И. С. Бах Гавот. Работа со звуком скрипки

Дмитрий Маштаков
  Пьесу «Гавот» И.С.Баха, озвученную программой Трио можно прослушать по этой ссылке - http://yadi.sk/d/bmmnU-oax3mANw

  Приступая к озвучиванию этой простенькой пьесы, я не был заранее уверен в результате - звучание скрипки вначале показалось мне монотонным и невыразительным. Я и мелодию не сразу разобрал.
  Однако, после того, как я перенёс в партитуру те нюансы, которые указаны в нотах, я понял, насколько красива эта вещь.
  Ноты, надо сказать, адаптированы к исполнению учениками начальных классов музыкальной школы.   Потому легко представить, как они на этих нотах учатся. Какие ошибки они совершают. Какие советы дают им педагоги. Компьютер в этом плане ничем от ученика музыкальной школы не отличается - без пометок на полях партитуры от него выразительного исполнения не добьёшься.

  Вот о выразительном исполнении я и хочу с вами поговорить. Говорить я буду о пометках в партитуре, предназначенных для компьютера, но понимание сути этих указаний поможет вам разобраться и с нюансами живого исполнения.
  Итак, посмотрим в ноты и перенесём в исполнение те нюансы, на которые ноты нам указывают.
 
  Прежде всего - темп. Allegro moderato это умеренно быстро. Слушаю, как получилось, понимаю, что музыка звучит слишком быстро, и в первой строке партитуры указываю на более медленный темп - S=1.2
  В этой же строке указываю на инструмент (№4 это скрипка), на громкость исполнения, и подключаю эхо - R=4 H=3 exo=3
  Указания в следующей строке  UDc=150.999  UDb=50.999 TE=500 показывают, что звук возникает не сразу, длится долго, и угасает плавно. Начало партитуры, вот оно, можете на него посмотреть:

 1 ================= TFP.TXT   VEL= 32000
 R=4 H=3 exo=3 S=1.2
  UDc=150.999  UDb=50.999 TE=500
F= 739.98 T1= 15680  T2= 320 w5.15
F= 739.98 T1= 15680  T2= 320 w4.35
F= 739.98 T1= 15680  T2= 320 w5.15 t2000
F= 659.26 T1= 7840  T2= 160
F= 587.32 T1= 7840  T2= 160
F= 659.26 T1= 6840  T2= 1160 w4.35 t1000
F= 739.98 T1= 7840  T2= 160
F= 784     T1= 14680  T2= 1320  w5.15 t2000
F= 587.32 T1= 7840  T2= 160
F= 554.36 T1= 7840  T2= 160
F= 493.88 T1= 7840  T2= 160
F= 440     T1= 7840  T2= 160 t1000
F= 880     T1= 15680  T2= 320
F= 880     T1= 15680  T2= 320 w4.35
F= 880     T1= 15680  T2= 320 w5.15 t2000
F= 987.76 T1= 7840  T2= 160
F= 880     T1= 6840  T2= 1160 t1000
F= 784     T1= 7840  T2= 160
F= 739.98 T1= 7840  T2= 160
F= 659.26 T1= 7840  T2= 160
F= 739.98 T1= 6840  T2= 1160 t1000
F= 784     T1= 7840  T2= 160
F= 739.98 T1= 7840  T2= 160
F= 659.26 T1= 7840  T2= 160
F= 587.32 T1= 6840  T2= 1160 t1000
...

  Обращают на себя внимание изредка появляющиеся указания - w5.15 w4.35 w5.15 Эти указания создают почти незаметные для слуха вибрато - разные в зависимости от направления движения смычка. Указания на направления движения смычка мы видим в нотах: «п» - смычок вниз, «V» - смычок вверх.
  Любопытно - если юного музыканта просят играть ровно, так, чтобы звук не зависел от направления движения смычка, то для компьютера абсолютно ровная "игра" может быть оценена слушателем, как монотонность, и от такой игры ему следовало бы избавляться.
  Я говорю "ему", имея в виду программиста - он, а не компьютер, интерпретирует музыку, делая в партитуре нужные пометки. Он как бы сам себе и педагог, и исполнитель.
 
