Цивилизации планеты Нарап

Наталья Руф
Цивилизации планеты Нарап.

    Безумно болит голова, лучше бы я не открывал глаза. Сознание медленно возвращало меня к жуткой действительности. Лежу среди обломков корабля, оглушенный сильнейшим взрывом.
    Страшен он для меня даже не столько по силе. Я, Слава Создателю, успел до взрыва выбраться, сломав заклинивший люк, и хоть отбросило меня, шваркнув о каменный выступ, но остался жив. Еще, правда, не понял, здоров ли?
    С трудом сел. Линия горизонта, поколебавшись, наконец, прочно встала на место. отделяя хмурое небо от расстилавшейся передо мной ржаво-кровавой пустыни. В наступающих сумерках вокруг, насколько видели глаза, не было даже небольшого выступа на ровной песчаной поверхности. Я вновь откинулся на спину.
    Вот она, небольшая планета Нарап в созвездии Лебедь! Ученые считают, что именно отсюда получен сигнал о помощи.
   Ужасно то, что никогда на Земле не узнают, что кто-то из нашей экспедиции выжил.  Средства связи испарились во время взрыва вместе   с кораблем и экипажем, поэтому мне на помощь рассчитывать нечего.
    Я здесь абсолютно одинок. Спасся только благодаря тому, что на момент аварии находился в медицинском отсеке, вдалеке от двигателей, и готовился к выходу на поверхность в первом отряде как помощник командира по медицинской части. Насколько я знаю: в космической программе землян на ближайшие годы полеты в эту часть Галактики больше не планировались,
   Зачем я спасся? Чтобы теперь медленно умереть в одиночестве на чужой планете? Может, стоит позавидовать моим друзьям и коллегам, у которых сейчас никаких забот. Они просто не поняли, что произошло. Миг - и их не стало.
    Глядя на неприветливое небо, не могу справиться с головной болью. Лежу и боюсь поднять голову, чтобы осмотреться. Что меня ждет на этой планете без кислорода, без еды, без питья, без привычных вещей? Сколько я смогу продержаться? И зачем?
    Ну что ж, перед смертью осмотрю планету моей мечты, находящейся на орбите второй звезды напоминающей Солнце в тройной звездной системе созвездия Лебедь. Правда, рассказать о моих впечатлениях будет некому.
    Хватит ли мне кислорода до утра, чтобы хотя бы глянуть на этот мир при свете дня? По датчику, укрепленному на рукаве, определил: возможно, будет достаточно до утра. И то при условии, что буду спать тихо, как мышь, и не двигаться. Значит, закрыть глаза и спать.
    Снился мне кошмар, что мое горло обвил гигантский питон. Пытаясь сбросить его, подсунул обе руки на шее под его тело. Наконец, победа за мной: он соскользнул! Начав дышать и, освободившись от врага, я, счастливый, продолжаю спать.
    Утром проснувшись, обнаружил, что моя голова лежит на прохладном ржавом песке, а мой шлем валяется рядом. А я дышу!?
    Мы предполагали, что на планете есть атмосфера, но считали, что кислорода для человека будет не хватать. Его было мало, что обнаружилось, когда попытался подняться. Голова закружилась, и я начал терять равновесие. Пришлось опять опуститься на песок.
    Так я сидел, озираясь и вглядываясь вдаль, но заметить что-нибудь существенное не мог. Только едва ощутимый ветерок чуть слышно передвигал мельчайшие песчинки вокруг меня. И все! Мне уже захотелось пить, но даже намека на присутствие какой-нибудь влаги не было. Не говоря уже о пище.
    Взяв шлем, поднялся и, увязая в текучем песке, побрел. Куда? Мне было все равно.
    Ученые нас заверили, что вообще-то вода здесь должна быть, так как на полюсах видны были из космоса   белые шапки. Да, и на Земле аналогично, но если попасть ближе к экватору в пустыню Сахара, то там воды точно нет. А в каком месте этой планеты разбился корабль?!
    Я шел до сверкающих звездочек в глазах.
    Но оказалось, что мои глаза в порядке.  Передо мной расстилалось целое поле слепящих бликов впереди. Как будто много зеркал, устилающих песок, в котором отражался с каждой секундой все увеличивающийся поток лучей солнца. Не веря глазам, пошел к этому свечению и остолбенел: за низенькой оградой из металлических прутьев песчаную поверхность покрывали блестящие серебристые пластины, размером с площадь письменного стола. Они приподняты над поверхностью и установлены под углом. Такое впечатление, что часть пустыни была покрыта зеркальной чешуей. Я стоял, ослепленный этим зрелищем, соображая, что же это такое. Вспомнил недавно прочитанную статью о вечном источнике энергии, солнечных фотоэлементах. Правильно, здесь их установили под углом, чтобы мелкий песок, попадая на них, осыпался.
    Следовательно, здесь есть жизнь и разумные существа? Я даже вспотел. Когда мы летели сюда, на это только надеялись!
