Бабушка

Сергей Падышев
    Зима. В доме от раскалённой печки тепло и уютно. Бабушка Адиба управляется с печкой на кухне, стряпая что-то очень вкусное! Ребятишки пришли с мороза, и, забравшись на печь, греются и терпеливо ждут, когда бабушка позовёт их к столу. Уже  вечер.  И вот уже на столе появляется вкуснейший чак-чак и хрустящие горячие барусаки к горячему чаю. На столе стоит самовар, горкой стоят пиалы и  кувшин с молоком. Детей, будто ветром сдуло с печи, как только бабушка их окликнула. Бабушка велела помыть детям руки и помыла руки сама. Она неторопливо читает молитву, затем  разрешает деткам садится за стол. Ребятишки, пыхтя,  рассаживаются на лавках вокруг стола, предвкушая угощение! Бабушка Адиба наливает каждому в пиалу вкусный чай с молоком, при этом ласково улыбаясь детям. Когда с чаепитием было покончено, бабушка снова прочитала молитву. За окном стемнело и  бабушка занялась рукоделием. Её кружком обступили дети, и маленький Азамат, взяв тихонько бабушку за руку, сказал: «Бабушка Адиба, расскажи нам,  ещё раз, как тебя в детстве чуть не продали!» Бабушка посмотрела на внука, улыбнулась, и слегка задумавшись, сказала: «Ну, ладно, расскажу!» И дети замерли, затаив дыхание  вокруг старой женщины. Бабушка, не откладывая шитьё, вновь задумалась, уходя мыслями далеко – далеко, и неторопливо начала рассказ.
    «Давно это было, как раз после войны. Плохо, бедно людям жилось в аулах. У многих  с войны отцы, и сыновья не пришли с  фронта. Люди кое – как сводили концы с концами. А наш отец живой остался, но вернулся домой без ноги. Как семье жить, как кормить ораву ребятишек? Работы нет, инвалида нигде не берут. А жить как-то надо. А нас в семье много было.  И когда стало совсем тяжело семье,  отец с матерью решились на отчаянный шаг, чтобы спасти детей.  Мать поплакала, поплакала, но противиться воле мужа не посмела! Мы, дети, были маленькие и ничего не понимали. И стали к нам в дом приезжать с разных областей незнакомые люди,  по  - одному забирая и увозя моих братьев и сестёр! А мать после каждого такого визита гостей убегала, рыдая, в дальний угол дома. Отец ещё более становился хмурым и неразговорчивым. И вот настала моя очередь. Приехала какие – то незнакомые люди, и стали с отцом разговаривать на русском языке. Русская женщина приветливо разглядывала меня. Я была очень маленького роста  в свои три года и смешная. Я сидела на коленях у отца, и ничего не понимая, в ответ улыбалась русской женщине. Отец и русский мужчина с бородой, о чём спорили. Русская женщина подошла ко мне и ласково погладила меня по голове. Потом русский нахмурился, а из глаз  женщины  покатились слёзы! И оба встали, тяжело вздохнув, как – будто сожалея о чём-то, ушли. А я почему-то осталась дома, хотя мама нарядила меня как на праздник. И я была уверена, что тоже сегодня куда-то поеду с чужими людьми и больше не вернусь. Я хоть и была очень маленькая, но в моей душе словно кошки скребли, чувствуя беду, которая раз за разом приходила в нашу многодетную семью. Моих братьев и сестёр я больше никогда так и не увидела. А чтобы среди соседей не было разговоров, наша семья переехала жить в другое место, где нас никто не знал.
    С годами всё происшедшее постепенно стало забываться.  Отец дома стал делать глиняную посуду, а мать её продавала.  Нашей маленькой семье было легче прокормиться. Жизнь постепенно в семье наладилась. Однажды я, случайно спросила о своих братьях и сёстрах родителей. В ответ мать только заплакала почему-то, а отец нахмурился, став мрачнее тучи! Больше я не стала рисковать с расспросами, видя  состояние родителей. Я сердцем почувствовала, что много лет назад в нашей семье случилось что-то нехорошее! Прошло немного времени, и мать сильно заболев, умерла. Мы с отцом остались одни. Отец стал попивать, и каждый раз напившись, кричал, что на нём большой грех! Как-то  вечером придя домой, я застала отца совершенно трезвого. Он  подошёл ко мне и сказал: «Сядь дочь, я  должен поговорить с тобой, и кое – что рассказать тебе! То, что много лет лежало тяжёлым камнем на сердце у меня и твоей матери!» Я взяла его за руку и сильно волнуясь, сказала: «Хорошо отец, я слушаю тебя». И отец, сильно сгорбившись, словно от непосильной ноши и опустив глаза, стал рассказывать!
     Оказалось, что много лет назад, желая спасти от голода и нищеты свою семью, родители стали продавать нас, детей! Продавали в разные состоятельные семьи, в том числе и русским. А меня отец хотел тоже продать в русскую семью, но он в последний момент почему-то передумал и отказал покупателям! Какая-то сила остановила его, когда он увидел глаза своей жены! В этих глазах было столько скорби и мольбы, что сердце отца дрогнуло!
    Когда отец закончил рассказ, в его глазах стояли  слёзы. Я не знала, что сказать ему. Отец посмотрел мне прямо в глаза и сказал: «Не знаю, простишь ли ты меня, но я должен был тебе всё рассказать. Может быть, ты даже будешь презирать меня! Но,  я больше не могу держать в себе этот тяжкий груз!» Он медленно встал, и, опираясь на костыли,  ушёл к себе в комнату. А на утро его не стало!
    Бабушка Адиба закончила свой рассказ и тяжело вздохнула. Дети сидели, вокруг бабушки тихо, не шелохнувшись. Потом Азамат тихо спросил, тронув бабушку за руку: «А как же бабушка, твои сестры и братья?» Бабушка Адиба ласково погладила внука по голове, но ничего не ответила ему.  Уложив своих внуков, она ещё долго сидела и  думала о своём,  вспоминая далёкое детство. Она пыталась вспомнить лица своих братьев и сестёр, но это у неё никак не получалось. Главное,  она знала, что  они где-то есть, и может быть, тоже думают о ней!