Гардаман

Вячеслав Прытков
                Г  А  Р  Д  А  М  А  Н.

Моя  жена – искусная  рукодельница, помимо  шитья  и  вышивки  увлеклась  интересным  собирательством. И  каким  же, спросите  вы? Необычным: предметом  её  страсти  стали  напёрстки. Помимо  используемых  портнихами, приобретались  красивые  напёрстки  из  самых  различных  материалов -  глины, дерева, папье – маше, фарфора  и  даже  из  соломы – настоящие  произведения  искусства. Привозимые  из  дальних  поездок, подаренные  друзьями  и  знакомыми, они  со  временем  составили  внушительную  коллекцию.
Приходи  и  любуйся. Глядя  на  эту  красоту, я  не  переставал  удивляться  тому  многообразию  тем, запечатлённых  на  самих  предметах  коллекции.
«Да  у  тебя  уже  почти  настоящий  музей», - не  раз  шутливо  задавал  я  жене  вопрос.
«Музей – то  музей, но  вот, всё – таки  среди  почти  тысячи  моих  маленьких  экспонатов  ещё  нет  такого, о  котором  я  давно  мечтаю», -  с  сожалением  в  голосе  отвечала  она.
«Наверно, какой – нибудь  серебрянный  или  золотой, сплетённый  из  нитей, как  кружево? Нет, совсем  нет. Видишь  ли, однажды, просматривая  в  интернете  напёрстки  других  коллекционеров, я  увидела  необычный  экземпляр – напёрсток, вделанный  в  перчатку  и  предназначенный  для  чего, как  ты  думаешь?»
«?»
"Для  ремонта  самых  настоящих  парусов. А  какое  у  него  название, даже  два -  гардаман  или  платан. С  тех  пор  он  не  даёт  мне  покоя.»
«Интересно, интересно», - отвечал  я, так  как  морская  тема  меня  особенно  привлекала.
Поиски  его  были  в  разных странах, а  попался  он  на  глаза  совсем  близко: как – то  раз, на  рыночном  развале  старинных  вещей  и  предметов  моё  внимание  сразу  привлекла  одна  вещица. Рассмотрев  её  поближе, я  ахнул  от  изумления. Это  был  самый  настоящий  гардаман, задубевший, просоленный  морской  водой, видно  не  раз  бывавший  в  употреблении. Ведь  это  предмет  мечтаний  жены. Радости  моей  не  было  предела, и  я  сразу  приобрёл  его.
«Вот  будет  сюрприз  для  жены», - подумал  я, поспешив  домой.
«Твоя  мечта  сбылась», - сказал  я, гордо  протянув  жене  гардаман, - теперь  и  он  пополнит  твою  замечательную  коллекцию».
Не  передать  того  изумления  и  восторга, которые  были  тогда  на  лице  жены.

ГАРДАМАН  или  ПЛАТАН. Ещё  не  завершилось  время  парусного  флота, по  морям  ходят  по – прежнему, как  хранители  того  славного  прошлого, когда  пар  ещё  не  пришёл  на  смену  парусу, знаменитые  клипера  и  барки. Площадь  их  парусов  достигает  огромных  размеров, порой  величиной  с  футбольное  поле. Полотнища  парусов  испытывают  огромную  нагрузку, являясь  движителями  самого  парусника. Находясь  подчас  в  суровых  условиях, они  постоянно  требуют  заботы  и  ремонта.
Трудную  работу  по  ремонту  парусов  выполняют  парусных  дел  мастера, которые  входят  в  команду  судна. Среди  разнообразия  инструментов  у  них, самым  важным  и  стал  гардаман  или платан. Выполненный  из  кожи, он  надевался  на  руку, одновременно  служил  защитой  и  обеспечивал  рабочий  процесс. В  нём  имелось  отверстие  для  большого  пальца, а  в  районе  пятки  ладони – небольшой  металлический  диск  с  многочисленными  углублениями  для  парусной  иглы. Этот  диск  и  являлся  своеобразным  напёрстком  для  облегчения  проталкивания  острых  игл  через  плотную  ткань  паруса  или  троса, которые  пробить  не  так – то  просто, тут  требовалась  грубая  мужская  сила. А  делать  приходилось  порой  по  несколько  километров  швов, вот  и  представьте  такую  адскую  работу.
Среди  военных  моряков  парусным  мастером  был  обычно  унтер – офицер, имевший  несколько  подчинённых. В  английском  флоте  парусных  мастеров  относили  к  боцманам, судовым  плотникам  и  кокам, носившим  общее  прозвище  «бездельники»  (англ. Idlers), так  как  они  были  освобождены  от  регулярных  вахт. Название, конечно, обидное  и  несправедливое, ведь  парусные  мастера  трудились  весь  день, а  иногда  и  ночь, и  только  в  случае  борьбы  за  живучесть  корабля, в  непредвиденных  ситуациях, таких  как  бой  с  противником, они  вместе  со  всем  экипажем  принимали  непосредственное  участие.
В  современных  условиях  паруса  ремонтируются  на  берегу  в  парусной  мастерской, однако, гардаман  не  утратил  своего  значения, он, как  и  прежде, необходим  яхтсменам  в  дальних  переходах, служит  им  верным  спутником  среди  другого  такелажного  инструмента.

Вот, сколько  интересного  поведал  нам  этот  необычный  напёрсток  с  громким  названием  ГАРДАМАН, теперь  уже  занявший  самое  почётное  место  в  коллекции  жены.

5  января  2019  г.                Вячеслав  Прытков.