    Быстрее пошел вдоль ограды, радуясь и в то же время опасаясь, что встречу разумное существо. Мне показалось, что я двигался очень долго, когда вдруг увидел высокий шест, а рядом с ним, также под углом к поверхности, подобие люка, серебристая крышка которого разделена на две половины. На каждой выдавлен отпечаток трехпалой руки.
    Я на секунду задумался, а потом решительно положил обе ладони и по три пальца в углубления. И ничего не случилось. Я попробовал снова. Ничего! Вдруг разозлился!
      – Да откройся же, наконец, дрянь эдакая!
    Под ладонями появилось тепло, приоткрылась щель между половинками. Они медленно начали подниматься, раскрывая вход. Неясное свечение, постепенно нарастало. Внизу были ступени. Я решил рискнуть и спуститься. Как только моя голова оказалась под низеньким светлым потолком половинки крышки люка бесшумно закрылись.
На обратной стороне тоже были углубления для трехпалой ладони, но смогу ли я открыть эту дверь снова?
    Решил идти дальше в помещение. Дверь распахнулась бесшумно при моем появлении. Нигде ни одной живой души, вокруг только белые стены с матовым отблеском, везде чистота и порядок. Еще одна дверь открылась в огромный зал, где рядами стояли стеллажи из материала, похожего на пластмассу, с прозрачными крышками. Заглянув в одну из капсул, отшатнулся! Там лежало скрюченное голубоватое человекообразное существо и смотрело на меня раскрытыми глазами, в которых застыл ужас! В следующем, увидел ту же картину. Здесь умерший исцарапал окровавленными пальцами внутреннюю поверхность крышки.
    Я бежал по рядам прозрачных гробов и не мог понять, куда я попал. Все большие и маленькие аборигены, как будто разом умерли, при этом сильно испугавшись.  Потерявшись в этом огромном зале с рядами прозрачных гробов, остановился у трехмерного экрана, на котором увидел интерактивные схемы космического пространства.
Вот та маленькая звездочка, с которой я прилетел.
    Вдруг я почувствовал боль в шее, а от меня медленно к потолку поднимался гибкий белый тросик с иглой на конце. Сознание начало расплываться, я понял, что потерял направление и не представляю, где выход.  Но, к счастью, сообразил, где находится дверь - люк и бегом побежал в ту сторону. Существа через прозрачные крышки, как будто безмолвно молили о помощи.
    К лестнице подполз уже кое - как. С трудом поднявшись по лестнице, прижал ладони к люку. Он открылся. Я выбрался на песок. Моя память отключилась.
    Открыв глаза, не могу сообразить, где нахожусь. В полутьме надо мной какие-то тряпки или шкуры бахромой свисали со стены и низкого потолка. Голова болела, я застонал, хотелось пить. Попытался встать, но не смог пошевелить даже пальцем. Лежал долго и опять уснул.
    Проснулся оттого, что мне в рот потекла жидкость. Теплая и чуть сладкая.  Я с наслаждением проглотил и открыл глаза.
     Испугался до ужаса! Надо мной склонилось чудище с мордой змея Горыныча, которое раздвоенным языком лизало мой лоб. А я не мог двинуть ни одним мускулом.
    Следующий раз при прояснении сознания я ощутил, что пальцы рук и ног у меня теплые и это было так приятно. Я с наслаждением разминал их. И тут опять появилась ужасная голова ящера, но спасительного отключения сознания не произошло. С нарастающим ужасом я смотрел, как он уставился на меня желтыми глазами, веки которых периодически захлопывались по вертикали.
      Он разглядывал меня и вдруг я отчетливо понял, что безобразен! Страшно безобразен. Было такое впечатление, что кто-то в моем мозгу думает параллельно со мной. И думает, что я еще противней, чем чишу.
      – А кто такой чишу? - подумал я.
    Яшер, дернув головой, уставился на меня, как курица на червяка, когда хочет его склюнуть.   
      – Чишу –это те, с теплой кровью, - возникло в моем воспаленном мозгу.
    Я в ужасе прикрыл глаза, чтобы не видеть жуткой головы с быстро мигающими и замирающими вертикальными веками.
    Но ящер дотронулся до моей руки, и я ощутил теплую и сухую кожу. Открыв глаза, понял просьбу открыть рот. Он из какой-то плошки лил мне на язык ту же жидкость, я проглатывал, не глядя на него.
И опять в мозгу:
      – Глупое и безобразное, но пусть живет. Пей, будешь жить. Отрава уйдет. Чишу всех отравили - они все умерли. И тебя отравили, но я спасу тебя.
    Я громко спросил:
      – Ты кто?
    Он опять резко склонив голову, внимательно посмотрел на меня. И в мозгу появилось:
      – Оно думает?
     Господи, неужели это существо сомневается, что я мыслящее существо?
    Мне пришлось начать говорить о планете Земля, о корабле, о полете в космическом пространстве, об аварии, о зале со стеклянными гробами, в которых лежали в ужасе странные существа, стараясь образно вспоминать все. Он сидел рядом, внимательно слушая. Я устал и в изнеможении откинулся, закрыв глаза. И в голове услышал:
      – Ты меня понимаешь?
    Я ответил:
      – Конечно, понимаю. Я разумный и не такой уж страшный. Я другой.
