Русская народная песня. З. 43 песни

Олег Данкир
Песни из двух десятков песенников, самый древний из которых сборник песен 1790 года
===========

За горами, за долами Бонапарте с плясунами. Народная песня!!

За горами, за долами
Бонапарте с плясунами
Вздумал вровень стать,
Вздумал вровень стать.
Конь куда с копытом мчится,
Рак туда ж с клешнёй тащится,
И давай плясать,
И давай плясать.
Невпопад пошёл Англезу,
Вздумал, бросив Экосезу,
Польскую пройтить,
Польскую пройтить.
Не видавши пыли русской,
Кверху вздёрнул нос французский
И давай кружить,
И давай кружить.
А сарматы-пустословы
Подыграть ему готовы:
Гостик дорогой!
Гостик дорогой!
Скрипки, басы заревели,
Звонки трубы загремели,
То-то пир горой!
То-то пир горой!
Скоро польским он наскучил,
Музыкантов перемучил,
Сам на Русь пойду!
Сам на Русь пойду!
Там я барыню пройдуся,
Фертом в боки подопруся,
Пляску заведу,
Пляску заведу!
Бородинские заботы
Не отбили в нём охоты
В матушку Москву,
В матушку Москву.
Там мне есть где разойтиться;
А чтобы повеселиться,
Барынь позову,
Барынь позову.
Побывать-то удалося,
Да не так отозвалося, 
Не с кем поплясать,
Не с кем поплясать.
Только проложил дорогу,
Занозил скоренько ногу,
Пришлось отдыхать,
Пришлось отдыхать.
Князь Кутузов помнил слово:
Хоть не скоро, да здорово, 
Старый воробей,
Старый воробей!
Знавши выверты французски
Заиграть велел по-русски
Музыке своей,
Музыке своей.
Наши грянули по-свойски:
Мы не знаем по-заморски,.
Ну-тка казачка!
Ну-тка казачка!
Чуть прослышал корсиканец
Провались проклятый танец;
Даст он мне толчка!
Даст он мне толчка!
То ли дело по-немецки,
Танцовать по-молодецки
Старый Алеманд,
Старый Алеманд!
Эта пляска мне сходнее
И для ног моих сноснее;
Ну, назад, назад!
Ну, назад, назад!
Видно, хват ты из французов,
Говорит ему Кутузов,
Нет, брат, погоди!
Нет, брат, погоди!
Шаркать мастер ты ногою,
Сем попляшем мы с тобою,
Ну-тка выходи!
Ну-тка выходи!
Захотел плясать по-русски,
Присядай-ка по-французски
Ты, Наполеон,
Ты, Наполеон!
Но Бонапарту не до пляски,
Растерял свои подвязки,
Хоть кричать пардон!
Хоть кричать пардон!
Стал он в стороны кидаться,
Мелким бесом извиваться;
Дрогнула нога!
Дрогнула нога!
Его музыки не стало,
Скрипок будто не бывало:
Пляска дорога!
Пляска дорога!
Морганул он Коленкуру:
Сем-ка выкинем фигуру
На цыганский лад,
На цыганский лад.
Бросив пышные ухватки,
По-цыгански, без оглядки,
Шаркнули назад,
Шаркнули назад.
Не соваться было в воду,
Не спросяся прежде броду,
Хвать богатырю!
Хвать богатырю!
Мать Российская держава,
Силы много! Слава! Слава
Белому царю!
Белому царю!
И. М. Коваленский. (1790 1855). 1814 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

За горами, за долами!!

За горами, за долами,
За судейскими крючками
Весь народ пропал!
Как крючки-то нынче ловки
В них совести нет.
У них совести не стало -
Правосудие пропало
От белых бумаг.
А Бориска-то горбатый
Гребет денежки лопатой,
Черт знает за что;
Подбирает все бумажки
Да кладет их возле ляжки
Для выгод своих.
Бирюков был при разряде,
А душа его во аде
Пламенем горит.
Он поставил себе столик
И сидит, словно разбойник,
В железных очках!
==============
Орловская губ. От извочиков. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За Днипром за рекою!!

За Днипром за рекою,
Там староста ходить,
Во руках коня водить
За лычной за повод,
За мочальную обрать.
Он свищит и кличить -
Нихто ни послышал;
Только то слыхала
Белая биреза,
Ветви опустила,
Листья обранила.
За Днипром за рекою
Там Степан ходить,
Ва руках коня водить
За ременный за повод,
За шолковую обрать.
Он свищить и кличить -
Нихто ни послышить.
Только послыхала
Бедна Катерина;
Под елью стояла,
Руки опустила,
Кольцо абранила.
==============
Московские.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За Доном, Доном белая рыба играла..!!

