Приближение

Дмитрий Захаров 7
               

- Сможем ли мы всё-таки соприкоснуться с инопланетным разумом? – Рун-Гир неожиданно перевёл разговор с экологических проблем на давно не обсуждавшуюся нами тему.
- Почему именно с инопланетным? Почему разум должен быть непременно на планетах? Почему он должен быть обязательно связан с биологической жизнью? – завалил я его вопросами, используя свою излюбленную тактику ведения дискуссии.

- Потому что мы не можем представить себе разумных существ вне органической жизни, или по крайней мере химической…
- Почему существ? И почему жизни? Почему иной разум не может быть в виде некоего «поля», или «точки», или «спирали», где понятия о существах, жизни и смерти вообще отсутствуют.

- Вполне может быть, но мы можем воспринимать лишь то, что соответствует нашим представлениям. Некое энное бесформенное «поле» сможем ли мы воспринять? И уж тем более понять? – Рун-Гир уселся в кресло и посмотрел на меня насмешливо-скептически, как мне показалось.

- Но однозначно отрицательный ответ тоже ничего не даёт.
- Не то же ли самое было с «Феноменом упавшей луны», как поэтически окрестили пришествие якобы инопланетян, - проигнорировав мою реплику, продолжал Рун-Гир, - тогда было много шума – но и только. Самое мистическое в этом деле было то, что событие произошло ровно через сто лет после написания Стругацкими своего знаменитого «Пикника».

- Да, тогда все сильно возбудились. И Зону создали, и сталкеры объявились, а сколько возникло разных гипотез и легенд и…
- Всё прахом, - хохотнул Рун-Гир, - через двадцать лет всё забыли, потому что ничего там не нашли в этой Зоне и ничего там не происходило. Пару банальных убийств по пьяне, которые пытались окружить тайнами и загадками… но всё это разоблачили в два счёта. Сколько не искали, сколько не исследовали – ничего.

- Но всё-таки что-то было, - возразил я, - космический объект, похожий на полную луну упал на землю. Падал он очень медленно. Его видели и снимали на видео миллионы людей. Это что была коллективная галлюцинация?
- Может и так. Космический гипноз, - хитро улыбнулся Рун-Гир.
- Значит кто-то гипнотизировал.

- Ну если предположить, что это был действительно гипноз, тогда да. Множество гипотез о том, что это было просто некое атмосферное явление, в конце концов успокоило публику. И обо всём мирно забыли. У человечества много других проблем. Правда, уфологи до сих пор ковыряются во всём этом. Но это уже скорее психопатологическая проблема – уфологи даже тунгусский метеорит забыть не могут.

- Почему ты изменил тему разговора и перешёл от насущных проблем экологии к абстракциям иного разума – вроде у тебя с уфологами нет ничего общего, - подколол я Рун-Гира.
- Человек устаёт от проблем, ему надо отвлечься, пофантазировать, помечтать… Но заниматься этим постоянно, как уфологи, пожалуй скучно.
- То есть ты хотел порассуждать на тему: возможен ли контакт между разумами, просто так, праздности ради?
- Примерно да.

- Писатели-фантасты наворотили целые библиотеки на эту тему…
- Писатели-фантасты пишут о нашем, о земном, облекая его в разные фантастические одежды – это совсем не то. Их писания не выходят за круг наших представлений. Поэтому я и спрашиваю: сможем ли мы соприкоснуться с инопланетным разумом реально, а не на пространстве литературы? Думаю, что нет, не сможем.

- Зачем нужно было задавать эту тему, если твой ответ прост, однозначен и отрицателен?
- А я не знаю зачем. Каприз! Психическая релаксация. Тем не менее у нас получилась довольно продолжительная беседа.
- Да. Но мне пора, - сухо ответил я, попрощался с Рун-Гиром и направился домой.

«Сколько не фантазируй, к реальности иного не приблизишься, именно потому, что оно иное», - размышлял я, и неожиданно для себя купил билет на воздушное метро.

Через полчаса я был на месте бывшей Зоны. Я здесь бывал не раз, да и кто из жителей Земли здесь не был? Попереездело сюда немало люда. И полное разочарование – местность как местность. Никакой тебе радиации, феноменов особых, свечений там всяких, ловушек… Никаких ощущений необычных, интуиций удивительных, предчувствий, намёков – ничего, как в мегамаркете. Каждый сантиметр здесь обнюхали, перекопали, даже десятикилометровые скважины бурили. Ничего. Сколько раз я говорил себе, что не буду сюда приезжать – и вот опять приехал. Ведь бессмысленно же.