    Морда ящера не менялась, оставаясь неподвижной, жили только глаза. Он дотронулся четырехпалой рукой до своей шишки - выступа надо лбом:
      – У тебя нет миро, у всех умных есть миро. У ламанги есть миро. У чишу есть миро тоже
    Я разозлился:
      – Это что у вас в шишке мозг или антенна? Но у меня тоже есть мозг!
   Он протянул свою лапу, как у ящерицы, к моему лбу:
      – У тебя там миро?  Ты передаешь, а я понимаю тебя!
   И опять помигал вертикальными веками. Когда он понял, что у меня есть миро, и я умный, как он, то ответил мне на все вопросы.
     На планете Нарап издревле жили и развивались две расы, имеющие миро, то есть разум.
    Первая раса –ламанги, или пустынники. К ним как раз и относится мой спаситель, его имя Нги. После разрушительной войны, которую развязали злобные чишу, их осталось немного, они разрозненны, живут каждый сам по себе. Питаются ящерицами, живущими в песках, а воду добывают в пещерах под пустыней.
    Вторая раса – чишу, это те существа, которых я видел в подземелье. Это остатки цивилизованного населения сгубившего планету. Жили все вместе в последнем подземном городе.
    Нги объяснил, что они сделали Большое Миро. Оно думало за них. А потом стало отравлять их, не выпуская из подземелья. Два чишу сбежали, но умерли на поверхности от ночного холода и голода, не умея добыть себе пищу и воду. Потому, что за них все делало Большое Миро, а они все забыли.
    Я решил, что Большое Миро, это, наверное, центральный компьютер в подземном убежище. Вот только почему он уничтожает своих создателей? Интересно, что случилось с компьютером? Он и меня хотел убить? А почему? Как же первый закон роботехники, устанавливающий, что робот не может нанести вред их создателю?
    Я спросил у Нги, знает ли он, как можно спасти оставшихся в подземелье чишу? Он уставился на меня не мигая, я понял его мысли.
   Он обижен на чишу. Они, схватив его, посадили в клетку, чтобы показывать своим детям. Кое-как упросил маленького чишу, чтобы тот открыл запор на двери. Удрав, долго прятался в подземелье в старых заброшенных ходах. Открыть люк не смог, так как механизм отзывается на прикосновение ладоней с теплой кровью, а у ламанги кровь холодная.
Выбрался случайно. Разломал обшивку в боковом коридоре, и один из подземных переходов привел в пещеру, выходящую на поверхность.
    Поэтому помогать чишу не будет. Увидев меня бездыханного, подумал, что чишу и меня обидели. Пожалел диковинное животное – уродца.      
    Я смотрел на ящера. Уж он-то красавец?! Высокий, тело очень гибкое, костяк мягкий за счет больших хрящевых прокладок.  Кожа чешуйчатая с переливами цвета от зеленого до коричневого. На плечах голова ящерицы. Глаза раскосые, без ресниц, прикрываются прозрачными веками сверху и плотными - боковыми.  Череп кожистый, гладкий, без волос с выступом на темени, для телепатической связи. На гибких руках и ногах по четыре пальца с перепонками.
    Нги накормил меня нежным мясом. Я ел с удовольствие. Но согласившись на добавку, увидел, как он вынул из-под камня половину тушки животного, похожего на ящерицу, оторвал кусок, протянув мне.
    Ящерица была зеленая, а на месте отрыва белели волокна разорванной плоти. Чтобы меня не стошнило, я отвернулся.
    Нги, быстро моргнув и недолго думая, засунул ее себе рот и застыл. Он сидел неподвижно целых полчаса, я успел задремать.
    Потом вздрогнул, как будто ожил, и сообщил мне, что пойдет проверять детей. Я подумал, что неплохо бы с ними познакомиться, чтобы при встрече без Нги они принимали меня как знакомого. Он схватил меня лапой, прижал к боку и пополз по боковому выходу из норы.
     На поверхности солнце стояло в зените и от раскаленного песка шел жар, как от печки. Мой спутник бросил меня и, лежа на животе, начал, быстро вибрировать всем телом, постепенно погружаясь в песок. Скрылся, а вместо него из песка появились одно за другим пять яиц овальной формы, размером с небольшую дыню. Вскоре появилась и его голова. Он потрогал раздвоенным языком каждое яйцо и, быстро сделав лапами яму метровой глубины, аккуратно разложил яйца в виде пятиугольника и опять засыпал песком.
   Я подумал, что мой друг Нги – самка. Но оказалось, что у них нет разделения полов и каждая особь периодически откладывает от трех до семи яиц, закапывая в песок и контролируя процесс их развития. Потом дети вылупляются, а родитель защищает их от врагов и приносит им пищу.
    Жилище Нги находилось довольно далеко от подземного бункера, где находились чишу. Мне, еще слабому после отравления (я даже не сомневался, что мне ввели какой-то сильный яд), одному добраться до люка, а тем более сопротивляться тому неведомому противнику, притаившемуся в бункере, было практически недостижимой целью.
