Праздник критический очерк на фильмПраздник Алексе

Сергей Царапкин
(впечатления дилетанта)

Пролог

Сегодня, когда я посмотрел фильм А. Красовского «Праздник» и решил написать эту статью, на дворе продолжается первая неделя нового наступившего 2019 года. Так что, пока гремят петарды, сияют за окошками наряженные елочки и по улицам бродят еще не совсем смурные, но уже обожравшиеся салатами и водкой люди, - всех кто способен оторвать задницу от телевизора и о чем-то более значимом подумать, я поздравляю с Новым Годом и хочу поделиться почти новогодней новостью!
Нет, конечно, еще не забыта трагедия 31 декабря в Магнитогорске. Там в руинах взорвавшегося дома погибло тридцать девять человек. Вечная им память!  И конечно мы все помним чудом выжившего годовалого ребеночка, который пролежал под завалом в двадцатиградусный мороз почти двое суток.
Но дорогие товарищи, согласитесь, информационно-эмоциональный фон современной жизни столь интенсивен, что события часто накладываются, стараясь друг дружку затмить, чтобы уже завтра быть затменным иными событиями. Картинки мелькают с чудовищной скоростью. Про усвояемость речь давно не идет. Главное избежать изжоги, прокукарекать, быстренько впендюрить  и по возможности, денжат как можно поболее срубить. Поэтому не надо пенять на зеркало, ведь уже через месяц возможно про взрыв на Южном Урале мы еще помнить кое-что будем; через полгода будем помнить плохо, а после лета благополучно забудем. Но я хочу говорить про другое.
Извините, Магнитогорск вспомнился лишь к случаю. Случай, о котором пойдет речь, был задуман гораздо раньше, очень серьезно и с затяжными последствиями. Эпицентром события должно было стать 31 декабря – последний день уходящего 2018 года. И вот смерть тридцати девяти человек перебила пиар-компанию  Алексея Геннадьевича Красовского. Но давайте будем двигаться по порядку.

«Где эта барышня, где этот дом?».

– Кто же он этот А. Г. Красовский? – сразу кто-то пожелает задать справедливый вопрос.
Вопрос правильный. Лично сам я еще вчера почти не знал эту фамилию. Припоминаю, что еще месяца три назад, осенью 2018 года, в российских СМИ раздался и зашумел какой-то неопределенный скандал. Якобы был снят или почти снят фильм в жанре комедия, где на фоне блокадного Ленинграда показывают жирующую семейку высокопоставленного номенклатурного чиновника. Вот тогда впервые для меня и прозвучала имя Алексея Красовского. Услышав эту откровенно поганую новость, моя душа естественно возмутилась.
– Как такое возможно? – тут же схватил телефон, кому-то позвонил и долго не мог успокоиться я. - Это же прямое надругательство над святой памятью блокадного города и над теми людьми кто жил, пережил или погиб в ту первую жестокую зиму!
Не знаю, был ли в России осенью 2018 года хоть один человек, который как и я не пожелал остаться не возмущенным услышав в СМИ эту информацию? Кажется, даже самые отпетые либералы смущенно пожимали плечами – мол, художник! Право имеет на высказывание! Отозвался даже министр всея культуры! Господин Мидинский своим острым словцом заклеймил паскуду режиссёра Красовского! При этом, никто в России (включая министра) на тот момент картины не видел. Как и положено всякому пиару бомба взорвалась, но взрыв произошел лишь в наших головах. С этого времени имя Алексея Красовского практически не сходила с информационных лент, и оставалось в поле внимания наших уважаемых СМИ. И вот настал апогей! Но давайте не будем, как любят метко выражаться днепровские казаки, - забегать поперед батьки в пекло. Сперва давайте познакомимся с нашим героем.

Знакомтесь – Алексей Красовский!

