Рафаэль Алтарь Одди

Алина Алексеева-Маркезин
Рафаэль Санти .Алтарь Одди. 1502-1503.холст, темпера. 267 ; 163 см
   Ватиканская пинакотека, Ватикан

      Из ранних работ Рафаэля на религиозную тематику привлекает внимание "Алтарь Одди" (1502-1503 г. Ватикан, Пинакотека), снискавший громкий успех.
 Рафаэль написал этот алтарный образ  по заказу Магдалины Одди в 1502—1503 годах для капеллы Одди церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже.

    В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому "лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан , знакомых с его произведениями". Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками.

      Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. По преданию, при Успении Богоматери, среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на Её погребение, не было Фомы.

 Он горько сожалел, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни Пречистой Девы и не получил Её благословения. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Он был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранился в Палестине.

   В верхней части изображена сцена коронования Богоматери после Ее вознесения на небо. Христос возлагает на голову Марии корону, а вокруг музицируют ангелы и летают херувимы. Снизу апостолы смотрят на происходящее, стоя вокруг опустевшей гробницы, где покоилось тело Мадонны до ее воскресения, а теперь выросли белоснежные лилии, символизирующие ее непорочность, и розы - цветы Царицы Небесной.

   Созданная живописцем в юношеские годы картина близка по стилю к произведениям его учителя - Пьетро Перуджино. Влияние выразилось в сочетании глубоких и насыщенных тонов-красного, зеленого, желтого - и в некоторой графичности изображенного. Но особенная музыкальность, которой пронизана вся работа, была свойственна именно искусству Рафаэля.

         Если сравнить верхнюю часть "Коронование Богоматери" Рафаэля, можно увидеть заимствования из произведения Перуджино "Вознесение Богоматери". Однако жесткое композиционное решение алтарного образа и пределлы вместе с тщательной прописанностью лиц свидетельствуют о том, что ученик постепенно превосходит манеру учителя.

     Почти буквальное подражание было лишь преходящей фазой, тогда как постоянными приобретениями для его искусства остались великий урок воздушной перспективы, уже в этих ранних работах просматривается отпечаток первых посещений Рима и Флоренции. Вероятно, Рафаэль, желая познать мир и расширить свои горизонты, еще в ранние годы путешествовал за пределами Умбрии и Марке и побывал в Венеции, Падуе, Флоренции, Орвьето и даже в Риме.

       В 1502 г. Перуджино вернулся во Флоренцию, а Рафаэль, вероятно, вступил в штат помощников Пинтуриккио. По словам Вазари, замечательная возможность была предоставлена ему другом Пинтуриккьо, который, "зная его как великолепного рисовальщика" (Вазари), взял его с собой в Сиену, где должен был расписать прилегающую к собору библиотеку сюжетами гуманиста Энег Сильвио Пикколомини, и Рафаэль сделал рисунки для фресок Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини в Cиeнe, и к картинам "Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской" (ныне в коллекции Баль дески в Сиене) и "Отъезд на Базельский Совет" (галерея Уффици).

   В пределлу этого алтарного образа вошли три небольшие картины - «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Принесение во храм».