Рождественская история

Валентина Телухова
Сегодня Рождество. Особенный день. Я отправилась по тропе воспоминаний.

Прекрасный особняк в центре Благовещенска на тихой улочке. Кто его строил - неведомо. Говорят, что когда молодой город заселялся и строился, то солдаты рубили просеки в зарослях манчжурского дуба и разбивали город на кварталы. Кварталы в свою очередь делили на участки и отдавали под частную застройку. Говорят, что этот квартал был отдан ветеринарам. Хозяина этого дома давно когда-то привлекли по ложному доносу. Потом разобрались и реабилитировали, но опоздали. Он уже заболел тяжело в местах лишения свободы и по возвращении умер. А жена с тремя детьми осталась. Чтобы выжить, она разделила дом на две половины и одну из них продала.

А дедушка с бабушкой купили эту половину дома. Устроила цена. Устроила большая усадьба. Устроила близость городского базара. А где взяли деньги? Нашли способ. Отправились на золотые прииски всем семейством, стали мыть золото. И им пофартило, как они говорили. Отец мой вымыл золотой самородок такой величины, что денег от его реализации хватило на покупку дома.

Рождество в доме праздновали. Вечером на огромной кухне на большом обеденном столе расстилали сено, на него постилали белоснежную рождественскую скатерть, которую почему-то называли покровец. И ставили блюда особенные. Постряпушки, калачи, и особенное блюдо, которое называли узвар. Каша с распаренными сухофруктами. Садились всей семьей к столу и ждали, когда появится на небе первая звезда. Тогда начинали рождественскую вечерю.

Мне нравился праздник, но больше всего мне нравилось утро рождественское. Стояла зима, и окна дома были запечатаны и заклеены бумагой, но маленькая круглая отдушина под самым потолком была открыта, а сквозь неё был слышен колокольный звон. Церковь тоже была недалеко от дома. Когда-то в городе было много церквей и храмов, но все они были взорваны в компанию, которую развернули по всей стране под девизом - кирпичи храмов на строительство школ. Взорвать то взорвали, а во ни одну школу из этих кирпичей так и не построили. Растащили их по дворам. Уцелел только костел польский. Говорят, что над ним крест поменяли, а в нем стали проводить христианские службы. А звонница над ним была превосходной. Утром вся округа наша слушала рождественские звоны. И под эти звоны мама нам маленьким читала рассказы из книги какой-то старенькой, которая называлась "Святочные рассказы". Книга была старше нас на много лет. Она была издана еще до революции.  Мама вынимала её из сундука только один раз в году. Мы с сестрой и братом усаживались на скамью, мама открывала книгу и выбирала рассказ. Мы уже знали все рассказы наизусть. Я не любила рассказ "Спички". Трагический рассказ. Бедная при бедная девочка, горькая сиротинушка, пошла в рождественскую ночь на улицу, чтобы продать спички и купить хоть какой-то еды. Но все спешили по домам, а спички у неё никто не покупал. Утром её нашли замерзшей в подворотне дома. Коробок из-под спичек был пустым. Она сожгла все спички, чтобы хоть немного согреться.

Я плакала над этой историей.

- Видишь, доченька, не прошел мимо неё ни один милосердный человек. Никто её не пожалел. Вот она и погибла. Нужно помнить, что рядом с тобой всегда есть такие люди, которые нуждаются в твоей помощи.

Мама горестно вздыхала.

А мне больше нравился рассказ про собачек. Был он очень простым. Ветеринар вылечил бездомную собачку, а когда утром на другой день проснулся, увидел, что к его дому выстроилась очередь из бездомных животных. И он всем оказал помощь. Вот такой милосердный оказался человек.

Рассказ "Красные башмачки" тоже был удивительным. Сапожник сшил очень красивые детские сапожки и выставил в витрине своей лавки. Но сапожки были очень дорогими. В рождественскую ночь он увидел девочку, которая стояла у витрины в рваных старых башмаках. Они жила со своей старенькой бабушкой. Они были очень бедными. Девочка любовалась башмаками со слезами на глазах. И когда сапожник увидел детские глаза, сердце его дрогнуло. Он снял сапожки с витрины, вынес и отдал девочке. Добавив еще и угощение для бабушки со своего стола.

Была в книге и сказка, которая почему-то называлась "Безумная Тильда". Жила-была богатая и знатная женщина. Она ни с кем не хотела делиться. Даже в рождественскую ночь она не вспомнила о бедных. И когда вышла из своего замка, чтобы полюбоваться на звезды, колдун лишил её всего. Замок превратился в груду камня, дорога к нему исчезла. И тогда целыми днями женщина била киркой по камням и искала дорогу к своему богатому дому. Она питалась отбросами, одежда её обносилась. Все смеялись над ней. Но в рождественскую ночь её пожалели дети и привели в дом, и сделали постель у очага, и напоили теплым молоком, и укрыли одеялом. Они сняли с неё проклятие. Оказывается, колдовство было в силе до тех пор, пока кто-нибудь не проявит милосердие к этой женщине.

Вот какие рассказы читала нам мама на Рождество. Они будили в наших детских душах милосердные порывы.

А были ли у меня случаи в жизни, когда я смогла помочь совершиться чуду? Я подумала и вспомнила одну историю, которую можно отнести к Рождественским.

Я выбрала профессию учителя. В деревенской школе, где я работала, учился маленький мальчик. Он был косоглазым. Невозможно было понять, куда он смотрит. Дети дразнили его, а он плакал.

- Косой, косой, косыгин, - кричали они ему вслед. Он отворачивался. Плечи его вздрагивали.
 
И решила я избыть его беду. И когда поехала домой во время отпуска летом, я попросила маму Андрюши разрешить мне показать ребенка городским врачам. Мне было позволено. Мальчика со мной отпустили.

Городские врачи сказали, что нужна операция, но ждать очереди нужно долго. Такие операции делают недавно. Желающих очень много.

Я так огорчилась, что даже заплакала и рассказала историю мальчика. И доктор проявил милосердие. Положить в больницу мальчика он не мог, но он предложил мне водить ребенка в отделение, а на ночь забирать домой.

И вот целую неделю я водила ребенка в больницу. Операцию ему сделали успешно. А когда он вернулся в деревню, его по привычке стали опять дразнить косыгиным.

- А где вы его видите? - спросил малыш своих обидчиков и посмотрел на них своим ясным взглядом.

Дети смотрели на него с огромным изумлением. И больше никто и никогда не называл Андрея обидным прозвищем. Оно навсегда было забыто.

А его мама отвезла мальчика в районный центр, там фотограф сделал прекрасные фотографии, и она их отправила в письмах всем родным и близким, а одну из них подарила мне.

Я часто вспоминаю этот случай. Оглянитесь и вы вокруг. Протяните руку помощи. Не стесняйтесь быть милосердными. Особенно на Рождество.

С Рождеством Христовым!

В каждый дом на Рождество
Постучится волшебство,
Колокольным перезвоном
Возвещая торжество.
В эту ночь увидишь ты
Свет Рождественской звезды,
Веры свет и свет Надежды,
Свет Любви и Доброты.

Храни вас Бог!