Часть 5. Рост как показатель энерги

Юрок Ленки
В предыдущей главе указано было на важнейшую роль самовозвышения в эволюции человека, рассмотрим этот вопрос с энергетической ТЗ.


В животном мире вопрос, кто обладает большей энергией, жизненно важен, поэтому в этогенезе выработались самые разнообразные способы демонстрации энергии, можно сказать, все способы, т.е. животный мир разработал полный набор форм как энергетических декораций. Но способы оценки этоэнергии отстали, поскольку, из-за наличия дистанции бегства (Хедигер), ни одно животное не может просто из любопытства приблизиться к животному другого вида и изучить его. Оценка возможна только с достаточно большого расстояния. А основными инструментами в этой ситуации могут быть только дальнодействующие органы восприятия: зрение, слух, обоняние. Основные критерии: расстояние до объекта, видимый размер, интенсивность окраски, сила слышимого звука и осязаемого запаха. Поэтому вилка формообразующих и оценочных возможностей создает отличные условия для обмана последних в условиях постоянного упреждающего совершенствования первых. Так продемонстрировать можно только переднюю часть тела или строго фас, встав прямо перед противником. Некоторые животные «догадались» поднимать какую-то часть тела как можно выше (голову, рога, хвост) и это оказалось в восприятии аналогично увеличению массы, размеров тела.


Самый простейший метод оценки энергии основан на аналогии энергии и массы. Масса же оценивается косвенно по объему с учетом незначительной вариабельности удельной плотности живого вещества в пределах близких видов. Объем, в свою очередь, также оценивается косвенно по видимому контуру с учетом расстояния. Неудивительно, что столь ненадежный метод подвергается беспрерывным подтасовкам.


В этологии уже выявлены многочисленные формы обманов: преувеличение размеров тела (ага, шерсть дыбом у шерстистых животных), по мере совершенствования механизма обмана, только передней части тела (крупные млекопитающие), потом только фаса (слон, лев, павлин, кобра). Любое морфологическое или функциональное приобретение вида, дающее ему шанс на жизнь, уравненный с шансами других видов – есть особенное изобретение индивидуума, наследуемое видом и предназначенное для демонстрации потенциальной агрессии, энергии, воплощенной в формы.


Вершиной обмана следует считать преувеличение роста. Им пользуются почти все животные, настолько он прост в реализации, по сравнению с другими обманами. В ход идет и длинная шея у жирафа, и длинный хвост у лемура. Любое возвышение себя перед соперником у представителей многих классов (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) так же относится к обману, но не морфологическому, а поведенческому, сделанному, что намного ближе к классическому пониманию понятия обман. Поскольку встать во весь рост очень трудно для недвуногого существа с горизонтальным расположением тела, как у большинства животных, то в этой трудности достижения максимальной высоты и смысл единоборства за право доминирования, но только первочеловек обнаружил в этом фокусе невиданные возможности.


Никто, кроме человека, не воспользовался самовозвышением с такой эффективностью, сравнимой с чудом, поскольку, встав во весь рост, человек запустил лавинообразный процесс генерации высвобождения энергии из ВП. Во-первых, человек, высвобождая энергию, не тратил ее на формы, обманывая этозаконы, по которым формула: ;E –> Форма – обязательна (Если точнее, то тратил, но малую часть, на подгонку скелета, внутренних органов и функциональных систем организма, приспосабливая их к новым условиям двуногой локомоции.). Эту свободную энергию человек тратит на разум, жажду деятельности и беспричинное стремление к идеалу. Во-вторых, встав на ноги, человек высвободил передние лапы, превратив их в руки. Руки, со временем, овладели универсальной способностью превращаться с помощью подручных средств в любое оружие или орудие, провоцируя наивную природу выделять адекватную энергию. Но закононепослушный человек вновь тратит ее не на клыки, бивни и рога, а на технологии, искусство, т.е. на преобразование не себя, но природы. Третья струя лавины, третья составляющая фокуса в том, что человек, однажды встав во весь рост, больше уже не имея возможности повторяться, на следующих этапах эволюции нашел нечто, заменяющее рост, и продолжил самовозвышение, которое не прекращается до сих пор, достигая в настоящее время глобальной размерности (в буквальном смысле), и не видно причин для остановки процесса самороста. Этой последней составляющей необходимо уделить большее внимание.


