Ночь перед Рождеством. Колядки

Иван Сущенко-Званный
Ночь перед Рождеством.
Ночь с 6 на 7 января у православных христиан называется сочельником. Канун Рождества стали называть так , из-за традиции вкушать в этот день "сочиво" - сладкую кашу. Православные постятся перед этим, и 6 января не потребляют пищу до первой звезды.
В Сочельник не использовали режущие и колющие предметы, чтобы не накликать беду. По традиции, мужчины в эти дни не охотились и не резали скотину, а женщины шитье и вязание откладывали до завершения праздничных дней.
Сочельник с давних времен считался лучшим временем для гадания, и люди, пользуясь необычностью этой ночи, гадали, пытаясь узнать будущее. В старину гадали на свечах, тенях, зеркалах, башмаках. Девушки бросали через забор свои башмаки, сапоги, валенки и смотрели, куда смотрит носок, соответственно оттуда ждали и жениха.
Катя, пенсионерка, бывшая колхозница-доярка вспоминает, что в Званном, как и во многих других селах округи, под Роздво - так по народному называли здесь Рождество, начинались колядки - веселая маскарадная пора. Длились колядки все святки - две недели, до Крещения. Молодежь "наряжалась", как могла: одевалась в вывернутые кожухи, надевали маски, ходили с мешками для подарков с вифлиемской звездой по селу, пели колядки под окнами хат, а хозяева угощали колядующих всякой снедью и чаркой самогона.
Вот несколько примеров колядок:
Калядын, калядын,
Я у батьки одын.
Меня батька послав,
Шоб я хлиба достав.
А я хлиб ны прынысу,
Подавайтэ колбасу!
Ны дастэ колбасу -
Я всю хату рознысу!
Колядын, колядын,
Я у мамки одын.
По колино кожушок,
Подай, дядьку, пырожок!
И з рукамы, и з ногамы,
Шоб бигав за намы!
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Всэ, шо есть у пычи –
У мишок мечи!
В наступающим вас Рождеством, православные!