долго ждать.
АРТУР. Почему?
ДВОЙНИК. Комета скоро начнет удаляться от Земли, и тогда никакие перемещения станут невозможными.
АРТУР. И я не смогу попасть домой?
ДВОЙНИК. Нет!
АРТУР (взволнованно). Да вы что?! Надо же что-то предпринять! Давайте я сам напишу ему несколько слов! Может, меня он поймет быстрее.
(Артур быстро пишет на камне).  Ну что?   
ДВОЙНИК (смотрит в подзорную трубу).  Не двигается с места.
АРТУР (с отчаянием отбрасывает камень). Нет, все бесполезно!
ДВОЙНИК (с тревогой смотрит на солнце). У нас почти совсем не остается времени.   
АРТУР (умоляюще). Сделайте же что-нибудь!
ДВОЙНИК. Можно, конечно, кое-что предпринять. Но...
АРТУР. Что –но?
ДВОЙНИК. Боюсь, я ничем не могу помочь!
АРТУР. Как?! Есть возможность что-то сделать, а вы отказываетесь? 
ДВОЙНИК. Я бы рад тебе помочь. Но, к сожалению, не могу рисковать. Остался единственный вариант вернуть тебя домой. Но для этого я должен сам отправиться на Землю.
АРТУР. Так в чем же дело?
ДВОЙНИК. Становится темно, и чтобы мое отражение достигло Земли, нужно развернуть всю мою комету зеркальной поверхностью к солнцу.
АРТУР. Ну, так сделайте это!
ДВОЙНИК. Это очень опасно! Мы можем перевернуться, и тогда – все пропало! Вернуться в исходное состояние будет уже невозможно.
АРТУР. Но шанс все-таки есть?
ДВОЙНИК. Один шанс – это очень мало!
АРТУР. Как вы можете так говорить?! Я и мой двойник оказались в беде, а вы не собираетесь ничего предпринять. Это не по-дружески!. 
ДВОЙНИК. Я же говорил, что мы разучились дружить...
АРТУР (в отчаянии). Все! Значит, я пропал!   
ДВОЙНИК. И любой из наших жителей скажет, что я совершаю безумный поступок.
АРТУР (упавшим голосом). Я понимаю.
ДВОЙНИК. Малейшая ошибка, и дальше придется лететь вверх ногами. Не очень приятная перспектива.
АРТУР (безнадежно). Конечно.   
ДВОЙНИК. Ладно, погоди отчаиваться. Я готов рискнуть.
АРТУР (с надеждой). Действительно? Я вам буду очень благодарен!
ДВОЙНИК. Я делаю это не из-за благодарности. А ради чего – сам не знаю. Но почему-то по-другому я поступить не могу.
АРТУР. А я знаю! Оказывается, научиться дружить никогда не поздно!
ДВОЙНИК. Ладно, держись крепче, чтобы не вывалиться наружу. Будем надеяться, все пройдет удачно.
АРТУР. Я готов!
ДВОЙНИК. Приготовились! Начали! (Яркая вспышка).

СЦЕНА 3

Вместо Двойника – Астроном. Растерянно оглядывается, замечает Артура.

