Други, помогите восстановить истину? доп. 6. 1. 18

Полковник Чечель
   «Есть много такого, мой друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (В.Шекспир)

    На фото 26.10.2018 г, город Остров Псковской губернии – готовимся к юбилею - 80 лет 12 омрап, которым я имел честь командовать. Мои пилоты: Игорь Ларьков, Юра Лончаков, Игорь Тульский (он снимает)  и штурман Игорь Демидов перед «банкетом» взяли своего командира в баню, чтобы для «разминки» выпить, а заодно и «помыться», т.к. перед сауной был ресторан, («если память не изменяет - смеюсь»). Кстати, фото называется «Рыбалка удалась» - остальная рыба просто в кадр не вместилась. И вопрос на засыпку, угадайте с трёх раз, что за «халат» по выходу из парилки на меня мои орлы набросили?

    А вот и нет, это не какая-то там банная  «простынь». Это Андреевский флаг, который ребята над своей машиной в день ВМФ поднимают… Ну, а теперь вопрос:

     Мужики, обращаюсь, прежде всего, к лётчикам, летавшим на МИГ-25 в 70-ые годы. Помогите восстановить истину. Суть дела вы поймёте из отрывка рассказа «Добро 28-ым», который давно у меня напечатан на прозе.ру:

      Близится вечер, на радостях, что облёты успешно завершены, и завтра надо готовиться на перелёт домой, собираемся в ресторан, чтобы красиво отметить это событие. Гена Напёрстков уже не «сачкует», он с нами. Вдруг заходит вчерашний доктор и читает нам лекцию о страшном вреде курения для лётчиков. Что лучше выпить 100 грамм, чем взять в рот сигарету. Курящих среди нас не много, те призадумываются… Наконец доктор вышел, мы тут же все выкатились за дверь, блин, не удобно опаздывать, однокашник ждёт, на 18.00 договорились за ним зайти в номер, а на часах уже 18.31. Скажет, «одни раздолбаи служат в морской авиации».

      Кстати, на следующий день этот же доктор нам прочитал «лекцию» о «вреде» общения лётчику с женщиной накануне лётного дня. Мол, лучше выкурить сигарету, или выпить «стопарик» водки накануне полётов, последствия будут и то не такие «страшные», как если ты переспишь с женщиной, пусть даже и с любимой женой. Она, мол, у тебя столько энергии выкачает, что на полётах ты будешь «никакой». Помню, мы тогда так «перепугались, что доктора клятвенно заверили, если сегодня и позволим себе что-нибудь такое, то только сигарету, и то не "взатяг".

      Заходим к Олегу. Он уже в чёрной замшевой лётной дублёнке, белой рубашке, элегантен, как «рояль» и готов к выходу. Не слушая наших объяснений, даёт команду «Вперёд». Заезжаем в город, идём в новый ресторан, ведущий Олег. Заходим в зал, осматриваемся, выбирая место, вдруг компания из четырёх человек за угловым столиком начинает нам дружно махать руками: «Ребята, Вам сюда». По радостному лицу Олега Припускова понимаю, что это знакомые его. Подходим, садимся. Мужики одеты «по гражданке», но видно, что с авиации. На одном – серый пиджак, а под ним коричневый лётный свитер, на другом - демисезонные наши штаны-ползунки, на третьем – брюки, заправленные в наши лётные зимние ботинки, а у четвёртого – нестерпимо волевое лицо, которое может быть только  у истинного лётчика. Знакомимся.