За Доном, Доном
Белая рыба играла.
По бережку перья слала
И сама себе дивовалась.
Что хорошо слала.
Настасьин батюшка
Ко обедне выходил
И становился он на приходе,
И глянет по народу:
И все девушки у винцах,
На мою Настасью белая илма пала,
Белая сниговая
И виковая.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За Доном, за Доном за тихим Дунаем..!!

За Доном, за Доном,
За тихим Дунаем,
За высоким курганом,
Дружинушка ходит,
В руках коня водит
За шелковый повод,
За тесменны узды,
Черкасские седла;
Он и кличет и свищет,
Никто не услышит.
Одна услыхала
Зеленая дубрава,
И та испужалась,
Ветви опустила,
Листья обронила,
И сестре заговорила:
– Сестрица верхушка,
Подымай мои вети,
Бумажные листья. –
За Доном, за Доном,
За тихим Дунаем,
За высоким курганом,
Дружинушка ходит,
В руках коня водит;
Данилушка ходит,
В руках коня водит
За шелковый повод,
За тесменны узды,
Черкасские седла;
Он кличет и свищет,
Никто не услышит.
Одна услыхала,
Настасья услыхала,
И та испужалась,
Ручки опустила,
Золотые перстни обронила,
Сестре сговорила:
– Сестрицы подруженьки,
Подымите мои ручки,
Золотые перстенечки.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За морем синичка не пышно жила

За морем синичка не пышно жила,
Не пышно жила, пиво варивала;
Чёрный дрозд пивоваром был,
Сизый орёл винокуром слыл.

Совушка-вдовушка незваная пришла,
Снигирюшку-милушку за ручку привела.
Стали снегирю мелки пташки говорить
«Что же ты, снигирюшка, не женишься».

«Рад бы я жениться, да некого взять
Взял бы я пернатку — да матка моя,
Взял бы я чечётку — да тётка моя,
Взял бы я синичку — сестричка моя.

Взял бы я галку — косолапая она,
Взял бы я сову — пучеглазая она,
Взял бы я ворону — черномазая она,
Взял бы я кукушку — тоскливая она.

Взял бы я касатку — вертлявая она,
               
Взял бы я сороку — щекотливая она,
Щекотливая она, говорливая она.

Есть за морями перепелёнка,
Та мне ни матушка, ни тётушка,
Ту я люблю и за себя возьму.

Здравствуй хозяин со хозяюшкою».

Смоленский рукописный сборник.
Сборник Розанова.
Русская классическая народная песня
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За окном в тени мелькает русая головка. Вызов!!

За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, моё мученье!
Ты не спишь, плутовка!
Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.
Ты не бойся, если звёзды
Слишком ярко светят;
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!
Если сторож нас окликнет 
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты 
Отвечай, что с братом!
Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!
Я. Полонский. (1819 1898). Музыка А. Даргомыжского и П. Чайковского.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

За окошком свету мало!!

За окошком свету мало,
Белый снег валит, валит.
А мне мама, а мне мама
Целоваться не велит.

Говорит: "Не плачь - забудешь!"
Хочет мама пригрозить.
Говорит: "Кататься любишь,
Люби саночки возить".

Говорит серьезно мама.
А в снегу лежат дворы.
Дней немало, лет немало
Миновало с той поры.

И ничуть я не раскаюсь,
Как вокруг я погляжу,
Хоть давно я не катаюсь.
Только саночки вожу.

За окошком свету мало,
Белый снег опять валит.
И опять кому-то мама
Целоваться не велит.
+++++++++++++++

За рекой на горе лес зелёный шумит. Хуторок!!

