Открытые окна картин

Наталья Коноваленко
                на фото - фрагмент картины И.Крамского "Христос в пустыне"

Старик и мальчик переходили от картины к картине, останавливались и подолгу смотрели на каждую из них.
      В этом странном музее они казались такими же затерянными и одинокими, как  их   маленькая планета, обретённая триста лет назад, в огромной неизведанности  космического пространства.
- Настоящее искусство щадит время, значит, человек обязан сохранять его для будущего. Хорошо, что мы успели тогда вывезти хотя бы малое из величайшего, - сказал старик.
      Он остановился, ссутулившись, и показал рукой на полотно.
- Запомни: картины - это открытые окна. Рассматривая их, можно мысленно перенестись во времени, увидеть мир глазами художника, понять, каким был  он сам, что хотел сказать зрителю, который подойдет к полотну, ибо любое дерево можно узнать по плодам его...
      Мальчик проследил взглядом за рукой старика. Человек, изображённый на холсте, сидел на камне в глубокой задумчивости, один посреди пустыни.
- Почему он так одинок, и зачем он здесь?- спросил мальчик.
- Каждый человек одинок, потому что у всех свой путь, и нужно искать силы в себе, чтобы преодолеть трудности.
- Но ведь кругом живут люди! - не согласился мальчик.
- Да, только любой из нас - целая вселенная, которую невозможно постичь, а мир вокруг - словно пустыня, где нет проторенных дорог. И в самые трудные минуты мы делаем выбор самостоятельно, каждый ищет свой путь сам.  На этой картине - Христос. Художник Иван Крамской изобразил его одиноким, потому что люди поглощены своими страстями, мирскими заботами и забыли о Боге.  Они вспоминают о нём лишь тогда, когда не видно просвета в жизни. Здесь Бог очень похож на обычного человека. Так автор картины хотел показать, что Творец живёт в душе у каждого, в самой глубине. Но люди поверхностны и беззаботны, им лень заглянуть даже в собственную  душу, поэтому их жизнь полна страданий. Им не хватает силы духа. Великая картина «Христос в пустыне» написана  в 1872году, в России.
      Старик распрямился и посмотрел на противоположную стену.
- А этот неподражаемый портрет создан гениальным итальянцем Леонардо да Винчи ещё раньше, в 1503-м...
      В «Джоконде» отразилось то неуловимое и непознанное, что живёт в каждом человеке:  простота и возвышенность, мимолётная радость и неизъяснимая грусть, обыденность и неповторимая прелесть совершенства. Это «символ непрерывности жизни»!
         Взгляд  её проникает в душу, живая улыбка всякий раз меняет выражение лица, в нём сомнение и вера, оно завораживает, изумляет, от портрета трудно отойти! Он написан гением!
         После кончины художника картину выкупил за четыре тысячи дукатов король той страны, где подвёл итог своим скитаниям сам Леонардо.  Теперь картине нет цены. Она пережила всё и принадлежит человечеству.

       Старик  медленно перешёл  к следующему творению, а мальчик всё смотрел на «Мону Лизу» и не мог понять, как удалось художнику из далёкого  прошлого таинственной  планеты Земля изобразить лицо женщины  настолько живым, что и через века оно не потеряло своей свежести и глубины.

         - Последняя война унесла столько жизней, стёрла целые страны, изменила поверхность планеты землян, а это полотно вновь проступило сквозь пепел, - откликнулся на его мысли старик, останавливаясь.
         - Когда я уйду, ты отыщешь достойного и расскажешь ему то, что услышал от меня.
           Мальчик кивнул.
- Картина «Сикстинская мадонна» - гимн той, что лелеет жизнь. Видишь, её ступни касаются облаков? Она выше всех, она - мать!.. Женщина прижимает к себе ребёнка и в то же время словно отрывает его от себя. Каждая мать поступает так же: любит, растит, дарит ему часть своей жизни, а потом отпускает... И в этом её материнский подвиг: она отдаёт самое дорогое, то, что прикипело к душе. Поэтому каждый человек несёт в себе любовь.
       Великий художник Рафаэль Санти написал это чудо. Видимо, его рукой водил сам Господь, изображённый здесь младенцем на руках Мадонны, Девы Марии!   
      Художник прожил только тридцать семь земных лет, но его творение бессмертно. За семьдесят килограммов золота картину вывезли из родных мест в другую страну, ту, в которой через неполных четыре столетия созрело ядовитое зерно зла второй мировой войны… Но картина, словно неопалимая купина,  уцелела и среди огня!

         - Война - это страшно,- с дрожью в голосе произнёс мальчик. - Как горько, что люди Земли вовремя не услышали голоса мудрых предков…
- Ты прав, - не услышали. - Люди нечасто посещали музеи, гораздо реже, чем дома для развлечений. В свободное время  они рассматривали глупые картинки в телефонах, пересылая их друг другу для забавы, предаваясь лишь удовольствиям, они перестали читать книги, забыли о чести и человечности.