      Оказывается, это однокашники Олега по Школе лётчиков-испытателей. Володя Кондратенко, о котором ходили легенды, как он из Морской авиации, с гарнизона Чкаловск на ТУ-22р, «удрал» в испытатели, (впоследствии, если не ошибаюсь, стал  начальником Школы лётчиков-испытателей им. М.М. Громова в Жуковском). Его друг, фамилию я не запомнил, знаю только, что до ШЛИ «работал» замкомэской в Дальней авиации, его все звали «Длинный». И их штурмана. Ребята перегоняли пару ЯК-28 и дислоцировались в данный момент на военном аэродроме города Омска, где стояли дальние перехватчики ТУ-128. Олег нас представил, и «лётное братство» показало сибирякам на что оно способно, когда оно вместе. Это вам не Мимино с профессором «Хачикяном» - танцы «враздрай», один у другого розу отнимает и песни перезаказывает. Тем более, оказалось, что и летели мы в одну сторону, у них первая промежуточная посадка тоже значилась на аэродроме Кольцово (Свердловск, ныне Екатеринбург).

      Короче, когда приехали с ресторана в гостиницу, я штурмана Колю Ноговицина попросил позвонить диспетчеру и перенести заявку на перелёт с 10 утра на 12 дня по местному времени. Надо ж выспаться, блин. Но, увы, прождали весь день, и  перелёт не состоялся – в Свердловске нет погоды. Мы говорим: «Как же так, кругом сибирский антициклон, видимость «миллион на миллион». Ан, нет! Стоит штиль. Кольцово находится в котловине. Производственные дымы ухудшают видимость менее километра. А у нас на перелёт допуск 150 на 1,5.  Надо ждать ухудшения погоды, когда ветер эту густую дымку разгонит.

     Ну что тут поделаешь? Ждём! Днём сидим в аэропорту, ждём у моря погоды, а вечером по накатанному сценарию – в ресторан, только новый, и всем дружным коллективом. И так 5 дней. Анекдотов и авиационных историй наслушались, я не успевал «записывать». Вот одна из них, которую рассказал Олег Припусков и которую сразу превратили в тост.

      У них в Ахтубе одному полковнику фатально не везло – в течение года пришлось три раза катапультироваться с МИГ-25. Первые два случая связаны с отказами авиационной техники, типа потеря управления или пожар в воздухе, который не удалось погасить. (Что было конкретно, уже не помню).  А в третьем -  приключился вообще «курьёз». На МИГ- 25 очень «умная» АБСУ (автономная бортовая система управления). Почти такая же «умная», как на ТУ-22м3, на котором впоследствии мне довелось полетать. Т.е. перед полётом в машину «зашивается» маршрут, и потом она за тебя летит сама, вплоть до захода на посадку в автоматическом режиме.  На высоте 60 метров лётчику остаётся только отключить автопилот и произвести посадку. Короче, «плёвое дело» - работа для «интеллигентов».

       Полковник взлетел, набрал заданный эшелон, включил автопилот, машина повела согласно заданной программе. Через час полёта самолёт перешёл на снижение, пробивает облака, «мама мия», вместо положенной взлётно-посадочной полосы по курсу впереди  снежная тайга, а аэродромом даже «не пахнет». Полковник сразу отключил автопилот, включил «форсаж», залез наверх, проверил данные, опять включил автопилот, машина снова повела. Минут через 30 перевела самолёт на снижение и строит маневр захода на посадку. Весь полёт в облаках. Наконец самолёт из них вываливается. Блин, опять сибирская тайга в снегу, аэродрома нет, а лампочка аварийного остатка топлива уже горит. Полковник сразу начинает «блажить» в эфир: «Я такой-то, Полюс, полюс, полюс… Ответьте, кто меня слышит». ( «Сигнал «полюс» означает, что ты потерял ориентировку, и сам её восстановить уже не можешь). Ему какое-то КП ответило: «Вас слышу».

       Он: «Дайте мне азимут и удаление от такого-то аэродрома». КП ему отвечает: «Азимут 320, удаление 800 километров». (А ближе аэродрома в округе нет, Сибирь-матушка, и топлива долететь туда тоже не хватит). Полковник от неожиданности нажимает на кнопку «рация» и выдаёт в эфир: «Ни хрена себе. Вот смеху-то будет!» И с этими словами он катапультировался.