За рекой на горе
Лес зелёный шумит;
Под горой, за рекой,
Хуторочек стоит.
В том лесу соловей
Громко песни поёт;
Молодая вдова
В хуторочке живёт.
В эту ночь-полуночь
Удалой молодец,
Хотел быть, навестить
Молодую вдову.
На реке рыболов
Поздно рыбу ловил,
Погулять, ночевать
В хуторочек приплыл.
Рыболов мой, душа!
Не ночуй у меня:
Свёкор дома сидит 
Он не любит тебя.
Не сердися, плыви
В свой рыбачий курень;
Завтра ж, друг мой, с тобой
Гулять рада весь день.
Сильный ветер подул.
А ночь будет темна.
Лучше здесь, на реке,
Я просплю до утра.
Опознился купец
На дороге большой;
Он свернул ночевать
Ко вдове молодой. -
Милый купчик-душа!
Чем тебя мне принять.
Не топила избы,
Нету сена, овса.
Лучше к куму в село
Поскорее ступай;
Только завтра, смотри,
Погостить заезжай!
До села далеко;
Конь устал мой совсем;
Есть свой корм у меня:
Не печалься о нем.
Я вчера в городке
Долго был всё купил;
Вот подарок тебе,
Что давно посулил.
Не хочу я его.
Боль головушку всю
Разломила на смерть,
Ступай к куму в село.
Эта боль пустяки.
Средство есть у меня:
Слова два заживёт
Вмиг головка твоя.
Засветился огонь,
Закурилась изба;
Для гостей дврогих
Стол готовит вдова.
За столом, с рыбаком,
Уж гуляет купец,
А в окошко глядит
Удалой молодец.
Ты, рыбак, пей вино!
Мне с сестрой наливай!
Если мастер плясать:
Петь мы песни давай!
Я с людями люблю
По-приятельски жить.
Ваше дело поймать,
Наше дело купить.
Так со мною, прошу,
Без чинов по рукам;
Одну басню твержу
Я всем добрым людям:
Горе есть не горюй,
Дело есть работай;
А под случай попал 
На здоровье гуляй.
И пошёл с рыбаком
Купец песни играть,
Молодую вдову
Обнимать, цаловать.
Не стерпел удалой,
Загорелась душа,
И как глазом сморгнуть 
Растворилась изба.
И с тех пор, в хуторке,
Никого не живёт;
Лишь один соловей
Громко песни поёт.
А. В. Кольцов (1809 1842). 1840 г. Музыка Е. Климовского и др.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

За рекою за быстрою мужик сено косит..!!

За рекою за быстрою мужик сено косит,
По другую сторонушку девка воду носит,
Она носит, она носит,
Сама бога просит:
– СоздАй, боже, создАй, боже,
Хошь дождика сильна,
Кабы сено комом село,
Коса изломилась! –
За рекою за быстро;ю стояла береза;
Как под этой под березой убитый гвардеец;
Он убитый, не зарезан, копейцом проколон,
Черевёнчатой желеточкой личико покрыто.
Приходила ко гвардею девка горожданка,
Черевёнчату желеточку она открывала,
Она открывала, в лице признавала,
В лице признавала, громко закричала:
– Ой, умру ли, ой, умру ли я, жива не буду!
Пущай меня не хоронят ни попы, ни дьяконы,
Пущай меня похоронят солдаты гвардеи!
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За рекою, за реченькой,
За рекой-то было за быстрою
Не кавыль-травка зашаталася,
Зашатался там добрай моладиц
На чужой дальняй старонушки.
Старана ль, ты мая старонушка,
Старана мая чужадальняя,
Чужадальняя, незнамая,
Незнамая, незнакомая,
Незнакомая спадмасковная!
Не сам ли я на тибе зашел,
Ни сваей волею - ахотаю.
Занесла миня неволюшка,
Неволюшка, служба царская.
Служба царская, гасударская.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За рикою за Нивой было за Нивагаю!!

За рикою за Нивой было за Нивагаю,
За другою за рикой, речкой Пирибрагаю
Ни кавыл ли трава, травушка шатаитца,
Што шатался, валялся задуша моя,
Што задушичка - мил сердешный друг.
Што ни сам зашел, ни сваей ахотаю,
Занисла ж мине, моладца, ниволюшка.
Што ниволюшка - жизь боярская,
Жизь боярская, еще служба царская;
Што ни звезды, звезды с нёба сыпались,
Они сыпались, рассыпалися,
Рассыпалися они па синю ли морю.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные. Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

За тихой рекою, в березовой роще!!

За тихой рекою, в березовой роще
Распустится первый весенний цветок.
И я загадаю желанье попроще
И перекрестившись взгляну на восток.

Окрасится небо багряной зарёю
И вечное солнце над миром взойдет.
И белая птица взлетит над землею
И Божье прощенье с небес принесет.

