Ловушка для тигра

Лев Казарновский
Пьеса для детей

Действующие лица:

СТАРЫЙ ОХОТНИК
УЧЕНИК

СЦЕНА 1

На поляне в гамаке спит Старый охотник. Появляется Ученик со школьным рюкзаком на спине.

УЧЕНИК (охотнику). Извините пожалуйста, вы не подскажите, как пройти в школу? (Охотник продолжает спать). Что же делать? Я ведь опоздаю в школу. И спросить больше не у кого. (Достает травинку, щекочет охотника по носу).
ОХОТНИК. Ап-чхи!
УЧЕНИК. Извините! Будьте здоровы!
ОХОТНИК (спросонья) Надо же, какие учтивые мухи пошли. Сами разбудят, сами
извиняются.
УЧЕНИК. Мне очень неудобно вас беспокоить, но я, кажется, заблудился.
ОХОТНИК (отмахивается). Брысь! Я с мухами не разговариваю.
УЧЕНИК. Не надо со мной разговаривать. Вы только покажите, куда мне идти, чтобы попасть в школу.
ОХОТНИК. Первый раз слышу, чтобы мухи дорогу в школу спрашивали. Что ты там
собираешься делать?
УЧЕНИК. Учиться!
ОХОТНИК. Ха-ха-ха! Учиться! Ну ты и придумал!
УЧЕНИК (обиженно). А что тут смешного?
ОХОТНИК (приподнимается, удивленно рассматривает ученика, потом успокаивается). А, это ты мне снишься, муха! Мне как раз снился сон, что я собрался на охоту. Правда, я не думал, что придется охотиться на мух, но раз такие гигантские экземпляры у нас появились, то надо обязательно одну такую муху доставить в музей. Вот там удивятся.
(Шарит в гамаке, достает ружье целится в ученика).
УЧЕНИК (в панике прячется). Что вы делаете! Я же не муха!
ОХОТНИК. А кто?
УЧЕНИК. Ученик. В школу иду.
ОХОТНИК. Ну и шел бы себе! А меня зачем разбудил?
УЧЕНИК. Так я не знаю куда идти.
ОХОТНИК (подозрительно). А ты меня не разыгрываешь? Может, ты все-таки, муха?
УЧЕНИК. Да нет же! Вот смотрите, - рюкзак, там тетрадки, учебники.
ОХОТНИК. Покажи!
УЧЕНИК А вы уберите ружье.
ОХОТНИК. Ах, ружье! Не бойся, оно все равно не заряженное. У меня патроны давно кончились, а в магазин лень сходить (прячет ружье, ученик осторожно подходит и показывает свой рюкзак.). Так-так, букварь, арифметика, география. Слушай, а затем тебе это все?
УЧЕНИК. Как - зачем? Чтобы уметь читать, считать, разные страны на карте находить.
ОХОТНИК. Посмотри на меня. Я никогда ничему не учился. Зато стал самым знаменитым охотником в округе. У любого спроси - все меня знают. Не веришь, давай спрашивай!
УЧЕНИК. У кого?
ОХОТНИК. Ну, у меня хотя бы, раз никого больше рядом нет. Кто самый знаменитый охотник в округе?
УЧЕНИК. Кто самый знаменитый охотник в округе?
ОХОТНИК. Конечно я! Неужели не видно?
УЧЕНИК. Наверно, видно.
ОХОТНИК. Нет, я вижу, ты сомневаешься. Сейчас тебе докажу. (Достает ружье).
УЧЕНИК. Что вы, что вы, я вам верю!
ОХОТНИК. Ну, то-то же! А хочешь, я из тебя тоже сделаю знаменитого охотника?
УЧЕНИК. Не знаю!
ОХОТНИК. А что тут знать? Ты думаешь, каждый охотник учеников себе берет? Считай, тебе повезло. Вот отойду от дел, пойду на заслуженный отдых (укладывается в гамаке), а ты займешь мое место.
