История Тамани часть 84

Николай Мринский
В августе 1942 г. по решению ВС ЧФ с крейсера «Коминтерн» в порту Туапсе была снята вся артиллерия и выгружен боезапас. Из неё был сформирован 167 ОАД в составе пяти батарей, которые заняли позиции северо-восточнее Туапсе и своим артогнём поддерживали соединения и части 18 Армии генерал-майора А.А. Гречко. 20 декабря 1942 г. группировка немецко-фашистских войск под Туапсе была разгромлена. Фашисты не прошли к Чёрному морю и дальше на Кавказ. В этих боях отличились 742-я и 743-я 130 мм батареи ст. лейтенанта Андрианова и капитан-лейтенанта С.Ф. Спахова, зенитные и противотанковые батареи: 770-я и 173-я ст. лейтенантов А.И. Власенко и В.В. Андреева (затем ст. лейтенантов Ланцанова и Касимова соответственно). Маршал Советского Союза А.А. Гречко в книге «Битва за Кавказ» высоко оценил действия батарей с крейсера «Коминтерн», он писал: «В непосредственной поддержке сухопутных войск участвовали две 130 мм батареи…. Много раз они вели огонь по вражеским артиллерийским батареям, пехоте и танкам, уничтожив при этом, свыше батальона пехота и 8 танков, подавив и повредив 11 батарей». Такой же отзыв написан в книге Г.Н. Ванеева «Черноморцы в Великой Отечественной войне». В августе 1943 г. на огневую позицию 743-й батареи под Туапсе прибыл командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал И.Ф. Голубев-Монаткин (сменивший к тому времени контр-адмирала Г.В. Жукова) и вместе с новым командиром 167-го отдельного артдивизиона майором Н.В. Зиновьевым осмотрел батарею, проверил её боевую готовность.

Высоко оценив действия личного состава в оборонительных боях за Туапсе, он призвал усиленно готовиться к предстоящему наступлению. Контр-адмирал посетил и другие батареи 167-го ОАД, командиры которых были информированы о возможной передислокации дивизиона на Таманский п-ов. После его освобождения, в октябре 1943 г. четыре батареи с крейсера «Коминтерн» были передислоцированы на Тамань. Они приняли активное участие в боях за освобождение г. Керчи и Крыма с ноября 1943 г. и по 11 апреля 1944 г. при этом особенно отличились 743-я батарея капитан-лейтенанта С.Ф. Спахова; 742-я батарея ст. лейтенанта С.Б. Магденко и 770-я батарея ст. лейтенанта А.И. Власенко. Эти батареи поддерживали действия Эльтигенского и Керченского десантов, вели артогонь по пехоте и танкам, батареям и десантным баржам (катерам) противника. Из под Туапсе, орудия в короткий срок были полностью подготовлены для погрузки на ж/д платформы. Вскоре эшелон с ними двигался по кубанской земле, только что освобожденной от фашистских захватчиков. Сердца моряков обливались кровью при виде разрушенных сел, станиц и городов. Цветущий и богатый Краснодарский край за время пребывания гитлеровских оккупантов был превращён в груды развалин. По обеим сторонам дороги стояли искорёженные немецкие пушки, автомашины, танки. Повсюду валялись обломки сбитых вражеских самолетов. В районе ж/д станции Тоннельная орудия были разгружены сразу на специально подготовленные сани и, с помощью тракторов отбуксированы на огневые позиции.

743-я батарея - на мыс Панагия, 723 - в район бывшего хутора предпринимателя Кроткова - командир ст. лейтенант С.Б. Магденко и № 718 - командир В. Павлов, его КП размещался в районе горы Лысой. 173-я зенитная батарея была перебазирована в Приморско-Ахтарск, а 770-я, включенная в 163-й ОАД, - на косу Тузла (командир - ст. л-нт А.И. Власенко). Оба дивизиона теперь вошли в состав КВМБ. На батареях были установлены по три 130-ти мм орудия, в том числе и две головные бронированные (90-125 мм) башенные установки, доставленные с «Коминтерна». Так же с него на оборону батарей, в доты установили крупнокалиберные пулемёты. Крейсер «Коминтерн» получил известность после съёмок чёрно-белого фильма в 1925 г. Он был построен в 1881 г. по проекту АО «Vulcan» (Германия). Его водоизмещение - 7838 т., длина - 133 м, ширина - 16,6 м, осадка - 7,2 м. Максимальный ход 23 узла. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 винта, 19 500 л. с. Экипаж: 730 чел. На долю корабля выпало немало испытаний, но все они были с честью преодолены. Корабль принимал активное участие в Керченско-Феодосийских операциях. 16 июля 1942 г. при стоянке в порту Поти, "Коминтерн" был атакован немецкой авиацией. Команде удалось сбить двух стервятников, но и сам корабль сильно пострадал. Была пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек. 10 октября 1942 г. крейсер был разоружён, списан и затоплен в устье реки Хоби, у г. Поти, для создания волнолома, где находится и сейчас.

