Ситуация Милицейский очерк - рассказ

Александр Аввакумов
                Ситуация

 Виктор читал текст, он иногда останавливался, перечитывая тот или иной абзац, а затем снова продолжал читать. Наконец он отложил листы в сторону и посмотрел на сидевшего перед ним заместителя министра.
- Что скажешь, Абрамов? – поинтересовался он у него.
- Не знаю, - с трудом выдавил он из себя. – Какой-то бред…. Вы знаете, я не верю, чтобы Кузьмин дал подобные показания.
- Это ничего не меняет, Абрамов. Комиссия по проверке режима секретности утверждена и теперь она будет проверять факты,  изложенные в объяснительной записке твоего подчиненного. Почему ты не веришь в то, что написал Кузьмин, только потому, что он - твой друг?
- Вот поэтому я и сомневаюсь, товарищ заместитель министра.
- В жизни всякое бывает – друзья и жены предают, так что разбирайся. И еще, я сегодня подписал приказ о твоем отзыве из отпуска.
 Абрамов явно не ожидал подобного решения руководства МВД, ведь он находился в законном отпуске. От глаз заместителя министра не ускользнула реакция его подчиненного.
- Я все понимаю, Абрамов, но ничего сделать не могу. Твой непосредственный начальник уезжает служить в Москву, а кроме тебя его заменить пока никто не может. Сколько ты был в отпуске?
- Три дня, товарищ заместитель министра.
- Так что, принимай дела….
 Вернувшись в кабинет, Виктор сел за стол и закурил. За окном кабинета благоухало лето. Раскаленное солнцем здание МВД безжалостно источало жару и даже работающий на полную мощь кондиционер не мог справиться с этим пеклом.
 «Вот и отдохнул, - с сожалением подумал Виктор. – Что скажу жене, ведь она только вчера приобрела путевки в санаторий. Опять скандал…А все так хорошо начиналось. Зачем я только поднял тогда телефонную трубку».
…. Его разбудил настойчивый телефонный звонок.
 «Нет, не буду брать», - подумал Абрамов, догадавшись, кто так настойчиво мог звонить в этот утренний час.
- Виктор! Да возьми ты, наконец, трубку, все равно будет звонить до тех пор пока не поднимешь! – возмущенно произнесла супруга.
 Так настойчиво мог звонить только дежурный по МВД.
 – Господи, когда это все прекратится? Так и с ума сойти можно, ведь ты всего второй день в отпуске за последние четыре года и - на тебе, опять звонят. Видимо, без тебя жизнь в МВД может остановиться.
 Виктор протянул руку и снял с рычага трубку.
- Абрамов, - коротко произнес он, слегка осипшим от сна голосом. – Что опять случилось?
- Привет! Это - Никонов! С тобой хочет переговорить начальник Управления уголовного розыска. Тебя соединить?
 Абрамов на секунду задумался.
 «Что ответить – да, нет. Может, сказать, что его перехватили при выходе из дома, что он уезжает в санаторий? - размышлял он. - Все равно ведь не отстанут»
- Соединяй! - произнес он, отметив про себя, что куда-то бесследно исчезли остатки утреннего сна.
 В трубке что-то громко щелкнуло и зашипело, прежде, чем он услышал голос начальника.
- Привет, Виктор Николаевич! Извини, что беспокою. Вчера мы получили новый приказ из МВД России по организации оперативной работы. Ну, сам, наверное, догадываешься - приказ под грифом «Совершенно секретно». Рекомендуют срочно изучить и направить свои предложения по содержанию в МВД.
- Алексей Семенович! Вы же знаете, что я - в отпуске. Что, кроме меня у вас больше нет заместителей?
- Есть, но я хочу, чтобы именно ты провел занятие с личным составом. У тебя опыт, стаж работы. С тобой никто из моих заместителей тягаться не может.
- А почему я, а не вы? Вы же начальник…
- Ты знаешь, Виктор, я сегодня уезжаю к теще, у нее юбилей – 80 лет. Если бы не это, я бы не стал тебя беспокоить.
- Хорошо. Значит, занятие завтра в девять ноль-ноль.
- Выручай, я этого не забуду, произнес начальник и рассмеялся.
 Абрамов повесил трубку и посмотрел на жену, которая крутила пальцем у виска.
- Тебе не кажется, Виктор, что все они используют тебя, как хотят? Знают, что ты не откажешь. Неужели, ты не можешь сказать им хоть один раз – нет.  У тебя отпуск, наконец – семья….