УЧЕНИК. Но вначале я бы хотел читать и писать научиться.
ОХОТНИК. Это любой дурак умеет. А вот стать настоящим охотником не всякому удается. Пользуйся, пока я добрый. А то, передумаю.
УЧЕНИК. А что я для этого должен делать?
ОХОТНИК. Известно что! Отправиться со мной на охоту.
УЧЕНИК. Прямо сейчас?
ОХОТНИК. А то когда же?
УЧЕНИК. Может, все-таки после школы?
ОХОТНИК. Нет! Тогда я снова спать буду. У нас охотников такое правило - решил идти на охоту - иди. Лег спать - спи! Ну, ты готов?
УЧЕНИК (со вздохом). Готов.
ОХОТНИК. Ну, а я, тем более, всегда готов. (Достает большой рюкзак, складывает туда гамак).
УЧЕНИК. А это зачем?
ОХОТНИК. Глупый! Это моя главная охотничья ловушка. Вот если я ее, к примеру, на тебя накину, ты уже из нее самостоятельно не выберешься. Не веришь? Сейчас покажу!
УЧЕНИК. Нет-нет. Я верю.
ОХОТНИК. Правильно делаешь. Ты во всем на меня полагайся!
УЧЕНИК. Кстати, А на кого мы будем охотиться?
ОХОТНИК. Я тебе разве еще не сказал? На тигра, конечно!
УЧЕНИК (испуганно). Ох!
ОХОТНИК. Ты чего испугался?
УЧЕНИК. Это, наверно, очень опасно?
ОХОТНИК. Еще бы! Знаешь, какие они огромные? В-о-о-от такие! (Показывает). А страшные - просто ужас! Ты бы его увидел, на месте умер бы от страха.
УЧЕНИК. Это точно!
ОХОТНИК. Ты не представляешь даже какие они сильные! Сто человек с одним тигром не справится. Да что там сто - тысяча! Они только к нему приблизятся, а он им сразу своими лапами по морде. Вот так! Вот так! (Показывает). Вот такие они кровожадные звери. (Берет ружье).
УЧЕНИК. А это еще зачем? Ты же сам говорил, что у тебя патронов нет.
ОХОТНИК. Нет, ну ты совсем непонятливый. Я кому это говорил?
УЧЕНИК. Мне.
ОХОТНИК. В том-то и дело, что тебе. А тигру разве я это говорил?
УЧЕНИК. Нет!
ОХОТНИК. Ну, вот! Ему-то откуда знать, есть у меня патроны или нет? На него ружье наведешь, он лапы вверх, а мы его по голове — трах-бах и готово. Понятно?
УЧЕНИК. Нет. Зачем мы его по голове- трах-бах? Ему же больно будет.
ОХОТНИК. Ну ты меня достал. Что ты о его голове беспокоишься? Ты о своей беспокойся. Потому что, если он тебя - трах бах по голове, то мало не покажется. Ты хочешь по голове получить?
УЧЕНИК. Нет!
ОХОТНИК. Ну, тогда слушайся во всем меня и все будет в порядке. За мной!
(Уходят).

СЦЕНА 2

Лесная поляна. В центре - большой куст. Появляются Охотник и Ученик

ОХОТНИК. Ага! Смотри, какая поляна хорошая.
УЧЕНИК. Да, красивая поляна - цветочки, кусты, трава.
ОХОТНИК. При чем здесь цветочки! Здесь мы с тобой и будем на тигра охотиться.
УЧЕНИК. Хорошо, только давай на кого-то другого охотиться. Не на тигра.
ОХОТНИК. На кого же еще?
УЧЕНИК. Ну, к примеру, зайчиков ловить.
ОХОТНИК. Ты что?! Какие еще зайчики! Что ты с ними потом делать будешь?
УЧЕНИК. Как, что? Поймаю, потом отпущу!
ОХОТНИК. Нет, ты представляешь, что говоришь? Зачем нужно охотиться, чтобы потом отпускать.