И белая птица взлетит над землею
И Божье прощенье с небес принесет.
И что-то большое откроется сердцу,
Такое что жизнью моей не объять

И станет спокойно, и сладко, как в детстве
Когда обнимала меня моя мать.
И станет спокойно, и сладко, как в детстве
Когда обнимала меня моя мать.

Молитва святая слезами прольется
Христовой любовью исполнится грусть
И в это мгновенье душа прикоснется
К Великой вселенной по имени Русь.
+++++++++++++++

Заводы мои фабричныи!!

Заводы мои фабричныи,
Еще горямычныи!
Уж и кто эта завод завёл?
Завела этот заводик красна девушка,
Красна девушка, душа Палагеюшка.
Не дастроивши завод, сама в лес пошла,
В лесу-та девушка заблудилася,
На рябинушку она загляделася.
Ты, рябина моя, рябина кудрявая,
Рябина кудрявая, еще кучерявая.
Ты когда росла, когда выросла?
Ты когда ж твела? Когда вытвела?
- Уж я весной твела, я летом вытвела.
Ты не стой, рябина,
Не стой на крутой горе!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Заводы мои, заводушки кирпичные!!

Заводы мои, заводушки кирпичные,
Вы кирпичные, вы недобышные,
Недобышные, горько-горемышные!
Уж и кто вас, заводы, завел наперво?
Заводил-то заводы добрый молодец,
Добрый молодец завел Иван Федорович.
Разорила-то заводы красна девушка,
Красна девушка - душа Палагеюшка.
Разоривши-то заводы, она в лес пошла,
Она в лес пошла, в бор по ягодки,
За малиною, за рябиною.
Во лесу-то девушка заплуталася,
Во шелковой траве Поля заигралася,
На рябинушку она загляделася.
Ты, рябина, моя рябинушка,
Кудрявое славно деревцо!
Ты не стой-ка, не стой на крутой горе,
На крутой горе, на быстрой реке
Близко быстрой реки Волги-матушки.
Как весна придет - с гор вода пойдет,
Тебя с корнем вода вымоет,
Поломает твои сучки-веточки,
Все любезного дружка приметочки,
Унесет ли тебя на желты пески,
На желты пески на макарьевски.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Загоралась во поле ковылушка!!

Загоралась во поле ковылутпка
Неизвестно от чего,
Не от тучи, не от грома,
Не от сильного дождя,—
Загоралась во поле ковылушка
От казачьего ружья.
Поднимались жаркие огонюшки
Под самые небеса,
Подпалили ясному соколику,
Ему правее крыло,
Нельзя, нельзя ясному соколику
По чисту полю летать.
Прилетали к явному соколику
Стадо черных вороньев.
Надсмехались над ясным соколиком,
Называли его вороною.
Ой, да как пройдет мое горе-кручинушка,
Посмеюсь над вами я,
О трощу я свои быстры крылушки,
Взовьюсь выше облака,
Разобью я стадо черных вороньев,
Перебью всех до единого».
Не во времечко вот бы наш
Степанушка
Сидел во неволюшке,
Он кричал, шумел, наш
Степанушка,
Громким голосом своим:
Уж вы братцы, вы мои товарищи,
Не покиньте вы меня,
При моем-то горе, при кручинушке,
При несчастьице большом.
Пригожусь вам в недоброе времечко
Грудью белою своей!
Отстоим же мы, братцы товарищи,
Жизню вольную, свободную».
Листопадов. 1937 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Загорися, мой терем!!

Загорися, мой терем
Со широким со двором!
Сохрани, боже, помилуй,
Один дедушкин овин:
У овине дворянин
Коровать сгородил,
Рукавицы позабыл.
Рукавицы на полице,
Еще скляницу вина
Да четыре калача.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Заздравный кубок!!

Кубок янтарный
Полон давно —
Пеною парной
Блещет вино.
Света дороже
Сердцу оно;
Но за кого же
Выпью вино?
Пейте за славу,
Славы друзья,
Бранной забавы
Любить нельзя:
Это веселье
Не веселит,
Дружбы похмелье
Грома бежит.
Жители неба,
Феба жрецы!
Здравие Феба
Пейте, певцы!
Резвой Климены
Ласки беда,
Ток Ипокрены,
Други, вода.
Пейте за радость
Юной любви,
Скроется младость,
Други мои!
Кубок янтарный
Полон давно.
Я, благодарный,
Пью за вино!
1816 г. А. С. Пушкин. Есть несколько вариантов. В 1848 г. Музыка М. И. Глинки.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Заинька по сеничкам ходил, гулял, гулял!!

