Письма внуку

Михаил Котлячков
(отрывки)
 

                Вместо предисловия.

        Милый мой Алешка. Так получилось в моей жизни, что я не оставил тебе никакого богатства, ни дорогой машины, ни дворцов, ни хотя бы заурядной электронной игрушки типа Xbox как у твоего папы. Все что у меня есть сегодня — это любовь к тебе. И то что я хочу рассказать тебе, порождено Любовью. Любовь — это не такое уж жалкое наследство, и если ты познаешь что это такое, ты сможешь уверенно сказать в конце пути — жизнь удалась. Жизнь - это как бы длинная тропинка, много длиннее чем расстояние от бабушкиного дома до песочницы. Одни люди проходят по этой тропинке не спеша, наслаждаясь окружающим миром, другие пробегают в спешке, не замечая ничего вокруг, кто-то вынужден проползать, а есть и такие кто будет перепрыгивать. В разное время ты будешь встречать  на этой тропинке  и других путников, одни будут дружелюбны, а другие не очень. Одни будут идти вместе с тобой, а другие — в противоположном направлении.  Вот и мы с тобой какое-то время будем идти рядом. И тогда я буду видеть как ты читаешь мои письма. Но когда нибудь я могу сойти с тропинки, и заблудиться в бесконечности. Но я все равно буду оставлять тебе весточку, и класть ее в почтовый ящик, каких на этой тропинке будет много. А ты, когда доберешься до очередного    такого ящика, найдешь в нем мое письмо. И с каждым шагом ты будешь становиться все взрослее, а мои письма все серьезнее.


                Письмо 13.  Мамин дедушка.

Привет Алешка,
     Сегодня тебе 13.   Ты, должно быть, читаешь интересные книжки, про путешествия, разные приключения, и конечно мечтаешь о геройских поступках. Геройские поступки бывают разные — одни звучные, приносящие известность, пусть даже кратковременную; другие — незаметные, но не менее важные. И часто самые обычные дела которые хороший человек  делает каждый день, при близком рассмотрении и являются настоящим героическим поведением. « Не все то золото что блестит» - говорят в народе.  И бывают такие ситуации в жизни что человек стоит перед выбором -  блеск или честь.   
….

                Письмо 14. Треугольники любви.

Привет Алешка,
      Сегодня тебе исполнилось 14. Наверное у тебя гости. Юноши и девушки.
Бьюсь об заклад, одна из них тебе нравится.

...Мне тоже было 14. И у девочки которая мне нравилась, в тот день был День Рождения. Я влюбился в Катеньку еще в четвертом классе. Тогда, на день Валентина, она подарила мне книжку подписанную ровным красивым почерком — Катенька была отличницей. Надо сказать, это была такая традиция в школе на день Валентина — мальчики подписывали открытки девочкам, а девочки — мальчикам. И то ли потому что Катенька мне очень нравилась, то ли потому что это была не открытка, а самая настоящая интересная книжка, я вдруг вообразил что Катенька тоже меня любит. И вот это вот осознание ответной любви окрыляло меня. Я старался хорошо учиться, и со временем стал таким же отличником как и Катенька. Я пронес это чувство
через все эти школьные годы, и вот сегодня я был среди приглашенных на День Рождения. Катенька уже была Катей — красивой стройной девушкой, с темной от загара шелковистой кожей. Надо сказать, семья Кати только что переехала в дом на нашей улице, и приглашенными на праздник были все соседские мальчики, ну и конечно, Катины подружки. Никто из мальчиков еще не пытался ухаживать за Катенькой, впрочем как и за другими девочками. Никто, даже Дима. Дима жил с родителями в доме на краю улицы, прямо через рощицу от Катиного дома. В нашем классе Дима появился в начале года. По какой-то причине он пришел к нам из другого класса и был Дима старше всех одноклассников на целый год.

                ***
     Треугольник — самая распространенная фигура в романтических отношениях. Наверное потому, что, как ты знаешь из курса геометрии, «треугольник-фигура жесткая», т.е. устойчивая. А если треугольник не один, и это обычное дело, то они могут образовать тетраэдр или даже более сложную, кристаллическую, фигуру. Со временем этот кристалл может обрести новые грани-треугольники. И тогда Любовь заиграет всеми гранями своего кристалла, как бриллиант. Ты наверное слышал такое выражение - «кристальная любовь». Вектор вращения по каждой грани — в одном направлении: Коля любит Катю, Катя любит Ваню, Ваня любит Веру.. из смежного треугольника. Но если вдруг какой-то вектор меняет направление, и векторы из двух вершин становятся направлены друг другу — происходит аннигиляция — взрыв сверхновой, и создается новый мир — новая семья. Это явление называется «решение треугольника». Но чаще треугольники просто распадаются на отдельные вершинки.   

                ***

        Вот уже полгода как я живу в большом городе. Это совсем по другому, чем раньше, в деревне. Как будто в другом мире. Тебе это чувство, я думаю, знакомо, ты тоже живешь в двух мирах — в двух семьях. И каждый мир держит тебя, и притягивает. 