 Виктор промолчал, ему не хотелось спорить с женой, так как она была, в конечном счете, права.

***
 На следующий день, отложив все дела, Абрамов приехал на работу. У дверей кабинета его встретил начальник отдела –  Анатолий Кузьмин.
- Привет, Виктор! Как отдыхаешь? Я слышал от своей жены, что ты с женой собираешься отдохнуть на Волге. А, что, прекрасная идея. Там тебе и отдых, тишина, рыбалка. Пригласишь, и мы с женой вас навестим.
- Какой отдых? Приказ у тебя, Анатолий? – поинтересовался у него Абрамов.
Кузьмин кивнул, протягивая ему брошюру с приказом.
- Вот что, Анатолий. Ты прочтешь приказ, а я, поясню его на конкретных  примерах. Думаю, что так сотрудники лучше его усвоят…
 Анатолий кивнул. Абрамов хорошо знал начальника отдела Кузьмина. Они учились в одной школе, проживали не так далеко друг от друга. Встретившись лет через десять после окончания школы, они разговорились о жизни.  Анатолий тогда работал в системе образования, был директором школы. Однако, вначале 90-х, когда жизнь в нашей стране пошла кувырком, Кузьмин оказался в сложном финансовом положении: его жена лишилась работы, а он - стабильного заработка. Именно в это тяжелое время, Абрамов помог ему поменять работу в школе на работу в МВД. Сам Кузьмин был человеком покладистым, сообразительным и руководство Управления уголовного розыска не возражало, когда Абрамов предложил его кандидатуру на должность начальника оперативного отдела.

***
 Отдав все необходимые распоряжения, Абрамов направился в учебный класс, в котором собрались сотрудники Управления. Оперативники внимательно слушали Кузьмина, который зачитывал им новый приказ. Неожиданно дверь класса резко распахнулась и в него, бесцеремонно вошли четверо сотрудников секретариата МВД.
- Чем вы здесь заняты? – спросил Абрамова начальник секретариата.
- Изучаем новый приказ МВД. В чем дело, Владимир Владимирович?
- Мы получили информацию, о том, что здесь грубым образом нарушается режим секретности. Это - правда? - спросил он, обращаясь к Абрамову.
- Вас кто-то дезинформировал, товарищ подполковник. У нас все по приказу: секретные тетради и так далее.
- Я редко когда ошибаюсь, товарищ Абрамов, - произнес он и сразу же направился к Кузьмину. – Что это у вас?
 Анатолий держал в руках несколько листов ксерокопированного текста приказа.
- Что это? Я еще раз спрашиваю вас? Разве это не копии совершенно секретного приказа? Вы знаете, что за это бывает, - повысив голос до визга, произнес он, размахивая листами над своей головой, словно флагом.
 Абрамов невольно посмотрел на Кузьмина, отметив про себя, как у того побелело лицо, как мелко затряслись его руки. Он взял из рук Владимира Владимировича листы – это действительно была копия приказа.
- Я хотел сжечь все это после окончания занятия, - пролепетал Кузьмин, - поймите меня правильно.
- Сжечь! А может быть ты хотел продать его бандитам! Вот, оказывается, почему они так хорошо знают наши приказы! Выходит, это вы, снимаете копии с секретных приказов и передаете их преступникам.
В классе стало тихо. Все сотрудники стали с интересом наблюдать за развитием событий.
- Владимир Владимирович! О чем вы говорите? Какие проданные преступникам приказы? Вы сначала докажите это, а потом делайте выводы.
 Подполковник усмехнулся и с укором посмотрел на Виктора.
- Другой реакции я от вас и не ожидал, товарищ Абрамов. Насколько я знаю, Кузьмин - ваш друг и вы, покрывая его, ставите себя на одну чашу весов с ним. Вы тоже ответите за все это.
- За что? Зачем вы меня пугаете, товарищ подполковник, в присутствии моих подчиненных? Если я в чем-то виноват, то я готов ответить за свои поступки.
 «Интересно! Откуда они узнали, что Кузьмин сделал копию? – размышлял Виктор. – Кто-то из своих решил «слить» его, в том числе и меня? Начальник Управления? Нет, он не мог! Эта история, наверняка, отразиться и на нем. Тогда кто?»
 Абрамов окинул взглядом сотрудников управления.
«Свои не могли. Тогда кто?» - снова подумал Виктор.