АСТРОНОМ. А, это ты? Куда же ты запропастился? 
АРТУР. Я тут отлучился ненадолго.
АСТРОНОМ. Нашел время. Тут такое творится! Когда я сообщу своим коллегам, все упадут от зависти. (Направляется к краю кометы).
АРТУР (преграждает дорогу). Подождите!
АСТРОНОМ. Что такое?
АРТУР. Объясните, что же все-таки произошло?   
АСТРОНОМ. Некогда, некогда, мальчик! Я сделал сенсационное открытие.
АРТУР. Какое?
АСТРОНОМ. В другой раз я все расскажу. А сейчас дорога каждая минута.
АРТУР. Оно связано, наверное, с тем камнем, который стукнул вас по голове? Я думал он оставит в ней вмятину.
АСТРОНОМ. Да, ты прав! Это действительно связано с камнем. Но больше я ничего сказать не могу! Извини!    
АРТУР. Почему?
АСТРОНОМ. Придет время, ты все узнаешь! Скажу только, что это был очень не обычный камень!
АРТУР. Ясное дело! Обычные камни с неба не падают.
АСТРОНОМ. Да нет! Дело не в том. Это такая тайна, что посторонние пока ничего не должны знать.
АРТУР. Я – посторонний? Не забывайте, это я все-таки первым обнаружил камень.
АСТРОНОМ. Помню, помню, не бойся! В своем докладе на ученом совете я обязательно об этом сообщу.
АРТУР. Это само собой! Но вы не должны оставлять меня в неведении.
АСТРОНОМ. Ладно, только пообещай, что никому ничего не скажешь.
АРТУР. Могила!
АСТРОНОМ  (таинственным шепотом). Камень оказался разумным существом!
АРТУР. Да вы что!
АСТРОНОМ. Точно! Он со мной общался!
АРТУР. Неужели?
АСТРОНОМ. Да! Он вошел со мной контакт.
АРТУР. Я просто поражен!
АСТРОНОМ. Я тоже. Вначале даже не поверил своим глазам. Смотрю, на камне стали появляться какие-то знаки. А когда присмотрелся, оказалось, это буквы.
АРТУР. Вы уверены?
АСТРОНОМ (подозрительно). Ты мне не веришь?
АРТУР. Ну что вы! Я вам очень даже верю.
АСТРОНОМ (раздраженно). Нет, я вижу, что ты считаешь меня обманщиком.. Я больше ничего не буду говорить!
АРТУР. Успокойтесь! Как я могу вам не верить? Я же сам видел, как камень свалился вам на голову. (Многозначительно). Я думаю, это случилось неспроста!
АСТРОНОМ. Да? Ты тоже так считаешь? Знаешь, и у меня появилось такое подозрение. Действительно, кого еще он мог выбрать в качестве объекта попадания? Наверное, пока я наблюдал за кометой, он наблюдал за мной. Вот и решил, наконец, познакомиться.
АРТУР. Да, вам повезло!
АСТРОНОМ. Безусловно! На земле несколько миллиардов людей, и когда из всей этой толпы камень выбирает именно тебя, иначе, как удачей это не назовешь.
АРТУР. Я вас поздравляю!
АСТРОНОМ. Спасибо! Ну, теперь я пошел!
АРТУР. (преграждает дорогу). Стойте!
АСТРОНОМ. Что опять?
АРТУР (ищет причину, чтобы задержать Астронома). Я хотел спросить... хотел спросить... Ах, да! Хотел спросить, где теперь этот камень?
АСТРОНОМ. Улетел домой!
АРТУР. Куда?!
АСТРОНОМ. Ну к себе, на комету. Как раз перед тем, как ты появился, он вдруг со страшной скоростью сорвался с места и исчез. Камень только что лежал передо мной, и вдруг – вжик, и его нету. Я даже глазом не успел моргнуть.
АРТУР. Так что вы продемонстрируете на ученом совете?
АСТРОНОМ. Как что? Свой блокнот с записями!
АРТУР. А это, скажут, вы все сами выдумали.
АСТРОНОМ. Что?! Я выдумал? Как ты смеешь мне такое говорить? Я всю жизнь занимаюсь наукой и никого никогда не обманывал.
АРТУР. Ну, я –то вам верю! Но ваши коллеги, думаю, поверят только тогда, когда сами пообщаются с разумным камнем.
АСТРОНОМ. Мальчик, ну что за глупости ты говоришь? Неужели ты думаешь, что настоящий разумный камень захочет общаться с нашими недоумками из ученого совета. Они же только себя считают разумными существами.
АРТУР. В таком случае, я тем более не советовал бы к ним сейчас соваться.
АСТРОНОМ. Как? Ты хочешь, чтобы я утаил такой факт от мировой общественности. Мальчик никогда не предлагай мне больше таких вещей. 
АРТУР. Вы меня не так поняли. Я только хотел сказать, что вам вам нужен свидетель.
АСТРОНОМ. Свидетель чего?
АРТУР. Свидетель того, что камень все-таки был.
АСТРОНОМ. Где я его возьму?
АРТУР. А я? Давайте, я пойду с вами, и когда ваши коллеги вам скажут (передразнивает): «А может, уважаемый коллега , вам все это померещилось?», я встану и скажу, что видел все собственными глазами. И как камень упал с неба прямо вам на голову, и как он оказался зеркальным, и даже то, как он с вами общался. И им не останется ничего другого, как вам поверить.
АСТРОНОМ. Спасибо, мальчик. Но к сожалению, у тебя нет никакого ученого звания. А они верят только людям со званиями. Например, если бы я сказал, что выступит профессор какого-нибудь университета, они бы поаплодировали и слушали все, что ты скажешь. А если я скажу, что ты обычный мальчик, каких в каждом дворе полно, они поднимут нас на смех.
АРТУР. Почему они считают, что только профессора говорят правду?
АСТРОНОМ. Мальчик, этого я тебе объяснить не могу. Поэтому, извини, но я тебя с собой взять не могу. (Хочет уйти).   
АРТУР. Э-э-э! Вы же не узнали еще мою важную тайну. 
АСТРОНОМ. Ну что там у тебя еще?
АРТУР (таинственным шепотом). Дело в том, что камень у меня!
АСТРОНОМ. У тебя?!
АРТУР. Ну да!
АСТРОНОМ. Каким образом он оказался у тебя?
АРТУР. Очевидно, перед тем, как улететь на свою комету, он решил попрощаться со мной. Мы ведь тоже, как-никак знакомы.
АСТРОНОМ. Этого не может быть!
АРТУР. Почему? Вы тоже мне не верите, потому что я не имею профессорского звания? 
АСТРОНОМ. Ну что ты! Просто все это слишком невероятно! Ты, наверное, ошибся. Ведь ты же не ученый, чтобы отличить разумный камень от неразумного.
АРТУР. Это - да! Зато кометный камень от земного я теперь с закрытыми глазами отличу.
АСТРОНОМ (нетерпеливо). Что ты медлишь? Покажи мне его скорее!
АРТУР. Да вот он! (Поднимает с земли камень, показывает Астроному).
АСТРОНОМ (снисходительно). Ну ты, сравнил! Это же обычный камень, каких повсюду полно. Никакой он не кометный
АРТУР. Но он точно такой же, как тот. Смотрите, на нем тоже зеркальная поверхность.
АСТРОНОМ. Ты будешь мне объяснять! Что я не знаю, как выглядит настоящий кометный камень. Держи его, мальчик, и не вздумай никому говорить, что он неземного происхождения. Тебя все засмеют.
АРТУР. Но вы вглядитесь повнимательнее.
АСТРОНОМ. Знаешь, мальчик, помнится, ты хотел идти играть в футбол? Вот и иди! Тебя, наверняка, друзья заждались. И не лезь больше никогда в дела, в которых ничего не смыслишь. И не вздумай меня больше отвлекать! (Решительно идет к краю кометы, заносит ногу, чтобы сделать следующий шаг. Вспышка света).

