Дневник лосевода. 09 - 15 октября 1987 года

Елена Спиридонова
9 октября 1987 года

Ночью заморозки. Днём температура +12+14 градусов, безоблачно, ветер слабый.
Нахожу лосих на том же месте. По мере моего приближения и зова постепенно встают, идут навстречу. Маша подходит первая. Хлеб, сухари едят с удовольствием, Маша, конечно же, отхватила львиную долю. Потом некоторое время не отходят, просят ещё, нюхают руки, карман, рюкзак. Наконец, Настя отходит. Я собираю шиповник. Машка продолжает приставать. Но вот и она угомонилась. Из оврага выходит Ната. Приближается к нам. Мирно пасётся  поодаль. Постояв немного, направляюсь к стогу. Настя вскакивает и идёт за мной. Маша лежит ближе к лесу. Делюсь с Настей грушей. Ест с удовольствием. Приближается Ната, строит уши. Настя пугается, прячется за меня. Ната начинает нападать. Еле успеваю увернуться. Пытаюсь отогнать, кричу, ругаюсь. Настя продолжает прятаться за меня. Пытаюсь передвинуться ближе к лесу. Ната отгоняет Настю. Успеваю дойти до края поля. Ната прёт на меня, встаёт на дыбы, гребет передними копытами, валится на меня. Отскакиваю и замахиваюсь рюкзаком. Ната убегает в лес. Перепуганные Настя и Маша несутся ко мне. Трутся, охотно дают себя гладить. Иду к стогу, они остаются пастись в лесу, от чего то шарахнулись и во весь опор понеслись за мной. Пасутся вокруг стога. В 14-00 увожу их на иву. Ухожу (свадьба у Марины).

10 октября 1987 года

Температура +12+14 градусов, ветер слабый, облачно.
В 9-40 не нахожу лосих на старом месте. При обходе на всём поле лосих не обнаруживаю. Свободного пеленгатора найти не могу, все заняты. Когда уходила, почудился далёкий звон в левом лесу. Прочёсываю лес. Заблудилась. Выхожу на поле только в 14-00 прямо напротив лосих. Где же вы были-то?! Нахожу их у дальних стогов ближе к левому лесу. Пасёмся вокруг стога. Появляется Ната. К нам больше не пристаёт, пасётся поодаль. В 16-30 гуляем по полю, доходим до нашего стога. Выходит дикарь, годовичок (1 отросток), один рог обломан. Коренастый, крепенький, довольно смелый. На краю леса пасутся дикарка и три рогача. Однорогий выходит на середину, после долгих раздумий к кому пойти, к двум или к одной, предпринимает попытку приблизиться к Нате. С левой стороны из-за кустов галопом несутся еще 4 годовичка, один точно мальчик. Однорогий пугается, убегает. Мальчик пристаёт к Нате. В 18-00 ухожу. Маша с Настей направляются за мной, но отстают. Только когда выбираюсь из оврага, слышу звон колокольчиков. Во весь опор несутся к поляне, где я их всегда оставляю на иве. Ухожу.

11 октября 1987 года

Ночью заморозки, утром сильный туман вплоть до 11-20, днём температура +12+14 градусов, безоблачно, безветренно.
Прихожу в 10-45. Лосихи в поле на старом месте. Подкармливаю. Похоже, им уже не хватает одной буханки на двоих и упаковки сухарей. Отдыхают у кромки леса, я иду на стог. В 11-10 из тумана выплывает рогач (5 отростков), за ним дикарка. Рогач подходит близко. Лосихи ищут убежище у стога. Первая прибегает Машка. Дикарь обходит стог и удаляется, дикарка за ним. Маша с Настей располагаются у стога, изредка пасутся и опять ложатся рядом. Часа через два на другом краю поля появляются три дикаря. В 16-00 к нам приближается из правого леса лосишка (2 отростка). Подходит вплотную к стогу и к девочкам. Он немного мельче Маши и Насти, какой-то глупый, почти детский взгляд. Глаза у него разбегаются, направляется то к одной, то к другой, не знает которую выбрать. Больше внимания уделяет Маше. Строят друг другу уши. Маша даже пытается его отогнать, недоросль пугается. Настя уши строит только при очень близком его приближении, хныкает, убегает. Лось пытается сделать садку и на ту, и на другую. Лосихи убегают. Выглядят оскорбленными. Недоразвитый какой-то, даже не поухаживал. Впервые такое поведение вижу. Ну да, у людей тоже подобные чудики встречаются. Недоросль гоняется то за одной, то за другой, проявляя при этом некую трусоватость и готовность в любую минуту ретироваться. Наконец Настя вплотную подходит к стогу, смотрит на меня испуганными глазами, словно жалуется и ищет защиты, и ложится. При приближении лося хнычет во всё горло. Он уходит к Маше. Маша хнычет воинственно и строит уши. Потом идёт к Насте и плюхается рядом. Лосишка пасётся поодаль, а потом и вовсе удаляется в сторону дикарей. Их пока только трое, одна из них самка. Маша и Настя пасутся близ стога. Они боятся дикарей и, как я заметила, стараются уходить с поля при их приближении.
Ухожу в 17-00. Дикарей на поле тринадцать. Маша с Настей за мной не идут.