Заинька по сеничкам ходил, гулял, гулял,
Серенький по новеньким разгуливал-гулял.
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути.
У каждых у ворот по три сторожа стоят,
Ключики-замочки по карманам разнесли.
Не хочу камки, золотой парчи,
Хочу ситчику полосатенького,
Беру девушку расхорошенькую!
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Зайка!!

Ходит зайка по саду, по саду.
Щиплет зайка лебеду, лебеду.

Он и в рот-то не берёт, не берёт.
Он по ясли всё несёт, да несёт.
+++++++++++++++

Зайчики. Вышли зайки погулять. Пляска!!

Вышли зайки погулять,
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок, Прыг-скок,
Свои лапки поразмять.

Ой-ой-ой, какой мороз,
Отморозить можно нос!
Прыг-скок, Прыг-скок,
Отморозить можно нос!

Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать,
Прыг-скок, Прыг-скок,
Свои лапки согревать!
+++++++++++++++

Зайчики. Из-за ёлок на опушкею Пляска!!

Из-за ёлок на опушке
Чьи-то выглянули ушки.
Сколько маленьких зайчат
Здесь под ёлкою сидят.

Мы попрыгаем у ёлки
Не страшны нам злые волки
ПрыгАй, прыгАй, скок, скок, скок.
Белый маленький зверёк.

Лапки наши мы согреем,
Их погладим поскорее.
На дворе большой мороз,
Отморозить можно нос.

Зайка, зайка берегись,
И лисе не попадись.
Ты зайчишка не гадАй,
И быстрее убегай.
+++++++++++++++

Залетная пташечка, горькая кукушечка..!!

Залетная пташечка, горькая кукушечка!
Ты куды, куды летишь, куды бог тебя несет?
– Я лечу, лечу, лечу во угожие места,
Во угожие места, во ракитова куста;
Кабы кустик та не мил, соловей гнезда не вил,
Малых деток не водил,
По клеточкам не сажал.
Гарнадеров снаряжал
Гарнадер поручик,
Сизенький голубчик;
Ходил гулял по горам,
Свое горе забавлял,
Сударушки не видал.
– На дворе мороз трескуч,
Сударушка, не тоскуй:
Я опять буду в Москву.
Морозы студёные,
Шинели зелёные,
На дворе морозно –
Стоять не возможно;
Смена мово милого
С караула крепкого;
Караулы крепки,
Перемены редки.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Зальюся слезой!!

Зальюся слезой
Мальчик маладой!
Люблю девушку -
Ее здеся нет!
Ее здеся нет -
Живет далеко!
Меж гор высако
Састрою тирём,
Састрою тирём
Ca красным акном.
Ва этом терему
За (дубовым) сталом
Две девушки сидят -
Тонки платья шьют,
Мила дружка ждут.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Замучен тяжелой неволей!!

Замучен тяжелой неволей,
Ты славною смертью почил..
В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил..

Служил ты недолго, но честно
Для блага родимой земли..
И мы – твои братья по делу –
Тебя на кладбище снесли..

Наш враг над тобой не глумился,
Кругом тебя были свои.
Мы сами, родимый закрыли
Орлиные очи твои..

Не горе нам душу давило,
Не слёзы блистали в очах,
Когда мы, прощаясь с тобою,
Землей засыпали твой прах.

Нет, злоба нас только душила,
Мы к битве с врагами рвались
И мстить за тебя беспощадно
Над прахом твоим поклялись!

С тобою одна нам дорога:
Как ты, мы в острогах сгнием.
Как ты, для народного дела
Мы головы наши снесем.

Как ты, мы, быть может, послужим
Лишь почвой для новых людей,
Лишь грозным пророчеством новых,
Грядущих и доблестных дней..

Но знаем, как знал ты, родимый,
Что скоро из наших костей
Подымется мститель суровый,
И будет он нас посильней!.

Г. А. Мачтет (1852 1901). 1876 г. Песня посвящена замученному в остроге студенту чернышёву.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Зарадился травин сын!!