УЧЕНИК. А что ты с тигром собираешься делать? Дома держать?
ОХОТНИК. Конечно! Сделаю из него чучело, и пусть стоит посреди комнаты.
УЧЕНИК. Нет, мне так не нравится. Хорошо, не станем зайчиков отпускать. Они будут у меня в саду жить, и я буду за ними ухаживать.
ОХОТНИК. Глупости! Как только поймаем тигра, сразу все о нас скажут - вот какие они охотники замечательные. А зайцев хоть тысячу налови, никто даже не удивится.
УЧЕНИК. Ну, зайцев тоже не просто поймать, они вон как быстро бегают.
ОХОТНИК. Все равно! Ни один настоящий охотник за ними гоняться не станет.
УЧЕНИК. Как же мы с таким страшилищем справимся?
ОХОТНИК. Не бойся! Ты знаешь, какой я знаменитый охотник на тигров? Всю жизнь на них охочусь.
УЧЕНИК. И много уже поймал?
ОХОТНИК. Пока ни одного! Зато я все их повадки знаю, все привычки изучил. Знаешь, что главное в охоте на тигров?
УЧЕНИК. Знаю! Убежать подальше!
ОХОТНИК. Нет! Главное - это чтоб поляна была хорошая. Вот как эта. А уж тигр сам обязательно на нее придет. Вот здесь мы его и поймаем. Понятно?
УЧЕНИК (уныло). Понятно!
ОХОТНИК. Я много разных способов знаю. Для начала, надо изучить обстановку. Ты иди направо, я налево! Ты знаешь, где направо, а где налево?
УЧЕНИК. Нет.
ОХОТНИК. Право - там, лево - там. Или наоборот. Впрочем, не важно, ты идешь в одну сторону, я - в другую. Если заметишь, что в кустах кто-то шевелится, значит, там гнездо тигра.
УЧЕНИК. А разве тигры живут в гнездах?
ОХОТНИК. А где они, по-твоему, должны жить?
УЧЕНИК. Я, конечно, не такой опытный охотник, как ты, но, по-моему, гнезда только птицы себе строят.
ОХОТНИК. Какая разница. Пусть не гнездо, а нора.
УЧЕНИК. Как же они в норе помещаются, если они такие большие.
ОХОТНИК. Слушай, ты меня достал. Гнездо, нора - какая разница? Это его проблемы, где ему жить. Ты, главное, иди и ищи тигра!
(Охотник и Ученик расходятся в разные стороны и, сделав полукруг, осторожно подходят с разных сторон к кусту. Останавливаются, прислушиваются).
УЧЕНИК (испуганно). Куст... Шевелится... Нора!
ОХОТНИК (радостно). Куст... Шевелится... Гнездо!
(Пятясь, обходят куст, пока не сталкиваются друг с другом. Оба испуганно отскакивают).
ОХОТНИК. А-а! Ах, это ты! Ты что-то заметил?
УЧЕНИК. Угу! Там кто-то шевелился.
ОХОТНИК. Правильно. Я тоже заметил. Это, наверняка, тигр. Сейчас мы его поймаем. Ты его постарайся отвлечь, а я пока все приготовлю для охоты. (Возвращается на свою сторону куста, достает из рюкзака сеть). Давай!
УЧЕНИК (осторожно вытирает ноги, стучит, как в дверь). Господин тигр! К вам можно?
ОХОТНИК. Ну что?
УЧЕНИК. Молчит.
ОХОТНИК. Очень хорошо! Ты продолжай, пока он себя не обнаружит.
УЧЕНИК (стучит). Господин тигр! Вы дома?
ОХОТНИК. Ну что?
УЧЕНИК. Ничего.
ОХОТНИК. Не отвлекайся. Поговори с ним еще.
УЧЕНИК. Может, его там нет?
ОХОТНИК. А где же он?
УЧЕНИК. Ну... Гуляет где-нибудь.