12 октября 1987 года

Ночью заморозки. Днём температура +12+14 градусов, солнечно, безветренно.
Прихожу в 10-15. Маша и Настя на том же месте. Рядом с ними дикарь (рога без отростков). Подзываю лосих, подкармливаю их хлебом. Дикарь обходит нас стороной. Из правого леса слышится колокольчик. Похоже, это Ната. Дикарь уходит к ней, но постоянно оглядывается на Машу с Настей. Я прячусь на стоге, но его что-то настораживает. Дикарь всё-таки возвращается к лосихам, и весь день пасётся рядом. При чём выбирает Настю, а Маша уходит к стогу и весь день пасётся вокруг в гордом одиночестве. Настя же располагается ближе к кромке поля у лобового леса, дикарь рядом с ней. Он замечает меня и постоянно напряжённо смотрит в мою сторону. Делает попытки ухаживания за Настей, но не назойливо. Выжидает. Ухожу в 17-00. На поле к этому времени собирается восемь дикарей.

13 октября 1987 года

Температура +9+11 градусов, безоблачно, ветер слабый.
Прихожу в 10-40. По звуку колокольчиков лосихи в овраге напротив обычного своего места. На зов выходят крайне напуганные, мокрые и жалкие. Выходят очень быстро. Ещё бы! Их преследует вчерашний Гоша (назовём его так). Бежит он за Настей. Гоша крайне возбуждён, близко подходит ко мне, но, опомнившись, пугается и прячется. Подкармливаю девочек хлебом и сухарями и ухожу на стог. Появляется Гоша. Девочки нервно пасутся, продвигаясь в сторону стога. Гоша пытается ухлёстывать за Машей, но пока безуспешно. Когда он становится рядом на коленки и начинает «мирно» пастись, Маша убегает с воплями уже далеко не воинственными, а больше жалобными. - О! Как ты мне надоел! Гоша пасётся третьим, ни к той, и ни к другой.
13-30. На поле уже пять дикарей. С Гошей вышел конфуз. Манька кинулась искать спасения у стога и смотрела на меня такими страдальческими глазами, что я не выдержала и спустилась, чтобы дать ей пряничка. После того, как я забралась обратно, Маня встала на задние копыта, а передние поставила на стог, буквально в человеческую стойку. Видя такой цирк, Настя бросилась галопом к стогу. Пришлось слезть и поощрить их. Гоша пришёл в волнение, и стал от нас удаляться. Я его позвала, он остановился, а лосихи, опираясь на стог, как по команде, повернули к нему головы. Гоша переминается с ноги на ногу, не решаясь подойти, но и уходить раздумал. Так он и проходил в течение двух часов вокруг стога примерно в ста метрах. Маша с Настей от стога не отходят. Две дикарки вышли из правого леса. Гоша занял промежуточное положение между моими девочками и дикарками. Наблюдает за теми, ушёл за ними, коварный изменщик. Вернулся. Надо сказать, что Гоша очень терпеливый и далеко не дурак. Стоит мне отойти, как он стремительно приближается к Маше и Насте. Вот и теперь очень терпеливо ждёт моего ухода. Ухожу в 17-00.

14 октября 1987 года

Ночью заморозки, днём температура +9+11 градусов, ветер юго-восточный, умеренный, безоблачно.
Прихожу в 10-15. Лосих на поле нет. Зову. Выходят на зов из правого леса. За ними вприпрыжку несётся Гоша. Меня он почти не боится, но соблюдает дистанцию, агрессивных настроений пока не наблюдается. Можно ли считать столь быстрый выход лосих на зов моей победой? Вряд ли. Они взбудоражены, испуганы преследованиями Гоши. Подкармливаю около стога, потом пытаюсь фотографировать. Проявляют повышенный интерес к фотоаппарату. Вероятно, ощущают дурманящий запах. Надо сказать, что даже Гоша подпускает к себе довольно близко. Потом лосихи ложатся у стога, а Гоша бегает вокруг, не решаясь подойти. Полежав немного, девочки вскакивают, сильно возбуждаются, и носятся по полю. К ним присоединяется Гоша, и лоси дружно убегают в правый лес. Нахожу их залегших в ельнике. Гоша удаляется. Выходим на поле в 15-00. Здесь Ната и три дикаря, рогач похожий на Гошу и лосиха с лосёнком. Гоша плетётся сзади нас. Из-за чего они ушли в лес? Раньше не уходили. Есть в этом, конечно, и Гошина заслуга, да и освоились, может быть, окончательно. К тому же ветер сегодня поднялся сильный, на поле было не очень уютно, а в Гошином ельнике в самый раз.

15 октября 1987 года

Выходной.