Алексей Генадьевич Красовский, как сообщает честная википедия, родился 20 декабря 1971 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). Вырос в Автозаводском районе.  По первому образованию врач-стоматолог. В кинематографе дебютировал как сценарист. Самостоятельной режиссурой занялся в 2011 году (сериал «Откровения»). В 2016 году вышел его первый полнометражный фильм— «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли.
И вот мы добрались до того самого октября 2018 года, когда поднялась та самая волна негативной реакции на еще не снятую картину. Про картину подробнее чуть позже, а пока внимательно глядим на художника. Википедия ничего не сообщает, к примеру, про личную жизнь. Видимо, отсутствие таковой надо понимать – творец не отвлекается на всякие мелочи жизни. Ему надо творить! И все же маловато будет биографии для человека, которому уже близко светит полтос. Давайте, попробуем представим взрослого дядьку. Он из славного Нижнего Новгорода. Дядьке уже за тридцатник и у него серьезное медицинское образование. Он стоматолог. А у стоматологов, если они смолоду не привыкли пить в чистом виде спирт, наверняка перспективная во всех смыслах работа. И вдруг этот дядька решает порвать с профессией, и перебравшийсь в столицу, принимается, как заяц, бегать по телевизионным редакциям со своими тощими текстами. И ведь это не сказка. А если и сказка, то не совсем.  Как уж там было на самом деле, но за несколько лет у нижегородского доктора все отлично поперло! Судите сами:
Красовский, как сценарист и режиссер: Общая терапия (сериал, 2008); Петровка, 38. Команда Петровского (сериал, 2009); Общая терапия 2 (сериал, 2010); Откровения (сериал, 2011); Откровения. Реванш (сериал, 2011); Военный госпиталь (сериал, 2012); Метод Фрейда (сериал, 2012); Цена жизни (сериал, 2013); Кровь с молоком (ТВ, 2014); Задержи дыхание (короткометражный фильм, 2014); Коллектор (2016); Экстремист (короткометражный фильм, 2018; Элефант (2018); и наконец запланированная бомба с затяжным скандалом - Праздник (2019).
Столь обильно отметившийся на голубых экранах режиссер, конечно не смог быть не замечен кинопремиями! Впрочем, пока речь может идти о фильме «Коллектор».
Кинотавр» — Гран-при; премия «Белый слон — лучший полнометражный дебют; премия конкурса «К Востоку от Запада»; премия «Золотой орёл»-2017 за лучший сценарий; премия «Ника»-2017: номинация Открытие года Лучший игровой фильм.
Чувствуется медицинский акцент и главное – солидно! А если так, то почему же с такого пьедестала не возмечтать чтобы взять и разом сигануть в культурмультурное бессмертие? Ну, к примеру, туда, где обитают такие мастера, как - Тарковский, Шукшин или Алексей Балабанов. Но как это сделать? Уповать на неопределенное будущее, которое все разложит по своим полочкам, режиссёру Красовскому наивно. Его время здесь и сейчас. К тому же Алексей Геннадьевич уже не какой-то там доктор-выскачка из Нижнего Новгорода. Им создан солидный пьедестал. Да, пьедестал не надежный и сиюминутный. Тем более надо спешить. К тому же господин Красовский не совсем попсовый сериальщик. Им снят уже полный метр «Коллектор»; получены призы, награды и премии. И - сам русский бог от кино Никита Сергеевич Михалков несколько раз страстно пожимал режиссеру руку! Мол – Леха, давай, жми фортуну! Эх, мэтр не подозревал, куда ужмет фортуну его младший собрат по цеху! Когда же узнал, то так патриотично возмутился, назвал режиссера американским конъюнктурщиком и напрочь запретил всем инстанциям выдавать удостоверение на право крутить ленту по российским кинотеатрам.
Есть у меня подозрение, - и про возможную реакцию министра Мединского, и про гнев Никиты, и про общенародный выхлоп - про это и про многое другое заранее подумал Алексей Геннадьевич. Это нам доверчивым вислоухим лохам господин Красовский втирает, снял кино чуть ли не на народные деньги собранные в интернете. Денежки там текли в правильных руслах - из предусмотренных карманов и по нужному адресу. Не сомневайтесь, все с точки зрения пиара у господина Красовского было железно и логично.
И вот, наконец мы приблизились к самому «Празднику».

Здравствуй, Праздник!