    Но я только и думал, как забраться туда! Потому, что в памяти осталось смутное воспоминание о изображенных на стене силуэтах, напоминающие космические летающие аппараты. Или мне это показалось. Но надежда живет всегда! Глубоко в душе я все время надеялся вернуться на Землю. Если чишу летали в космос, то мне стоит попробовать освободить оставшихся в живых. Если живые там есть!  Но в любом случае пробовать нужно.
    Нги не воспринимал моих просьб помочь мне освободить представителей другой расы. Он просто никак не реагировал.
    Зато мысль о возможном освобождении стимулировала мое выздоровление. Наступил наконец-то день, когда я почувствовал себя способным самостоятельно выползти из норы и прогуляться.
    Через несколько дней я решил отправиться с Нги за водой. Как я понял, в подземную пещеру, где глубоко под поверхностью, было огромное пресное озеро.
    Мы долго ползли по узкому ходу, а затем он резко оборвался. Я бы упал на каменистое дно, как в яму, если бы эластичная мягкая рука ящера не помогла мне, вовремя остановив и поддержав.
    Я там не увидел ничего, только слышал какие - то звуки, находясь рядом со входом. Нги плавными, бесшумными движениями ушел в темноту и послышался недалеко плеск зачерпываемой воды. На моей правой штанине кто-то повис и, цепляясь коготками, пополз вверх. Я испугался и заорал! Древняя пещера, наверное, никогда не слышала такого крика! Нги, мгновенно оказавшись рядом, стряхнул с меня какую –то гадость. Потом помог забраться в отверстие в стене, откуда мы появились здесь.
     Опять длинный путь, и мы вскоре выползли на дневной свет. Я был напуган и изнурен, понимая, что жить так я не хочу! Нужно все-таки пробовать идти в бункер.
    А пока учился у Нги ловить ящериц для еды.
    Восстанавливать физическую форму мне приходилось, постепенно увеличивая нагрузки: заниматься ловлей быстрых ящериц, сначала ходить, а потом и бегать до бункера. Ползать за водой, где я научился с помощью Нги в полной темноте подбираться к озеру и, набрав воду в мешок, находить обратный путь. Мой друг смотрел на меня все также беспристрастно, мигая своими удивительными глазами.
    Мы с ним возвращались с охоты, когда песок под ногами, вдруг задрожав, начал медленно течь, как вода в образовавшуюся воронку. Нги, отбросив меня мощным ударом подальше, сам почти мгновенно был затянут в песок. Я, отбежав подальше, стоял ошеломленный: на месте воронки уже был абсолютно гладкий песок.
      – Где же мой защитник?
   Я добрался до нашей пещеры и улегся спать, съев с горя пол - ящерицы
      – Еды мне хватит дня на три, воды чуть больше! А потом? Один я здесь вряд ли выживу.
    Тут я вспомнил о яйцах Нги, из которых скоро должны были появиться маленькие ящерки. Их тоже надо чем-то кормить и поить.
    Неподвижная морда моего друга теперь вспоминалась мне такой милой, что хотелось его увидеть. Неужели он погиб?
    Детки вылупились из яиц неожиданно для меня: двое почти одновременно, следующая парочка с интервалом в 15 минут. Пятое яйцо лежало в песке еще минут 45, только потом начало трескаться, и появилась пятая уменьшенная копия Нги. Каждый малёк – ящерка, вихляясь полз по песку, безошибочно учуяв воду, которую я принес для себя в плошке. Напившись, грелись на солнышке, подставив зеленый животик под его жаркие лучи.
     Утром мне удалось выследить и пристукнуть ящерицу. Дал каждому по кусочку мяса. Слопали и опять развалились на солнышке. Их кожа утром зеленая, днем на солнце набирала энергии и теперь они коричневые. На закате собрал свое «хозяйство» в кусок шкуры и принес в пещеру. Пришлось взять всех пятерых к себе под меховое одеяло. Повозились и уснули. А я задумался: как же мне бросить их, беспомощных? На охоту пойду, это ненадолго, побудут в пещере, а если идти к чишу, и там меня задержат или погибну? Они же тоже не выживут!
    Я, просыпаясь рано утром, тихо уходил. Сначала шел искать ящериц, потом отправлялся за водой в темноту. На ощупь подползая к подземному озеру, набирал воду в кожаную сумку и тащился назад с грузом. А дома ждали пять одинаковых маленьких желтоглазых мордашек. Мы, дружно позавтракав, шли греться на солнышко.
    Так мы жили день за днем, пока однажды вдруг не появился наш Нги. Оказывается, песчаный хищник откусил ему ногу. Пришлось ее отращивать. Новая нога пока была наполовину меньше прежней, но приковылять он смог. Хотя был уверен, что дети без него уже погибли.
    Весь вечер он сидел, уставившись на балующихся малышей и транслируя мне чувство благодарности. На ночь детки все переползли от него ко мне.       Привыкли зелененькие чертенята!
    Через неделю его нога регенерировалась полностью, и я был свободен.
