Русская народная песня. Д. 59 песен

Олег Данкир
Песни из двух десятков песенников, самый древний из которых сборник песен 1790 года
===========

Да не пыль в поле пылит!!

Да не пыль в поле пылит, меж дубравушек шумит;
Меж дубравушек шумит, француз армию валит.
Француз к мосту подъезжает, генералам он грозит:
- Уж вы, братцы генералы, мы войдем в вашу Москву,
Во ногах вас потопчу, золоты кресты сорву!
Не достанется собаке во ногах нас потоптать,
Во ногах нас потоптать,
Золотых крестов сорвать!
Не ясен сокол летает, граф Паскевич разъезжает
На своем борзом коне, он приказывает:
- Уж вы бейтесь, братцы, не робейте,
Кровь до капли проливайте!
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да не темная, не зеленая дубрава..!!

Да не темная, не зеленая
Дубрава,
Ой ляли, али ляй, али, дубрава.
Да не гордая, не спесивая
Палагея.
Не знала она, што с гордости
Затеять.
Затеяла 'на затеюшку
Большую:
Запрудила 'на широки пруды
Перстнями,
Запрудила 'на широки реки
Платками,
Поставила ’на стороженек
На броду:
– Вы стойте, мои стороженьки,
Страженьку;
Тут будить ехать сходатой сват
С поездом. –
Не доехавши, с ворона коня
Слезаить,
Не дошедши, он востру саблю
Вымаить.
Он и хочить ли стороженьку
Срубити.
– Не для тебя стороженька
Стояла,
Не для тебя, Палагеюшка
Рождена,
Не для тебя Григорьевна
Вскормлена, –
Да не гордая, не спесивая
Палагея
Не знала она, што с гордости
Затеять.
Затеяла ’на затеюшку
Большую.
Запрудила 'на широки пруды
Перстнями;
Запрудила 'на широки речки
Платками,
Поставила ’на стороженек
На броду:
– Вы стойте, мои стороженьки,
Страженьку;
Тут будет ехать Сергей сударь
С поездом;
Тут будить ехать Андреянович
С красным. –
Не доехавши, с ворона коня
Слезаить,
Не дошедши, он востру саблю
Вымаить;
Он хочить ли стороженьку
Срубити.
– Вот для тебя стороженька
Стояла,
Вот для тебя Пелагеюшка
Рождена,
Вот для тебя Григорьевна
Вскормлена.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да посею ж я лебеду!!

Да посею ж я лебеду
Да середь зимы на ляду.
Поеду ж я посмотрю
На свою раннюю лебеду.
На ранней-то лучше всего,
На поздней-то нет ничего.
На ранней-то жнецы жнуть,
На поздней-то - журавли.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да посеяли девки лен, лен!!

Да посеяли девки лен, лен,
Да посеявши, пололи, пололи,
Да белы руки кололи, кололи,
Да Иванушку манули, манули.
Да Иванушка-щеголек, щеголек
Да повадился во ленок, во ленок,
Да и весь-то лен притоптал, притоптал,
В быстру речку побросал, побросал.
Во быстрой речке конь стоял, воду пил,
Да копытцем землю бил, землю бил,
Да пробил землю до песка, до песка,
Да до белого камушка, камушка.
Да во том камне огню нет, огню нет,
В моем муже правды нет, правды нет:
На чужой жене башмачки, башмачки,
Да своей жене лаптей нет, лаптей нет!
Я своей жене ашмётки, ашмётки:
- Ты носи, жена, наблюдАй, наблюдАй,
Да по праздникам надевАй, надевАй,
По праздникам обувАй, обувАй,
По пятницам, середам, середам,
По субботам, четвергам, четвергам!
Я сама мужу отплачу, отплачу:
Я сошью мужу рубашку, рубашку
Я из тонкого полотна, полотна,
Из крапивного листа, из листа.
- Ты носи, муж, наблюдАй, наблюдАй,
По праздникам надевАй, надевай!
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да рябина, рябинушка..!!

Да рябина, рябинушка,
Да рябина кудрявая,
Еще качурявая.
Как тебе ж, рябинушка,
Как тебе не скучится,
На болоте стоючи?
Молодая молодушка,
Марфа Кузминична!
Как тебе не стошнится,
За старым жиемчи?
– Положу же я
Свово старово
Среди же я погреба.
Накрою соломою,
Подложу огонушку,
Зажгу я соломушку!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да ты глупая, неразумная, красна девушка!!

Да ты глупая, неразумная, красна девушка!
Полюбила она молодчика себе бравого.
Полюбивши, она за рученьку взяла, повела
Повела она во новую свою горницу,
Положила спать на тесовую свою кровать,
А сама пошла во зеленый сад-садик погулять.
Позабыла она соловьюшке свому приказать:
- Соловей ты мой, соловьюшко молодой,
Не пой, не пой, соловьюшко, рано по заре,
Не буди ж ты мово милого в новой горнице.
Как милой всеё ночушку, ночушку не спал,
Он со мною, с красной девушкой, всю ночь прогулял.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Да што болить то, болить буйная голоушка..!!

