Где же ступа и метла?

Олег Малашонок
Тема: искажение греческим умом славянского символа Баба Яга.

   Добрый вечер, просветлённые судари и сударыни!

   Как прекрасны "вечера на хуторе близ Деканьки"! Как очаровательны полёты Бабы Яги! Как вдохновенны ночи перед Рождеством! Да, дорогие мои, летя по разбушевавшейся фантазии Гоголя, можно улететь очень далеко, в горячие объятия гарной дивчины Оксаны, резвой на острый язычок, дерзкой на резвый сапожок и безоглядной в мечтах своих, обращённых к резвому парубку - кузнецу Вакуле.

  Но пора и честь знать! Пора вернуться из горячих объятий Оксаны в наш безудержный мир и посетить в нём незаконно забытый домик Бабы Яги. Но чу! Я опять замечаю осторожные взгляды подвыпившей толпы, опять по русским просторам проноситься греческий возглас,- Зачем спешить в объятья Бабы Ёжки по чуть заметной снеговой дорожке? Зачем терзаешь сердце в Рождество? Останови, заблудший, торжество своей души, ведь, Ёжка - это тьма, что соблазняет путников весьма!" Услышав назойливый шёпот хитрых греков, я, находясь между небом и землёй, то есть в душевном полёте, ответил на их резвый голос своей дерзкой песней:

Исказители преданий,
Извратители желаний,
Что забыл ваш хитрый ум
На Руси, под волны дум?

Ведь, Яга очаг домашний
Охраняет, словно башни
Церкви русской на Руси
С песней русской:"Гой е си?"

Коль недобрый гость нагрянет
К вам домой,- она воспрянет
И очистит мысли звон
С четырёх любви сторон.

Коли добрый гость `явится,
Он не сможет заблудиться
В свете блеска добрых глаз
И найдёт приют у вас.

Баба Ёжка первой ножкой
В мире Нави на дорожке,
А второю - в Яви мир
Обретает звуки лир.

А летает она в ступе,
А метла со ступой вкупе,
Чуть махнёт она рукой
И о чудо! Мир иной!

В доме оберег Ягини
Навевал свет Берегини,
Охранял славян о зла,
От темна и до светла.

Баба Ёжка знала множко,
Как лечить детей в сторожке
Силой сердца и огня,
Силой шёпота и дня.

Вместе с маленьким входила,
Да за стол его садила,
А больного в тёплу печь
На мгновенье боль отсечь.

Да шептала: "Подменяем,
Боль в печи перепекаем,
Выпекаем русака,
Чья порода глубока!"

Из печи ребёнок новый
Выходил совсем здоровый,
Радуя отца и мать,
Чей взгляд вам не передать!


   Услышав мою поучительную песнь, греки пытались остановить меня своим гневным голосом, говоря,- Мы не слышим тебя! Вы несёте чушь несусветную! Не обладает ваша Баба Яга вашими добродетелями! Она - ведьма, похитительница детей, поглотительница их плоти! Однако их возгласы застыли в морозном небе искажёнными мечтами и несбывшимися надеждами. Они крикнули мне в лицо обличительную фразу:
""Убого в нашем веке знать не много!Не зная- "знать"! Не веря- "верить в Бога"!"- и скрылись из виду, досадуя на моё невежество и незнание.

  Я же пропустил их "зарубежную учёность" мимо ушей и вспомнил поучительный рассказ гарной дивчины Оксаны, который она передала мне посредством живого предания своей бабушки Надежды:

- Доченька моя, кровинушка родная, Оксанушка резвоглазая! Послушай бабушку свою Надежду Евстафьевну. Дорогая моя, уж я-то много повидала в жизни и доброго и недоброго. Видала разных людей и светлых и заблудших. Среди всех отпрысков рода человеческого, среди всех разношерстных характеров людей, среди разного блеска человеческих глаз, в мою цепкую память вошла одна пожилая женщина. Она родила и воспитала пятерых честных мальчиков: Владимира, Александра, Андрея, Юрия, Андрея, Ивана и четырёх добропорядочных девочек: Анастасию, Ирину, Светлану, Татьяну и Ангелину. Так вот, дорогая моя! Однажды, в час летнего солнцестояния, я посетила её старинный дом, расположенный среди диких лесов Архангельской губернии, на берегу северной реки Вычегды, в деревне Урдома...

   У меня родился неспокойный мальчик, твой родной брат- Иван Прохорович, который часто проявлял беспокойство и чрезмерную активность. Поэтому по совету моей близкой подруги Ирины Захаревны Керн, получившей положительный результат исцеления беспокойства своего непоседлевого ребёнка Захария, летней порою юбилейного года, я посетила мою спасительницу - Ангелину Ивановну Горисвет, весёлую, неунывающую женщину.

