Ч. 8 Первые победы подводников

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/04/1735

Несмотря на то, что подводная лодка U-39 была потоплена, а её экипаж взят в плен (о чём уже рассказывалось), англичанам стало понятно, что авианосец «Ark Royal» спасло только то,  что не  взорвались  немецкие торпеды.

Через три дня, 17 сентября 1939 года, английское авианосное соединение осуществляло противолодочное патрулирование в 350 милях к западу от гранитных скал Конца Земли - самой юго-западной точки материковой части Британии.

В 14 часов 45 минут на авианосце получили сигнал с транспорта «Kafiristan» о нападении подводной лодки  примерно в 350 милях к западу от мыса Клир. На транспорте находились 8870 тонн сахара.

Когда самолёты с авианосца атаковали подводную лодку, это была U-53 под командой капитан-лейтенанта Эрнста-Гюнтера Хайнике, транспорт уже тонул, а подводная лодка сумела скрыться под водой с незначительными повреждениями.

Около 18.00 другая немецкая подводная лодка U-29 под командой капитан-лейтенанта Отто Шухарта обнаружила авианосное соединение и начала его преследовать, ища возможность занять выгодную позицию для атаки. Такой случай представился, когда авианосец повернул на ветер, чтобы принять четыре самолёта, возвращавшихся с поиска U-53.
 
Шухарт дождался, когда сядет последний самолёт, и в 19 часов 50 минут дал залп из трёх торпед по авианосцу. Две из них взорвались по левому борту за мостиком. Корабль затонул через 17 минут в 190 милях от Ирландского берега.
 
Вместе с кораблём ушли на дно все самолёты. Погибли командир, 17 офицеров и 501 матрос. Погибли и 36 лётчиков. Всего на авианосце находились 1220 человек. Пока эсминец охранения «Ivanhoe» бомбил глубинными бомбами подлодку, другой эсминец «Impulsive» занимался спасением людей с авианосца.

К спасению людей подключились три гражданских судна нейтральных стран. С одного из них, пассажирского лайнера «Veendam», спустили четырнадцать спасательных шлюпок. Спасать моряков было очень тяжело из-за разлившегося толстым слоем по воде мазута.

Преследованием подводной лодки занимались подошедшие четыре эсминца и два лёгких крейсера, но Шухарт под покровом ночи под непрерывной бомбёжкой сумел уйти от преследователей. Спасённых моряков с гражданских судов передали на эсминцы.

Две атаки на авианосцы побудили Адмиралтейство к радости немецких подводников принять решение об отзыве их из недавно созданных противолодочных соединений. Возвратившегося из похода Отто Шухарта и его экипаж приняли дома с ликованием.  Весь экипаж наградили.

Между тем Дёниц задумал провести операцию, аналогам которой никогда не было в истории: проникнуть в главную базу британского флота Скапа-Флоу и атаковать там корабли. Для этого требовался командир, обладавший незаурядными качествами и знаниями.

Выбор Дёница пал на командира подводной лодки U-47 Гюнтера Прина. База была  защищена сетями, минными и боновыми заграждениями, затопленными в узкостях судами, и охранялась сторожевыми кораблями.

Мало того, подводные лодки имели подводную скорость 7 узлов, а скорость течения в районе Скапа-Флоу достигала 10 узлов, подводную лодку могло снести на камни или на минные заграждения.

Две подводные лодки, пытавшиеся проникнуть в Скапа-Флоу во время Первой мировой войны, погибли. В эту войну англичане были уверены в её полной безопасности. Дёниц, изучив все разведданные, пришёл к выводу, что всё же проникнуть в базу можно, но только одним путём – в надводном положении по мелкому и узкому каналу, шириной всего 15 метров.

Прин хорошо знал, чем окончилась авантюра его предшественников, поэтому Дёниц дал ему на обдумывание двое суток. Через двое суток капитан-лейтенант доложил, что он согласен.

Об этой операции знали только три человека: главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Рёдер, которому Дёниц доложил о своём плане устно, сам Дёниц и Прин.

Безлунной ночью с 13 на 14 октября 1939 года капитан-лейтенант Прин  сумел провести в базу свою подводную лодку мимо кораблей охранения через канал, где и в ясный день можно было сесть на мель.

В базе он атаковал линкор «Royal Oak», дав залп из трёх торпед. Две торпеды прошли мимо, а третья попала в носовую часть корабля. Англичанам не пришло в голову, что корабль торпедирован в базе.

Посчитали, что это взрыв легковоспламеняющейся жидкости, хранившейся в носовом отсеке.

Прин хладнокровно приказал перезарядить торпедные аппараты и дал новый залп, на этот раз все три торпеды попали в цель. Линкор погрузился на дно. Погибли 833 человека, в числе которых был контр-адмирал Генри Благров и более ста юнг моложе восемнадцати лет.

Многие английские моряки были не одеты, вода была холодной, до берега 800 метров. Растёкшийся по воде  мазут попадал в нос, рот и глаза. До берега смогли доплыть только единицы. Точно так же было,  когда ночью погиб в 1955 году линкор «Новороссийск» в Севастопольской бухте,  и моему отцу пришлось вплавь добираться до берега.

Когда англичане поняли, что это атака подводной лодки, Прин, несмотря на сильное встречное течение, сумел вывести лодку из базы и был уже на пути в Германию.

17 октября первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль официально объявил о потере линкора в Палате общин, признав, что рейд был «замечательным подвигом профессионального мастерства и смелости».

Гюнтер Прин за этот подвиг был первым из подводников награждён Рыцарским Крестом. Теперь транспорты стали казаться лёгкой добычей.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/06/2117

На фотографии: этот весельчак – капитан-лейтенант Гюнтер Прин, не подозревающий, что 8 марта 1941 года он и его экипаж погибнут в холодных водах Северной Атлантики.