Вечерело. Небо на горизонте становилось мутно-фиолетовым с зеленоватым оттенком. Почти идеально овальные облака неподвижно висели над головой. Абсолютный штиль – тёплый мягкий воздух перемещался только от движения моего тела. Я уж было хотел возвращаться домой, когда мне в лицо ударил неожиданный холодный порыв ветра. Я опешил. Откуда он взялся? Будто возник из ничего. Я застыл на месте и стал прислушиваться. Ни одного звука. Оставалось только теряться в догадках. Я сделал шаг – и мне в лицо снова ударил ледяной порыв. Это уже не могло быть случайностью. Да и что такое случайность? Такая же загадка как и иной разум.

Волна ветра прокатилась по самой земле, обдав мои ноги лёгкой прохладой. Я сел на траву и огляделся. Ничего не изменилось. Но я почувствовал… Еле уловимая вертикальная вибрация всколыхнула моё тело. Что-то очень нежное прикоснулось к моим рукам, и я увидел перед собой парящую в воздухе большую каплю воды. Она приблизилась ко мне, повисла на мочке моего левого уха и исчезла. Тепло разлилось по всему телу. «Вы готовы. Мы это знаем», - услышал я очень приятный женский голос. Он исходил прямо из воздуха напротив меня. Его источник был не более чем в метре от моего лица – так мне казалось.

«Мы попробуем приблизиться к вам», - вновь раздался голос. Я не ошибся – он исходил из чего-то невидимого, расположенного совсем недалеко от меня. «Мы смоделировали ваш язык и голос, наиболее приятный для общения с вами. Теперь попробуем вступить с вами в контакт».

Удивление, радость, восторг, сомнения, неверие, страх, непомерная ответственность – всё мгновенно перемешалось во мне и сковало все движения, в том числе и движение языка. Я понимал, что нужно что-то ответить, но не мог. «А вдруг я просто сошёл с ума, - мелькало у меня в голове, - а вдруг я заболел или просто заснул, упал в обморок…» В то же мгновение у меня на ладони появилось нечто, что описать довольно таки сложно. Оно было похоже на круглый рубин диаметром сантиметров пять-шесть. Оно было неуловимо-мягкое, почти водянистое и твёрдое одновременно. Форма окружности неправильная, искажённая и будто оплавленная. Оно было вроде как многомерное. Как будто одна вещь и несколько сразу, причём невозможно сосчитать сколько, и всё это опутано какой-то чёрной то ли паутиной, то ли тиной, постоянно меняющей свой узор или создающей иллюзию изменения. «Вы можете это взять с собой как свидетельство реальности происходящих событий, - сказал голос, - объект абсолютно нейтральный, он не причинит вам вреда.

 Я сжал странный рубин в кулаке и спросил одним выдохом почти не открывая рта: «Кто вы?»
- Мы – иной разум, говоря вашим языком, то что вы безнадёжно ищите в Универсуме.
- Откуда вы? – удивительный рубин оказывал чрезвычайно приятное воздействие на кожу, и я постепенно стал приходить в нормальное состояние.

- Вопрос не имеет смысла для вас. Вы не сможете понять ответ. Понятие «откуда» отсутствует у нас. Если вас это удовлетворит, можем ответить – из иного.
- Меня это не удовлетворяет, - уже смелее и спокойнее сказал я.
- Тогда может быть другой вариант ответа: из невообразимого для вас.
- Хрен редьки не слаще, - пробурчал я и спросил: «А почему для контакта вы выбрали именно меня из миллиардов обитателей Земли?

- Это невозможно объяснить вашим языком. Считайте потому, что вы менее догматизированный.
- Почему вы раньше не контактировали с нами? И в частности со мной?
- А почему вы не контактируете с амёбами или инфузориями? Колоссально разный уровень.
- Но ведь вы же всё-таки вышли на контакт.
- Да. Даже не знаю почему. Да и можно ли это назвать контактом?.. Мои коллеги не хотят контактировать с вами – просто не интересно.
- Вот как…

- Представьте себе. Я буду общаться с вами на уровне ваших знаковых систем и уровне вашей информированности и интуиционности. Передача информации будет транслироваться вам не более чем на четыре процента от нашего объёма, ибо это, и то с трудом, вы можете усвоить. Информация будет передаваться в ваших терминах – сниженных и чрезвычайно упрощённых – иначе никакого даже отдалённого взаимопонимания вообще быть не может. Например, ваше понятие «телепатия», которое можно применить к нашим взаимоотношениям, звучало бы приблизительно так: «телегиперэнергомистикоинтуициотрансмэонтранстеофигурация». И это только где-то на семь процентов от действительного понятия. А ведь, говоря вашим языком, телепатия – главный контактосоединяющий принцип между нами, и причём самый примитивный. Что же говорить об остальном.

