Виктор Драгунский. Тайное становится явным

Антон Шишкодремов
Когда я в детстве только мечтал о "Денискиных рассказах", мне подарили укороченную их версию, сборник под названием "Тайное становится явным". Поучительный смысл в том возрасте рассказов Драгунского до меня не доходил, но, наверное, таким и должен быть настоящий детский писатель - в игровой и занимательной форме вдалбливать детям прописные истины на каком-то подсознательном уровне. Ведь помню же я до сих пор, благодаря автору, что не стоит давать своих мазд незнакомым людям ("На Садовой такое движение"), что не нужно выбрасывать папиных шляп в окно поезда ("Чики-брык!") и ни в коем случае (это наиболее важное, что я почерпнул у Драгунского) - не смешивать спиртные напитки перед употреблением ("Рыцари").

Изящество рассказа "Тайное становится явным", который был в том сборнике ключевым, нельзя не оценить даже в возрасте, который уже от детского далек. Наверняка, у всех были проблемы с питанием. По-моему, в определенном возрасте детям вообще не хочется есть. У меня, насколько помню, голод физический проснулся вместе с голодом духовным только во время спортивных достижений. А как живописно и по-родному у Драгунского описан процесс и, самое главное, мысли Дениски, не желающего есть эту проклятую манную кашу!

Как же я ненавидел в детстве молоко! Такое ощущение, что оно было в детском саду всегда. В общем, кто не испытывал никаких проблем с питанием дома, тот наверняка вкусил их в детском саду, а в советском детском саду - особенно. Все эти мечты Дениски на тему, " будь каша жидкой, я бы ее выпил", " а полью-ка я ее чаем", "а добавлю сахару" и т. д. Вплоть до хрена столового. Каша в данном случае даже как-то символична. Напоминает нашу экономику.

Что касается основной темы рассказа (про пряник в виде посещения Кремля я тактично промолчу, иначе мне опять политику припаяют), то она более чем сомнительна. Во-первых, мальчик еще не осознал, где тайное, а где явное, у него просто времени на обдумывание не было. Вообще не было и конкретно в этом случае тоже. Во-вторых, после употребления хрена любой суд признал бы его невменяемым. Квас, кстати, после добавки в него хрена становится алкогольным напитком. В-третьих, это что за тайна такая - на глазах у всей улицы кое-что сделать, не стану разглашать именно это тайное для тех, кто рассказ не читал, потому что оно легко может стать явным, но может и не стать. В общем, как мне всегда казалось, данная тайна тайной не является. В тайнах я немного разбираюсь, целый год ждал выездную визу.

Да и вообще, все эти тайны, обращение с ними может быть довольно простым. Возьмите кувалду побольше и всех этих скелетов в шкафу - безжалостно в труху. Даже если потом эта скелетная пыль куда-нибудь и пролезет, то она вам самим уже ничего не напомнит. Здесь, правда, есть один нюанс - нужно уметь различать скелетов полезных от всех остальных. Для полезных просто нужно завести отдельный шкаф.

В общем, рассказ прекрасный, один из моих любимых. Кроме упомянутых в отзыве рассказов Драгунского могу также порекомендовать: "Где это видано, где это слыхано", "Заколдованная буква", "Куриный бульон", "Ровно 25 кило", "Смерть шпиона Гадюкина", "Сражение у чистой речки", "Третье место в стиле баттерфляй".