СЦЕНА 4

На месте Астронома – Двойник.

ДВОЙНИК. Ну, все, кажется, мы вовремя успели.
АРТУР. С Астроном-то все в порядке?
ДВОЙНИК. Да, конечно!  Он, наверное, уже спешит поделиться обо всем увиденным со своими коллегами.
АРТУР. Ну и хорошо! А то он тут чуть было не свалился с кометы.
ДВОЙНИК. Кстати, я должен тебя огорчить. Твоя футбольная команда все-таки проиграла..
АРТУР. Ничего страшного. Следующий матч мы обязательно выиграем.
ДВОЙНИК. Я надеюсь.
АРТУР (оглядывается). Из-за меня здесь теперь такой кавардак.   
ДВОЙНИК. Это ничего. Так или иначе мне необходимо регулярно наводить порядок, а то вся комета заростет пылью.
АРТУР. Космической?
ДВОЙНИК. Не только. Ты не представляешь, сколько грязи вы выбрасываете на своих планетах. Иногда наши зеркала покрываются таким слоем копоти, что вся комета выглядит как закопченная. 
АРТУР. Мы об этом даже не догадываемся. Все дымят своими автомобилями.
ДВОЙНИК. Это неудивительно. Большинство так называемых разумных существ считает, что за границами их планет никакой жизни не существует.
АРТУР. Может быть хоть теперь наш Астроном сумеет всех убедить в обратном.
ДВОЙНИК. Сомневаюсь. Для этого усилий одного человека, обычно, недостаточно.
АРТУР. Он не один. Нас уже двое.
ДВОЙНИК. Это другое дело.
АРТУР. Честно говоря, мне и домой хочется, и расставаться неохота.
ДВОЙНИК. Ничего не поделаешь. Через несколько минут мы начнем удаляться. Больше здесь оставаться ты не можешь.
АРТУР. И вы никогда уже не вернетесь?
ДВОЙНИК. Ну почему? Придет время, и наши пути опять пересекутся.
АРТУР. Но это может быть не скоро.
ДВОЙНИК. Что поделать. Расставаясь, никогда не знаешь, как долго не встретишься. Но это зависит не от расстояния. Это зависит от желания.
АРТУР. Но мы не умеем менять ход планет.
ДВОЙНИК. А этого и не требуется. Наши мысли пересекают за мгновение любые расстояния. И если они теплые, то и человеку, о котором ты думаешь, тоже вдруг становится тепло.
АРТУР. В таком случае, я буду часто думать о вас.
ДВОЙНИК. Спасибо. Когда летишь в холодной пустоте, это очень помогает.
АРТУР. И теперь никто не скажет мне, что я бесцельно смотрю на небо.
ДВОЙНИК. Возьми с собой на память один из наших зеркальных каменей. С его помощью мы еще обязательно встретимся. (Вспышка света)   
         
СЦЕНА 5

Вместо Двойника -  Астроном, смотрит  вверх.