ОХОТНИК. Глупости. Просто он сейчас размышляет, как лучше на тебя броситься?
УЧЕНИК. Ох! Ну, будь, что будет. Эй, господин тигр, не вздумайте... Слышите... Я требую!
ОХОТНИК. Молодец! Погоди, я сейчас... (Бросает сеть, сам запутывается в ней).
УЧЕНИК. Эй, что там у вас?
ОХОТНИК. М... в...х... (запутывается окончательно, затихает).
УЧЕНИК. Все! Тигр его сожрал. (Замечает кусок сети). Надо спасти хоть то, что от него осталось. (Тащит сеть, вытаскивает Охотника, с трудом его освобождает). Ты жив?
ОХОТНИК. Конечно, жив! С чего это мне вдруг быть не живым?
УЧЕНИК. Это тигр тебя так?
ОХОТНИК (сердито). Да какой там тигр! Нет там никакого тигра!
УЧЕНИК. Как же нет? А кто тогда там шевелился в гнезде?
ОХОТНИК. Не было никакого гнезда.
УЧЕНИК. Ну в норе, какая разница.
ОХОТНИК. И норы никакой не было.
УЧЕНИК. А кто там был?
ОХОТНИК. Я!
УЧЕНИК. Ничего не понимаю! Кто же тебя поймал?
ОХОТНИК. Понимаешь, я сразу понял, что тигра здесь нет. Но мне нужно было проверить, правильно ли функционирует моя сеть. А вдруг она в нужный момент забарахлила бы? А на ком я должен был проверить? Не на тебе же. Вот теперь я уверен: снаряжение в порядке, и когда появится тигр, никуда ему от нас не деться.
УЧЕНИК. А зачем...
ОХОТНИК (перебивает). Ты что сюда пришел, глупые вопросы задавать. Хватит болтать! Надо тигра искать.
УЧЕНИК. Где?
ОХОТНИК. Где, где? Да здесь же на поляне. На этот раз мы сами устроим ему засаду.
УЧЕНИК. А как это?
ОХОТНИК. Очень просто! Спрячемся в кустах вместо него. А когда он появится, мы неожиданно выскочим, у тигра от неожиданности сердце в пятках и окажется. Останется только трах-бах его по голове - и готово. Тигр наш! Понятно?
УЧЕНИК. Понятно!
ОХОТНИК. Отлично! (Усаживаются. Охотник начинает зевать). А-о-у!
УЧЕНИК. Тише! Вдруг тигр услышит.
ОХОТНИК. Я забыл тебя предупредить. Засада требует большого терпения. Он может и через полчаса придти, а может и через час. Чтобы не было так утомительно, будем дежурить по очереди. Пока я полежу, посплю, ты покараулишь. Потом поменяемся.
УЧЕНИК. А как я узнаю, что тигр уже здесь?
ОХОТНИК. А ты услышишь! Как раздастся рев, значит, тигр уже здесь. (Берет гамак, переходит на другую сторону куста, укладывается спать).
УЧЕНИК. Хорошо сказать: «трах-бах». А может, у меня так не получится. Интересно, а если тигр мне трах-бах по голове сделает. Шишка, наверное, до конца жизни останется. Эх, лучше бы я за зайцами гонялся.
ОХОТНИК (спросонья). Ну как, видно что-нибудь?
УЧЕНИК. Нет, к счастью!
ОХОТНИК. Это хорошо! Значит, скоро придет.
УЧЕНИК. Интересно, а как эти тигры рычат? Ужасно громко, наверное? (Раздается громкий храп Охотника. Ученик хватает первый попавшийся под руку сук). Ой, рычит! Что делать? Куда спрятаться? Как он меня учил? Все позабыл! Подбежать и - трах-бах! Была, не была. Надо действовать! (Зажмурившись, двинулся к тому месту, откуда раздавался храп и, замахнувшись, стукнул изо всей силы Охотника).
ОХОТНИК (вскочив, ничего не понимая). А?! что случилось! Где тигр?