  Также очень важна выразительность лиг, значки которых очень кстати расставлены в нотах как раз на нужных местах, чему не следует удивляться - ноты-то учебные.
  Указания эти есть, но вот как их выполнить?
  Сделать последнюю слигованную ноту более короткозвучащей и отрывистой?
  А вот и не выходит! Пауза после этой ноты нужна. Но только не за счет длительности звучания ноты, а сама по себе. Наблюдение, кажущееся парадоксальным, ведь учеников приучают играть строго по счёту, то есть ритмично. Но компьютер, создающий ритмичный звук без излишнего труда, нуждается в другом. Нуждается в указаниях на аритмию.
  Посмотрим на строку - F= 880  T1= 6840  T2= 1160 t1000
  Частота 880 Гц, это верхнее «Ля». Вместо длительности звучания восьмой ноты 7840 семплов я записал 6840. А длительность после-нотной паузы увеличена - 1160 вместо тех 160, которые мы видим на предыдущей ноте. А ещё и общая длительность звучания ноты указанием t1000 увеличена на те же 1000 семплов. В результате время звучания ноты не изменилось, но за нотой фактически появилась дополнительная пауза. Пауза эта на слух незаметная, длительность её составляет всего 1/8 от длительности ноты.
  Но так по всему тексту партитуры.
  И когда я это сделал, то Гавот зазвучал выразительно. И все лиги, и все движения смычка вы можете ощутить, прослушивая запись.

  Однако, как же ученики? Выходит, что играя по метроному, они в принципе не могут играть выразительно? Именно так. И вы, уважаемые читатели, понимаете меня, как никто другой. И в стихосложении наблюдается то же самое - выразительна не норма, а отступления от неё.
  Норма создаёт канву, на которой становятся видны отступления.
  В частности поэзия постоянно отступает в прозу, например, играя прозаическими смыслами метафор.    А о том, что проза постоянно оглядывается на поэзию, вы тоже, разумеется, хорошо знаете.
 
  Вернёмся к озвучиванию пьесы «Гавот».
  Вы можете спросить - зачем понадобилось три действия для введения паузы? Казалось бы, её можно ввести одним действием - нужно просто увеличить значение T1.
  Это верно, однако заметим, в ансамбле играет не только одна скрипка. Музыканты не должны играть вразнобой. Сделал паузу один, а другие это заметили, и тоже затянули звук. Именно так и устроена программа Трио. Партитура из файла TFP.TXT является ведущей - указание t1000, прочитанное в ней, тут же передаётся другим участникам ансамбля. Для работы со звуком в составе ансамбля это очень удобно. А если понадобится время звучания ноты укоротить, то укажите вслед за "t" отрицательное число семплов.

  Очень красивый нюанс может быть создан изменением тембра скрипичного звука. Фрагмент пиано в середине пьесы «Гавот» сделан звуком с узким пичком, указание v.2 изменяет ширину пичка от значения 0.35 до значения 0.2 - "вживую" такой звук скрипки получается при смещении смычка в сторону подставки.
  Этот звук поддержан и в аккомпанементе - длительность звука в партии левой руки сокращается. Отрывистый звук фортепьяно сползает по тембру к звуку клавесина. И это тоже создаёт определённый шарм. С реальным роялем такого проделать невозможно.

  Эстетика компьютерного звука своеобразна и интересна.
  И в ряде случаев она даже может опережать эстетику "живого" исполнения.

  Другую пьесу И.С.Баха с тем же названием слушайте здесь - http://yadi.sk/d/cjqMU6V7hvfF0Q принципы её озвучивания были такими же. Обратите внимание на перестройку тембра звучания скрипки на первом повторе и в конце пьесы. Такой звук получается при смещении смычка к подставке. В программе же это делается сужением пичка скрипичного звука, для чего в партитуре даётся указание v=.2 вместо 0.35  по умолчанию.

________________
5.01.2019  С наступившим Новым годом Вас!