Прощальное слово Крису Кельми

Сергей Лузан
Прощальное слово Крису Кельми

Шёл 1989-й. Тогда ещё существовал СССР, но цензура была резко ограничена и я много выступал как писатель-сатирик на эстраде. Один режиссёр-постановщик, совсем недавний выпускник "кулька" (Московский институт культуры) предложил летом съездить на гастроли в Фальшивый Геленджик (курортный посёлок Дивоморское) (10 дней, 1-2 концерта в день) с оплатой по договорной цене. Летом поток концертов у эстрадников обычно спадает и я с одним бардом охотно откликнулся. Практически получался получался отпуск за казённый счёт с перерывами на то, чтобы побалагурить перед публикой и вернуться домой в Москву для получения приятной суммы денег. В бригаду входил ещё один танцор, только что вернувшийся с гастролей из Финляндии и ещё пару тройку человек. Режиссёр-постановщик по тем временам был сразу и концертным директором, и бухгалтером-кассиром и ещё Бог знает кем, но у него как-то сразу не заладилось. Стратегический план у него был такой - один концерт днём, а вечером - дискотека. Но концерты были билетные, а для этого надо было не только развешивать афиши на самых видных местах, но и расставлять кассиров в домах отдыха и пансионатах, чего сделано не было (я проверял из интереса, так как сам тогда был директором концертной организации - Московский городской клуб писателей-сатириков). 1-й концерт собрал процентов 60 зала, 2-й - 40. С вечерней дискотекой было всё нормально, там мы тоже ненадолго для разнообразия выступали живьём на разогреве и в промежутках между танцами, но решающего значения это не имело - люди туда ходят знакомиться и потанцевать, а не смотреть и слушать артистов. На 3-тий день с утра режиссёр собрал концертную бригаду и стал вопить, что денег нам не положено, так как мы плохо выступаем и "не собираем толпы". Ему указали на промахи в распространении билетов и напомнили, что он знал кого брал. Мои многочисленные публикации в "Литгазете" и "Крокодиле" и рассказы в отделе сатиры и юмора Всесоюзного радио не давали ничего - нужна была "обезьяна" (на эстрадном жаргоне - исполнитель, который собирает публику, по тем временам - с телевизионной известностью). Бытовые условия там были средненькие и я этим заниматься не стал. Но вот в тот же день прилетел Крис Кельми.
Крис к тому времени уже был состоявшимся и сверхпопулярным человеком. Он был популярен как среди молодёжи за счёт рок и поп-песен, так и среди интеллигенции, благодаря работе в театре Марка Захарова. Опять же создатель "Рок-ателье". Внешность у него действительно была чисто прибалтийская. Выглядел он бесстрастным, но угадывалась в нём глубокая внутренняя жизнь. Чтобы сразу рассеять все грязные слухи - все песни он исполнял сам, у него была фонограмма -1, уж я-то как ведущий знаю это точно. Работал он номер - по тогдашним нормам Минкультуры это было 2-3 песни, он исполнял 3-4. За это время, стоя за кулисами, "Ночное рандеву" я выучил почти наизусть. Публика принимала его очень тепло. Никакой звёздности, высокомерия и чванства у него не было, но держался он с большим достоинством - цену себе знал. Особо ни с кем не общался, где бывал в свободное от выступлений время - не знаю. Мы с бардом дёрнулись к нему, объяснили ситуацию. Договора на выступления, которые мы заполнили, на руках у нас были, но без подписи режиссёра, тот, мотивируя суматохой с отъездом, обещал их подписать как-нибудь потом.
- Я поговорю, - сказал Крис.
На следующий день режиссёр через свою ассистентку срочно разыскал нас и вызвал в номер, где спешно поставил свою подпись не глядя. Деньги мы потом получили в концертной организации в Москве, по поводу чего очень сокрушался режиссёр.
Крису улетел, его в роли обезьяны сменил Родион Газманов (хит "Пропала собака по кличке "Дружок"") со своим папой Олегом, но это уже совсем другая история.
Крис был также выдающимся организатором нашей вечно скандалящей и ссорившийся попсы - об этом свидетельствует его песня "Замыкая круг" на слова Марины Пушкиной.
К его выдающимся достижениям я также отношу то, что он был одним из немногих среди нашей попсы (можно по пальцам двух рук пересчитать), кто становился после гастролей популярным на Западе, причём не только в рамках эмигрантского гетто.
После него осталось свыше 200 песен и добрая память работавших с ним и всех тех, кому он помог.
Он умер в своём доме в Ново-Глаголево Наро-Фоминского района 1-ого января 2019 года после неоднократных вызовов скорой, - предположительно отказало сердце.
Выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким Криса, а также его многочисленным слушателям.
Прощай, Крис!

Стих: http://www.stihi.ru/2019/01/02/9462 Крис Кельми умер - вот так поворот...
Виктор Левашов
Ссылка на стих памяти Криса Кельми - в 1-ой реце.