Зарадился травин сын
У матушки адин,
Адин, адин, адин,
Адинёхунёк-адин.
Паехал травин сын
На васьмёрычке адин,
Адин, адин, адин,
Адинёхунёк-адин.
Заехал травин сын
Ва царев кабак адин,
Адин, адин, адин,
Адинёхынёк-адин.
Как и взял жа травин сын
Палведра вина адин,
Адин, адин, адин,
Адинёхунёк-адин.
==============
Архангельская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Заря моя, зорюшка, да заря белая..!!

Заря моя, зорюшка,
Да заря белая,
Игра девичья!
Играть хочется,
Слезы котятся, –
Играть не велят,
Все заказывают,
Заговаривают.
Я украдуся,
Наиграюся,
Я тишком,
Лужком,
Со милым дружком,
Вечеринкою,
Со лучинкою.
По мосту, мосту
По калиновому,
По другому мосту
По малиновому,
По третьему мосту
Бояре ехали,
Да бояре глупые,
Неразумные,
Нерассудливые,
Беспорядливые,
Недогадливые.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Заря моя, зорюшка, что ты рано узошла..!!

Заря моя, зорюшка,
Что ты рано узошла?
Калина с малиною
Рано, рано расцвела.
На ту пору матушка,
Мати сына родила.
Не собравшись с разумом,
Во солдаты отдала!
Не чаяла матушка
Своего сына избыть –
Сбыла, сбыла матушка
За единый за часок!
Поехал мой батюшка
Во новенький городок,
Купил, купил батюшка
Легкое суденушко,
Пустил, пустил батюшка
На сине море гулять.
Увидала матушка
С высокого терема,
Возгаркнула матушка
Громким голосом своим:
– Дитя ль мое, дитятко,
Воротися, милое!
– Сударыня матушка,
Теперь воля не моя,
Против воды, матушка,
Суденушко не плывет,
Против ветру буйного
Белый парус не стоит!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Заходили чарочки по столику!!

Заходили чарочки по столику!
Заплясали молодцы по горенке!
Гей, жги, говори,
Договаривай!
Старые деды вприсядку пошли,
А старухи подрумянились!
Гей, жги, говори,
Договаривай!
Хор:
Гей, жги, говори,
Договаривай!
Из оперы А. Верстовского Могила (1833). М. Я. Загоскин. Либретто Аскольдова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Зачем вы девочки, красивых любите!!

Ромашки спрятались, поникли лютики
Когда застыла я от горьких слов
Зачем вы девочки красивых любите
Непостоянная у них любовь
Зачем вы девочки красивых любите
Непостоянная у них любовь

Сняла решительно пиджак наброшеный
Казаться гордою хватило сил
Ему сказала я: «Всего хорошего»
А он прощения не попросил
Ему сказала я: «Всего хорошего»
А он прощения не попросил

Ромашки сорваны, завяли лютики
Вода холодная в реке рябит
Зачем вы девочки красивых любите
Одни страдания от той любви
+++++++++++++++

Зачем ты, разносчик, на окна глядишь. Разносчик!!

Зачем ты, разносчик, на окна глядишь
Под бременем сладостной ноши?
Зачем ты мне голосом звонким кричишь:
Пельсины, лимоны хороши!?
Не увлекай меня красой
Плодов привозных из чужбины!
Ах, сердца, полного тоской,
Не уврачуют апельсины.
Зачем же, разносчик, на окна глядишь
Под бременем сладостной ноши?
Зачем ты мне голосом звонким кричишь:
Пельсины, лимоны хороши!?
Скажу тебе, мой друг, тайком:
Желал бы лакомств я отведать,
Но денег нет, живу чайком,
Давно уж не на что обедать.
Зачем же, разносчик, на окна глядишь
Под бременем сладостной ноши?
Зачем ты мне голосом звонким кричишь:
Пельсины, лимоны хороши!?
Ты знаешь ли, моя душа,
Что значит быть судьбой убиту?!
Когда в кармане ни гроша
И в ближней лавке нет кредиту.
Зачем же, разносчик, на окна глядишь
Под бременем сладостной ноши?
Зачем ты мне голосом звонким кричишь:
Пельсины, лимоны хороши!?
Рыбинский рукописный сборник. Переделка романса А. Д. Улыбышева «Напрасно». 1860 г.
+++++++++++++++

Зашаталась, замоталась в поле травушка..!!