- Пройдемте в секретариат, - в приказном тоне, произнес подполковник, обращаясь к Кузьмину. – Там у меня в кабинете и поговорим.
- Давайте, на время прервем наши занятия, - предложил Абрамов сотрудникам. – Потом  закончим.

***
 Абрамов не предполагал, что события начнут развиваться с невероятной скоростью. На следующий день его снова вызвали в МВД. В этот раз с ним решил поговорить начальник секретариата.
- Как же так, Виктор Николаевич, ваш начальник отдела умудрился снять копию с секретного приказа? – спросил он Абрамова. – Я не помню ни одного подобного случая за все время, что я служу в МВД.
- Почему вы меня спрашиваете об этом, Владимир Владимирович? Вообще-то, я официально нахожусь в отпуске, вы это знаете, и не несу никакой ответственности за действия действующих сотрудников управления. Меня попросили провести лишь занятие и не более.  Я приехал в министерство за полчаса до начала занятий и не мог даже предположить, что Кузьмин скопировал приказ.
- Ты знаешь, Абрамов, - переходя то на вы, то на - ты, произнес начальник секретариата. -  У нас в министерстве всего два копировальных аппарата, которые находятся у нас в секретариате. Думаю, что там бы ему не представили подобной возможности. Следовательно, твой Кузьмин снимал копии вне стен министерства.
- А это вы у него спросите, - парировал Виктор.
 Владимир Владимирович замолчал и пристально посмотрел на Виктора. Абрамов выдержал его взгляд и когда тот отвел свои глаза в сторону, произнес:
- Если следовать вашей логике, товарищ Владимир Владимирович, то Кузьмин снял копию с приказа накануне этого занятия. Если это так, то как я мог узнать об этом, находясь в отпуске? Я - не Бог и мысли людей читать я не умею.
 Он усмехнулся.
- Насколько я знаю, Кузьмин ваш друг и  именно вы предложили его кандидатуру на должность начальника  отдела.
 «Вон куда они поворачивают, - подумал Абрамов. – Друг, предложил на должность…».
- Да, вы правы - Кузьмин мой друг, я этого не отрицаю. Мы дружим семьями и часто бываем в гостях друг у друга. Но это - не преступление, которое вы пытаетесь вменить мне. Да, я предложил его кандидатуру на должность начальника отдела. Но, и это - не преступление. Что еще вы скажите?
 Владимир Владимирович медленно развязал тесемки и достал несколько исписанных листов бумаги. Наконец он оторвался от чтения и поднял глаза на Виктора.
- Вот вы пытаетесь защищать своего друга Кузьмина. А Кузьмин в своем объяснении ссылается на то, что именно вы, Абрамов, приказали ему снять копию с приказа. Вот он еще добавляет:
- Абрамов хотел оставить у себя копию приказа, поэтому мне ничего не оставалось, как подчиниться его приказу.
- Не утруждайте себя чтением. Я читал его объяснительную записку. Я не верю в то, что Кузьмин  мог написать подобное. Это - ложь! Да и зачем мне копия этого приказа? Для чего?
- А это вас нужно спросить, Абрамов! Для чего вам копия приказа, может, поясните нам в этой части? – спросил он Виктора.
- Не вижу в этом необходимости, - ответил Абрамов.
- Абрамов, вы вообще наплевательски относитесь к режиму секретности и я  не удивлен тому, что вы приказали Кузьмину сделать копию.
- Не спешите с выводами, Владимир Владимирович. Наплевательски, приказал…. Это же - просто  провокация и не более.  Кто-то очень хочет со мной расправиться, хотя я не понимаю, зачем и кому это нужно.

***
 Виктор, молча, поднялся из кресла и направился к выходу из кабинета.
- Погодите, Виктор Николаевич! Мне нужно отобрать у вас объяснение по данному факту - произнес начальник секретариата, обращаясь к Абрамову. – Вы же сами все понимаете – служба.
- Никаких объяснений я давать вам не намерен,  я вам уже об этом сказал. Пусть сначала министр назначит служебное расследование, а уж затем….
 Начальник секретариата снисходительно улыбнулся.
- Как скажете, Виктор Николаевич.
- Скажите, откуда вы узнали, что Кузьмин снял копию с приказа? – напрямую спросил его Виктор, стоя у двери.
 Владимир Владимирович загадочно улыбнулся. Шагая по коридору, Абрамов окончательно понял, что отпуск, о котором он мечтал целых четыре года, для него закончился. Открыв кабинет, он налил в стакан воду и, чтобы немного успокоиться, выпил.
