Анжела Марсонс. Немой крик

Антон Шишкодремов
Когда я открываю книгу, помеченную жанром "полицейский детектив", то ожидания мои по умолчанию хотят чего-то огромного и отвечающего моим тепло-грязным воспоминаниям Чейза, Ника Кварри, даже Агаты Кристи. Перед внутренним оком тут же появляется простой до нелепости текст, грубая концептуальная основа, плевать на всех людей, чтоб подразумевается и очень-очень убедительный текст из разряда "так и было, гражданин следователь". И непременный мачо- супергеройгерой (пусть в моем понимании "мачо" - это нечто лоховатое, но написать здесь "дон" было бы неубедительно). В "Немой крик", правда, это женщина. Почему бы мачо и не быть женщиной.

К собственному удивлению, сюжет меня захватил, он какой-то такой, устрашающий, леденящий кровь, где-то даже больной, отягощенный какой-то довольно тяжеленькой психологией главной героини. Как я обычно делаю в таких случаях, а их, применительно к легкому чтиву, бывает очень мало, я сразу бросился смотреть на морду лица писательницы и не нашел в ней ничего экстраординарного. Женщина как женщина, доброжелательная, среднего возраста, такая вполне бы могла затесаться в наши ряды и с успехом писать о детских штанишках и мужских трусах. Но, чем дальше в лес, тем толще полицейские, больше и больше я вгрызаюсь в текст и эта постоянная проекция на собственное эго, которую настойчиво выпячивает данная писательница, меня смутила и заставила расширить горизонты поисков. И на родных иноземных сайтах я, наконец, нашел то, что искал.

Произведение кишмя кишит некими монстрами, которых, в том нет никакого сомнения, Анжела Марсонс, вытащила откуда-то из близлежащих домашних тапочек. Она их сама туда складывала чуть ранее, вытягиваю пальцами из собственного мозга. Все получилось очень органично и достоверно, так, что я как-то даже не представляю ее списывающей данный сюжет у кого-то другого. Писательница, ни много, ни мало, в ходе повествования смогла влезть в шкуру полицейского инспектора, стать убийцей и обязательной жертвой. Три в одном. если не больше. Я тоже родился маньяком и сохранил это свойство на всю жизнь. Это многообразие радует и пугает. Судя по всему, именно оно объясняет такой успех данного автора, пусть и в рамках предложенного жанра.

Написано очень убедительно, сюжет держит в напряжении (и это при том, что мне обычно скучно), хотя жанр явно определен неверно, это мало похоже на полицейский детектив, скорее, это какой-нибудь триллер с заявкой на психологизм. Иноземные сайты, которые я упомянул ранее, дают лучшее представление об Анжеле Марсонс, там она есть моложе и образ ее больше соответствует тому, что предполагает "Немой крик". Она совсем не похожа на ту доброжелательную домохозяйку (чтобы выглядеть по-настоящему добрым, нужно уметь наплевать на всех), что смотрит на нас с обложек ее новых русскоговорящих книг. Могу предположить, что литература стала для автора самотерапией, она выплеснула на читателей весь свой маниакальный хоррор и этот тот редкий случай, когда обе стороны остались удовлетворены по полной. И хотят еще.

Главная героиня произведения мгновенно, благодаря многочисленным диалогам, которые ведет со всеми, включая себя и читателей, завоевывает доверие, ей как-то даже сочувствуешь, хотя обычно я всегда сразу же становлюсь на сторону преступника. Перед нами женщина, подкупающая своей работоспособностью, с тараканами, набежавшими, шевеля лапами, к читателям из далекого ее детства, при этом она совсем не кажется ангелоподобной, контакты с людьми она устанавливает с трудом, но может быть так и должен выглядеть нормальный английский полицейский. Определяющей является ее высказывание на тему, "тактичность и дипломатию выдумали те, кому нечем было заняться". Мне сразу вспомнилось гениальное изречение, не помню уже чье, может это Фрейд, "вежливость - это вранье. Потому что человек скрывает свое настоящее отношение".

В итоге книга строится вокруг главной героини, по сути, это путешествие в ее внутренний мир, читать интересно, несколько иной получилась концовка, как понимаю, сделано это в угоду читателям. Кинематограф с удовольствием ухватится за что-то подобное, но, как мне показалось, финал слишком уж популяризирован, при таком виде он должен был иметь более таинственный и обтекаемый предыдущий текст. В моем представлении концовка напоминает слоненка, который вдруг одумался, захлопал ушами и взлетел в поисках человечины над родной Африкой.

Из мелочей, которым я придаю особое внимание, в повествовании присутствует семейная сцена выяснения отношений, бьющая в глаза своей неестественностью. Впрочем, брак предполагает что угодно. Доверяя жене, ты двигаешься либо вопреки логике, либо вопреки собственным принципам. Вообще, в каждом из нас всегда найдется капля шовинизма. Размером с лужу. Лужу типа Каспийского моря. А также сказочное письмо в сети некоего священника, которое делает ненужной всю работу полиции. Все это мелочь, на которую стоит обратить внимание, но которая не портит общего впечатления.

Резюмирую. В рамках данного жанра произведение довольно удачное, читать его детям не рекомендую, а за реальный труд всеми частями тела, работу над собой, которую так любят некоторые и, самое главное, за предсказуемый успех - за это Анжела Марсонс заслужила высшую оценку.