УЧЕНИК (дрожа от волнения). Только что был здесь! Я действовал, как ты велел. Он как... А я его как... А он... А я... Трах-бах!
ОХОТНИК. Постой, постой! Кого это ты так?
УЧЕНИК. Тигра, а то кого же?
ОХОТНИК. А почему тогда шишка у меня? Ты что, промахнулся?
УЧЕНИК. Да ты что! Он как зарычит! А я ему точно по рычанию!
ОХОТНИК. Ничего не понимаю! А где же тигр? Давай поищем, может быть, он где-нибудь спрятался?
(Обследуют куст).
УЧЕНИК. Послушай... Мне кажется... Я конечно ничего не утверждаю. Но когда я его ударил. То на секундочку открыл глаза. Так вот... Может, я что-то спутал. Но по-моему. Это ты так страшено рычал!
ОХОТНИК. Ты что выдумывал? Совсем с ума сошел? С чего это я буду рычать? Что я тигр, что ли?
УЧЕНИК. Я только говорю, что видел...
ОХОТНИК. Думай, что говоришь! Дело было совсем не так! Здесь действительно был тигр. И ты его ударил. Это ты молодец! А когда я вскочил, чтобы его схватить, то он в отместку ударил меня, а сам убежал. Ясно?
УЧЕНИК. Ясно!
ОХОТНИК. То-то же! Ладно, это была моя ошибка. Я не учел, что тигр тоже может драться. Тогда сделаем по-другому. Мы положим на поляну приманку. А когда тигр придет снова, он захочет ее съесть. Тут-то мы его и трах-бах! Понял?
УЧЕНИК. Угу!
ОХОТНИК. Давай сюда приманку. Она у тебя есть?
УЧЕНИК. У меня? Нет! А может, есть! Я не знаю!
ОХОТНИК. Как это, не знаешь?
УЧЕНИК. Я не знаю, что такое приманка.
ОХОТНИК. Ну... Это что-нибудь интересное.
УЧЕНИК. А-а! Есть у меня книжки! Очень интересные. С картинками.
ОХОТНИК. Нет! Это не годится. Поищи что-нибудь другое.
УЧЕНИК. Еще камешек есть. Вон, какой интересный.
ОХОТНИК. Нет! Тоже не подойдет!
УЧЕНИК. А больше у меня ничего нет! Одна только конфета. Мне ее мама не дала. Может, съедим ее сейчас?
ОХОТНИК. Во! Это же то, что надо. Самая лучшая приманка. Давай, кладем ее сюда. (Кладет ее в центр поляны). Осталось только дождаться тигра. И пока он будет есть нашу конфету, мы его прихлопнем.
УЧЕНИК. Только чур, я теперь буду спать, а ты по нему хлопать!
ОХОТНИК. Ладно, так и быть! {Ученик ложится отдыхать, а Охотник занял его место в засаде). Эх, и трудно быть охотником! Тигром - гораздо лучше. Он гуляет себе без забот и хлопот, а я тут должен мерзнуть. Да еще единственную конфету ему отдавать приходится. Это несправедливо! Почему ему - конфета. А мне - насморк. И вообще, думаю, целая конфета ему много. Еще зубы заболят, возись потом с ним! (Направляется к конфете и откусывает ее).
УЧЕНИК (подняв голову, видит склонившегося над конфетой Охотника). О! Тигр уже здесь! Приманку мою ест! Лови! Держи! Хватай! (Бежит к Охотнику и огревает его палкой). Ура! Я тигра победил! Смотри, какой огромный и страшный тигр попался!
ОХОТНИК. Ах! Ох! Ой!
УЧЕНИК. Он, кажется, еще жив!
ОХОТНИК. А што ты хотел, штобы я шовшем умер?
УЧЕНИК (удивленно). Как ты сюда попал? И куда ты тигра дел? Он только что тут лежал?
ОХОТНИК (сердито). Не видел я никакого тигра!
