Притча о мудреце

Ефим Блувштейн
Самый хороший учитель это опыт,
берёт дорого, но объясняет очень доходчиво.

Жил-был человек. Он был таким же, как и все, и очень хорошо это понимал. И именно поэтому никогда не старался показаться лучше, чем он есть на самом деле.
Однако уже одно это знание делало его отличным от всех людей. Люди это замечали, но  не понимали в чем же его отличие от них и поэтому стали обращаться к нему за советом.

Человек внимательно выслушивал просящего, и отвечал им примерно так:
— Я могу вам помочь. Но не трудившийся на поле не знает вкуса хлеба. Поэтому вы должны сначала…
И он давал им задания внимательно изучить свою проблему в жизни.

 Когда тот, кто выполнил задание, приходил за ответом, человек был готов ответить на вопрос.
Но сначала учитель вновь просил изложить просьбу, подводя говорящего к тому, чтобы он сам ответил на свой вопрос и тут просящий обычно сам предлагал лучшее разрешение той ситуации, в которую он угодил.

Таким образом, просивший получал ответ на свой вопрос, но пребывал в уверенности, что это заслуга человека, к которому он обратился за помощью.
Так у Учителя появились ученики.
И вот однажды один из учеников спросил:
— Учитель, если люди сами не могут найти ответ на интересующий их вопрос, они идут к вам. А где же вы берете ответы на эти вопросы?

— Все ответы уже есть в самих вопросах, — ответил мудрец, однако тебе это знание не поможет. Ведь чтобы съесть хлеб, нужно сначала засеять землю, поливать ее, собрать урожай, перемолоть зерно в муку, сделать из муки тесто и запечь его в печке…

Ученик сразу же спросил:
— Учитель, если ответы уже содержатся в вопросах, и каждый сам может ответить на любой вопрос, то в чем же тогда твоя заслуга?

Старец покачал головой и ответил:
- Человеку, чтобы ответить на возникший у него вопрос, надо время, чтобы получить опыт в том деле, которого касается данный вопрос. Если человек только женился и пришёл спросить, как воспитывать сына или как вести себя с женой в какой-то ситуации, я просил его прийти за ответом через пять лет.
Волки не могут перепрыгнуть через красные флажки, но один из них, чаще всего вожак, всё таки преодолевает заграждение, при этом другие видят, как он это сделал, но боятся и становятся лёгкой добычей охотников.
 Люди тоже боятся принять нужное решение, ибо любое решение требует смелости, потому что в нём всегда есть негативные моменты, которые надо преодолеть, как бы заплатить за то изменение в жизни, которое желают получить.
 Ты меня спрашивал о том, стоит ли тебе покидать мир и уйти в монастырь, но через три года ты уже сам знал, что это не твой путь. Чтобы стать мастером в любом деле нужен опыт. Теперь ты хочешь стать великим художником и я сказал, что отвечу тебе после того,  как ты напишешь не менее тысячи рисунков и картин.
 - Хорошо, Учитель, сегодня я пришёл спросить тебя - жениться мне или нет, только не отвечай как Сократ:
 - Женись, или будешь счастлив или станешь философом. Я не хочу быть несчастным. Что мне теперь надо прожить пять лет с женщиной, иметь детей и только тогда я буду знать правильный ли был мой выбор?
 - Эту мудрость Сократа, мало кто может оценить по достоинству, ибо оценить её может только тот, кто в результате страданий станет философом, мудрецом, а пока ты ещё не созрел для этого. Спешу тебя обрадовать, я чувствую, что ты способен стать философом, поэтому женись. Если я ошибусь, то ты будешь счастлив в браке, что не так уж плохо. У настоящих мудрецов лёгкая старость, они счастливы в зрелом возрасте. Быть счастливым и в молодости и в старости очень редкая удача. Я не встречал таких, кто прожил душа в душу с одной женщиной  всю жизнь, однако ты встретишь бабушек и дедушек, которые будут об этом говорить. На это есть много причин, но главная в том, что это их субъективное мнение и сравнивать свою жизнь им не с кем, т.к. они прожили вместе только одну жизнь, второй им не дано.
 А если я не хочу быть философом?
 - Ты хочешь порхать над поверхностью океана жизни не затрагивая её глубоко, чтобы и не попасть под её волны и захватывать одновременно редкие брызги для удовольствия, но это получается только в детстве рядом с родителями, которые тебя защищают и ограничивают. Потом тебе придётся встретить жизнь во всём её многообразии самому, один на один и чем больше ты захочешь получать от жизни наслаждений, тем всё чаще будешь попадать в объятия океана, где тебя ждут
взлёты и падения и хочешь ты этого или нет, будешь становится зрелым или глубоко несчастным.
На этом ученик попрощался и ушёл в глубокой задумчивости.
 
Публикация есть расширенная версия
 http://advaitaworld.com/blog/69606.html