Русская народная песня. Ж. 11 песен

Олег Данкир
Песни из двух десятков песенников, самый древний из которых сборник песен 1790 года
===========

Жавароночек, живароночек, ну мой молоденькяй..!!

Живароночек, живароночек, ну мой молоденькяй,
Мой молоденькей, ну расхорошенькяй,
Ты на што жи, для чаво рано вывился?
Ты на што жи, дли чаво молод вылятал,
Молод вылятал из тяпла из гнязда,
Из тяпла из гнязда вы тямны вы ляса,
Из тямных лясов ны праталинку,
Сы праталинки слятал ны дарожунькю,
Сы дарожуньки на круты горы,
Сы крутых та горов на жалты пяски,
Сы жалтых то са пясков на дарожунькю.
Што па то ли пы дарожуньки тут шли плотнички,
Тут шли плотнички бистапорнички.
Они строили, ну, церкву славнаю,
Церкву славнаю, семиглавнаю.
На васьмой то на главе хрест сиребряный,
На хрясту вот сидить вольныя пташечкя,
Вольныя пташечкя, живароначек.
Высако то он сидить, далеко глидить,
Чириз лес глядить на сине моря.
По синю то вить по морю два кораблика,
Два кораблика, третья лотачкя,
Третья лотачкя изукрашина,
Изукрашина залатым сукном.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жавароночик мой молодинькяй..!!

Живароночик мой молодинькяй,
Мой малодинькяй, расхорошинькяй,
Ты зачем, зачем рано вылятал,
Рано вылятал сы тяпла гнязда,
Сы тяпла гнязда на пратаинку,
На пратаинку, на пригрев солнца,
На пригрев солнца, на жалты пяски?
Как йю нас, братцы, вы святлой Руси,
Вы святлой Руси, в каминной Маскве,
Там стоить, стоить башня славная,
Башня славная, семиглавная.
На восьмой главе крест серебринАй,
На кресте сидить живароначик,
Высако сидить, даляко глядить,
Даляко глядить на синё моря.
На синем мори девки мылися,
Девки мылися и белилися,
И белилися, и румянились.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жавороночик, ой да жавороночик размолоденькой!!

Жавороночик, ой да жавороночик размолоденькой,
Размолоденькои, ой, расхорошенькой!
Ты воспой, ты воспой на крутой горе,
На крутой на горе, весной на проталинке,
На проталинке, на прогалинке.
Там стоит тюрьма, тюрьма новая,
Дверь дубовая, цепь железная.
Да в той во тюрьме сидят два невольничка,
Да не год сидят, ровно два года,
Ровно два года, ровно три года.
На четвертый-то год стал письмо писать,
Стал письмо писать к отцу, к матери.
Отец с матерью испужалися,
От свово сына отказалися:
- Как в нашем роду воров не было,
Ни воров, ни плутов, ни разбойничков!
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жалко, жалко того времечка, которое прошло!!

Жалко, жалко того времечка, которое прошло:
Наступает злое времячко, жарок сенокос.
Не пущают меня, молодца, во всю ночь гулять.
Хоть и пустят разудалого - всё сушусь, крушусь;
Сушусь, крушусь, разудаленький, знаю от чего.
Моя-то размилая живёт далеко,
Живет милая далеко - на той стороне,
На той на сторонушке, меж гор высоких.
Промеж гор высокеих нов терем стоит.
Моя-то размилая под окном сидит.
Шьёт моя любезная милому платок.
Как бы были златы крылышка, слетал бы я к ней,
Слетал бы к разлапушке, побаял бы с ней.
Спросил бы у любушки - любишь или нет?
Коли любишь, милая, возьму за себя.
А не любишь, милая, сам лишу себя.
Закроются мои глазоньки темной темнотой,
Засыплются резвы ноженьки желтым песком,
Зарастет моя могилушка травой-муравой!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жил был курилка..!!

Жил был курилка ,
Жил был голубчик.
Не умри, голубчик!
Шейка тоненька,
Не умри курилка,
Душа коротенька.
У голубя золотая голова,
У голубки позолоченая.
У Якова хороша была жена,
Свет Домнушка душа.
Съезжались Якова друзья,
Дивовались Якова жене:
– Кабы, братцы, да моя была жена,
Я бы летом во колясочке возил,
А зимою студяною во писаных санях,
На ямских кучерах, на донских лошадях.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жил жилец - на кусточке дворец!!

Жил жилец - на кусточке дворец,
У него пять овец,
Телочка пестра - мне сестра,
Беленький бычок - мне братец.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жил на свете русский царь!!

