Детство, отрочество, юность

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *





            Только полное «очеловечивание» Христа позволяет вплотную заняться исследованием этой необычной
            личности и в полной мере оценить его замыслы, деяния, побуждения, слабости и душевные силы.
            Перефразируя его самого, эту мысль можно выразить так: кого же обсуждать собираемся мы?
            трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды? пророка? Да, пророка, и
            больше пророка. Ибо это тот человек, о котором написано, что он Бог.


ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ

О детских годах Иисуса канонические евангелия хранят непроницаемое молчание. Это само по себе удивительно, поскольку от необыкновенного ребенка впору ожидать необыкновенного детства.

Зато пробел с лихвой восполняют апокрифы. В них божественное дитя предстает великим мудрецом и всемогущим чудотворцем, подверженным вспышкам гнева и беспощадно карающим своих обидчиков*. Время от времени оно реанимирует или исцеляет свои жертвы, но не из жалости, а лишь в награду за признание его исключительности.

Судя по апокрифам, в детстве Иисус не отличался особой любовью к ближнему и не подставлял бьющему вторую щеку, а действовал по принципу «Око за слово, жизнь за зуб». Скорее всего в апокрифах факты перемешаны с легендами, но произвол и жестокость своего героя авторы живописуют подробно и с явным одобрением**.

Лишь один раз Писание вспоминает эпизод из детства: как по окончании Пасхи отрок Иисус потерялся на пути из Иерусалима в Назарет, сильно напугав отца и мать***. Прошло целых ТРИ ДНЯ, прежде чем всполошившиеся родители отыскали его в храме. В ответ на упреки Иисус непочтительно заявил, что им следовало знать, где должен обитать их сын – в том, что принадлежит его отцу****. Этот подросток НЕ ПРЕДУПРЕДИЛ БЛИЗКИХ И НЕ ИСПЫТАЛ СОСТРАДАНИЯ, увидев их встревоженные лица. Уже в двенадцать лет он не считал Иосифа отцом и не ощущал привязанности к матери, братьям и сестрам.

           Интересно, что его «бунт» против семьи совпал по времени с римской переписью и восстанием, которое
           поднял Иуда Гавлонит на родине Иисуса – в Галилее. Одновременно с Гавлонитом фарисей Садок пытался
           разжечь смуту в самом Иерусалиме. Авторитет Иуды был так велик, что спустя многие десятилетия Иосиф
           Флавий выделял его движение и учение наряду с саддукеями, фарисеями и ессеями. Возможно, эта
           набиравшая силу ЗЕЛОТСКАЯ ВОЛНА ЧУТЬ НЕ УВЛЕКЛА ЗА СОБОЙ И ЮНОГО ГАЛИЛЕЯНИНА.

-----------------------------------------------------
        *«Ты, негодный, безбожный глупец, какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь,
         как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов. И ТОТЧАС МАЛЬЧИК ТОТ ВЫСОХ ВЕСЬ...
         После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус
         рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, И РЕБЕНОК ТОТЧАС УПАЛ И УМЕР. И родители
         умершего ребенка пришли к Иосифу и корили его, говоря: Раз у тебя такой сын, ты не можешь жить с нами
         или научи Его благословлять, а не проклинать, ибо ДЕТИ НАШИ ГИБНУТ....
         И Иисус сказал: Я знаю, ты говоришь не свои слова, но ради тебя Я буду молчать, но они должны понести
         наказание. И ТОТЧАС ОБВИНЯВШИЕ ЕГО ОСЛЕПЛИ....
         И учитель рассердился и ударил Его по голове. И мальчик почувствовал боль и проклял его, И ТОТ
         БЕЗДЫХАННЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. А мальчик вернулся в дом Иосифа. И Иосиф был огорчен и сказал Его
         матери: не пускай Его за дверь, ибо каждый, кто вызывает Его гнев, умирает” (Евангелие детства
         (Евангелие от Фомы). 2 в. н.э.)
    **Такое отношение к насилию убедительно показывает, как плохо понимали учение Христа даже его
         образованные апологеты (в данном случае – авторы апокрифов) спустя 100-150 лет после
         смерти Учителя.
   ***«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по
           окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили
           того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. <…> Через три дня нашли Его в храме,
           сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму
           и ответам Его” (Лк 2 41-47)
   ****«И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, ОТЕЦ ТВОЙ И Я
           С ВЕЛИКОЮ СКОРБЬЮ ИСКАЛИ ТЕБЯ. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что
           Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов” (Лк 2 48-50)
-----------------------------------------------------


                * * * * * * * * *


Юность и молодость Христа покрыты непроницаемой тайной. Ходят слухи о его путешествиях то ли в Индию*, то ли в Египет**. Кроме того, по некоторым высказываниям Иисуса можно предположить, что он был знаком с терминологией и взглядами ессеев***.

В этих обрывочных и не слишком достоверных свидетельствах авторы апокрифов явно дают волю своей фантазии.