    Наконец я мог подумать о себе. Отправляясь на борьбу с могучим Большим Миро, ничего не зная о нем, понимал, что это огромный риск. Но сидеть и выжидать было нечего. Нужно использовать любую, даже самую крошечную возможность вернуться на родную Землю. Для похода я скроил и сшил простейший плащ-накидку с капюшоном из твердой толстой шкуры одного из больших животных, почти вымерших на планете.   
   Кое-как выпросил ее у Нги, пессимистично предполагавшего, что я не вернусь из бункера, а он потеряет эти бесценные для него шкуры.
    Плащ закрывал голову и плечи. Так я надеялся защитить себя от нападения сверху. Из такой же шкуры смастерил сумку, куда положил камни с острыми краями.
     Приготовил незамысловатое оружие, оторвав тяжелую металлическую палку от ограждения на поле с фотоэлементами. Мое импровизированное копье больше напоминало лом, но в результате длительных тренировок я научился наносить им ощутимые удары. Это лучше, чем ничего.
     Выглядел я в полной боевой экипировке комично: в плаще - кульке из лохматой шкуры, который закрывал меня до пят, а в руках -  металлический шест наперевес. 
     Нужно продумать пути к отступлению. Скорее всего люк выхода будет заблокирован Большим Миро. На всякий случай у Нги выпытал информацию о расположении входа в пещерный лабиринт, через который тот выбрался на поверхность при побеге.
     Понял, что это третья дверь от входного люка. За ней дальше по небольшому коридору есть оторванная панель в обшивке. Значит, можно попасть в боковой узкий ход, из него в пещеру, из которой есть выход к энергетическому полю с фотоэлементами.
    Наконец я был готов к решительным действиям и отправился на разведку. Люк долго не желал открываться до тех пор, пока я жутко не разозлился.  Ясно, значит ключом является сильное эмоциональное возбуждение.
    Лестница была пуста, зал тоже, только в тишине загадочно перемигивались разноцветные огоньки – индикаторы. Я осторожно продвигался вдоль ряда белых капсул от стены к середине зала с опаской поглядывая на потолок. Вдруг опять Большой Миро захочет меня обездвижить и усыпить?
    Вот они капсулы – саркофаги, в которых покоились чишу, бывшие хозяева, создавшие на свою голову Большое Миро. Они надеялись, что их создание будет нянькой, с которой умным чишу не придется решать простые бытовые проблемы.
   Теперь ленивые хозяева лежали в огромном зале в своих пластиковых тюрьмах мертвыми. Смогу ли я без них разобраться в замысловатых значках и символах, которыми объяснялось, как пользоваться кнопками и рычажками?
Продвигаясь, стараюсь даже нечаянно не заглянуть внутрь саркофагов, где скрючились в немом крике бледные, в кровавых разводах лица, приникшие к прозрачной оболочке.
    Но почему я спокойно иду по залу, а вокруг все тихо и спокойно?
    Наверное, потому, что ключевое слово «спокойно» Прошлый раз я дрожал от ужаса, увидев страшные окровавленные трупы, застывшие под прозрачными крышками. 
   Вот это, и есть главный процессор, Большое Миро. Рядом углубление для трехпалой руки. Стараюсь быть спокойным и кладу свою руку, ощущая тепло и вибрацию. Передо мной в пространстве возникает светящаяся точка, которая разворачивается в повисший в воздухе объемный экран.
    Начинаю думать о летающих межпланетных кораблях и в ответ на экране появляется странный летательный аппарат, который бесшумно, поворачивается вокруг своей оси, а затем, видимо, из-за сбоя в программе, картинка рассыпается. Экран сворачивается в мерцающую точку, которая помигав, опять разворачивается в экран.
    Второй вопрос:
    – Как разбудить спящих в капсулах?
   Несколько секунд тишины -  и на экране схема последовательности нажатия кнопок на боку капсулы. Миг - и изображение исчезает. Я наклоняюсь к ближайшей капсуле, боясь забыть порядок включения. Необходимо успокоиться, так как Большое Миро замигало красным индикатором.
    Я расслабился и задышал ровно. Нужно найти живых особей.
    Иду по рядам между саркофагами с левой стороны от процессора. Все мертвые! Сохранять спокойствие все труднее, смотреть на них страшно! Поворачиваю направо.
    Наконец- то рядом с большим Миро в одной из капсул вижу спокойно лежащее голубоватое тело! По схеме нажимаю кнопки на крышке капсулы. Она бесшумно отъезжает в сторону.    Существо не подает признаков жизни, спит или мертво.
    А можно ли его сейчас трогать?  Как бы не навредить. Дотронулся рукой - тело теплое. Живая особь! Ростом с двенадцатилетнего ребенка.
     Осторожно взял на руки, уложил его на левое плечо, спрятал под плащ, в правую взял мое копье. Медленно, стараясь быть спокойным, пошел к выходу. И сразу же заметил движение по залу: кольцом меня окружали управляемые роботы: тихо и плавно передвигающиеся механизмы странного вида. По ходу моего движения с потолка выдвигались и падали белые провода, но наталкивались на твердую шкуру плаща. Я понял, что Большое Миро меня блокирует и не хочет выпускать.  Краем глаза я смотрел, что дальше по ряду во всех капсулах только мертвые тела.
