Город утренней зари

Коршуниха62
В 2018-м году Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодёжи - ВЛКСМ исполнилось 100 лет. Это были годы беззаветного служения Родине, трудовому народу.  Не буду вдаваться в большую политику, объяснять, за какие заслуги перед страной комсомол награждён орденом Ленина. Многие советские люди и наши потомки знают свою Советскую историю и гордятся ею. К ним отношусь и я, рядовая комсомолка. 

От некоторых приходится слышать претензии: «Мне комсомол ничего не дал. Только взносы платили.»  Таким отвечу: «А вы хотели, чтобы там зарплату выдавали? В комсомол, в партию вступали добровольно, чтобы стать сознательными людьми, увлекать за собой других, чтобы было интересно жить и работать, приносить пользу Родине, делать жизнь лучше и краше.»

Об этом я думала, вступая в комсомол в 14 лет. Старалась исправить тройки на четвёрки, выполнять общественные поручения, участвовала в выпуске стенгазеты. В школе на уроках литературы мы изучали роман АА Фадеева «Молодая гвардия». О подвиге комсомольцев знал весь мир. Мы о них пели песню:

Кто там улицей крадётся?
 Кто в  такую ночь не спит?
 На ветру листовка вьётся,
Биржа- каторга горит.

Это было в Краснодоне.
В грозном зареве войны.
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны. …

Учительница русского языка и литературы Мария Фёдоровна Коновалова дала задание выучить наизусть монолог Олега Кошевого о матери - «Мама, я помню твои руки…»
В те годы вышел кинофильм
»Молодая гвардия». Всё это заставляло нас задуматься: что может сделать полезного для страны наше поколение, вступающие в жизнь »дети войны»? После окончания средней школы путей-дорог было  иного: хочешь получай высшее образование или рабочую профессию.

После войны шло бурное промышленное развитие районов Сибири, Дальнего Востока.  Молодёжь была впереди. Её ждали Всесоюзные Ударные Комсомольские Стройки!

Я мечтала стать учителем, но в пединститут не прошла по конкурсу. Без экзаменов приняли на учёбу в зооветеринарный техникум, который окончила по новой программе за два с половиной года. Когда приступила к работе, поняла, что это не моё: всё обыденное, застоявшееся, а мне хотелось новизны и романтики.

 С Машей Шевцовой из Беларуссии мы встретились в Калужском обкоме ВЛКСМ. Там получили путёвки на строительство Коршуновского горнообогатительного комбината, что в Иркутской области, в 170 километрах от знаменитой Братской ГЭС.

Август 1962 года выдался жаркий, мы одеты в тонкие ситцевые платьица, всё «богатство» в авоське . Поезд Москва-Лена за несколько суток привёз нас до станции Коршуниха и одноимённого посёлка, который теперь превратился в город Железногорск- Илимский с населением 26 тысяч человек.. О том времени мне напоминает литературный псевдоним на Прозе ру. -  Коршуниха 62.

…Когда ступили на сибирскую землю, вспомнили, что в этих местах в Илимском остроге  отбывал ссылку писатель АН Радищев за антикрепостническую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Теперь сюда с энтузиазмом ехали комсомольцы-добровольцы за трудовой романтикой.

 На станции из поезда вышло несколько человек. Народ поднимался в гору по тропинке туда, где виднелись дома, среди них контора СМП-289 «Ангарстроя», где нас примут на работу.

 Дожидаясь начала рабочего дня, мы с Машей стояли около одноэтажного, барачного типа здания конторы СМП-289, смотрели вокруг, знакомились с непривычным пейзажем. Кругом высокие горы - сопки во всей красоте могучего таежного леса, который отступал с началом грандиозной стройки. Самой главной здесь была гора, в которой по расчётам геологов природа хранила до полмиллиарда тонн железа, в нём остро нуждался  Кузнецкий металлургический комбинат.
Для добычи этого
 несметного богатства на горе Железной с помощью взрывов снимали верхний слой земли.  Его глубина оказалась небольшой, пять- шесть метров, «открытый способ добычи руды удешевлял работы.