- Где Кузьмин? – спросил Абрамов у заместителя начальника отдела.
- А он сегодня не вышел на работу, - ответил тот. – Я думаю, что он заболел.
- Найдите его, пусть зайдет или позвонит  мне срочно.
 Время шло. Абрамов открыл окно и посмотрел на парк, который находился через дорогу от министерства. Легкий ветерок заносил в кабинет детские голоса, музыку и запах разноцветья. На столе неожиданно зазвонил телефон, Виктор снял трубку.
- Виктор Николаевич! Домашний телефон Кузьмина молчит. Похоже, нет никого дома.
- Срочно возьмите мою служебную машину и сгоняйте к нему домой! - приказал Абрамов. – Узнайте, почему он не вышел на работу!
 Через час к Виктору в кабинет вошел заместитель начальника отдела.
- Виктор Николаевич со слов соседки, Кузьмин вчера вместе с женой куда-то уехал.
Абрамов усмехнулся, ему стало вдруг все  ясно и понятно.
- Хорошо. Спасибо, отдыхайте.
 Выйдя на улицу, Виктор посмотрел на небо, на котором хозяйничало солнце. Оно буквально растопило асфальт, который, словно пластилин проминался под ногами прохожих, оставляя на тротуаре следы, словно росписи.
 «Испугался! -  подумал он о Кузьмине. – Наверняка, ему посоветовали временно отсидеться где-нибудь, и он принял это за приказ. Виктор! Как же ты мог так промахнуться с Кузьминым. Где твое оперативное чутье?».
 От этих мыслей ему стало грустно. Он не боялся наказания, так как не чувствовал за собой никакой вины. Ему было обидно за друга, который так легко его предал. Неожиданно Абрамова словно прострелило. Он вздрогнул и посмотрел на водителя, который, не заметив его реакции, продолжал крутить автомобильную баранку. Вчера, когда у Кузьмина отбирали копию приказа, Виктор обратил внимание на белесую полосу, которая проходила в середине листа копии, что свидетельствовало о ее качестве. Так бывает, когда в копировальном аппарате заканчивается краска в картридже. Читая в кабинете заместителя министра копию объяснения Кузьмина,  он невольно обратил свое внимание, что на листах копии была точно такая же бледная полоса.
 «Неужели Кузьмин снимал копии приказа на аппарате секретариата?  Не может этого быть! Кому это нужно? Неужели, Рахматуллину? Но, что ему даст мое наказание? Похоже, начинается «зачистка». Начальник Управления уголовного розыска уходит на повышение в МВД России, следовательно, освобождается его должность, - размышлял Абрамов. – Расчет абсолютно правильный – ему выговор, а может быть, и неполное служебное соответствие. Тогда остается единственная кандидатура на эту должность – Рахматуллин».
 От этой догадки Виктору вдруг стало жарко. Он нажал на кнопку на дверце автомобиля и стекло боковой двери медленно опустилось. Поток прохладного воздуха ударил ему в лицо.
 «Надо же так все рассчитать, - снова подумал Абрамов. – Интересно, знал ли начальник Управления об этой комбинации или просто так предложил мне провести занятия?»
 Чтобы проверить свою догадку, Виктор принял решение вернуться обратно в МВД. Поднявшись на второй этаж, он вошел в один из кабинетов секретариата, в котором находился копировальный аппарат.
- Валера! Не в службу, а в дружбу, сними копию с паспорта, очень нужно, - обратился он к сотруднику.
 Тот, молча, снял копию и протянул ему листок.
- Вот возьмите, Виктор Николаевич. Лучше не получится - картридж плохой, краска в нем заканчивается.
- А на этом? – произнес Абрамов и рукой указал на другой аппарат, который стоял на соседнем столе.
- Извините, но он у нас уже неделю как не работает.
 Абрамов вернулся к машине и, сложив листок, положил его в папку. Теперь все стало на свои места. Вопросов у Виктора было много, а вот ответов пока не было. На следующий день он встретился с начальником Управления и доложил ему об этом случае.
- Скажите, Алексей Семенович, почему вы попросили меня провести это занятие? Почему не  Рахматуллина?
- Абрамов! Что за глупый вопрос? Ты намного опытнее Рахматуллина и у меня не возникло никакого сомнения в том, что ты  сможешь отлично провести это занятие. Да и Рахматуллин, по-моему, даже обрадовался этому. Скажи, а почему ты меня спрашиваешь об этом?