           Правителю той страны, которая развязала  три века назад третью мировую войну, самую ужасную и сокрушительную в истории человечества,  следовало бы каждое утро перед завтраком  показывать вот эту картину. Она называется - «Апофеоз войны». Видишь надпись на раме?
         Мальчик подошел поближе и прочитал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
-  Это письмо Василия Верещагина  в будущее, предостережение 1871года,  что любая война -  разрушение, уничтожение живого, опустошение.
      Художник словно кричал воюющим людям: «Остановитесь, посмотрите сюда!» Но это был "глас вопиющего в пустыне"... Художник погиб на войне, словно своей пролитой кровью подтвердил то, о чём так талантливо убеждал при помощи красок и кисти, но люди не опомнились, не задумались…
 - Как жаль, - печально прошептал мальчик.

         Они прошли ещё немного по огромному залу, на стенах которого висело совсем немного картин.
 - Учитель! Ты показал мне шедевры, наполненные мыслью полотна, откуда на нас через века смотрели их создатели. Эти полотна восхитительны, в них торжество жизни и предупреждение живущим. Но почему среди этих сокровищ нашлось место и для этой картины? В ней ведь нет ничего, лишь чёрный квадрат?   
 - Да, эту картину тоже пощадило время, - согласился старик.

         Он остановился и надолго  умолк, глядя в глухую пустоту квадрата.
          - В жизни всегда есть две стороны: радость и страдания, милосердие и жестокость, любовь и ненависть.
            Художник  более тонко, чем обычные люди, воспринимает окружающий мир. Ему порой настолько ярко открывается то, о чем  другие могут только догадываться, что выплеснуть  на холст свои эмоции становится для него жизненной необходимостью. Иначе они могут разрушить его физическое тело.
           Но одарённость во все времена тоже бывала разной, не все владели мастерством реалистично и доступно рассказывать людям о том, что им открывалось. Иные прибегали к абстрактным формам  в силу разных причин: болезненно-искажённого восприятия действительности, желания прославиться, протеста против существующего порядка и так далее.
          Это и понятно, ведь «чем сосуд наполнен, то из него и выльется». Если бы все работали одинаково, искусство бы не пробуждало мысли, а ведь именно это и ценно в нём для человека. Не бессмысленное созерцание, но рождение вопроса, недоумения или восторга, согласия или отрицания, радости или печали.

         Картина Казимира Малевича появилась в тревожном 1914году, в период Первой мировой войны, и с тех пор никого не оставляла равнодушным.      
         Большинству людей она казалась безобразным мрачным пятном на прекрасных творениях живописи, тем более, что сам художник заявлял, что его «квадрат»  - конец всякого искусства. Он был поглощён идеей все предметные формы свести «к нулю и шагнуть за нуль», обозначая главенство чёрного цвета, извлечённого из глубины своего сознания, над белым, для которого Малевич обозначил некую роль рамки вокруг черного проёма тьмы, открывающейся перед зрителем.
         Эта картина - сплошной символ: времени, ощущений художника от событий, которыми он жил, необычного взгляда самого художника на искусство. Квадрат создан, чтобы отрицать живопись, но вызывает обратный эффект: своей чернотой он словно утверждает, как прекрасна многоцветная палитра реалистичной живописи!
        Скорей всего, автор даже не догадывался о том, насколько разнообразные и противоречивые мысли способно пробудить его творение. Возможно, он стремился к славе, забавлялся или находился во власти страха - такое бывает, но в любом искусстве два творца: один лишь водит рукой, а повелевает другой, не видимый нам. Изначально квадрат был белым!
           Любому виду искусства нужен зритель. Для него пишется музыка, создаются фильмы, пишутся картины. Эту картину всегда будут рассматривать по-разному.
           Четыре угла, словно четыре конца света, ни в одном из которых так и не найден ответ на вечный вопрос: что же такое человеческая жизнь? Ни одно сознание никогда не пробьётся через тьму этой тайны - и опасно долго смотреть в её бездну! 
          Лично для меня этот квадрат - символ бытия самого человека, где белый, чистый и понятный - внешние формы, но главное в человеке и вокруг - мир внутренний, и он - сплошная загадка.
          Картина отталкивает вызывающей простотой и мрачностью, но и притягивает, потому что в этом квадрате - и тайна человека, и страх непознанного, и бесконечность космоса, а космос чёрен, как ночь, как это небо над нами.
- Но в небе есть звёзды! - воскликнул мальчик.
- Это отражение света гениев. Картины некоторых ты только что видел, но их несчётное множество!  За тысячи лет небо отразило миллиарды, но Вселенная не стала понятнее нам, как и сам человек.
       Казимир Малевич изобразил  окно в тайну,  а звёзды - они внутри нас. Человек светит в мир изнутри, и отражается в этом великом зеркале Вселенной.
       Духовная пустота разрушает людей, тьма страшит, но каждый способен нести свет, и значит, приумножать его. Белая рамка квадрата вселяет надежду: мир вокруг чист и прекрасен.
       - А если в человеке нет света?
       - Заглянув в самую глубину души, всегда можно отыскать свет, так же, как в безжизненной на первый взгляд пустыне - жизнь.  Но это открывается  не сразу, и лишь тому, кто ищет.
                Наталья Коноваленко