- Почему вы иногда говорите «я», а иногда «мы». Мне интересно, со мной контактирует индивидуум или коллектив.
- Вам этого не понять. У нас отсутствуют понятия «индивидуум» и «местоимение», «личность» и «коллектив», «единственное» и «множественное». Мы ещё раз говорим, что контактируем по правилам вашей сниженной, простой, плоской, примитивной, грубой терминологии. Мы пошли на контакт с вами не ради своего любопытства, а ради вашего любопытства. Мы вас давно изучили и потеряли к вам всякий интерес, как и к другим биологическим системам в Универсуме. Ваша основа – биологический субстрат, а он довольно легко изучается: в основных своих принципах он довольно прост. Единственное ваш мозг. Он был бы нам очень интересен, если бы использовался вами вне биологических границ. К сожалению сам мозг создан по биологическим законам и на биологическом субстрате. Сам мозг создан как ответ, как обратная связь на трансмэонные сверхполя и акмэинтуиционные импульсары, на хаосоконцентрические лабиринтные изополинейромеланосубстанционные… невозможно в вашей терминологии это передать… как ответ на колоссальные сверхбожественные и сверхдуховные энергии – может так вам будет понятнее… но к сожалению это очень грубая, неотёсанная модель и к тому же используемая в рамках замкнутой биологической системы. Если вам удастся подняться на другой уровень интуиционности… то есть выйти из биологической системы, тогда, может быть, мы сможем контактировать с вами.

- Что такое Бог и есть ли Он?
- Этим термином вы обозначаете то, что не может усвоить ваш мозг, находясь в биологической сфере, то есть нечто вам недоступное и неосознаваемое. Но так как вы всему хотите дать имя, вы этому неусвояемому и даёте имя Бог. Только находясь в очень жёстких рамках биосистемы вы можете создавать такие термины. То же касается и таких терминов как «прогресс» и «эволюция». Если бы вам удалось выйти за рамки биосистемы, эти понятия аннигилировались бы. Весь ваш «прогресс» и «эволюция» протекают только в границах биосферы. Вы, возможно, сможете достичь планет вашей звёздной системы, и даже освоить их, но это всё на что вы будете способны. Инволюция вашего Солнца определит и вашу инволюцию и соответственно аннигиляцию. Биологические системы довольно хрупкие образования – они легко разрушаются, правда, при благоприятных условиях и легко прогрессируют. Мы изучили множество таких систем – все они более-менее похожи и действуют по схожим принципам.

- То есть технический прогресс – тупик?
- Нет, это дурная бесконечность, то есть движение по кругу, как и биологическая система, а равно как и планетарная в целом, да и любая грубая физическая система, да и вообще система как таковая. То есть любая система – это уже есть замкнутый круг и дурная бесконечность.
- Что же нам делать? Поделитесь своим опытом?
- Мы не можем поделиться таким опытом, потому что у нас его не было. Мы никогда не находились в рамках систем, тем более биосистем.

- Но мы ведь можем с вами контактировать, вот сейчас же мы контактируем.
- Назвать контактом это можно с большой натяжкой. Это только касание. Вы не можете нас понимать в принципе. Мы вас можем, вы нас – нет.

- Контактируете ли вы с другими цивилизациями? Может их опыт нам поможет?
- Да, мы контактируем или приближаемся к контакту (как в вашем случае) с многими биосистемами, интуиционными системами и внесистемными полями, но увы… опыт других биологических систем вам не поможет – у них те же проблемы в той или иной степени, а опыт внебиологических систем вам не понять.

- Так что же делать?!
- Пытаться выйти за рамки системы… ваш мозг – вот та единственная ниточка, нить Ариадны, выражаясь вашим образным языком…
- Искусство…
- Это только точечные прорывы… вспышки…
- Наука… математика… физика… философия…

- Физика и математика, наука вообще, философия, искусство, в особенности музыка и поэзия касаются разных фактур Универсума, не то чтобы более грубых или более тонких, но разных и порою очень разных. Универсум не имеет определённого устройства, то есть нельзя спросить: «А как устроен Универсум? А сколько у него этих самых фактур?» Такие вопросы сами по себе неверные. Ни при помощи науки, ни при помощи искусства вы не сможете выйти за рамки системы – они только помощники вам в этом но… что главное… оно скрыто, оно неуловимо…

- А есть ли так называемое бессмертие души?
- Сам термин «бессмертие» неверен даже в вашей знаковой системе, да и «душа» у вас же самих понятие размытое и нечёткое. Но чтобы не вдаваться в долгие объяснения и перетолковку терминов, можно кратко ответить – да. Просто это совсем не то, что вы представляете, тем более, что представляете вы весьма смутно. Но «бессмертие души» никак не относится к тому пути, которым можно выйти из биосистемы и системы вообще. Больше мне нечего сказать.

