Гляденовская гора - пермский Аркаим

Ян Кунтур
   О горе этой знает не так уж много пермяков: прежде всего, это археологи, историки и те, кто интересуется прошлым края. Но место действительно уникальное, некоторые считают его памятником уровня Аркаима. Только судьба у него пока что не такая светлая.

При этом Гляденовская гора невысока, всего 173 метра и не особо видна со стороны города. Не каждый, проезжающий по Гляденовскому тракту от Большого Савино на Нижние Муллы, обратит на нее внимание, так как подъем вдоль распаханных полей идет здесь пологий, спокойный, а за ними наверху темнеет узкая полоска леса. За окном машины сначала тянутся городские очистные сооружения, всякие отстойники, а за ними - отреставрированное здание бывшей костежогной фабрики (теперь – какое-то частное предприятие). То есть ничего такого, что могло бы случайно заинтриговать.

 

   Лучшее место для дозора – бывшее святилище

Но если по проселочной дороге все же попадешь на самую вершину, тогда перед тобой раскроется вся низинная округа, разноцветные поля, луга, дороги, домики, перелески, поблескивающая в пяти километрах маковка красивой церкви Иоанна-Предтечи в Култаево. А за всей этой пестротой как бы неспешно вспучивается новой хвойной темью Иван-гора – водораздел рек Мулянки и Юга.  И вся округа между двумя этими естественными барьерами – сплошные волны, начало которым дают Субботинские горы на окраине Перми. Все они пологие с одного склона и круто обрывающиеся с другого. Такова же и Гляденовская гора – в сторону Камской поймы она падает резким уступом, заросшим древним буреломным, разорванным скальными обнажениями. То есть выглядит действительно как неприступная суровая крепость, ощетинившаяся еловыми остриями. И конечно, вид на камскую сторону с вершины, открывающийся между древесных вершин, тоже отменный – как на ладони все междуречье с проблесками стариц и озёр до реки. И даже закамские улицы виднеются, миллиметровые кубики домишек Действительно, лучшее место для дозора. И пусть официально считается, что гора названа по исчезнувшей деревеньке, но селение-то уж наверняка было именовано как место, с которого можно  вглядеться в округу.

В чем же уникальность этой, вроде бы, обычной для уральского ландшафта возвышенности?  Она долго не проявлялась после забытья, хотя церковное предание с XIV века связывало эту гору, отрезаемую против часовой с трех сторон стрелки от прочего мира речкой Мулянкой, с житием Святого Трифона Вятского. Он забрался сюда из Пыскорского монастыря, ведомый «чудесным голосом», но, скорее всего, от того, что знал о нахождении здесь у местных муллинских остяков древнего большого святилища. которое почиталось далеко за пределами округи. К нему приходили вогулы и остяки даже из-за Уральских гор, «с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, а с Чусовой вогульский Бебяк со своими соплеменниками».  На святилище, согласно описаниям, стояли какие-то идолы, но главным объектом поклонения была древняя великая ель, увешанная подношениями: «На ели висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей». Дерево это и было хозяином-божеством округи. Оно могло творить чудеса, издавать звуки и наказывать тех, кто покушался на него.  Действительно, подобный культ гор и деревьев до сих пор существует у обских угров.

И вот наш святой от переизбытка человеколюбия возжелал просвятить язычников и донести до них истинную веру. Для этого он построил вблизи святилища среди леса у родника, который почитается как святой, хижину. Здесь к нему и пришло откровение, а с ним – особое понимание Святого Писания. Четыре недели монах готовил себя постом и молитвами к тому, чтобы уничтожить объект ложного поклонения. Наконец, взяв икону и топор, он поднялся на гору и срубил дерево, на пне которого, согласно преданию, могли развернуться сани, а затем сжег его вместе со всеми подношениями…

 
    От китайских монет до египетских бус

Потом для Гляденовской горы были века заурядного прозябанья. Уникальность ее начала проявляться с июля 1896 года, когда, видимо, по примеру Шлимана, который за 28 лет до этого, следуя за поэмами Гомера, открыл золото Микен,  два действительных члена Уральского общества любителей естествознания С. И. Сергеев и И. Н. Глушков решили проверить истинность жития и поискать упоминаемое в нем «закамское золото». К тому же, рядом с горой на пашне крестьяне обнаружили пережженные кости и какие-то древние изделия… Так и было обнаружено Гляденовское костище – эталонный и самый грандиозный по площади и количеству найденных артефактов памятник подобного рода, давший название целой археологической эпохи раннежелезного века Прикамья. И началось… И продолжается уже более ста лет, постоянно давая новые открытия.