Человек на уровне Homo sapiens стал почти сознательно преувеличивать свой рост, надевая на голову перья, корону, подниматься на возвышенности, пьедесталы, садиться в кресла и на троны. Но это не всякий человек, но только доминант, вершина иерархической пирамиды, архонт, пассионарная личность. Этот особый человек стал строить больших размеров дом, дворец, город, в которых он живет. Но вот, что любопытно, то, что с ТЗ этологии – обман, с противоположной ТЗ этнологии – обоснованные претензии энергичного лидера на доминирование и, при больших возможностях, господство. Т.е. перья на голове племенного вождя – это не обманное самовозвышение над соплеменниками, а знак пассионарности, реального возвышения. Этнология оказалась тем недостающим звеном в спектре представлений, пытающихся найти логический закон в проблеме взаимоотношений биологической популяции и личности. С ТЗ этнологии, при исследовании области этологии, веерный хвост павлина перестает быть обманом.


Возвращаясь в этногенез с новым пониманием лидерства как самовозвышения, мы замечаем, что вершины зиккуратов Шумера, египетских пирамид и пирамид Теночтитлана, храма Зевса, православных и католических соборов, мусульманских мечетей и минаретов – законное архитектурное воплощение пассионарного достижения этноса, с кажущимся переносом величия народа на личности правителей стелами Гильгамеша и Нарам-Суэма (Нарамсина), Хефрена, памятниками императорам и королям. Но с некоторой позиции вполне обоснованно почитать правителей, поскольку только пассионарная личность может, как магнит, притягивать к себе пассионарных ученых, архитекторов, строителей, литераторов – творческую интеллигенцию с соответствующим интенциальным обеспечением наиболее активной части населения, придающей своим живым интересом, интересом пассионариев-обывателей (слабых пассионариев) аромат эпохе.


Следующая теоретическая конструкция полностью опирается на крайнюю позицию, противостоящую популяционной, не потому, что она лучше, но она слабо разработана в этогенезе, несмотря на свою чрезвычайную ценность. Назовем ее: героическая ТЗ.


Действительно ли в этологии нет героической ТЗ, несмотря на право быть, право занять свободную нишу ТЗ. Если есть права, то есть и субъект. Индивидуальная, если не ТЗ, то позиция обязана быть, и мы ее находим не у философов и культурологов, к сожалению, а в народных сказках про хитрых лисиц и добродушных медведей, глупых волков и плутишек зайцев. В прекрасных сказках Редьяра Киплинга, Сельмы Лагерлёф, Феликса Зальтена животные наделены всеми качествами личности, а в сказках и рассказах Виталия Валентиновича Бианки нет отличия от реальности, наполненной чувствами и целенаправленной деятельностью. Наблюдению за жизнью животных Бианки посвятил всю свою жизнь и потому написал больше не сказок, а достоверных рассказов о животных, не менее драматичных, чем жизнь людей. В прямых наблюдениях за природой у натуралистов и любителей животных, которых с большим основанием следует называть любящие животных, проявляется специфическая ТЗ, уважающая личность в звере.


С этой ТЗ для любого животного, стоящего на пороге выбора, на что истратить дарованную сбоем гомеостаза высвободившуюся из врожденных программ энергию, возникает в высшей степени серьезная дилемма, никогда не ниже гамлетовской – быть или не быть, и решает эту задачу любое живое существо с предельным напряжением душевных сил. Для того животного, которое решило достичь большего роста всего-лишь бипедией, точно также это оказалось не простой задачей и решение было не случайным.


