История Тамани часть 37

Николай Мринский
В сентябре, октябре и ноябре в Керченском проливе производили лов хамсы волокушами особого устройства. В лиманах лов рыбы производился сетями, вентерками, бреднями, котами круглый год (за исключением запретных месяцев с 15 апреля по 15 июня). Общеупотребительными снастями были: подъёмные сети, рогожи, скипасти, мышеловки, невода, волокуши, ставные сети, вентерки, коты, а в Азовском море – болберочные крючья. В Чёрном море – крючья с наживкой для ловли белуги и осётра. Из-за хищнического лова рыбы и её значительного уменьшения в феврале 1819 г. сенатским указом был воспрещён лов крючьями в устьях Дона, Кубани и других рек, впадающих в Азовское море. Тогда же воспрещено было ставить вентеря в гирлах, через которые проходила рыба в лиманы. 26 апреля 1827 г. была учреждена должность смотрителя над всеми рыболовными заводами Черноморского войска... Переселившись на Кубань, бывшие запорожцы стали возводить церкви во вновь основанных куренях и поселениях. А какой храм без колокольного звона? Оттого сразу возникла необходимость обеспечить церкви добротными колоколами. Их решено было отлить из боевого трофейного металла - пушек и мортир, отбитых казаками у турок в последней войне 1787-1791 гг. Это почётное задание поручили заслуженному старшине Захарию Евстафьевичу Сутыке. Войсковой есаул привлёк к непростому делу прапорщиков Машина и Сергея Кравченко.

Они, по его команде и, с ведома А.В. Суворова, в августе 1793 г. из Березани доставили в Херсон на переплавку и изготовление колоколов 16 медных пушек и 1 мортиру под ответственность войскового полковника Курлянского Ивана. Самая большая пушка весила 121 пуд 30 фунтов, другая - 98 пудов. В целом вся выделенная казакам на переплавку матчасть трофейной артиллерии составляла около 890 пудов. Из них предстояло изготовить девять колоколов в весовом соотношении 50, 200, 100, 60, 30, 15, 7, 3, 2 пуда. Поначалу возникло определённое затруднение: у литейщиков не оказалось олова, которое шло тогда по цене 25 руб. за пуд и, которого на каждый пуд меди требовалось 6 фунтов. На праздник Покрова в Харькове проводилась большая ярмарка, там и удалось восполнить возникший дефицит. Херсонские мастера со всей ответственностью принялись за исполнение заказа. И, надо сказать, справились и качественно и в сжатые сроки. Самый главный колокол в 440 пудов они отлили 10 октября 1793 г., сопроводив литерной чеканкой. Она указывала, что колокол отлит в честь императрицы Екатерины II и «черноморских батькив», то есть атаманов. Второй колокол имел вес 220 пудов 20 фунтов, третий - 125 пудов 10 фунтов и т. д. На опробовании звонов присутствовал почитатель и покровитель казаков, прославленный полководец А.В. Суворов. Прослушав рокочущий бас колокола-исполина, он произнёс: - По ратным трудам черноморцев велик и сей звон! Но мало заставить боевой металл зазвучать. Его ещё требовалось довезти к месту назначения.

За снаряжением экспедиции лично наблюдал вице-адмирал Н.С. Мордвинов, тщательно осмотревший плоскодонные байдаки, предназначенные для транспортировки колоколов. Провести их по водным просторам был направлен опытный моряк, лейтенант В. Баллач. Спустившись с командой вниз по Днепру в открытое море и, обогнув Крым, он вошёл в Бугазскую гавань черноморцев и разгрузил 200-пудовый и 54-пудовый колокола для Таманского Покровского храма. О прибытии звонниц в Тамань послан рапорт армии капитана Ф. Данильченко войсковому судье и командиру Черноморской гребной флотилии А.А. Головатому о прибытии транспортного судна с войсковыми колоколами. Дословно: 11 июля 1795 г. Головатого гавань. Прошедшего июня 29-го числа пришедшее транспортное № 3-го под флагом судно с войсковыми колоколами в здешнюю гавань на повелительном судне с трёхфунтовых орудий семью выстрелами салютовано! Да и ради благополучной тех колоколов сего июля шестого из судна выяния и 7-го чисел в Екатеринодар двух отправки со всех Черноморской гребной флотилии разных калибров орудий выстрелено триста восемьдесят девять зарядов холостых, о чём Вашему высокоблагородию честь имею донесть. Полковой старшина, армии капитан Фёдор Данильченко. Другие - 440-пудовый и 120-пудовый взяли наподхват байды, которым предстояло до Екатеринодара плыть против течения по Кубани. По её правому берегу уже выстраивалась цепочка воловьих и конских упряжек для транспортирования груза бичевым способом. Их вёл полковой хорунжий Елефтерий Чуприна с 29 казаками. До стольного града добрались 24 июня и пришвартовались к Богоявленской пристани.