    Определился: где может быть выход в пещеру? Правильно, в левой стороне белая дверь.
    Повернувшись опять к центру, пошел к думающей машине, которая замигала опять красными огоньками. Управляемые роботы, сжимая кольцо, подкатывались все ближе. У процессора я остановился и мысленно задал вопрос, как снять блокировку входного люка.
Мигнул синий индикатор, и из светящейся точки на верхней пластмассовой коробке появился экран, развернулся, но тут же погас.
  Это проектор. Вновь тревожно замигали красные индикаторы на небольшой плоской коробочке рядом. Я различал в тишине едва слышное движение приближающихся роботов.
   У меня только одна попытка, чтобы вывести из строя процессор! Ошибиться нельзя! Куда ударить, чтобы наверняка?
    Я поднял свое копье, и сильный удар обрушился на, подмигивающую красным, коробочку! Брызнули во все стороны пластмассовые осколки. Второй удар - по синему индикатору, который после первого удара вспыхнул. Мгновенно выключился свет. В кромешной темноте я рванулся, не выпуская копья, к двери, через которую когда-то Нги удалось выбраться через пещеру на поверхность. Наткнувшись на робота, отшвырнул!
    Свет мигая включился. Вот она заветная третья дверь. Я бегу по коридору, прижимая к себе драгоценную ношу. Вот и та незаметная отодвигающаяся панель. Спасибо, невозмутимый Нги!
    Где-то далеко шум и треск. Быстро иду по узкому ходу, мне мешает копье, но бросать боюсь. Вдруг понадобится? Вот и большая пещера, а наконец впереди светлое пятнышко, поворот и выход на свежий воздух.
    Бледно-голубая особь не подает признаков жизни. Так и пронес весь путь на плече. В жилище у Нги заворачиваю хрупкое тело в многофункциональный плащ. Ящер не одобрил моего приобретения. Только многократно транслировал:
      – Зло, зло, зло, - быстро собрав любопытных детей, ушел.
    Я разглядывал лежащего передо мной чишу. Бледно - голубая кожа, видимо, от постоянного пребывания в помещении очень тонкая, без морщин, но тёплая и гладкая, в полутьме испускает какое-то сияние.
    Передняя часть лица вытянута, особенно верхняя губа, закрывающая нижнюю. Подбородка практически нет, зато высокий чистый лоб украшен шишкой «миро». Череп покрыт белыми, как у альбиноса, волосами. Шея короткая, видимая часть передних конечностей тоже бледно-голубая. Длинные тонкие пальцы с острыми, узкими ногтями. Дыхание неслышное. Лежит не двигаясь. Чтобы он не замерз, плотнее запеленал его в плащ, оставив видимым только лицо.
    Я тоже прилег недалеко и задремал после пережитого кошмара. Очнулся от визга, закладывающего уши. Чишу, плотно завернутый в мой плащ, бился на своем ложе. Я, быстро вскочив, хотел освободить его от тяжелой шкуры, и тут же острые зубы впились мне в руку.
    Жутко больно! Только мне еще заразы внеземной не хватает!
    Пришлось свободной рукой влепить увесистую пощечину. Зубы разжались, и я увидел круглые сапфировые глаза, в которых затаился ужас. Чишу был настолько слаб, что не мог высвободить передние конечности из шкуры. Мне повезло, а то ведь у него острые ногтевые пластинки. Мне не поздоровилось бы.
    Я постарался успокоиться и начал мыслить, успокаивая его. Он затих. Круглые бусины глаз смотрели на меня как на чудовище.
    Но я для него и был чудовищем.  Даже для людей я кажусь большим, а на питательных ящерицах и постоянно занимаясь спортом, я еще добавил в объеме. Да плюс мохнатая шкура, из которой я смастерил себе жилет для тепла в пещере. Черные волосы и борода отросли, и мои глаза выглядывали из буйной поросли на лице.
     Промывая и перевязывая рану, транслировал добрые мысли, поведав о моих приключениях в бункере. Чишу, притихнув, принимал мои мысли.
    Когда я для него думал о перелете с Земли в нашем корабле и о судьбе моих погибших товарищей, в его глазах страх сменился любопытством. И возник в голове вопрос:
     – А еще под землей есть кто-то живой?
     Я честно ответил, что не знаю. Чишу закрыл глаза и затих. Я тоже прилег
     Но, когда пришел Нги с детьми, мой пленник встрепенулся, выражая крайнее презрение. На что ящер, не переставая, думал только об огромном зле. Пришлось унести чишу в соседнюю пещеру, более сырую и неудобную.
    Я спросил Нги:
     – Чем его кормить?
    Тот из вредности долго молчал. Только на мой седьмой настойчивый вопрос, мысленно показал какие - то растения, напоминающие мох, и небольшого зверька, похожего на крысу. На вопрос, где их взять, долго сидел, мигая своими веками – шторками, потом встал и пополз из пещеры.
    Я за ним. Мы спустились к подземному озеру, набрали воды. Вдруг в темноте кто-то пронзительно заверещал, и Нги сунул мне в руку убитого зверька. Мелкий слепой зверек. Кстати, мягкая тоненькая шкурка могла бы пригодиться для изготовления одежды.