Преимуществом была близость расстояния от добычи полезного ископаемого до места его  переработки в концентрат. Обогатительная фабрика уже возвышалась на противоположной сопке, которые отделяла друг от друга небольшая речка Коршуниха.

Коллектив СМП-289 строил железнодорожные подъездные пути, соединяющие ГОК и карьер. Мне довелось поработать на строительстве железной дороги. Располагалась она у подножия горы Железной.

 Одновременно с промышленным строительством ударными темпами шло  строительство города. Появились больница, средняя школа, кинотеатр, магазины, гостиница и жилые дома. В прошлое уходили вагончики и палатки, молодые семьи переходили жить в благоустроенные квартиры, создавали семьи, рожали детей, они приехали сюда навсегда.

… Город просыпался. По шоссе машины везли на строительные объекты бетон, гравий, доски. Изредка гремели взрывы. Люди шли на работу, матери вели детей в детский сад. Дошла очередь и до нас.

Нас с Машей в своём кабинете принял начальник СМП-289 «Ангарстроя» Алексей Степанович Голиков. Высокий, стройный, начинающий седеть, возможно, участник войны. Позже мы узнали, что его дочь окончила десять классов и работала на бетонном заводе. У руководителя, привыкшего работать с молодёжью, был особый стиль разговора: «Не сбежите? У нас не пряники перебирают. Нам требуются рабочие путейцы. Профессия почётная, наш коллектив строительно-монтажного поезда прокладывает подъездные пути к Коршуновскому ГОКу, наверное, читали о нём в газетах? Работа тяжёлая, мускульная. Из инструментов - шпалоподбойка, лом, кирка, лопата.

Нам, чем труднее, тем интереснее. Будем закалять свой характер,- похвасталась Маша. Алексей Степанович засмеялся и сказал: «Нам нужны такие боевые девчата. Идите в бухгалтерию, оформляйтесь. Получите подъёмные. Три дня с оплатой даются для отдыха и ознакомления с городом, с рабочим коллективом. Бригадир у вас Раиса Ивановна Шамраева, её коллектив передовой.

Жить нам предстояло в вагончике, стоявшем на рельсах на железной дороге. Одну половину занимали воспитатели Зоя и Вельмина, вторая часть досталась нам. Там стояли накрытые покрывалами наши кровати и рядом тумбочки. Кирпичную плиту отапливали дровами, на ней готовили еду, но большей частью питались в столовой, где готовили вкусно, калорийно, недорого.

Ммм с Машей были крепкие, рослые деревенские девчата, с первого дня не отставали от других. Летом работали в своей одежде, выдавали только рукавицы-«верхонки», зимой получали ватные брюки, телогрейку, валенки. Бригада состояла из 16 человек. Семейными были Раиса Ивановна, Тоня Коробкова, Вера Мельникова, её муж Володя работал мотористом на мотодоезине «Калужанка», иногда он подвозил нас из города до работы, но в основном доставлял рабочие инструменты. Трудились дружно, сознательно, никто не сачковал, мы никогда не ссорились. Трудности были нипочём, в двадцать лет сила играет. Целый день мы  держали двумя руками шпалоподбойку весом 16 килограммов, уплотняя  под шпалами уже насыпанный гравий, где его нахватало, подсыпали совковой лопатой. Вдоль насыпи рыли кювет для стока воды. Грунт был скальной категории, поэтому в ход шли лом, кирка, лопата. При этом никто не отменял ни сибирский мороз, ни летнюю жару. Парням приходилось тяжелее, они укладывали шпалы, рельсы, засыпали гравий.

Дорога наша лежала у подножия горы, где шли разработки. Временами появлялся взрывник с красным флажком в руке и объявлял: «Укрывайтесь! Будет взрыв!» Мы прятались. В карьере взлетала вверх земля, а следом оживала техника. Ковши экскаваторов загружали землю в большегрузные, специально для карьеров автомашины «Беларуси», мощные бульдозеры расчищали площадки после взрыва, обнажалась рудная порода.
   