      Трудно, например, поверить в безмерную детскую гениальность Христа, поскольку громкая слава юного
      Назарянина совершенно не волнует ни царя Галилеи Ирода Антипу, ни властителя Иудеи Архелая (а
      ведь всего 3-4 года назад их отец Ирод Великий истребил всех младенцев Вифлеема в поисках нового
      Царя Иудейского).
      За таким вундеркиндом ходили бы толпы почитателей, однако через 25 лет (когда Иисус появляется на
      Иордане у Крестителя) он никому не известен. Даже на его родине - в Галилее - Ирод Антипа
      принимает нового проповедника за воскресшего Иоанна Крестителя.

Вместе с тем вполне вероятно, что апокрифические источники редактировались менее тщательно, чем канонические. Поэтому апокрифы могли запечатлеть некоторые поступки или черты личности исторического Иисуса, не попавшие в канон по цензурным или самоцензурным соображениям.

Наверняка многим покажутся неправдоподобными проявления жестокости в Евангелии от Фомы. Они и вправду плохо вяжутся с образом взрослого Христа. Но признаки беспощадности проглядывают и в канонических (новозаветных) сценах со смоковницей, и в изгнании торговцев из храма.
Фома говорит про отчуждение от родных, и евангелисты подтверждают: отчуждение, которое испытывал двенадцатилетний подросток, в конце концов привело к полному разрыву с семьей в зрелом возрасте.
Наконец, слухи о его «хождении за три моря» косвенно подтверждают односельчане и знакомые****. Вряд ли они стали бы дивиться учености и силе Христа, если бы он год за годом «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» у всех на глазах. Иисус и у Иоанна Крестителя появляется совершенно неожиданно, словно из небытия...
Позднее в Иерусалиме молодые ученики показывают своему 35-36-летнему наставнику здания храма, как будто он не знаком с ними*****. Храм непрерывно достраивали и украшали, но Иисус должен был видеть эти изменения, если, подобно каждому верующему иудею, трижды в году посещал Иерусалим. Если же он много лет отсутствовал, тогда многое в убранстве храма действительно стало для него сюрпризом.

-----------------------------------------------------
     *В так называемом «Тибетском Евангелии», о подлинности которого до сих пор спорят специалисты,
       рассказывается о том, как путешествовал и жил молодой Исса: «Когда Исса достиг 13-ти лет <...> Исса
       тайно оставил родительский дом,  ушел из Иерусалима и вместе с купцами НАПРАВИЛСЯ К ИНДУ, чтобы
       усовершенствоваться в божественном слове и ИЗУЧИТЬ ЗАКОНЫ ВЕЛИКОГО БУДДЫ....
        Иссе, которого Творец избрал, чтобы напомнить об истинном Боге людям, погруженным в пороки,
        ИСПОЛНИЛОСЬ 29 ЛЕТ, КОГДА ОН ПРИБЫЛ В СТРАНУ ИЗРАИЛЯ” ("Жизнь святого Иссы, наилучшего
        из сынов человеческих").
    **Цельс, например, утверждает, что Иисус, «НАНЯВШИСЬ ПО БЕДНОСТИ ПОДЕНЩИКОМ В ЕГИПЕТ и
        искусившись там в некоторых способностях, которыми египтяне славятся, вернулся, гордый своими
        способностями, и на этом основании объявил себя Богом» (Цельс у Оригена. — Orig.CC.I.28).
        В Талмуде (Вав Талм.Шаббат.104б) говорится, что Иисус «ВЫВЕЗ МАГИЮ ИЗ ЕГИПТА в царапинах на теле»,
        то есть в виде татуировок.
   ***У мусульманского теолога аш-Шахрастани (1071–1153 гг.) среди иудейских сектантов упоминаются люди-
         мукариба(«средние, посредственные»), у которых Иса ал-Масих (Иисус Мессия) перенял свое учение.
         Вероятно, мукариба это искаженное магарийа, и речь идет о «пещерных людях», то есть о ЕССЕЯХ-
         КУМРАНИТАХ.
         Некоторые ученые полагают, что ессеи подразумеваются под словом «звери», когда рассказывается о
         сорокадневном пребывании Иисуса в пустыне. В Евангелии от Марка говорится, что Иисус был в
         пустыне «со зверями». В кумранских Комментариях на Аввакума сами кумраниты называют себя
         «животными», «зверями». По замечанию христианского писателя Исидора Гиспальского (ок. 570–636 гг.),
         «ессены (ессеи) говорят, что САМ ХРИСТОС БЫЛ ТЕМ, КТО НАУЧИЛ ИХ ВСЯКОМУ ВОЗДЕРЖАНИЮ».
         Другой христианский автор Филастрий (ок. 330–390 гг.) указывал, что хотя ессеи не признают Христа своим
         Господом и Сыном Божиим, но считают его пророком и праведным человеком.
  ****«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая
           премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и
           Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?». (Мф 13 54-56)
          «И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я
          сшел с небес?» (Ин 6 42)
          «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин 7 15)
*****«И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с
            двенадцатью». (Мк 11 11).
           «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». (Мф 24 1)
-----------------------------------------------------


Продолжение следует.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).