С учетом героической ТЗ, представленной как в этогенезе, так и в этногенезе (в основном, в поэзии, скульптуре, живописи, художественной литературе и примыкающей к ним биографической литературе выдающихся людей), можно утверждать, что на всем пространстве от этогенеза до этногенеза рост – это показатель энергии, выданный в хорошо оцениваемой форме:

Н(Е) ~ Е                (9)


Для доказательства воспользуемся моделью 2, где имеется угол a – const. У меня есть подозрение, что угол a – постоянная величина для всех живых систем, без различия, какая это популяция, и даже, популяция это или индивидуум. В этом случае угол a – универсальная константа живой системы, а tg a – характеризует соразмерность энергетики РЭС и территориальных претензий, в соответствии с формулой 2:

E/L= к              где к = tg a


С этой ТЗ допустимо утверждать, что Н(Е) является полноценным фактором живых систем, а tga важнейшим критерием оценки их. Т.е. для животного мира энергетика выражена в линейных размерах (Н(Е) – энергетическа высота), или высота, демонстрируемая некто – есть аналог силы, агрессии, энергетический эквивалент.


Но для прямого доказательства нужны обмеры большого числа объектов и их сравнения. К настоящему времени отсутствует даже инструментарий, необходимый для подобных исследований. Но, тем не менее, кое-что есть.


У Реми Шовена описаны эксперименты по изучению онтогенеза восприятия. Молодым шимпанзе, другим обезьянам и детям давали для рассмотрения различные геометрические фигуры и наблюдали, на чем фиксируется взгляд и как долго. «Оказалось, что у шимпанзе, макак-резусов и детей зрительные структуры и их функции достаточно развиты от рождения ...независимо от обучения» [1, с.308]. Но самое замечательное – это оставшаяся без комментариев густота точек фиксации взгляда, наибольший интерес, важнейшие места оценки объекта. На первом месте – вершина любой фигуры. На втором месте по частоте фиксации взгляда – угол при основании фигуры, причем взгляд пытается найти этот угол даже у круга [1]. Экспериментаторы искали у животных элементы абстрактного восприятия, но обнаружили нечто совершенно противоположное, правда не заметили этого, поскольку не располагали соответствующей теорией.


С ТЗ(Н) даже молодое животное, ребенок проявляет врожденный интерес не к фигуре, а к любому объекту перед собой. Он видит, в первую очередь, живую сущность в форме энергетической пирамиды (в достаточном для оценки агрессивных возможностей первом приближении), и чем быстрее и точнее будет оценен объект, тем больше шансов остаться в живых.


Основные параметры дистанционного обмера: установленные в эксперименте высота объекта, угол при основании; недостает оценки дистанции, но эксперименты проводились по другой тематике, поэтому дистанция не оценивалась или, во всяком случае, не отражена в этой публикации. Но и этих данных минимально достаточно, чтобы утверждать, что в этомире высота живого объекта оценивается как агрессивный, энергетический фактор. Даже если объект оказывается родителем, то его агрессия обращается в надежную защиту, под зонт которой надо спрятаться. В качестве недостающего звена – оценки дистанции необходимо использовать, вероятно, импритинговый угол, врожденный угол зрения, обнаруженный Конрадом Лоренцем у гусей, который, как установлено, меняется с возрастом.


Н(Е) не является буквально ростом существа, тем более популяции, хотя и выражено в линейных размерах, но указывает на возможность возвышения символа Е на определенную высоту от поверхности земли в зависимости от обладания субъектом определенного количества внутренней энергии. Символом Е может быть что угодно: находящиеся в верхней части тела глаза, рога, кончик хвоста трубой, перья на голове вождя, корона, высокая спинка кресла, трон, купол храма; все то же, но на возвышенности; виртуальное сверхсущество – лишь бы они принадлежали представляющему субъекту (здесь подразумевается атеистическая ТЗ, но без труда может быть представлена и противоположная ТЗ, более того – Set ТЗ, включающий в себя не только идеалистические концепции, но и материалистические гипотезы возможного существования Бога в любых ипостасях) и четко оценивались потенциальным соперником как достигнутое возвышение. Показателем энергии, разумеется, могут быть масса, объем, площадь фаса и нечто иное, например, мощь оружия, сила издаваемого звука, сила яда, электрический потенциал, запах и интенсивность раскраски, но интерес здесь будет проявлен только к высоте.


Литература:

1  Шовен Р. Поведение животных. М. Мир. 1972. 488 с. Фигура 66, c.309.