На всем Таманском побережье развернулись инженерные работы по оборудованию огневых позиций батарей, устройству пристаней, причалов и подъездных дорог к ним. Сроки установки 130-мм батарей были довольно сжатые. Некоторые специалисты, ссылаясь на технические нормы, считали их нереальными. Но именно эти орудия были самыми дальнобойными из имеющихся в составе КВМБ; только они были способны поражать цели противника в районе планируемой высадки нашего десанта и уничтожать немецкие суда в Камыш-Буруне. Учитывалось также, что крупные надводные корабли флота для поддержки десанта не смогут войти в Керченский пролив из-за сложной минной обстановки. В оборудовании огневых позиций участвовал весь личный состав батарей. Работами руководил начальник инженерной службы КВМБ п/п-к И. А. Смирнов, имевший большой опыт сооружения береговых объектов, в частности, стационарных батарей береговой обороны флота. Работы по установке 130-мм орудий велись ускоренными темпами. Рылись котлованы для их фундаментных оснований, заготовлялась гранитная щебенка, подвозился цемент. Строились командные пункты батареи (главный и запасной), землянки для л/состава, землянка-камбуз, санитарная часть. Работа кипела днём и ночью. Щебёнку добывали из бетонных оснований взорванных орудий 33-й батареи КВМБ периода 1941-1942 гг., огневая позиция которой находилась тогда на мысе Панагия в 500-х м к северо-востоку от устанавливаемой 743-й. На огневой позиции старой батареи с тремя взорванными телами 203-мм орудий решили организовать ложную.

Впоследствии на неё в ходе боёв противником было сброшено немало бомб, выпущены сотни артснарядов. Ст. офицер И.А. Смирнов, служивший в КВМБ в 1941-1942 гг., рассказывал артиллеристам - коминтерновцам о напряжённых боях того периода, о действиях артиллеристов под командованием капитана Б.Е. Петрова. 743-я батарея, как бы приняла боевую эстафету моряков, ранее стоявших насмерть на мысе Панагия. Командование Новороссийской и Керченской военно-морских баз требовало от артиллеристов и инженерных подразделений скорейшего оборудования позиций, подготовки л/состава к боевым действиям. Люди трудились с полной отдачей сил. Напряженно тренировались орудийные расчёты. Офицеры КП тщательно готовили данные для предстоящих стрельб. На самой высокой отметке мыса Панагия, над обрывом был установлен трехметровый дальномер, на котором отлично работал ст. краснофлотец В.П. Тропынин. Батареям предписывалось быть готовыми к поражению целей не только на суше - противоположный берег Керченского пролива, но и на море, в самом проливе. Помощник командира 743-й батареи ст. л-нт С.М. Чернобровцев, командир огневого взвода лейтенант В.С. Беспалов и командир зенитных пушечно-пулемётных расчётов старшина 1 статьи С.С. Сучков при проверке показали высокую готовность к управлению огнем. В 20-х числах октября, на седьмые сутки после установки, первое орудие сделало пробный залп по врагу. Вообще по техническим нормам бетон должен был выстояться 21 сутки. Но война «пересмотрела» многие положения: бетонное основание выдержало. В конце октября все орудия 130-мм батарей были установлены.

На 743-ю прибыли командир НВМБ контр-адмирал Г. Холостяков, командир КВМБ капитан 1 ранга В.И. Рутковский, начальник инж. службы КВМБ п/п-к И.А. Смирнов, командующий береговой артиллерией НВМБ полковник М.С. Малахов и командир 167-го ААД майор Н.В. Зиновьев. Командование уделяло этой батарее столь пристальное внимание в связи с тем, что она вступала в строй раньше установленного срока и была первой из всех других устанавливаемых стационарных батарей на Таманском п-ове, на которой проводился такой смелый эксперимент. И он вполне удался! Командующий артиллерией и командир дивизиона приняли огневую позицию от строителей, тщательно проверили готовность л/состава. Контр-адмирал Г.Н. Холостяков объявил благодарность инженерным подразделениям. Оправившись от нанесенного поражения на Кавказе, противник, как видно, не собирался уходить из Крыма, несмотря на неблагоприятную обстановку, сложившуюся для него на полуострове осенью 1943 г.. После освобождения Таманского п-ова, а также выхода советских войск к Перекопу и Сивашу, вражеская группировка в Крыму оказалась отрезанной. Несмотря на это, гитлеровское командование, учитывая его важное военно-стратегическое значение, продолжало укреплять свои позиции на всём побережье, особенно на Керченском п-ове; усиливало 17-ю армию и флот в портах Керченского пролива и на подходах к нему. На полуострове немцы построили целую систему опорных пунктов, насыщенных огневыми средствами.

Продолжение следует в части  85                http://proza.ru/2019/01/31/1061