   Я вспомнил, как в первый раз испугался, что кто-то полз, цепляясь коготками по моей одежде, здесь в пещере.
   Потом ящер взял мою руку и подвел к стене. Там свисали заросли каких-то растений. Я натолкал их в карманы
    Прошло несколько дней. Мой чишу уже мог присесть и поесть травы. От тушки зверушки он отказался, оскалив острые клыки в презрительной гримасе. Он же цивилизованный и, наверное, не привык есть сырое мясо. На меня смотрит без страха, транслирует спокойные мысли, но относится ко мне с чувством превосходства, принимая как должное, заботу о его персоне.
    Поведал он мне много интересного. На планете был прекрасный климат на большей ее части, много воды на поверхности, издревле параллельно развивались две разумных расы. Чишу, прародителями которых были млекопитающие и ламанги, скорее всего произошедшие от животных типа ящериц. Теплокровные чишу жили стаями и умнели быстрее хладнокровных ламанги. Потом стали считать себя единственно умным народом, а бедных ламанги столкнули в пустыню.
    Города чишу строились по всей планете. Это был великий народ.  Пищевая промышленность, перерабатывая растения и животных готовила вкусную пищу. Производилась одежду, строились здания и транспортные средства. Развивалась наука и техника, начали осваивать космос.
    Ламанги в пустынях жили первобытной жизнью, так же как в древности питаясь ящерицами и собранными растениями.
    Но чишу не могли жить мирно! Они все время старались отобрать друг у друга земельные площади, имущество и порабощенных пустынников – ламанги.
 Мой чишу даже зубы оскалил, транслируя мне эту часть своей истории.
    И довоевались: изобретенное ими оружие вышло из-под контроля, и поверхность планеты теперь почти непригодна для проживания.
    Погибли как ламанги, так и большая часть чишу. Остались только ламанги, спрятавшиеся в пещерах, и чишу – в подземном бункере. В искусственном мире порядок и равновесие поддерживалось Большим Миро, то есть центральным компьютером.
    Он регулировал температуру, состав атмосферы, синтезировал пищу. Роботы занимались уборкой, сбором сырья в пещерах рядом с бункером, а их хозяева занимались умственной работой, изредка устраивая между собой побоища. Рождаемость тоже падала, и количество их неуклонно сокращалось.
    Через несколько поколений забылись знания. Осталась только вражда между группировками.
    Большой Миро решил уложить своих хозяев в капсулы для анабиоза. Видимо, чтобы сохранить.
     Роботы их усыпили инъекциями. Но кто-то из чишу воспротивился, и, пытаясь отменить решение Большого Миро, сбил программу работы капсул.
    Несколько особей убежали в пещеру, через оторванную Нги обшивку в подземном коридоре. Но не приспособленные к жизни на поверхности планеты, погибли и, видимо, похоронены под сыпучими песками.
   Оставшиеся чишу вовремя не погруженные в анабиоз, из-за сбоя программы работы анабиозных ванн, просыпались в закрытых капсулах и не могли из них выбраться. Помочь им было некому.
    Моего чишу положили в демонстрационную капсулу, первым до сбоя программы. Вот он и уцелел. 
    Я ходил в бункер еще раз, пока чишу болел. Большому Миро сильно не повезло, что я попал живой на их планету. Своей железной палкой - копьем я нанес ему непоправимый ущерб. В зале царила тишина, было темно и холодно. Роботы без подзарядки просто неподвижно стояли.
    В мерцающем свете я пробежал ряды капсул для анабиоза: везде остывшие тела. Все обитатели подземного города мертвы. Они умерли уже давно: еще до моего прихода
    Мой чишу ждал меня с надеждой: вдруг еще кто-то выжил? Я смотрел на единственное существо, оставшееся от великого народа как на товарища по несчастью :
      – Мы с тобой жутко одиноки. Может, на планете где-нибудь еще есть кто-то из вашего народа?
    Он, всхлипнув, как ребенок, вздохнул и отрицал этот факт. Я понял, что он тоже жалеет меня, одинокого и сознающего, что с мечтой вернуться на Землю, мне теперь придется распрощаться. Два одиноких изгоя!
    На планете теперь будет жить и развиваться цивилизация ламанги. Но эти разрозненные кочевники настолько отстали в развитии от чишу, что, наверное, необходимо несколько столетий пока они смогут освоить космическое пространство.
    Мне нужно как-то приспосабливаться здесь. И остается только ждать! Вдруг еще в течении моей жизни сюда прилетят с Земли.
    Но это напрасные надежды. Так и проживу здесь без семьи, без детей!   
    Мой чишу транслировал мне:
      – Жить лучше всего в жилище под землей. Там рядом с залом Большого Миро, в соседней пещере расположен жилой отсек, в котором можно устроиться поудобнее, чем здесь. Есть запасы готовой пищи в хранилищах, и машины для переработки сырья.
    А здесь только пещера со шкурами и этот дикарь ламанги.
    Я не согласился:
    – Нги спас меня! И нам всем, чтобы выжить нужно дружить!