      Вы представляете, о чём думал полковник в момент катапультирования? Не о том, что ему сейчас надо выскакивать из самолёта в 30-градусный мороз над сибирской тайгой, а о том, что потом смеху-то будет.

      Спустя два дня в Центр пришла телеграмма ЗАСС от маршала Кутахова, который тогда был Главкомом ВВС: «Тов. такой-то, когда Вы прекратите уничтожать дорогостоящую авиационную технику???"

     Я не знаю, рассказал ли это Олег Припусков, как авиационную «байку» или эта история на самом деле имела место, но мы тогда провозгласили  тост «За хладнокровие полковника!!!» Если кто-то из читателей прольёт свет, было ли что-то подобное на самом деле, мы его заслуги «учтём при разливе»!. Но то, что такой случай не исключён, это 100%. Для примера, сразу вспомнился такой эпизод.

        Дивизия ТУ-22р по учениям перелетала с Моздока к себе в Белоруссию на аэродром постоянного базирования. Уже после дачи предполётных указаний из-за перемены ветра поменяли старт. Штурмана всех самолётов, естественно, развернули курсовую систему на 180 градусов, а один забыл. В итоге, вся дивизия после взлёта делает отворот вправо и летит в одну сторону, а один самолёт в другую, прямо противоположную. Всё это происходит в облаках, вне видимости земли. И у этого «заблудшего» экипажа все ориентиры в радиолокационный прицел сходятся. Это хорошо видно по радиообмену штурмана командиру: «Вот мои ридны Карпаты показались», - хотя на самом деле они уже пересекли границы Турции и Ирана. Потом он делает разворот влево под 90 градусов, у него опять ориентиры сходятся. Лишь когда они вторично пересекли границу СССР, но уже с обратной стороны, поняли, что заблудились. Но повезло, внизу увидели в песках какой-то аэродром. Зашли визуально, произвели посадку. У солдатика, который первым подошёл к самолёту после заруливания на стоянку, спрашивают: «Сынок, это что за аэродром, где мы сели?

      Тот им отвечает: «Мары, дяденьки лётчики». Радиообмен у дяденек лётчиков был примерно такой же как у того полковника с МИГ-25.   Так что в стране, именуемой Авиацией, чудеса и не такие бывают. Кстати, в моей богатой на приключения лётной жизни довелось как-то в полёте зимой на предельно-малых высотах на «спарке» фронтового бомбардировщика ИЛ-28у с контролирующим зам. командира полка по лётной подготовке подполковником Ярчуком Александром Георгиевичем (подпольная кличка "Ирокез") потерять визуальную ориентировку. Так мы минуты три носились произвольными курсами, пытаясь её восстановить. А когда поняли, что не получится, уж больно погода сложная, снежные заряды и видимость менее 3 км, перевели самолёт в набор, и остановились лишь на той высоте, на которой начал работать АРК (автоматический радиокомпас). Далее взяли КУР ноль, и не докладывая ничего РП, бо стыдно, полетели на привод. Так я тогда впервые на собственном опыте убедился, что пункт в НПП (Наставлении по производству полётов), запрещающий при потере ориентировки летать произвольными курсами, записан не зря.

     В общем, о вечерах, проведённые нами в ресторанах сибирского города Омска, у нас остались самые светлые воспоминания… Это был праздник души и живота!!! Полный рассказ для не ленивых читателей здесь:  http://www.proza.ru/2019/01/06/1588

  И теперь, мужики, ещё раз повторяю вопрос: «Был ли случай, рассказанный лётчиком-испытателем Олегом Припусковым о «блудёжке» на МИГ-25, на самом деле или это авиационная «байка»? То, что лётчик, кому не повезёт, может катапультироваться три раза, у меня сомнений не вызывает, потому что с некоторыми из них мне  посчастливилось встречаться лично. Более того, я ещё в школе учился в 10-ом классе, как в журнале «Смена» (был такой в советские времена) мне  попалась статья «Трудные часы лейтенанта Перепечко», где описывалось как этот лётчик прошёл через три катапультирования и не бросил свою профессию. Помню, я ещё тогда подумал: «Блин, если в чине лейтенанта ему пришлось уже три раза пришлось покидать самолёт, то, что будет, когда он дорастёт до полковника? Если доживёт, конечно.

