Сберегите динозавров

Александра Кутырёва
...или Дом-музей Советского человека.

В современную эпоху футуризма и конструктивизма с их лозунгом - «то, что существует, уже устарело», все вещи предназначены для того, чтобы скорее исчезнуть, замениться другими, новыми. Потом опять, еще  раз новыми - и так без конца. Это отношение к вещам переходит на человека. Все бегут к какой-то цели, с целью тут же убежать от неё дальше. Притом как можно быстрее. Люди превращаются в материал  для прогресса, который  стал  самоцелью. Нарастает ощущение антропологического кризиса, тревоги за судьбу мира. Стихийно это отражается в непрерывном ожидании конца света. В этих условиях пора по-новому взглянуть на роль музеев. Они – хранители бытия, ядро традиции, точки её опоры, наиболее строгое воплощение образцов прошлого времени. Но теперь надо хранить уже и настоящее. Музеев должно быть как можно больше. Наряду с государственными, нужны местные, самодеятельные, разного уровня, посвященные разным сторонам повседневности, вплоть до непосредственного включения в неё. Музеи -  промежуточные формы поддержания реальности в человеческом масштабе. Как в экологии, кроме  заповедников есть заказники, парки, зоны с ограниченным режимом деятельности и т.п.
На фоне происходящих в стране и мире событий как никогда растёт интерес  к советскому прошлому, особенно в год столетия Великой Октябрьской социалистической революции. И очень важно понять, как же воспринимается советская эпоха людьми и как она отражена в музеях, всё шире распространяющихся по нашей стране и бывшему социалистическому сообществу стихийно или с политическими намерениями.
Разные социальные силы ищут себе поддержку в прошлом.
Те, кто считает советский период бедствием, провалом и видит только негатив, создают музеи, как правило, опирающиеся на государственную поддержку, а некоторые из них становятся государственными. Они возникают по инициативе правительства, поддерживаются меценатами  и трактуют социалистический период как исторический провал, описывают его в жёстких терминах и названиях – Музей оккупации в Латвии, на Украине, в Грузии; музей ГУЛАГа в Москве и многие другие. Интерес к советской эпохе не иссякает. Во многих музеях есть экспозиции, отражающие этот период. Они вызывают интерес  у людей разных возрастов. Кроме того, появились и самодеятельные музеи, где собраны материальные свидетельства эпохи: одежда, предметы быта, военная форма, школьные учебники. Такие музеи организуют даже дети, воспитанные в ещё советских семьях и люди, проявляющие интерес к прошлому.
Всё это имеет право на существование, занимает свою нишу. Однако богиня Справедливости  с завязанными глазами и мечом в руке требует и другого подхода к прошлому: какова советская эпоха была в духовном плане, чем и как мог заняться человек, какие общественные институты формировали личность, чего люди могли добиться в Советской стране.
Советские люди, оставшиеся на постсоциалистическом пространстве (а такие люди есть и в чванливой Грузии и беспамятной Болгарии) помнят, что они имели, живя при социализме – право на труд, гарантированное жильё, право на охрану здоровья, бесплатное образование, право на отдых и т.д.  А главное, могли жить без страха потерять работу, страха перед дорогой медицинской помощью, высокой стоимостью образования, страха перед заливающей улицы преступностью. Борьба с преступностью это не установка видеокамер, а борьба с моральным распадом, разъедающим самую ткань общества, духовное здоровье страны. Огромная часть людей выключена из общественной жизни, потеряв работу и средства к существованию, а так называемая оптимизация лишает их медицинской помощи, роддомов, школ, клубов, библиотек, а о театре можно вообще забыть.
Наша страна – Советский Союз  - дала миру человека с новыми социалистическими качествами, человека, для которого интересы и задачи общества стояли на первом месте. С этими качествами и выстояли в войнах и восстановлениях после них. Девиз коммунистов «Всё во имя человека, всё для блага человека» отстаивали, защищали и воплощали в жизнь все советские люди. Общественная форма собственности и коллективный труд определили нравственный облик человека. Уважительно, по-товарищески относиться к другим людям – это значит выполнить свою работу так, чтобы она приносила людям радость. В этом гуманизм советского человека. По труду воздавали честь, а сам труд на общество приобрёл идейные и моральные стимулы. Вспомним нашего великого земляка: когда после перелёта через Северный полюс американские журналисты перво-наперво  спросили В.П.Чкалова, богат ли он, то получили ответ – да, он очень богат, у него 170 миллионов людей, работающих на него точно так же, как он работает на них.
Это – формула советского человека. Идейные, моральные стимулы сопутствуют любому делу, совершенному ради людей. Именно такими качествами обладали и обладают советские люди. Их мы потеряли, как только начали строить потребительское общество. Ни шагу без материального вознаграждения – кредо нынешнего дня. Вот чего боялся А.И.Герцен, когда говорил о препятствиях на пути построения социализма.