Зашаталась, замоталась в поле травушка..
Замотался, замотался добрый моладец.
Пришатнулса, примотнулса к тихому Дону.
Ён васкрикнул, йон возгаркнул громким голосом:
Йюж вы братцы мои, братцы пиривощики!
Пирвизитя мине, братцы, чириз тихай Дон,
Пиривизити мине, братцы, вы калясочку,
Вы визитя мине, братцы, вы сабор церкву,
Причаститя мине, братцы, исповедайте!
Схаранитя мине, братцы, между трех дорог:
Промеж Киевской, Московской, промеж Питерской.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Зашумела, разгулялась в поле непогода. Песня!!

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом.
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюца,
Если молодца в свой терем
Ждёт краса-подруга.
Уж как встретит она гостя
Утренней зарёю,
Обоймёт его стыдливо
Белою рукою,
Опустивши ясны очи,
Друга приголубит.
Вспыхнет он и холод ^ночи,
И весь свет забудет.
И. С. Никитин (1824 1861). 1856 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Звёзды ясные, звёзды прекрасные!!

Звёзды ясные, звёзды прекрасные
Нашептали цветам сказки чудные,
Лепестки улыбнулись атласные,
Задрожали листы изумрудные.
И цветы, опьянённые росами,
Рассказали ветрам сказки нежные,
И распели их ветры мятежные
Над землёй, над волной, над утёсами.
И земля, под весенними ласками
Наряжаяся тканью зелёною,
Переполнила звёздными сказками
Мою душу, безумно влюблённую.
И теперь, в эти дни многотрудные,
В эти тёмные ночи ненастные,
Отдаю я вам, звёзды прекрасные,
Ваши сказки задумчиво-чудные!
К. М. Фофанов (1862 1911). 1887 г. Стихотворение не раз перекладывалось на музыку В. Калинниковым, Черепниным и др.
+++++++++++++++

Звенит звонок, и тройка мчится. Свидание через пятнадцать лет!!

Звенит звонок, и тройка мчится.
Несётся пыль по столбовой;
На крыльях радости стремится
В дом кровных воин молодой.
Он с ними юношей расстался,
Пятнадцать лет в разлуке жил;
В чужих землях с врагами дрался,
Царю, отечеству служил.
И вот в глазах село родное,
На храме божьем крест горит!
Забилось сильно ретивое,
Слеза невольная блестит.
Звени, звени, звонок, громчее!
Лихая тройка, вихрем мчись,
Ямщик, пой песни веселее!
Вот отчий дом. Остановись!
Звонок замолк, и пар клубится
С коней ретивых, удалых;
Нежданный гость под кров стучится,
Внезапно входит в круг родных.
Его родные не узнали,
Переменились в нём черты;
И все невольно вопрошдли:
Скажи, служивый, кто же ты? 
Я вам принёс письмо от сына,
Здоров он, шлёт со мной поклон;
Такого ж вида, роста, чина,
И я точь-в-точь две капли он. 
Наш сын! наш брат! тогда вскричали
Родные, кровные его;
В слезах, в восторге обнимали
Родного гостя своего.
Г. Малышев. 1848 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Звонкая дерива купарисова..

Эту песню поют, когда жениха хотят благословлять ехать за невестой пред венцом. Ежели и матери нет, то поют два раза, только вместо: батюшки – матушки .
Обыгравши всех родственников, посадят за стол и начинается обед. Песни прекращаются. После обеда встают и опять заигрывают.

Звонкая дерива купарисова,
Нету яво звончея да во всем бору:
Умная дитятка да Денис у нас,
Нету яво юмнея да во всем роду.
Тучаю пыдхадил ён ка гораду,
Громкаим громам ва широкай двор,
Сокалом ва акошечкя да залётавал.
Захватывал Денис Авдотью в тириму,
Захватывал Федорович Палагевну в тириму:
– Шта жи ты, Авдотья, одна в тиряму? –
– Права, сударь Денис, я одна в тириму,
Поверь богу, Федорович, однёшинькя.
Батюшка с матушкой к обедни пашли,
Родимые братцы за охотою,
Любимаи сестрицы на гульбу пошли.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Звонче жаворонка пенье!!

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив.
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
А. К. Толстой (1817- 1875). 1858 г. Музыка А. Рубинштейна, Н. Римского-корсакова и др.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Зеленая вишенка!!

Зеленая вишенка
Да и сладкая ягодка!
Да и кто же у нас вишенка?
Да и кто у нас ягодка?
Вишенка - да и Павлушка,
Ягодка - Иванович!
- Да братцы-товарищи,
Что я вам за ягодка,
Что я вам за вишенка?
Я у вас да и Павлушка,
Я у вас Иванович.
Вишенка - в зеленом саду,
Ягодка во сыром бору.
А я рос у батюшки
Да служил у матушки.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Зеленое мое виноградье!!