Наша бригада выполняла другие задания: разгружали вагоны с гравием, с кирпичом, в метель вблизи станции расчищали железную дорогу от снега. Летом с большим желанием  мы поехали в командировку в Братск, где  готовили путь к приёму первого поезда через плотину ГЭС.

Лицо у города Железногорска было «молодое», в двадцать с небольшим лет вся жизнь впереди. Работали, учились в вечерней школе, заочно учились в вузах, играли в волейбол, на всё хватало времени. Много внимания воспитанию молодёжи уделяли общественники. Лидия Ивановна ТамМ с сыном Борисом приехала из Иркутска на стройку. Работала инженером Жилстроя, Борис машинистом экскаватора. После работы в её однокомнатной квартире собирался литературный кружок. Бульдозеристы, экскаваторщики, шофёры пили чай, слушали стихи Блока, которые читала седовласая хозяйка:
    
 О, весна, без конца и без краю -
Без конца и без краю Мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Кружковцы обсуждали свои произведения. строитель Юрий СтрелоВ печатался даже в «Комсомольской правде». Вместе с Лидией Ивановной выпускали городскую радиогазету.
Наставничество Лидии Ивановны помогло мне в выборе профессии журналиста.

Хочу отметить такую деталь. Всесоюзная ударная показала, как много в Советской стране национальностей, дружных между собой. На ж.д станции мастером работал Володя Клусис, наверное, литовец. Лидия Ивановна ТамМ - обрусевшая эстонка. В вагончике с нами жили воспитатели: немка Вельмина Роот, Зоя Сюсюрко, её родители приехали в Подмосковье с Украины, я русская, Маша белорусска. В комнате общежития, кроме нас с Машей, жили Галя Осипова, по матери еврейка, армянка Женя Симонян из Баку.  Воспитатель Роза Халилова, татарка, подарила мне дефицитную книгу татарского поэта Мусы Джалиля «Моабитская тетрадь», стихи  он написал в немецком концлагере перед казнью. Запомнилась фамилия кореянки Саши Ким. Всех нас объединяло одно родство - советские люди, которые гордились своей Советской Родиной, работой на Ударной Комсомольской стройке.

Строительство Коршуновского ГОКа по добыче и обогащению железной руды началось в 1957 году, в 1965 году Коршуновский железный концентрат по БАМу начали поставлять на Кузнецкий металлургический комбинат.


В 1964 году после травмы на производстве я вернулась в родное Подмосковье, но там остались подруги, с которыми изредка обмениваемся новостями. 

Некоторое время назад Мария Андреевна Палкина прислала мне в письме слова гимна любимого города.  Надеюсь, он будет интересен читателям.

Железногорское утро
Слова Зайцева муз

Автобусы и тракторы, сигналы самосвалов,
Как будто говорят промеж собой.
Я город этот знаю, я город этот знаю.
Люблю я этот город в Сибири молодой.
Припев.
Железногорске утро. Просыпаются синие реки.
Железногорское утро
Ты полюбишь навеки.
Как мороза горячки,
Так июля деньки.
Добрый день, сибирячки,
Добрый день, горняки.


За дальними туманами, таёжными холмами,
Плывёт на крыльях радости заря.
И всходит над тобою
И стройкой молодою
Корона новой жизни
В Отчизне Октября.

Росинками бусинками
Предутренних узоров.
Приветствуют гористые края
Строителей, монтёров,
Приветствуют шофёров.
Зовёт на новый подвиг
Сибирская земля.

+++


Со 100-летием ВЛКСМ, дорогие железногорцы!


На фото:  Женя, Галя, Володя Харламов, Лариса, Дуся возле общежития СМП -289 г. Железногорск
Второй снимок: командировка в Братск. Первый поезд прошёл через плотину ГЭС. Встреча на вокзале.