    А почему меня так этот вопрос интересует? Дело в том, что наш курс ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина – 69 г. в этом году будет отмечать юбилей – 50 лет после выпуска. Пока ещё не решили, когда и где будет происходить это торжественное мероприятие? То ли 26 апреля в Москве (мы – ускоренный выпуск), то ли 10 августа в Оренбурге, есть предложение даже заказать теплоход и поплыть по Волге, чтобы неделю, «не просыхая», видеть до боли такие родные  и знакомые лица. В общем, как бы то ни было, к такой дате надо готовиться заранее. И я, как дипломированный инструктор по Кавказским тостам, не имею морального права допустить хотя бы какую-нибудь неточность ни в одном из 86 тостов, которые есть в моём загашнике на данный момент.

    Опять же, разведчики горят на «мелочах», поэтому в тосте «За хладнокровие полковника» мне так важно восстановить истину, было это на самом деле или не было, чтобы сам маршал авиации Кутахов прислал в Ахтубу телеграмму: «Тов. Такой-то, когда Вы прекратите уничтожать дорогостоящую авиационную технику?» Кстати, с нашего курса 10 человек разбилось на разных типах ЛА, а трое спасли свою жизнь и жизнь экипажа катапультированием: Виктор Савинов с ТУ-22р, Костя Припусков с СУ-24, Миша Поздняков с ТУ-22м, только не знаю, какой серии – 1 или 2? (это было на испытаниях). К сожалению, первых двух уже нет  в живых. А сколько умерло уже по болезни, подведём печальные итоги при встрече, только в прошлом году с нашего курса ушло трое: Витя Савинов, Слава Лукашевич и Володя Панин. Дай Бог нам живым ещё дожить до неё, а ребятам, которых уже нет, пусть земля будет небом. Мы о вас помним…

  П.С. - пошли первые ответы:   Re: ВИКТОР, ПОМОГИ НАЙТИ ИСТИНУ !!!
сегодня, 20:47

      Здравствуйте,Василий Васильевич. Что касается возможности заблудить на программном перехватчике, да запросто..... Ошибка объективщика или, кто там у них программирует полет, даже на один знак и пошла машина к бабке..... Учитывая, что полет на больших высотах и скоростях, фактически вне видимости наземных ориентиров, да и некая расслабуха, типа сам довезет, да скорее всего отсутствие РСБН в районе. Не удивительно.....

      В районе Ахтубинска РСБН только пожалуй Волгоград, долго ли на таких скоростях из зоны действия вылететь? Не знаю, во Владимировке был РСБН или нет? На моем типе БЦВМ при полете по программе использовала РСБН и ДИСС. При отсутствии РСБН в автономном режиме только ДИСС, но точность сразу снижалась. Да и летали мы не далеко, почти всегда в радиусе 400 км. Мне известны пара случаев легкого блудежа из за ошибки объективщиков, они программировали полет, но район мы знали отлично, даже визуально зачастую. Поэтому ориентиры знали хорошо и летя в автоматике местность контролировали и если машина пыталась с маршрута улизнуть, то отключали и летели на руках. Так, как-то.

    МОЙ ОТВЕТ лётчику-истребителю Виктору Баравкову:  Виктор, БлагоДарю за оперативный ответ. Я два года занимался перегонкой а/т. Омск, Оренбург, Челябинск, не говоря про ближние окрестности, типа Полтавы, Орши, Белой Церкви, а позже был перелёт даже с Монгохты Хабаровского края. А здесь тоже был перелёт в Сибирь, при котором хорошее знание района исключается, плюс, весь полёт проходил за облаками. Когда нам вместо Белой под Иркутском дали в воздухе: "Вам на запасной в Джиду, мои штурмана даже не знали - в какую сторону лететь, пока нам открытым текстом не дали все данные аэродрома.