Признаться не думал, что так просто будет отыскать этот фильм на ютубе. Но вот один, второй клик и кино загрузилось. Со страхом и тлеющим в душе отвращением я принялся смотреть.
- Но что такое происходит!- смотрел кино и на каждой минуте спрашивал я себя.- Где зажравшаяся номенклатура? Где обещанное изобилие в голодающем Ленинграде? Где умирающий и замерзающий город?
Нам показан вполне интеллигентный в очках и белой рубашке ученый биолог. Биолог своими мозгами и научными разработками ценим государством. Поэтому он и его семья живут в специально отведенном и тщательно охраняемом доме. И вот тут обнаруживается первый ляп.  Дом хотя и охраняемый, но на экране выглядит проходным двором. В него кто, когда хочет - входит и когда хочет - выходит. Что это - промах или умышленный ход режиссёра? Подобными ляпами, как мы увидим дальше, картина переполнена. К этой особенности мы еще не раз вернемся. Теперь давайте про сюжет.

Сюжет

Итак, перед нами благополучная семья ученого – сам, жена, дочь, сын и мифическая бабушка. Вот такая экспозиция накануне Нового 1942 года. В первой сцене нам предложен диалог мужа со своей женой. Ученый разговаривает смущенно. Жена - этакая классическая расфуфыренная мещаночка. Она искренне недовольно тем, что у них отняли кухарку и уже который раз в спецпайке кроме хлеба, консервов сахара и муки – им дают неощипанных кур! А как бы хотелось на Новый Год отведать жаренную  уточку! И вообще, почему какая-то там дамочка позволяет себе в такое время носить дорогущую до пят шубу?
Таков зачин. Затем начинается череда явлений.  Первым является сын. Подросток приходит, а точнее приезжает на папиной машине.  Он приезжает не один. Сынок пересидел бомбежку в бомбоубежище. Именно там мальчик познакомился с девушкой по имени Маша. У Маши умерли родители и где-то есть много голодных братьев и сестер.  Девушка с утра до ночи работает, учиться и получает по карточке двести грамм хлеба. Поэтому она и дорожит каждой крошечкой и режет хлебушек исключительно на газетке. Но не так все с этой Машей просто и однозначно. Кстати, забегая вперед, скажу что «неоднозначность» - основной и едва ли не единственный художественный прием использованный автором. Так вот, про Машу.  Она, каким-то бабьим нюхом распознала что паренек, во-первых, - лох; во-вторых, сексуально озабочен; и в-третьих, - кажется здесь можно отлично пожрать и кое-чем поживиться. Девушка потом именно так и скажет:

- «Ты (обращаясь к Денису) хотел залесть мне в трусы; я хотела пожрать и если получится, что-нибудь стащить»!
Именно поэтому еще в бомбоубежище предприимчивая Маша целует маменького сыночка в губы. Обалдевший теленок теряет мозги и сажает девушку в отцовскую машину. Он везет ее отметить в отцовском доме Новый Год. Напомню, дом ученого мужа тщательно охраняется доблестными чекистами. Это важное обстоятельство автора совершенно не смущает. Продолжая громоздить ляпы, господин Красовский не удосуживается объяснить зрителю – откуда после бомбежки взялась отцовская с шофером машина? Приехала и все.
От визита сына мама в шоке.
- Как мы объясним этой Маше, - спрашивает она Дениса, - откуда у нас это изобилие?
Ладно. Идем за сюжетом дальше. Пока Маша моется в шикарной ванной, а Денис трепетно поджидает ее в своей комнате, в дом является старшая дочь. Девушке около двадцати лет. Это яркая, с чувственными губками, слегка от мороза и шампанского пьяненькая брюнетка. Прямо в прихожей выясняется - дочь попрощалась со своим мужем Максимом, который хотя и никудышный ученый, но работает в тайной лаборатории отца.
- Про Максима в этом доме больше ни слова!- предупреждает дочь. - Сейчас сюда приедет мой новый и любимый мужчина! За него я намерена через неделю выйти замуж!
На вопрос родителей – кто же он? Дочь отвечает:
- Он скульптор, старше ее в два раза и к тому же без одной ноги!
Вот такой новогодний сюрприз своим родителям отмачивает дочка!
После представления является и сам жених. Личность жениха колоритная! Смекалистость и цепкий взгляд обличают дельца и афериста. Надо сказать, что на протяжении всех явлений, хозяйка пытается ощипать курицу. Ведь кухарку убрали и теперь она должна как-то приготовить эту тварь!
А еще время от времени из своей комнаты стучит в пол костылем бабушка. Бабушку нам не показывают. Она, - будто незримый домовой. К тому же старушка парализована, потеряла речь и самостоятельно даже покакать не может. Автор акцентирует внимание зрителя, как ученый муж и его жена ждут, чтобы бабушка до Нового Года успела облегчиться. А бабушка не спешит. Если она чего-то хочет, то принимается стучать костылем.  Один стук слишком громко внизу кричат; два стука – бабушка хочет пить; три стука - бабушка хочет на горшок; четыре – бабушке надо принести покушать; пять – открыть форточку и проветрить комнату. Персонаж, надо сказать, загадочный и почти мистический. На нем, я думаю, можно было бы выстроить совершенно другой сюжетец. Но в картине бабушка, как выразились бы продвинутые эстеты – «не пришей к ****е бантик». Вероятно именно поэтому автор, не понимая зачем он ввел бабушку, решает закончить фильм убийством невидимой старухи. Так сказать, помочь ей облегчиться! Подобным юморком, как и упомянутыми ляпами, будто тухлыми огурцами в банке, наполнен весь фильм.
Итак, Новый год приблизился! Общество готово начать праздновать. На газетке Маша режет хлеб; жених кромсает сало; вскрываются консервы; из рук в руки передается графин с водочкой; и наконец, стреляет в потолок шампанское! Жена после бокала вдруг припоминает, что хорошую песню пела их кухарка. Ученый муж вздрагивает и лихорадочно начинает припоминать. Жена просит мужа замолчать, поднимается, подходит к роялю и начинает петь. А ведь еще секунду назад никто не мог вспомнить слова. И вот хозяйка вдохновенно, без запинок, будто романс на концерте, вдохновенно начинает петь про советские колхозы! Затем она наполняет бокал и относит его бабушке. С этого начинается трагикомическая агония. Автор наполную катушку врубает упомянутый эффект «неоднозначности». Маша уже не падающая в обморок от голода девушка, а циничная воровка; жених сперва превращается в Деда Мороза, а затем выясняется что он совсем не жених, а приглашенный дочерью проходимец; муж Максим не муж, а немецкий шпион; нетрезвая брюнетка дочь оказывается фашисткой пособницей; а сам ученый муж никакой не ученый, а халтурщик, отлично обосновавшийся в этой жизни. Напомним, у него персональный на всю семью спецпаек, персональный для всей семьи автомобиль и водитель; и живет он на персональной даче. Его жизнь и научные успехи оказывается - никому, включая фашистов, не нужны. Разве это не агония?  В этом прекрасном хорошо охраняемом доме даже несчастная полуощипанная курица не может быть нормально приготовлена. Птичка, кое-как засунутая в духовку успешно там превращается в кучку черных углей. Маша, уличенная в воровстве, убегает, а мнимый жених, не желая убираться вон, выкрадывает пистолет, и угрожая разоблаченному семейству, поднимается на второй этаж и убивает бабушку. Во всяком случае, зритель слышит одиночный выстрел. Впрочем, после выстрела происходят два удара в пол костылем. Думай зритель, что хочешь! То ли бабку мошенник облегчил от бренной жизни, то ли сама старуха, как-то там, взяла да и грохнула ухаря!
Вот, собственно, и се кино.

P. S.

Сразу, по окончании картины, будто вторая серия, на экране появляются две головы.
- Это что еще?- недоумевает зритель.
Но быстро все проясняется.  Одна голова это сам режиссер Алексей Красовский; другая - оператор. Головы начинают говорить. Они сперва чуть-чуть рассказывают, как им было трудно снимать и какие припоны им ставила киношная власть. Потом голова Алексея Красовского просит граждан, просмотревших его фильм, совершенно добровольно перевести на его банковский счет сумму, которую каждый себе определит сам.

Ну и чего?