УЧЕНИК. Но ведь я собственными глазами видел, как он ел конфету! Я так рассердился, что даже не помню, как на него бросился. А, кстати, где конфета? Неужели он ее с собой утащил?
ОХОТНИК. Не жнаю я никакую конфету.
УЧЕНИК. Постой, постой! А что у тебя во рту? Ой, конфета! Так это ты только что был тигром? Какой ужас! Не приближайся ко мне!
ОХОТНИК. Нет, ты точно не в своем уме! Не тигр я! У тигра зубы есть!
УЧЕНИК. А у тебя их нет?
ОХОТНИК. У меня тоже есть! Но не острые! Смотри, тебе даже больно не будет! (Схватил Ученика за руку и укусил его за палец).
УЧЕНИК (взвизгнув). Ай! Ничего себе «не больно»!
ОХОТНИК. А я говорю, не больно! Вот если бы я был тигром, то было бы больнее. И не спорь со старшими. Не тигр я! У меня даже хвоста нет. И уши другие. И лапы не тигриные. Ну что, убедился? Выбрось свои глупости из головы. Я, кстати, еще один способ придумал. Пусть кто-то из нас будет теперь приманкой. А другой спрячется, и в нужный момент - трах-бах тигра по голове.
УЧЕНИК. Я не хочу больше никого бить по голове.
ОХОТНИК. А тебя никто и не заставляет. Ты только сядь посреди поляны и жди, когда тигр на тебя выскочит. Остальное - не волнуйся, я сделаю сам.
(Ученик нехотя садится на поляне, Охотник прячется в кустах. При каждом движении Охотника Ученик вскакивает).
ОХОТНИК. Прекрати дергаться, так к тебе ни один тигр не подойдет.
УЧЕНИК. Вот и не подходи!
ОХОТНИК. Сколько раз тебе объяснять, как я могу быть тигром, когда я сам охотник на тигров? Не могу же я охотиться сам на себя?
УЧЕНИК. Может, когда ты охотник, то охотишься на тигров, а когда тигр, то охотишься на охотников. И вообще, не хочу больше ни на кого охотиться. Я иду домой, к маме.
(Уходит).
ОХОТНИК. Ну и уходи! А я должен остаться, чтобы тигра поймать. Я знаю, еще один верный способ. Сейчас надену на себя шкуру тигра, а когда придет настоящий тигр, он подумает, что это кто-то из его родственников, и подойдет поздороваться. Тут-то я его трах-бах и сцапаю. Вот какой я хитрый охотник! (Достает из рюкзака старую тигриную шкуру и натягивает на себя. Неожиданно возвращается Ученик).
УЧЕНИК. Я здесь свой рюкзак оставил! (Замечает Охотника в тигриной шкуре). Мамочка! Тигр! (Бьет Охотника. Тот валится на землю. Испуганно). Ой, по-моему, теперь-то я его все-таки убил! Что делать? Хоть бы кто-нибудь помог! Надо привести его в чувство.
(Поливает Охотника водой из лейки).
ОХОТНИК. А? Что со мной? Где я? Куда мы плывем?
УЧЕНИК. Какое счастье! Живой! Только не ешьте меня, пожалуйста!
ОХОТНИК. Ты опять за свое? Я же тебе объяснял, что у меня совсем маленькие зубы! (Показывает на огромные тигриные клыки). И лапы не тигриные! (Показывает тигриные лапы). И уши! И хвоста нет!
УЧЕНИК. О! Я догадался! Ты вообще-то тигр, но если тебя посильнее ударить, то опять превращаешься в охотника! (Бьёт Охотника. Охотник с воплем выскакивает из шкуры и убегает). Ну вот, а он мне все доказывал: «Не тигр! Не тигр!» А я вообще больше ни на кого не хочу охотиться. Потому что если охотишься тигров, то сам рано или поздно превратишься в злого и жестокого тигра. Поэтому не надо ни на кого охотиться. Даже если ты тигр.

КОНЕЦ