АСТРОНОМ. Решил напоследок попрощаться со своей кометой. Я столько времени за ней наблюдал, что даже жалко с ней расставаться.
АРТУР. Ничего! Найдете себе другой объект для наблюдения.
АСТРОНОМ. Разумеется. Тем более, что эта комета оказалась совсем неинтересной с научной точки зрения. Она – абсолютно безжизненна.
АРТУР. А как же ваш разумный камень?
АСТРОНОМ. Я пришел к выводу, что это была моя ошибка. Я начал расшифровывать его послание, и понял, что ни о каком мыслящем существе не может идти речи. Будь он по-настоящему разумен, он сообщил бы мне какую-то важную информацию. А что он мне сказал? Пойди неизвестно куда, найди непонятно кого. Глупость какая-то. Наверняка, это был чей-то розыгрыш. (Подозрительно). Кстати, а где ты был в это время?
АРТУР. Я? Ну... там... Короче, беседовал с одним человеком.      
АСТРОНОМ. С каким человеком? Здесь никого не было.
АРТУР. Нет, он здесь был. Только вы его не могли видеть.
АСТРОНОМ. Невидимка что ли?
АРТУР. Вроде того. То есть нет... Короче я его мог видеть, а вы нет.
АСТРОНОМ. Знаешь, мальчик, хватит дурить мне голову. Это все твои шутки. Я сразу догадался! Мне с самого начала показалось подозрительным, - с чего бы это, думаю, ты понадобился какому-то камню?
АРТУР. Что вы, как я мог заставить его что-то вам сообщать?
АСТРОНОМ. Очень просто. Это был никакой не кометный камень. Ты мне его специально подбросил, пока я валялся без сознания. А потом сделал вид, что нашел его. Я все помню!
АРТУР. Но вы же сами рассказывали, что видели на нем буквы.
АСТРОНОМ. Это элементарно изготовить. Надпись ты нанес заранее специальной краской. Вот она со временем и стала проявляться.
АРТУР. А как же камень от вас улетел?
АСТРОНОМ. Я этого не утверждал. Могу предположить, что на зеркальную поверхность, очевидно, попал солнечный блик, и мне показалось, что камень исчез из вида. Обыкновенный оптический эффект, обман зрения, а на самом деле, он, где лежал, там и остался лежать.
АРТУР. Не буду спорить. Может быть вы и правы!
АСТРОНОМ (назидательно). Спорить можно только в том случае, когда уверен в чем-то наверняка. Я, например, знаю, что никого говорящего камня не было, поэтому смело могу это утверждать.
АРТУР. Да, конечно, вам виднее.   
АСТРОНОМ. Кстати, а что ты прячешь за пазухой?
АРТУР. Да так! Ничего особенного.
АСТРОНОМ. Нет, ты все-таки покажи!
АРТУР (с неохотой). Ну, камень!
АСТРОНОМ. (торжествующе). Ага! Видишь, я оказался прав. Как я и предполагал, это был розыгрыш! Признавайся, твоя работа?
АРТУР. Ну ладно, моя!
АСТРОНОМ. Вот я тебя и уличил! Только знай, меня на таких дешевых трюках не купишь. Уж я-то отличу, где настоящий метеоритный камень, а где подделка. (Хочет выбросить камень).
АРТУР. Подождите! Верните его мне!
АСТРОНОМ. Зачем тебе этот бесполезный камень.
АРТУР. Он мне дорог, как память об одном знакомом.
АСТРОНОМ. Да храни его сколько хочешь! (Передает Артуру камень). Кроме тебя он все равно никому не нужен.
АРТУР. Я знаю.
АСТРОНОМ. Ладно, не мешай мне в последний раз понаблюдать за кометой. Скоро она скроется из виду.   
АРТУР. Так быстро?
АСТРОНОМ. Таково свойство всех комет. Они пролетают мимо нас, не оставляя никакого следа.
АРТУР (печально). Да, конечно!
АСТРОНОМ. Сколько таких планет пролетает мимо Земли. И, к сожалению, все они безжизненны.
АРТУР. Это потому что их обитали перестали вытирать космическую пыль.
АСТРОНОМ. Глупости. С чего ты это взял?
АРТУР. Мне так кажется!
АСТРОНОМ. Когда что либо говоришь, надо знать наверняка. А казаться может все что угодно!
АРТУР. Ой! Вы видели? Комета напоследок нам мигнула.
АСТРОНОМ. Да, вроде того! Странно. Что бы это могло значить?
АРТУР. Это она вильнула нам хвостом.
АСТРОНОМ. Точно! Вот это да! Кто бы мог подумать? Обязательно сообщу это на ученом совете. (Оба машут вслед комете рукой). Жаль, коллеги мне опять не поверят.

КОНЕЦ