- Да так, просто проверяю внезапно возникшую версию. Кстати, вам Кузьмин не звонил? Я его что-то не могу найти уже который день?
- Звонил, звонил твой друг. Он у меня отпросился на три дня по семейным обстоятельствам. Я ему разрешил…
«Значит, Кузьмин должен выйти на работу завтра, - подумал Абрамов. – Посмотрим, что он мне скажет».
- Кстати, Виктор. Заместитель министра сегодня подписал приказ о твоем отзыве из отпуска. Ну, ты сам все понимаешь, обстановка сложная, почти каждый день стреляют.
 «Что я скажу жене, она же взяла семейную путевку…., - подумал он. – Опять будет скандал….».
- Что так? Ты разве не рад? – улыбаясь, произнес начальник Управления. – Не обижайся, Виктор. Это просто - шутка.
- Хорошие у вас шутки, товарищ начальник.

***
 Абрамов зашел в кабинет начальника Управления. Кузьмин  сидел за столом и, заметив вошедшего Виктора, отвернулся в сторону, чтобы не встретиться с ним взглядом.  Совещание было коротким. Начальник объявил, что уезжает служить в Москву, и приказом руководства МВД исполнение его обязанностей возложено на Абрамова. От внимания Виктора не ускользнуло, как вздрогнули Рахматуллин и Кузьмин, услышав эту новость из уст начальника. Попрощавшись с сотрудниками, начальник закончил совещание.
- Кузьмин! Зайдите ко мне! - переходя на вы, приказал ему Виктор.
 Анатолий осторожно переступил порог кабинета Абрамова. Кузьмин был довольно крупным мужчиной, но сейчас он выглядел словно побитая собака – опущенные плечи, словно на них положили тяжелый и непосильный груз. Глаза предательски бегали из стороны в сторону, как будто отыскивая за что можно было бы спрятаться.   Он  протянул Виктору руку, но заметив, что тот не готов приветствовать его, сник совсем.
- Кузьмин, почему вас не было на работе три дня? Вы болели?
- Нет, я здоров, Виктор Николаевич. У меня неприятности дома, - промямлил он.
- У вас неприятности не только дома, но и на службе, - в тон ему ответил Абрамов. – Теперь по существу. Скажите, кто попросил вас снять копию с совершенно секретного документа. Только не врите, Кузьмин, я уже все знаю.
Виктор увидел, как мелко задрожали руки Кузьмина. Он несколько раз пытался сглотнуть слюну, но у него ничего не получалось.
- Почему вы молчите? - спросил его Абрамов. – Кто вас заставил умышленно нарушить режим секретности?
 Официальный тон Абрамова заставил Кузьмина вздрогнуть. На его лбу сначала  появилась испарина, а затем и мелкие капли пота.
- Я жду!
- Виктор Николаевич! Простите меня, я не хотел этого делать, а тем более писать,  что это вы приказали сделать. Но они так кричали на меня, пугали увольнением, судом, что я просто испугался.
- Выходит вы, Кузьмин, сначала умышленно нарушили режим секретности, а  затем решили снять с себя ответственность и переложить ее  на меня. Я правильно, вас понимаю, Кузьмин?
- Да, - тихо произнес он. – Простите, меня….
- Какую роль в этой игре принимал Рахматуллин? Только не крутите!
 Кузьмин смахнул тыльной стороной ладони пот со лба и посмотрел на Абрамова, который кое-как сдерживая себя, сидел за столом.
- Рахматуллин и начальник секретариата были друзьями. Именно они и придумали эту комбинацию. В положительном случае, Рахматуллин обещал мне вашу должность.  Простите меня, Виктор Николаевич….
- Вот я сейчас сижу и смотрю на вас, Кузьмин. Не знаю, считали ли вы меня своим другом, а я считал вас таковым. Я разочарован не только в вас, но и в себе, что не смог рассмотреть в вас черты потенциального предателя. Мне трудно будет работать с вами, Кузьмин и если дисциплинарная комиссия вас не уволит, то ищите себе другое место работы. Если ко мне будут обращаться коллеги и интересоваться вами, как сотрудником, я не буду скрывать причины, по которым вы покинули наше управление. А сейчас, свободны…
 Он вышел из кабинета, оставив после себя легкий запах дорогого одеколона. Через неделю Кузьмин покинул Управление и перешел на рядовую должность в секретариат.