Дневник лосевода. Маша и Настя

Елена Спиридонова
Маша – лосиха очень общительная, попрошайка, любит хлебушек. Настя диковатая, капризуля и недотрога. Маша простовата, Настя – дама с характером. Внешне Маша темнее и миниатюрнее, имеет более округлые формы. Настя блондиночка. Кашу ест лучше Маши.
Что касается меня, то работаю я здесь с 3 августа. Поначалу укладывала траву в кормушки, приносила таволгу. Маячила поблизости, занимаясь своими делами. Потом начала заходить в загон, разговаривать с ними, приближаться. Не принимали меня абсолютно. Шарахались, а я не навязывалась. Только благодаря Наташе лосихи стали брать у меня из рук ветки, а потом и хлебушек. Причем первой взяла Настя, она, вообще, поначалу была покладистей, из-за этого большую часть внимания пришлось уделять Маше. Настя обиделась, завредничала. Она у Наташи была любимицей, с детства болезненной, ножки слабенькие, больные суставчики, Наташа ее жалела, выхаживала, да и по характеру они, видимо, были схожие. У меня же душевное родство ощущалось с Машей. Настю это очень задевало.
Мы периодически очищали их от лосинных мух-кровососок, очень болезненные у них укусы и лосей сильно изводят. Чистить кровососок Маша даёт довольно легко, а Настя ни в какую, хотя позволяет гладить себя по голове и даже трётся, но до боков не дотронешься. Морды у них большие, губы мягкие, словно плюшевые. Высшая форма доверия, когда подходит к тебе лосиха и голову свою мягко на твою голову сверху кладёт, поднимешь руки, обхватишь её шею и стоите обнявшись, на душе так тепло становится, так хорошо. Удивительные создания эти великаны леса.
Каша – это запаренная овсянка, используется как подкормка, лоси ее очень любят. Кашу мы начали давать им из кормушек в 10 часов утра. Приучали есть с уздечкой. Это понадобиться в будущем, когда лосихи будут ходить на дойку. Пока же они сиголетки, уже не лосята, но еще не совсем взрослые. Один раз во время трапезы лосихи испугались собаки и людей, ведущих более старших лосей в загон, начали дергаться, сильно взбесились. После этого два дня на уздечку их не ставили. В соседстве с другими лосями мои девочки разнервничались, стали дерганными. Пришлось их кормить кашей в дальнем сарае из боковых кормушек. Уже на второй день не хотели уходить. В последствии им открыли ворота загона и доильный сарай стал местом их постоянного пребывания. Тренировались ходить на уздечке в загоне, ходят довольно хорошо, но… только за сухарями, это моя промашка, избаловала. Уже неделю едят кашу в доильном станке, привыкают. С Настей постоянные скандалы, не дает себя чистить, бесится.