      О Кате я не слышал ничего много месяцев. И только про родителей Кати и Димы деревенские бабушки судачили что они дружат семьями как будто родственники. Но однажды, забежав по дороге в школу на вокзальный буфет-купить пирожок к ланчу. я вдруг  увидел знакомый профиль. Катя тоже увидела меня, мы встретились глазами и подошли друг к другу. Как оказалось, Катя тоже не осталась в деревенской школе, а решила поступить в  колледж. Я не знал почему, по крайней мере это было странно — ведь Катя была отличницей, и было логично получить аттестат и поступать в университет. Мы оба торопились на занятия, но договорились встретиться позже. Катя дала мне свой адрес и предложила сходить в кино.

       В то время не было сотовых телефонов, и даже домашних телефонов во многих домах не было. Единственным способом найти человека было прийти к нему домой. Однажды я решился и поехал по данному адресу. Это было далеко, с двумя пересадками на автобус. Я нашел барак,
где жила семья Катиных родственников, постучал в дверь. К счастью, дверь открыли, но Катеньки дома не оказалось....

        Я вернулся в свой новый мир. Водоворот событий и поток жизни не давали передышки. Пара лет пробежала незаметно. Я уже был студентом и жил в другом городе. И был уже частью другого треугольника. И вот наконец первый студенческий Новый Год. Мы договорились с сестрой навестить родителей.  Был трескучий мороз — но мы все равно пошли в деревенский клуб на концерт, хотелось увидеть старых друзей.

         Обратно все шли большой ватагой, по дороге решили покататься с горки. Нашли  какие-то фанерки, картонки. Было весело и жарко от быстрой ходьбы. В какой-то момент я оказался на одной фанерке с Катенькой. Мы покатились, болтая ни о чем. Не заметили, как оказались в сугробе. Катино лицо было так близко, что кроме ее глаз ничего не было видно. Было слышно ее горячее дыхание. Мы застыли в этой позе на мгновение, ее губы почти касались моих губ. Мгновение остановилось.  Два мира в одной точке пространства, в один момент времени. Аннигиляция? Взрыв сверхновой?  Чей-то голос вернул нас в реальность, призывая идти дальше. Вселенная устояла. Треугольник не решился. О Катеньке с тех пор я ничего не слышал.


                Письмо 15. Как измерить счастье. 

Привет Алешка, 
     Все люди по разному счастливы.  И как оценить счастье никто не знает.
Кому то надо дорогую игрушку, кому то дорогой дом, а другому просто быть с кем то рядом. Это слишком философский вопрос.  А вот твоему дедушке в его 15 очень хотелось учиться. Он уехал со своей сестрой от родителей в большой город, где жил в таких углах что даже выспаться невозможно, но был безумно счастлив в этой новой жизни.

Как мерять счастье - вопрос всех времен,
Богатством ли, чувствами, или умом?
Как стукнуло 40 - стоять мне на месте-
Признался мне друг в своем горестном детстве.

Упреки его я понять не сумел,
Наверное старый я стал — поглупел.
Лишь вспомнил свое я счастливое детство,
Что вместе с сестрою я строил так честно.

Четыре табуретки, составленные вместе,
Кровать мне заменяли, ну в очень тесном месте.
И спали на них мы; да нет, не вальтом,
Сестра до утра, а я уж потом.

Мы в школу ходили на разные сроки,
Она на весь день, я - лишь на уроки.
Задачи решал я в ночные часы,
Ведь днем, не доспав, лишь писал все с доски

На классном занятии.  «Но ведь этого мало
Что бы на ноги встать», говорила мне мама,
Схватившись за сердце, но умом понимала,
В какую же жизнь она нас отпускала.

Вечерами я ждал когда скрипнет калитка,
Да вот и сестра, ну как будто бы мама,
И еды принесла, и немного напитка.
И у нас не возникло и мысли о том
Что бы счастье измерить когда-то потом.


                Письмо 16.    Голос с облака

Привет Алешка,
Тебе 16, и тебе остался год до окончания школы.

      И у меня это был первый день последнего года школы. Все возвращались после летних каникул. Лето это было бурным. За время летнего сезона в лагере я уже знал практически всех мальчиков и девочек нашей школы, узнавая их даже по голосу. И вот, подходя к группе одноклассников скопившихся вокруг учительницы, я услышал Этот голос. Голос этот приветствовал меня, и исходил из какой-то божественной глубины. В нем было столько искренности и тепла, что не обратить на это внимание было невозможно. Он не принадлежал ни одной девочке которых я встречал в лагере. Почему я не слышал его раньше? Ведь я был с этой девочкой в одном классе уже полгода! Ты ведь тоже любишь бабушкин голос. Он совсем не изменился за эти годы.  А ведь у нас была дли-и-инная история...

                Письмо 17.  Метрика духовной близости.

Привет Алешка,
           Тебе 17, и ты уже давно взрослый, по крайней мере сам ты в этом уверен. Тебя окружают новые люди, новые друзья и коллеги. С одними ты общаешься ближе, с другими - только формально.  И в этом водовороте, поверь мне, так легко потеряться. Люди иногда ошибочно думают, что близкие им люди — это те с кем они проводят больше всего времени. Жизнь показывает что это не так. Можно прожить рядом с человеком долгие годы, но он так и не станет тебе близким. И наоборот, редких встреч с другим человеком оказывается достаточно чтобы считать его очень важным в твоей жизни. Близкие люди всегда доверяют друг другу. Если случается хотя бы один эпизод неправды между ними — таких людей уже нельзя назвать близкими. Близкие люди играют очень важную роль в жизни человека. Они помогают тебе в трудной ситуации, выслушивают тебя, дают совет

...