Культурный слой здесь был насыщен на 1,5 ; 4 метра в глубину в основном костным пеплом, пережженными и сырыми костями животных, среди которых попадаются уникальные предметы: кушанская монета царя Хувишки 306-333 гг. н. э, китайская монета императора Гуан Уди (25-57 гг. н. э.) из династии Младшая Хань, любопытные литые изображения  животных (птиц, медведей, фантастических змеев), людей и орудий труда. А кроме этого свыше 25 тыс. стеклянных и каменных бус, в том числе ближневосточных и египетских, множество железных и бронзовых наконечников стрел, копий и дротиков, сотни чашечек для жертвенной крови.

Всего существовало несколько посвященных различным божествам и духам жертвенных комплексов, от которых остались ямы от деревянных идолов, прокаленные площадки, канавки для подношений. Отдельные места отведены черепам лосей и медведей. Есть даже ритуальное погребение человека. Располагалось все это с вершины несколькими террасами по склону. Нижние слои священного места уходят в ананьинскую эпоху (кон. VI;III вв. до нашей эры). То есть уже со времен того же Гомера это место было священным у местных племен, и продолжалось без перерыва это не одно тысячелетие.  Больше всего находок падает на  III в. до н.э. ; нач. I в. н.э., то есть времена Древнего Рима. Тогда святилище становится  центральным у гляденовского племенного союза, имевшего также и другие культовые места, отдельные у каждого племени. В этот период формируется и особый «пермский звериный стиль», многочисленные образцы которого дала именно Гляденовская гора.  Так что, как свидетельствует житие, пользовалось это святилище почтением у сменявших друг друга народов вплоть до прихода православия.

Интересно также и то, что Гляденовская гора, в отличие от других костищ, была не только культовым местом, к ней примыкала крепость с тремя валами (городище) и селища. Но все они были изуродованы местными хозяйственниками, вырвавшими ценные пласты карьером, а потом заполнившими их строительными и прочими отходами. Причем акты подобного, не до конца осознаваемого, вандализма  продолжаются и в наши дни. К ним прикладывают руки и «черные копатели». А ведь здесь можно было организовать историко-туристический объект высокого уровня, как Аркаим, который приносил бы доход всему краю. Можно было бы воссоздать на исследованных участках различные виды жертвенных мест, поднять валы и крепость, организовать постоянные музейные экспозиции.

    Место искателей силы

Пока же место это радует искателей Силы и паломников. Сама территория, намоленная за тысячелетия, необузданные косогоры, старые деревья настраивают на определенный лад. Здесь пробита паломническая тропа Трифона Вятского, даже две тропы. По правой пойдешь – завязнешь между буреломов и крутизны девственного леса, особенно в конце ее, где приходится спускаться прямо по вертикали с едва намеченными в глине ступеньками. А левая делает большой пологий круг в обход костища, проходит через него и спускается долгими, но оборудованными ступеньками с перилами из ветвей и лавочками для передышки. Сходятся обе тропы под склоном у двух родничков с вкуснейшей водой. Один из них признан святым источником Трифона Вятского. Над ним возведен небольшой сруб с купелью. А чуть выше стоит придорожный крест и веранда-часовенка с иконками, лампадкой, свечками, занавесками и ковричками. Рядом с ней находится какой-то таинственный лаз в самые глиняные недра горы, сильно заплывший. Что это такое, можно только догадываться. Паломники утверждают, что его вырыл святой Трифон. А вниз от родников сквозь черные стволы виднеется светлая гладь Мулянки.

Последний раз, осенью прошлого года, я ходил на Гляденовскую гору, сопровождая исследовательницу вогульских традиций из Венгрии Анну Вандор. Понятно, что ей было более интересно само костище, особенно те ощущения, которые оно пробуждает в сердце. Погода была хмурая, ветреная, деревья гудели, переговариваясь с тенями предков. На уходящей вниз пустоши пушились метровые заросли кипрея. Под низкими тучами кружил коршун… Сидишь под этими старыми елями, полностью смирив скачку своих мыслей, и начинаешь ощущать всю толщу времени, которая нависает над тобой и над этими слоями земли, так щедро пересыпанными эмоциями, желаниями, страстями и молитвами твоих предков, сливаешься с ними… И вдруг я услышал какой-то незнакомый, необычный для уха напев… Оказалось, это Анна, не сдержав эмоций, запела старую народную венгерскую песню. И она была как нельзя кстати здесь, оказавшись после долгого перерыва как бы связующим звеном между теми древними вогулами-остяками, которые совершали тут обряды в незапамятные времена и этим часом… Я подобрал торчащий из земли у корней, осыпанных желтыми листьями, осколок обожженной кости и подарил ей.