И повалил казачий народ исполнять распоряжение Войскового судьи: тянуть колокола вместе с байдами посуху до самой церкви. Под наблюдением А. Головатого и войскового протоиерея Романа Порохни ликующие казаки дружно взялись за верёвки и вскоре, после коротких передышек, преодолели с колоколами около версты, придвинув их к самой Свято-Троицкой деревянной церкви. В памятный день св. великомучеников Бориса и Глеба - 25 июля 1795 г. - колокола были подняты в подклетье церкви и с помощью талблоков подвешены к мощным дубовым балкам, откуда после молебствия и раздался их могучий благовест на всю округу. Войсковая гребная флотилия, была отремонтирована, снабжена всем необходимым и устроена в удобной гавани Бугаза. Также закончена постройка Фанагорийской крепости и её заняли два батальона егерей во главе с полковником Куприным. В конце марта 1796 г. казаками, посланными капитаном Данильченко в черкесские аулы для размена хлеба на соль, была занесена моровая язва. Злое поветрие мгновенно разнеслось по всей территории ЧКВ. Не спасало от него и уничтожение огнём различного имущества. Екатеринодар, Тамань и курени: Брюховецкий, Ивановский, Нижестеблиевский, Крыливский, Вышестеблиевский, Титаровский и многие хутора подверглись ужасной гибели, и не было эффективных средств прекратить смертность, продолжавшуюся более трёх месяцев. 22 августа 1799 г. император Павел I распорядился укрепить ряды черноморцев «бродягами из Малороссийских, Польских и бывшего Запорожья людей», традиционно считая казаков - разбойниками и людьми второго сорта.

Сложно сказать, насколько обогатилось войско такими «витязями». Но переселение шло, и к началу XIX в. на пограничных линиях уже насчитывалось порядка 90 тыс. чел. Главной привлекательной стороной этой службы было отсутствие «солдатчины» и хорошие пахотные земли. В 1806 г. началась очередная русско-турецкая война. Боевые действия, в основном, развернулись на Дунае. Затронула война и ЧКВ, которое по приказу военного министра отправило на Дунай гребную флотилию с тысячной командой казаков-черноморцев. С началом войны усилились нападения горцев на войсковые селения и укрепления линии. Особую опасность для края в те годы представляла турецкая крепость Анапа. Засевший в ней трехбунчужный паша неустанно подстрекал закубанцев нападать на кордоны и хутора, желая втянуть адыгов в войну Турции с Россией. В 1807 г. желая положить конец турецкому присутствию на Сев. Кавказе, к Анапе была направлена эскадра ЧФ под командой уже известного адмирала П.В. Пустошкина. Русские корабли в течение нескольких дней вели с моря пушечный обстрел крепости, угрожая штурмом. Турецкому паше ничего другого не оставалось, как оставить Анапу и уйти с гарнизоном в горы. Без малейшего сопротивления разрушенная цитадель и город перешли в руки русских. Однако сохранить её за собой не было возможности. Разобрав до основания крепостные стены, черноморская эскадра с богатыми трофеями ушла в Севастополь. Чтобы лишить турок военной базы, из Черномории в Анапу был отправлен отряд из солдат и сотни казаков.

При следовании отряда в горах часто завязывались жесточайшие перестрелки с горцами. Как ни старались русские воины, но Анапу закрепить за собой пока не удалось. Далее кратко суть событий, связанных с упадком Речи Посполитой, трёх её разделах и восстании Тадеуша Костюшко. Поляки-католики всегда проводили политику уничтожения культуры народов, находящихся от них в зависимости. В результате это закончилось тем, что в конце XVIII в. Польша потеряла гос. самостоятельность. Гордыня не зря считается большим грехом. Так какая же роль отводилась армии ген. А.В. Суворова, в которой были и два полка черноморских казаков? Слияние Польского королевства и Великого княжества Литовского в единую Речь Посполитую в 1569 г. давало полякам исторический шанс объединить славянские народы, населявшие оба государства. Но эта возможность осталась неиспользованной. Речь Посполитая более чем 200 лет существовала как лоскутная держава, где королевская власть не смогла прочно связать области страны, разные по своим политическим, религиозным традициям и преобладающему национальному элементу. Ещё менее слабые способности проявили польские монархи и правительства в организации отпора внешнему врагу. С юга на одну победу с османами приходилось по два разгрома. Шведы также несколько раз вторгались в польские и литовские пределы, оккупируя целые области. Отношения между Речью Посполитой и Россией сводились либо непосредственно к войне, либо подготовке к ней. И всё же баланс успехов и неудач к исходу XVII в. сложился явно не в пользу поляков.

Продолжение следует в части  38             http://www.proza.ru/2019/01/10/1263