Зеленое мое виноградье,
Уж я день над тобой стояла,
Уж я с батюшкою речь говорила:
- Не отдавай меня, батюшка, младу замуж,
Не гонися, родимой мой, за богатством.
Не с богатством жить - с человеком,
Не с высокими хоромами - с советом.
Зеленое мое виноградье,
Уж я день над тобой стояла,
Уж я с матушкою речь говорила:
- Не отдавай меня, матушка, младу замуж,
Не гонися, родимая моя, за богатством,
Не с богатством жить - с человеком,
Не с высокими хоромами - с советом.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Земелюшка-чернозём!!

Земелюшка- чернозём, земелюшка- чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка- черонозём.

Тут берёзка выросла, тут берёзка выросла,
Выросла, выросла, тут берёзка выросла.
На березке листочки, на березке листочки,
Листочки, листочки, на березке листочки.

Земелюшка- чернозём, земелюшка- чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка- черонозём.

Под березкой травушка, под березкой травушка,
Травушка, травушка под березкой травушка
На травушке цветики, на травушке цветики,
Цветики, цветики, на травушке цветики

Земелюшка- чернозём, земелюшка- чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка- черонозём.

Рвали цветы со травы, Рвали цветы со травы,
Со травы, со травы, Рвали цветы со травы.
Плели венки из цветов, Плели венки со цветов,
Из цветов, из цветов, Плели венки из цветов.

Земелюшка- чернозём, земелюшка- чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка- черонозём.
+++++++++++++++

Земля-матушка!!

Ой, да выйду я во поле широкое.
Распущу я русу косаньку.
Подниму глаза во небо синее
Погляжу как летают птицы.

Подниму я руки белые
И взлечу над чистым полем.
Посмотрю я на Землю - Матушку.
Поклонюсь низко ей родимой.

Ты лети - лети над землёю
Лебедь - птица, белокрылый.
Расскажи о Земле - Матушке
Братьям, сёстрам моим, да милым.

Нежно - нежно её обнимем мы
И со льёмся с её дыханием.
Ты прости! Ты прости Земля - Матушка,
И прими нашу любовь!

Земля - Матушка.
Земля - Матушка.
Земля - Матушка.
+++++++++++++++

Зимой, летом сосенушка была зелена..!!

Зимой, летом сосенушка была зелена.
У пятницу Надеждушка была весела,
В субботу головушку гладила,
В воскресенье к венцу шла, плакала,
Родимой матушке своей сказывала:
– Не жалостлива, сударыня матушка, до меня:
Отдает меня молоду от себя;
Остаются три садика без меня,
Остаются три зеленые, все цветут.
Вставай, вставай, моя матушка, раненько,
Поливай все цветики частенько,
Утренней и вечерней зарею,
А сверх того горючею слезою. –
У нас нынче не похожая неделя,
У нас нынче все тайное сватанье:
Засылает Иван сударь все сватов,
Засылает Романович все послов
Запрягать семь коней вороных, осьмой воз,
А девятый повозничек,
Чтоб скорей лез,
А десятый скоморошничек,
Чтобы играл от села до села:
– ИгрАй, игрАй, скоморошничек, от села до села,
Чтобы наша Надеждушка была весела,
Чтобы наша Васильевна завсегда.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Знать, меня матушка в горе носила..!!

Знать, меня матушка в горе носила,
В горе носила, несча;стну роди;ла.
Отдала матушка не за мило;ва.
Не за милова, за посты;лова.
Хотела матушка часто езжати,
Часто езжати, подо;лгу гостити.
Лето проходит, матушки нету,
Друго проходит, сударыни нету,
Треть настало – матушка едет.
Встречу я матушку се;реди поля.
Се;реди поля, середи чисто;ва.
Тут меня матушка не узнава;ла
– Что это за баба, что за старуха? –
Подойду ближе, поклонюсь ниже:
– Я не баба, я не старуха,
Я твоя, матушка, милая дочка!
– Ах, мое дитятко, ах, мое мило!
Куды девалося белое тело?
Куды пропали алые румяны?
– Белое тело на шелковой плети!
Плетка свистнет, слезы то брызнут,
Слезы то брызнут, румяна то смоют.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++