Жил на свете русский царь,
Разнемецкий государь.
Он крестьянскому народу
Волю обещал!
Волю обещал!
Чтобы каждый селянин,
Как теперя дворянин,
От работы подневольной
Век не горевал!
Век не горевал!
Чтоб его ни бить, ни сечь,
Обдирая шкуру с плеч,
Ни помещик, ни чиновник
Белее не мог,
Более не мог.
Чтобы он землей владел,
И пошли ему в надел
Те поля, за что платил он
Барину оброк,
Барину оброк!
Обещал то царь легко,
Но уехать далеко
На посуле, как на стуле,
Видно, захотел,
Видно, захотел!
Думал: «Глуп мужик все съест!»
И составил манифест,
Что ни в толк взять, ни понять
Никто не сумел,
Никто не сумел!
Ну, чиновники читать
Да крестьянам толковать,
Что та новая неволя
Волюшка и есть,
Волюшка и есть!Воля вольная нищать,
Да под розгами пищать,
Да начальству грош последи
Со слезами несть,
Со слезами несть!
Призадумался народ,
Чует, кто-нибудь да врет,
Иль начальство надувает,
Или самый царь,
Или самый царь!
Что за воля без земли?
Чтобы барщину несли
И оброк крестьяне также,
Как водилось встарь?
Как водилось встарь?
Это что-нибудь не так,
И попалися впросак
Те крестьяне, что судили
О делах своих,
О делах своих!
По селам без дальних слов,
Как прямых бунтовщиков,
Стала сечь их и тиранить
Стая становых,
Стая становых!
Ну, сзывать на них полки
Да водить солдат в штыки,
Чтоб по старому порядку
Все водилось вновь,
Все водилось вновь!
Напроказил царь-отец!
На Руси, с конца в конец,
Из-за царского обмана
Пролилася кровь,
Пролилася кровь!
Надо, значит, для крестьян,
Чтоб народ за волю сам
Дружно — миром, волостями,
В одно время встал,
В одно время встал!
Надо, значит, чтоб солдат
Помогал ему, как брат,
И, не слушая приказа,
В него не стрелял,
В него не стрелял!
Свободные русские песни. Кронштадт, 1863 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Жил я у пана первое лето!!

Жил я у пана первое лето,
Выжил я у пана белого барана.
Мой баран - по горам.
Жил я у пана другое лето,
Выжил я у пана серую утку.
Моя утка - водомутка.
Жил я у пана третье лето,
Выжил я у пана черную курку.
Мой баран - по горам,
Моя утка - водомутка,
Моя курка - чернохолка,
По двору ходит, цыплят водит;
Хохол раздымает, пана потешает.
Курочка-хохлатка - кудах-тах-тах!
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жила была Дуня. Дуня-тонкопряха!!

Жила была Дуня,
Дуня тонкопряха, пряха, пряха
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Купили Дуняхе
Три пуда кудели, дели, дели.
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Как из той кудели
Пряла три недели, дели, дели,
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Стала Дуня ткати,
Шилом протыкати, кати, кати
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Челнок уронила,
Семь баб задавила, вила, вила.
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Стала она шити,
Топором рубити, бити, бити
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Семь рек исходила,
Холста не смочила, чила, чила.
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Смочила холстище, тище, тище
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Как навстречу Дуне
Косой Афанасий, насий, насий
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Бог на помощь, Дуня,
Рогожу мочити, чити, чити!»
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Косая ты рожа!
Это не рогожа, гожа, гожа».
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Тонкие полотна
Мужу на рубаху, баху, баху».
Дуня ль моя, Дуняха,
Дуня-тонкопряха!
Смоленский рукописный сборник.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Жил-был молодец во своей деревне!!

Жил-был молодец во своей деревне,
Не видал веселья.
Заросла моя деревня полями и долами,
И крутыми берегами.
По задворью сударушка ходила,
Водицу носила:
Коромысло кипарисно, ведерцы дубовы,
Обручья вятловы.
Коромыслице гнется, свежа вода льется.
Детинушка бел, кудряв из окошечка смотрит,
Ничего не молвит.
Тяжко, тяжко воздыхает,
Горько, слезно рыдает:
- Кабы ты, моя сударушка, не эдак ходила,
Не эдак ходила, иных не любила.
==============
Тверская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Жил-был у бабушки серенький козлик!!

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Фить как! вот как! серенький козлик!
Фить как! вот как! серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Фить как, вот как!
Очень любила!
Фить как, вот как!
Очень любила!
Захотелося козлику в лес погуляти,
Захотелося козлику в лес погуляти,
Фить как! вот как! в лес погуляти!
Фить как! вот как! в лес погуляти!
Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки,
Фить как! вот как! серые волки.
Фить как! вот как! серые волки.
Серые волки козлика съели,
Серые волки козлика съели.
Фить как! вот как! козлика съели.
Фить как! вот как! козлика съели.
Оставили бабушке рожки да ножки,
Оставили бабушке рожки да ножки.
Есть у И. С. Тургенева в комедии «Месяц в деревне» (1850). В песенниках появляется, начиная с 1855 г. Автор неизвестен.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++