Тайна написания стихов

Виктор Николаевич Левашов
Уважаемая юная селянка, Вы написали мне письмо, суть которого сводится к одному вопросу: как научиться писать хорошие стихи?

По написанию стихов, по стихосложению, в Интернете размещена масса справочных материалов, подробных руководств и прочих статей. Они, возможно, несколько скучны для чтения, но, безусловно, полезные.

Чтобы не заставлять Вас читать все эти руководства, я Вам открою одну тайну: одно короткое, но главное правило, соблюдая которое, вы неизбежно будете писать хорошие стихи.

Правило звучит так: держите ритм.

Всего два слова, но в них заключена вся суть стихосложения. И я поясню почему.

Если обратиться к первоисточникам, к античной поэзии, само слово стих означает – ряд. Ряд – это очевидно даже из самого корня слова – некая структура, основой которой является порядок. То есть для слов и звуков – это ритм.

Там же, в античной поэзии, рифма – означает ритм. Рифма – составная и основополагающая часть ритма. И в современном английском языке, для обозначения рифмы и ритма служит одно слово – rhyme.

Я хочу до Вас донести одну простую и понятную истину: соблюдение ритма и рифмы, как составной части ритма, это не лучший способ написания стиха, и не оптимальный. Это – единственный способ. Других способов написания стихов в природе просто нет.

Вы можете допускать какие угодно ошибки: смысловые и фактические; допускать в стихах любую безграмотность и безалаберность, читатель Вам это простит. Но если Вы нарушите в стихе ритм, допустите сбой рифмы, читатель быстро потеряет к Вам интерес: не будет Вас читать, перелистнёт страницу сборника, журнала, или, как это уже работает сейчас в Интернете, пролистает новостную ленту вверх.

Вы спрашиваете про ныне такие модные и обильно размножающиеся верлибры. И я отвечаю Вам: верлибр – это замысловатая и красиво звучащая фигура речи, привлекательное иностранное слово. Но по сути дела – это письмо. И в основе зарождения верлибров лежит до смешного простая материальная причина.

Возможно, вы видели листы для написания писем. В СССР они, во всяком случае, были: продавались пачками. Они немного уже тетрадного листа формата А5, но помещаются в стандартный почтовый конверт без необходимости сгибать сантиметр с правого края. Ещё в левом верхнем углу таких листов обычно размещался какой-нибудь рисунок: обычно синими или зелёными чернилами. То есть, свободная площадь у листа – невелика.

Так вот: чтобы писать на таком листе разборчивым крупным почерком, неизбежно нужно размещать не более двух, максимум четырёх слов в строке. И чтобы адресату легче было понять, о чём Вы пишете, лучше не разрывать, при необходимости, слово на слоги, а переносить его целиком, если оно не помещается в строку. Для этой же цели, даже рефлекторно, приходится соблюдать внутренний смысловой ритм в каждой строчке.

Вы поверьте, и тогда,
соблюдая правила
при создании письма,
вы невльно сотворите
удивительный верлибр.

Желаю удачи.

06 января 2019