- Вы считаете нас разумными существами?
- Если с точки зрения того, что вы сами подразумеваете под словом «разум», тогда да. По сравнению с другими существами вашей биосистемы, вы разумны, но по сравнению с другими биосистемами… не говоря уже о бессистемных хаосных субстанциях… Контакт с представителями других биосистем вам почти ничего не даст, во всяком случае ничего принципиально нового, ибо все биосферы базируются на одних и тех же незыблемых законах: первое: питание за счёт других объектов данной системы; второе: защита особи, рода и территории обитания от вторжения чуждых объектов; третье: экспансия (при возможности) на другие территории, то есть расширение ареала обитания; четвёртое: размножение.

 Контакт с иной биосистемой вряд ли будет мирным, хотя исключать вариантов симбиоза и не следует. Но вам не грозит такой контакт, потому что ближайшая биосистема находится на таком расстоянии, которое не преодолимо для биологического существа. В лучшем случае, не нарушая границ и законов биосферы, вы можете освоить ближайшие планеты вашей звёздной системы. Что это вам даст? Просто расширит ареал. Чтобы выйти, скажем хотя бы на галактические масштабы, вам нужно прежде всего выйти из порочного круга превращений вещества, то есть из круга рождения и смерти, из круга, в котором новое создаётся за счёт разрушения старого, а само старое появляется как следствие убывания энергии. То есть, если вам удастся выйти на уровень, где вы сможете удерживать энергию или легко и безболезненно пополнять её за счёт энергии звёзд, то тогда вам станут доступны галактические расстояния и откроются совершенно новые перспективы. О дальнейших шагах говорить невозможно сейчас. Горизонт отодвигается по мере того как восходишь вверх, говоря образно.

- Вы только растеребили моё воображение, но ничего конкретного и дельного не сказали, не сказали самого главного – как действовать, что делать.
- Это самый важный для вас вопрос, но на него никто вам не ответит. Вам никто не даст готовый рецепт. Вы можете дать рецепт инфузории по превращению её ну хотя бы в рептилию? Вы смотрите в микроскоп на одноклеточных существ, но вы не можете поднять их на свой уровень. Точно также и мы смотрим на вас в некий «микроскоп», и ещё благодаря наличию в вас такого приспособления как мозг, который способен улавливать отдельные тончайшие нити из потоков… из потоков… скажем так Абсолютной Полноты или Абсолютного Хаоса – уж не знаю даже как вам будет понятнее – так вот благодаря этому вашему мозгу, мы не только можем наблюдать за вами, но и каким-то образом общаться, хотя это трудно назвать общением. Вы видите только то, что хотите увидеть, к чему привык ваш сенсорно-понятийный аппарат, и если показать вам нечто непривычное, идущее в разрез с вашими представлениями и желаниями, то этого вы просто не увидите. Поэтому мы собственно не общаемся. Я подаю вам в ваших же формах информацию, которую вы можете воспринять. Это одностороннее действие, причём крайне упрощённое и уплощённое. Это всё равно как вы бы общались с насекомыми.

- И какой же вывод из всего этого?
- Никакого. Вам было любопытно вступить в контакт с иным разумом, мы удовлетворили ваше любопытство насколько это было возможно.
- Я примерно так и представлял себе этот контакт.
- Вот видите, даже здесь вы не можете выйти за рамки своих представлений.
- Значит шансов выйти из биосистемы у нас никаких?
- Мы не знаем этого. Но раз у вас есть выход, пусть и импульсный, на внесистемные бесконечности, то такой шанс исключать нельзя. И ещё один помощник у вас есть – любовь. Правда эта нить очень тонкая, хрупкая, как паутинка, легко обрывается, да и к тому же вы сами её любите обрывать…

Повисла долгая пауза.

- И больше вы ничего не скажите?
- К сожалению, нет.
- Да, не очень содержательный контакт…
- Это не контакт, а только приближение к контакту…
Воцарилась мёртвая тишина. Я хотел ещё что-то спросить, но понял, что сеанс окончен и, наверное, навсегда.