Первое чувство после просмотра - стыд за мой же предварительный страх. Господи, как же я переживал за поруганную память о блокадном Ленинграде! Ведь и мой дед летчик тяжелой авиации, капитан Григорий Иванович Шаповалов, как и многие солдаты Красной Армии, освобождал от блокады город Ленина!
- Неужели эти мужественные люди освобождали Ленинград, чтобы продолжали жировать негодяи?
Но, слава Богу, обошлось! Автор был настолько видимо, деликатен, что тема умирающего от голода и холода Ленинграда в фильме никак не отразилась. Разве же можно считать блокадной темой некоторые реплики действующих лиц? Да, они там звучат, но выглядят бутафорией. Господин Красовский вероятно что-то на эту тему посмотрел и может даже что-то почитал. Я запросто могу предположить, что подобные номенклатурные деятели могли в блокадном Ленинграде быть. Вопрос в другом. Был ли, показанный в фильме Праздник массовым явлением? Конечно же, не был. А если так, то зачем плод индивидуального воображения типизировать и на всю страну показывать?
 Ну, выпендрился, ну снял, ну захотел, ну и покажи своим товарищам и успокойся! Так ведь нет! Фильм не просто снят. Напомню, вокруг картины, которая еще не была снята, сперва была спровоцирована искусственная шумиха.  Затем фильм появился в интернете. За первые два дня наступившего года число просмотров двинулось за сотню тысяч! Что дальше? Я лично не сомневаюсь, - Алексей Геннадьевич в своей масштабно мыслящей голове уже прокрутил возможный сценарий теперь уже и для телевизионной аудитории. Нас видимо в скором будущем ждет эпопея! Небольшой сериальчик так на пару десятков часов!

Так о чем ваш Праздник?

Мое мнение – фильм ни для кого и ни о чем.
Но как же сто тысячная аудитория?
Я постарался вскрыть истинные цели этого, так называемого, проекта. Слава Богу, мы живем в свободном обществе, где у каждого есть право на самовыражение. Но всегда полезно помнить, - желая о чем-то выразиться, человек в первую очередь выражается о самом себе.
Что конкретно касается фильма, я убежден, если взять и полностью убрать из фильма без того бледно присутствующую блокаду, то картина от этого ничуть не потеряет. Напротив, фильм может много выиграть. К примеру может получиться отличная «черная» комедия!  Жанр весьма, нынче востребаваный. Вместо упоминаний о голодающих людях и замороженных на балконе трупов можно добавить немножко детектива, немножко секса; немножко поиграть в оборотней; намекнуть на возможность высоких чувств; замутить кухонную со слезами философию; ну и напоследок, крупным планом остановить камеру на уставшем и немного печальным лице главного героя. Но как же хорош этот взгляд! Он небесно чист и сострадателен! Именно поэтому камера долго держит зрителя в этих небесах. Но вот камера отъезжает и перед нами является новый, как цветок, рассветающий день. Тишина, продолжает падать снег, под которым исчезает все прошлогоднее. Главный герой одевает пальто, накручивает на шею шарф, кое-как напяливает шляпу и уходит. Мы видим на чистом снегу следы и удаляющуюся спину. Спина совсем немужественна. Напротив, она даже чуть сутуловата. Герой все дальше и дальше уходит, а прикованный к прощальному образу зритель начинает что-то свое и про себя прозревать.
Да, ютуб-аудитория возможно сократиться. Но те, кто пожелает отказаться от заглатывания геркулесовых соплей, задумается и пожелает расшифровать написанные на чистом белом снегу знаки?

Вывод

Мой вывод следующий:
 тщательно приготовленный Алексеем Геннадьевичем Красовским прыжок несомненно состоялся. Прыжок состоялся, но не окончился. Автор взял слово, чтобы что-то сказать. Слово произнесено. Подобно пуле оно направленно и поэтому обязано попасть в цель.  Но цели нет, как и не было выстрела. Таков уж эффект грохочущей пустышки. Вроде что-то случилось или кто-то что-то сказал. Но слово не находит свою цель и поэтому продолжается затяжной полет. Такой полет называется «эффектом пустышки». Эффект пустышки всегда одинаков: происходит грохот, который, во первых, - сам отлично гремит; а во-вторых, -  заставляет греметь все другие пустышки. Да, надо признать, мы живем в эпоху мелькания и грохота. Неприкаянные грохотания  в лучшем случае, становятся чьим-то личным успехом. Пускай. Ведь именно на это и рассчитывают грохотальщики.  Но как же хочется верить , что здоровый в народе иммунитет сработает и пустопорожние шумы позабудуться. А пока приходится терпеть , ведь когда у кого-то затяжной праздник, то у других головная боль