Фантазеров хватало и в древности

Владимир Третьяков 3
В конце прошлого века (да и, чего уж там, и тысячелетия тоже) довелось стать участником, как бы сейчас сказали, пресс-тура, который был организован для работников СМИ в местечко Кеноткель, расположенном на примерно одинаковом расстоянии от Кокшетау и Зеренды. Цель поездки – начавшиеся в этом месте раскопки на месте древнего поселения людей, относящегося к Андроновской культуре, т.е. к XVII – IX векам до н.э.
Это сейчас в Кеноткеле раскопано очень много и столь же много написано о жизни и быте племен, селившихся там в те далекие времена. Надо сказать, что место для расселения было выбрано, что называется, со вкусом. Прекрасный сосновый лес, примыкающий к степи, даже сейчас, во времена, когда человек изо всех сил старается подчинить себе природу, все же способен вызвать самые положительные эмоции, желание и самому пожить в этих благословенных местах. А три – четыре тысячи лет тому назад, здесь все было несколько иначе. И лес побольше и погуще, воздух гораздо чище, так что  пришедшие сюда древние кочевники, наверняка, настолько обалдели и так впечатлились увиденным, что уже никуда дальше не хотели идти, и остались здесь на долгие – долгие годы.
Автобус с журналистами съехал с грунтовки и почти тут же остановился перед тремя раскопами, которые произвели работники института археологии им. Маргулана, которым помогали ребята из кружка археологов из школы села Алексеевка.
Скелет в самой первой могиле некогда принадлежал женщине и сохранился гораздо лучше двух других – мужского и детского, от которых осталось не так уж и много. Внутренняя часть могильной камеры была окружена четырьмя довольно массивными каменными плитами. Именно там был расположен скелет, на груди которого виднелось бронзовое зеркало. Скорее всего, племя, к которому принадлежала женщина, поклонялось солнцу. Можно также предположить, что этой женщине еще при ее жизни, оказывались знаки особого почтения, а иначе могильная камера была бы попроще. Один из археологов предположил, что это захоронение принадлежит либо жене вождя, или же служительнице культа – жрице, шаманке.
Сверху могильной камеры была уложена еще одна плита, примерно такого же размера, что и остальные, после чего на нее уже насыпался земляной холм. Кстати, подобных холмов, но гораздо меньшего размера, в степи было очень много.
Мы послушали комментарии археологов, зашли в палатку, где на длинном деревянном столе были разложены черепки глиняной посуды, каменные скребки, наконечники стрел и другие орудия труда древних людей, но самое интересное было впереди.
По ту сторону грунтовки, по которой мы приехали, располагалось старое кладбище. Как нам сказали, оно не такое древнее, и хоронить здесь прекратили лет двести тому назад. А за этим кладбищем находился еще один холм, заметно отличающийся от всех других своими размерами. Судя по всему, под этим холмом находились останки очень непростого человека, скорее всего,  вождя племени, славного богатыря или шамана. От этого холма тянулись две сужающиеся тропинки, выложенные грубо обработанными каменными плитками небольшого размера, примерно 30 на 30 сантиметров, которые упирались в еще один холм, гораздо меньший первого.
Как нам объяснили символизм всего этого, тропинки из плиток – это что-то вроде оглоблей, а под малым холмом похоронен любимый конь, везущий обладателя первой могилы в лучший мир. И как после всего этого верить тем, кто утверждает, что древние люди были реалистами и прагматиками до мозга кости, и не были склонны к какой-либо фантазии? Да она у них не просто присутствовала, а прямо – таки клокотала!