  К тому времени, муж Ангелины Ивановны, Прохор Александрович Гориссвет, мужчина с ревнивым характером собственника, со стальными, но, всё же, по своему живыми глазами, с резким волевым подбородком, пятидесяти трёх лет, скончался быстро и неожиданно, оставив вдове девятерых детей, причём восемь из них были уже самостоятельными людьми, зарабатывающими на хлеб насущный с маслом, а самый поздний ребёнок, мальчик Святослав,- трехлетним шалуном, любящим свою матушку родную до глубины своего доброго детского сердца.

  Я прибыла в деревню Урдома ранним утром, двадцать первого июня, добравшись до неё на пароходе "Гоголь" по рекам Северная Двина и Вычегда. Выйдя на полу пустую пристань с заснувшим на моих руках ребёнком, я быстро нашла адрес, указанным моей подругой Ириной,- добротный одноэтажный дом, в русском стиле, на краю деревни, рядом с диким лесом,- и настойчиво постучала в калитку. Навстречу мне вышла дородная русская женщина с удивительно простыми и добрыми глазами. Она неспеша отворила массивные двери калитки и впустила меня на широкий двор по узкой дорожке, усеянной по бокам низкорослыми алыми розами.

  Двор гостеприимной хозяйки представлял собой роскошный квадрат, в центре которого расположился господский дом, а по противоположным краям его - коровник и сарай. Перед домом уютно расположились яблоневый сад и ухоженный огород. Я уже почти дошла до хозяйственного крыльца, намеревась открыть добротные деревяные двери, как незнакомая мне женщина, лет двадцати, в красивом русском сарафане, с прекрасно заплетёнными косами, уложенными вокруг её резвой головушке по кругу, открыла входные двери господского дома и пропустила меня в прихожую, беря с моих уставших рук моего сорванца, который на удивление свету продолжал безымянно почивать на её нежных руках, не замечая произошедшие с ним перемены.

  - Как звать вас, красавица? - спросила я усталым голосом. - Давай на ты и без фамильярностей,- попросила она жизнерадостным голосом, намекая мне о доверительных отношениях близких по духу людей. - Хорошо,- тихо ответила я и уставилась на цветущую женщину своими цепкими глазами. Та немного смутилась и попыталась скрыть смущение за красотой вспыхнувшего румянца, потом она помедлила и произнесла на распев чеканную фразу: Светлана или просто Света. - Красивое имя!- порадовалась я цветущему голосу новой подруги и произнесла своё до боли знакомое.- Надежда.

    Пока мы обменивались именами, благовоспитанная сударыня Ангелина вошла к нам в прихожую вместе с её самым младшим трёхлетним сыном Иваном, и, познакомив меня с ним, прошла вместе со мной и дочерью Светланой в просторную горницу.

   Она представляла собой широкую, чистую, красивую комнату, с одного края которой разместилась большая русская печь с лежанкой, украшенная изящными изразцами; с другого края - круглый дубовый стол, две длинные скамейки и икона Спасителя над ними, облагороженная самотканным, узорчатым ручником.

   Ангелина Ивановна выняла из печи чугунный горшок, пышущий жаром, и поставила его на металлическую подставку. Потом она принесла глубокие миски и налила в них домашний суп, приготовленный по её тайному рецепту. Мы застыли в трепетном ожидании, ощущая вкус пищи на голодных устах и предвкушая вкусный завтрак...

   -Я не буду описывать тебе, моя доченька Оксана, всех вкусовых ощущений, возникающих в уме проголодавшегося человека,- прервала свой затянувшийся рассказ бабушка Надежда. Она собралась с новыми, рождёнными в её пламеном уме мыслями, и продолжила свою речь, также легко и непосредствено, как будто бы не прерывала её:

- Так вот, дорогая моя, Оксана! Когда мы насытились кушаниями гостеприимного дома, тогда сударыня Ангелина подробно рассказала о своём методе лечения психики неспокойного ребёнка, уверяя меня в своих чистых намерениях и полноценном исцелении ребёнка, основанном на великом опыте наших славных предков и несправедливо позабытым в настоящее безумное время.

- Послушай, дорогая моя Надежда, о нашей славянской Бабе Яге, об исцеляющей силе которой ты имеешь смутное и неверное представление.

- Я слушаю тебя!- ответила я и целиком обратилась в слух.