    Но чишу презрительно фыркнул. И закрыл свое миро от меня. Как они это делают? Мои мысли для них, как на блюдечке.
    Сегодня мы с чишу отправились в бункер, то есть отправился я, а он просто лежал на моем плече.  Слабенькое голубоватое создание, с круглыми сапфировыми глазами. Ходить по пустыне не может, но для меня счастье, что хоть один уцелел. Чишу все знает в бункере, и мы с ним там будем жить, не ползая по пещерам за водой и пищей. Правда, Большой Миро вышел из строя и жить придется без электроэнергии и что - то нужно придумывать.
    Но когда мы подошли к полю с фотоэлементами, я с радостью осознал, что источник электроэнергии здесь вечный и не зависит от неисправности Большого Миро.
    Люк мгновенно открылся на прикосновение трехпалых ладоней чишу. Мы спустились вниз. Тишина вокруг.
    В дальнем конце зала дверь в жилой отсек. Это оказался многоэтажный дом, вырубленный роботами в скале. Помещение было приспособлено для проживания нескольких тысяч живых существ со всеми удобствами. Но сейчас только мы вдвоем шли по пустому коридору. Стены, пол, потолок - всё из белого прочного материала. Мой спутник свернул направо, еще раз направо и мы вошли в комнату с простой и функциональной мебелью.
      – Это дом Лайя и, если захочешь, твой дом! Но можешь выбрать и другой.
    Я не хотел. Меня устраивало все, а главное, Лайя здесь все знает и научит меня. Мы принесли из холодильного отсека, в котором работали холодильники на даровом электричестве, пищу, запакованную в белые пакеты. Вскрыли, оказалось вкусное нежное мясо с приятной растительной добавкой. Это не сырая ящерица, которую я ел у Нги!
    Работал душ, и я наконец-то помылся. Теперь смогу все время мыться и это счастье!
    Пообещав Нги принести назад меховой плащ, в котором я унес чишу, пошел к нему в пещеру. Меня встретили наши детки ящерки. Они на солнышке нагрелись до коричневого цвета. Играли в прятки, вибрируя и мгновенно зарываясь в песок. Нги взял плащ, глядя на меня и мигая удивительными вертикальными веками. Я передал ему свою теплую благодарность. В ответ получил:
     – Пока ты нужен ей для получения потомства. Приходи, если эта самка выгонит тебя, после рождения детей.
     От изумления я заговорил:
     – Кто самка? Чишу? Она откладывает яйца, как ты?
     – Она выращивает детенышей в себе, потом выпускает! Поэтому ты ей нужен. Вы похожи. У нее и у тебя теплая кровь. Помнишь, она спрашивала, как вы получаете потомство.
    Прошло 15 лет, с тех пор как мой корабль испарился при ударе о поверхность планеты Нарап. Мне здесь нравится. Я удобно устроился в пещерном городе вместе с женой и детьми.
    Пищи у нас вдоволь. Если будет нужно, роботы, которых я починил, произведут ее дополнительно. Солнечные фотоэлементы производят достаточно энергии: нам хватает на все наши нужды.
     Я люблю свою жену Лайю, а она меня. Каждый год у нас рождается от четырех до восьми детенышей. Мальчики больше похожи на меня, а дочери также хороши, как и мама.
    Только все они физически подготовлены к любым испытаниям: могут спать под открытым небом, отыскать и добыть воду, сами позаботиться о своем пропитании. Когда они подрастают, мы их отселяем в отдельную квартиру. В школе обучаем своих детей всему, что знаем сами.
    В пещерах я нахожу много интересной информации, в том числе по звездным полетам. Хотя создать межпланетный корабль у меня пока не получается!
    Но нет причины для горя. Я привык жить здесь.
    Сегодня к нам в гости пришел пустынник Нги с тремя ящерками, вылупившимися недавно из яиц. Два яйца отец не укараулил, кто-их разбил и съел.
    Мы все вместе расположились на поверхности у входа в наше убежище. Лайя, голубая красавица с сапфировыми глазами, тоже с нами. Она презирает пустынника и никогда с ним не разговаривает.
    Но она не против, что маленькие ламанги играют с нашими младшими детьми.  Ведь им придется жить рядом с ламанги на планете и, как она надеется, руководить этими дикими недоумками. Значит, нужно уметь с ними ладить!
    Со старшими детьми я периодически провожу время в путешествиях, исследуя разные места на планете Нарап в поисках скрытых поселений. Но пока подтверждаются легенды о том, что все оставшиеся чишу собрались под крыло Большого Миро. А он, спасая их, погубил всех, кроме Лайи. И все - таки я надеюсь найти носителей мудрости древнего народа.
    Вечереет, скоро появятся звезды. Я как всегда буду искать маленькую звездочку Солнце, вокруг которой кружится моя любимая, но далекая голубая планета Земля.
    Надеюсь, что когда-нибудь мои потомки туда попадут! Но это случится при одном условии: если никогда на планете Нарап не будет войны! Только так две дружественные цивилизации смогут развиваться, не мешая друг другу.


следующее произведение автора:http://proza.ru/2018/11/30/191