Жили без праздников

Любовь Матвеева-Поротикова
                "Живи для людей, поживут и люди для тебя" (русск. пог.)       

                Сырьева Федосья Феоктистовна, г.р. 1909 г. р.
                Родилась в с. Лебяжье Исиль-Кульского р-на Омской обл.
                Петропавловск, ул. Мира 109-32.

              Дед Федосьи по отцу Терентий прожил 115 лет. Однажды он сходил в баню, немного поел, призвал семью и наказал, как жить без него, и чтобы братья сестру не обижали.
             - А теперь буду помирать, - сказал он. Лёг на лавку и умер.
             Раньше в Лебяжьем каждый хозяин кроме хаты в селе, ещё имел где-нибудь в лесу заимку, поближе к своей пашне, а то и не одну. Были заимки ближние и дальние – у кого в трёх километрах, у кого в двенадцати. Каждая имела свою славу – на той хорошая клубника была, на другой – костяника, а там, где Шерагин колок(лесок) – белые грузди. На заимке Ширшевых колодец славился хорошей водой, а лес – вениками. У Сырьевых заимка была хорошая, настоящий дом. Там росли  травы, которые любили лошади, их там и разводили. Потом, когда всё обобществили, на этих заимках стали базироваться полевые бригады, а у Сырьевых на заимке стали пасти колхозные стада.  Когда в 1965 году дочь Федосьи Зоя побывала на родительской заимке, от неё только развалины остались – хозяина-то нет, а общественное…
            Отец Федосьи Феоктист Терентьевич Пахомов умер от тифа, шесть детей остались на руках матери Евдении (Евгении) Ивановны. В селе её очень уважали, барыней считали, и звали не иначе, как по имени-отчеству, а позже – баба Дена. Все в семье, как обычно, много работали, начиная с детских лет.
            - Праздников не было, робили, - вспоминает Федосья Феоктистовна, - лён, КОНОПЛЁ, пшеницу, рожь садили. Потом молотили – палками вручную.
            На мой вопрос, как замуж вышла, ответила так:
            - Не упомнишь – сколько годов прошло. Ходили-ходили, играли-играли, под окошком сидели, в гармошку, в балалайку играли… Потом Миша  говорит – в 1931 году это было:
            - Я тебя посватаю!
            Я говорю:
            - Приходи.
            Венчались в церкви, потом гости по стакану вина, пива выпили, вот и всё – не на что было угощать.
             Отца Михаила Игнатия в 1919 году убили белые, колчаковцы. Когда они заходили в село, все от них прятались кто где мог – кто на лодке в камыши уплывал, кто в подвал залазил. Женщин хватали и мучили, чтобы сказали – где мужья и сыновья прячутся, потом отпускали. 
             В тот вечер всё было тихо, все приехали с работ, дома сидят. И вдруг – белые! Игнат спрятался за круглую печь в комнате, а жена его как сидела с ребёнком на руках, так и осталась сидеть. Её не тронули, а его закололи. Действовали колчаковцы очень жестоко, кололи всех мужчин кого вилами, кого штыками – за то, что не хотели воевать на их стороне.
             Михаил Игнатьевич, муж Федосьи, родился у матери с двойняшкой – братом Володей. Мать двухнедельного Михаила отдала бездетной сестре Секлетинье с её мужем Андреем, у них он и вырос баловнем, как единственный ребёнок, а Володя в три месяца у родной матери умер. В это время у неё были ещё дети – брат Саша (спился и умер в 1967 году) и дочь Полина Игнатьевна, работала она санитаркой, а сын её стал слесарем.
            Федосья с Михаилом вместе прожили 66 лет, хорошо. Но дети больше любили отца – он и строгим бывал, и ласковым. А мать неласковая. Дочь Зоя обижалась на неё и за это, и за то, что мать не вылечила вовремя ей глаз – он у неё в девять лет заболел, и покрылся бельмом. Зоя, став взрослой, получила медицинскую профессию, чтобы употребить все усилия и спасти глаз, вернуть зрение. Она даже ездила в институт Филатова в Одессу, но было поздно… Там ей предложили сделать операцию, если её мать отдаст свою роговицу с глаза – иначе долго ждать – но мать не согласилась.
            Из-за этого комплекса Зоя очень поздно (но удачно) вышла замуж – в 39 лет, и потому не имеет детей, водится с племянниками…

            Это всё, что поведала мне Федосья Феоктистовна Сырьева  в девяностые годы уже прошлого века… 
    
            На фото Василий Сырьев с матерью Федосьей, 1962 г., Лебяжье..