 - В очень древние времена,- начала свой поучительный рассказ моя новая подруга Ангелина,- до появления христианства на земле северной, в нашем цветущем крае процветало уважительное отношение ко всему тому, что связано с почитанием Бабы Яги. - И с чем же это было связано? - спросила меня непоседливая ученица. - А связано это было с тем, дорогая моя, что славяне не перебивали речи учителя, а выслушивали её до завершающего конца. - Я "нема как рыба" в час твоего рассказа!-заверила я Ангелину Ивановну Горисвет и до конца речи не перебивала её.

- Таким образом, - подытожила свою речь Ангелина и показала мне отголоски ведического знания древнего севера:

- В славянские вемена, которые современные историки величают языческими, Баба Яга являлась хранительницей домашнего очага и защитницей от злых и недобрых людей. Её священый символ среди мощных оберегов дома занимал первое место. Но прошли года. Налетели злые ветра и недобрые люди пришли на север русский и предали мечу добрую память о Бабе Яге. Спустя некоторое время коварные греки стали приписывать Яге злые черты характера и изподтишка стали относить её к нечести, поэтому наша славная Бабушка ушла в продолжительное забвение. Непросвящённые люди стали навязывать своим собратьям личную ненависть к ней, убеждая своих учеников в ненасытной прожорливости нашей славной Старушки. Они наговорами злого ума навязали своему христианскому окружению свои хитрые представления о запекании малолетних детей коварной Бабой Ягой, непонимая, что ранее на Руси существовал обряд перепечения.

   Он заключался в следующем сокральном действии:

   Когда в семье рождался беспокойный ребёнок, который постоянно плакал, был слаб и болен, то на семейном совете принималось решение о том, что его нужно перепечь. Перепечь - значит заново переродить. Тогда в дом звалась самая старшая женщина на селе и самый малый ребёнок, умеющий ходить. Причём, ребёнок просто присутствовал , в то время как сама бабушка производила ритуал перепечения. Она сажала ребёнка на хлебную лопатку* и засовывала малыша в тёплую печь несколько раз, как бы перепекая его. В момент обряда она прошёптывала добрым голосом следующие ясные слова: "Перепекаем подмена, выпекам русака". Что означает заново перерождаем ребёнка и одариваем его новыми силами. То есть ни о каком поедании малышей Бабой Ягой не идёт речь, поскольку сам малыш остаётся живым и невредимым в результате абряда перепечения.

  Пришли недобрые греческие времена на землю русскую. Обряд перепечения был неправедно истолкован христианами. Бабе Яге были приписаны недобрые поступки. Она "по мановению волшебной палочки христианского ума" из доброй старушки превратилась в злую колдунью, творящую хитрые пакости и пожирающую детей в русских сказках.

  Я замечаю тебе, дорогая Надежда, что сама Баба Яга находится в двух мирах. Одной костяной ногой она стоит в мире мёртвых, другой здоровой - в мире живых. Она черпает мудрость из друх миров, поэтому её мудрость является целостной и, благодаря этому, она находит правильные ответы для каждого человека и при любых обстоятельствах жизни.

  Её аксессуарами являются заботливая метла и турбореактивная ступа. И только в своей ступе она может лететь и только своей метлой она может безупречно управлять.

   Баба Яга делиться с домом, в котором она обилает, целебной силой. Метла, прилагающаяся к ступе, указывает верный путь и выметает из избы весь домашний мусор и сор. Она помогает вымести из головы людей, пришедших в дом ваш со злыми помыслами, дурные мысли, а доброжелательным людям - чувствовать себя комфортно и уютно у вас в гостях.

  Славянское слово "Баба" означало жещину, родившую дитя, слово "Яга" - силу, смысл, мудрость, разум. То есть выражение "Баба Яга" означает мудрую женщину, родившую дитя, но не означает злобную старуху, поедающую малышей. Поэтому можно сказать, что Баба Яга - это вымышленный фольклёрный персонаж, который стал таковым из-за несовершенного мышления непросвещённых людей. Вот какие выводы появились в моей светлой головушке после ознакомления с ошибками человеческого мышления, посвещённого славянской женщине - Бабе Яге. 


1. Примечание: Литературный интернетовский источник- Портал о магии и эзотерике:
   Электронный адрес: https://portalmaga.ru/amulety/baba-yaga#comment-363

2. Хлебная лопатка - это лопатка, предназначенная доставания выпеченного хлеба.

3. Примечание: Фотография избушки на куреньких ножках, с Бабой Ягой внутри неё, взята из достопримечательностей просвещённого интернета.