  Т.е. блудёжка в принципе, была возможна. Весь вопрос в том, был ли лётчик, который три раза катапультировался с МИГ-25, и присылал ли потом Кутахов в Центр такую телеграмму??? (Счас посмотрел неплохой фильм "Т-34" - режиссёры , конечно, нафантазировали, но всё же это  лучше, чем всякую билеберду смотреть про доблестную милицию или шпиёнов.

     Более того, Виктор, счас вспомнил эпизод, когда я служил в Быхове  в составе 57 мрад в чине комэски, по каким-то крупным учениям под руководством МО СССР мне на ТУ-16 поручили вывести пару ТУ-22м2 на цель на малой высоте, где они "слепые" со своим телевизионным прицелом. Но первая половина маршрута проходила на средних высотах, где у них, казалось бы, всё должно быть нормально. После взлёта пара пристроилась ко мне, ведущий у них был зам командира полка Паша Химченко, и дальше пошли по маршруту в плотном строю. Минут 40-50 так пролетели, и смотрю, пара от меня стала отдаляться вправо. Я им: "Ребята, вы куда?"

  Мне Паша отвечает: "У нас машина, она знает, куда ведёт, а Вы летите неправильно". Я по СПУ штурману: "Севастьяныч, мы туда летим? А то Павлик говорит, мы уклоняемся". А у меня штурман АЭ был майор Виноградов, опытнейший специалист. Он все тропинки в небе жопой чуял. "Да пошли они в баню со своей машиной, командир", - ответил он мне. "Летим, как летели", - продолжил старый аксакал. А полёт сам проходил за облаками с 10-бальной облачностью. Смотрю пара Химченко от нас уже на удалении 20 км и скоро скроется из виду.

    Вдруг облачность резко заканчивается, дальше ПМУ. У нас прямо перед носом ППМ озеро Освейское, а у этих ребят, сами понимаете, ничего нет. Пара ТУ-22м2 быстренько подрулила к нам, и больше уже не дёргалась. Вывели их потом на 100 метров на озеро Хари Лайд, где они на отлично отбомбились боевыми бомбами. Мой штурман, кстати, тоже не промахнулся - две ФАБ-250 уложили точно в цель. Это я всё к тому веду разговор, что автоматика - хорошая вещь, но иногда она так может подвести, что просто - "ховайсь". 

 Жму кисть, Удачных праздников !!! С уважением, ВВЧ

   А вот ответ Заслуженного лётчика-испытателя РФ Александра Гарнаева: "Да, конечно - как и во всех байках, личным очевидцем которых автор не был, но случай такой реально был У МЕНЯ на глазах - я сам стоял перед полосой и своими ушами слушал как с блудежа на МиГ-25Р после авто-маршрута по “Пеленгу” на последних каплях падал с дальней стратосферы аккурат к со стороны Москвы Юра Приходько (Светлая память), даже просился сесть в Быково!… но догрёб до нас, перед моим носом плюхнулся с посадочным 122*… никто там не катапультировался и полковником он не был, т.к. после поступления в Ахтубинскую ЦПЛИ - перевёлся в МАПовскую ШЛИ и, соответственно, уволился из рядов ВС СССР. Ну а Олег Припусков (Царствие небесное) - для куражу намешал в одну яичницу разные случаи с разными людьми ; нашему брату просительно!!!

   Василий Чечельницкий:  "Александр, большой Рахмат за ясность - при случае "учту при разливе".

   Александр, а не может такого быть, что Вы только в 81 г закончили Армавирское лётное училище, а сам случай по словам Олега Припускова был при Кутахове, которого Вы не застали. Т.е. может ли такое быть, что Вы просто не в курсе этих трёх катапультирований с МИГ-25 одного лётчика??? Тем более, он с Ахтубы, а там званий не отменяли...