Да што болить то, болить буйная голоушка,
Што щемить то щемить мое ретивое серцо
Ни па батюшке, ни по матушки,
Па сваму то горю велекаму,
Пра сваво дружка, дружка сердешнава.
И я паласи, пирипаласи,
Я давно с дружком ни видаласи.
Я юувидилася, я взрадаваласи,
Ох, да начавать дружку свово йюгаваривала:
– Йюж ты миленькАй, мил сердешнай друг,
Ты начуй, миленькяй, начуй хушь адну начку!
– И ты глупая, ты ниразумная,
Ох, да ниразумная красная девушка,
И я рад бы начавал хушь ба две ночи,
Я баюсь та, я баюсь я всиё ночь прасплю.
– Ты ня бось та, ня бось, мил сердешнай друг,
Я сама та встану, тибе, мой друг, разбужу.
– Ты вставАй, вставАй, мил сердешнай друг,
Вот и все та палки, палки сы Масквы пашли,
То твая рота, рота ва пирёд пошла,
То тваво то коня в паваду вядуть,
Што тваю то сядло, сядло на вазу вязуть,
Што тибе то, мой друг, во мяртвых пишуть.
– Ни пишитет в мяртвых мине, пишите в живности.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Давело это гулянье да канца!!

Давело это гулянье да канца -
Что везут, везут в солдаты молодца.
Вот сказали, что в солдатах хорошо!
Во солдатушках невольное житье:
По три денежки во суточки дают,
По сто лозанцов во спинушку кладут
Вот кладут, кладут, приговаривают.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дайте коня мне!!

Ой, что то мы засиделись братцы ,
Не пора ли нам разгуляться
Русь молодая , силы немерено,
Дайте коня мне да добрый меч.

Ратью пойдём да погоним ворага
Русь молодая сердцу дорога
Да не пристало нам сидеть по хатам
Дайте коня мне да добрый меч

Было это братцы давным давно
Чёрные силы пошли войной
А мы не знали не ждали не ожидали
Жили любили детей рожали

Их сорок тысяч сороков
Русь не видала таких врагов
А мы не знали не ожидали
Жили любили детей рожали

И полыхнули терема да хаты
Бабы плачь да малы ребята
А мужики все брат за брата
вышли за Родину воевать

Ой что то мы засиделись братцы
Не пора ли нам разгуляться
Русь молодая , силы немерено ,
Дайте коня мне да добрый меч

Ратью пойдём да погоним ворага
Русь молодая сердцу дорога
Да не пристало нам сидеть по хатам
Дайте коня мне да добрый меч

Так в наши хаты пришла беда
Жаркая сеча была тогда
А мы не знали не ожидали
Жили любили детей рожали

Ой да не уж то Русская рать
Не постоит за Родину мать
Били рубили ворога топили
И победили чёрную рать

И засияло небо голубое
Полная чаша мира да покоя
А кто пожалует к нам с войной
Дайте коня мне да добрый меч

Ой что то мы засиделись братцы
Не пора ли нам разгуляться
Русь молодая , силы немерено ,
Дайте коня мне да добрый меч

Ратью пойдём да погоним ворага
Русь молодая сердцу дорога
Да не пристало нам сидеть по хатам
Дайте коня мне да добрый меч

И засияло небо голубое
Полная чаша мира да покоя
А кто пожалует к нам с войной
Дайте коня мне да добрый меч

Ой что то мы засиделись братцы
Не пора ли нам разгуляться
Русь молодая , силы немерено ,
Дайте коня мне да добрый меч

Ратью пойдём да погоним ворага
Русь молодая сердцу дорога
Да не пристало нам сидеть по хатам
Дайте коня мне да добрый меч

И засияло небо голубое
Полная чаша мира да покоя
А кто пожалует к нам с войной
Дайте коня мне да добрый меч

Ой что то мы засиделись братцы
Не пора ли нам разгуляться
Русь молодая , силы немерено ,
Дайте коня мне да добрый меч

Ратью пойдём да погоним ворага
Русь молодая сердцу дорога
Да не пристало нам сидеть по хатам
Дайте коня мне да добрый меч
+++++++++++++++

Далина, далинушка!!

На этай далинушки стаяли палаты.
У этих у палатах живет князь Волконскай.
У нево был Ванюша перьвой клюшничик,
Молодой княгини - палюбовничик ее.
Жил Ванюша с княгиней три года.
У четвертом году, верно-й, князь доведалси
Через тоё через шельму, через Ванюшину первую любовницу.
Посылаит князь Волконскай свово молодого хлопчика:
- Ты поди сходи, молодый хлопчик, за Ванюшею,
Ты скажи Ванюши: тибе, Ваня, князь зовёт,
Он хочит тибе, Ванюша, падарить и пажаловать,
Ни бальшим чином Ванюшу - селами, деревнями.
Надевал Ванюша зелен кафтан, нараспашечку,
Надевал сафьян сапог на босу ножку,
Надевал красну шапычку на одно ушко.
Идет Ванюша вдоль па улицы, словно маков цвет тветёт.
Входит Ванюша к князю Валконскому.
Стал князь Валконскай у Вани дапрашивать:
- Ты скажи, Ванюша, скажи, зладей, варвар мой!
Многа ли лет, Ванюша, сы княгиней жил?
- Вально ж, сударь, князь ВалконскАй, людям сказать!
Вально ж им понапраслину!
Взял жа князь Валконскай Ваню за русы кудри,
Ударил об дубовой пол,
Прашиб он Ванюши буйную голову,
Русы кудри по полу валяются,
Миткалевая рубашечка кровью заливаится,
Молодая княгиня слезьми обливаится.
Закричал князь Волконскай
Своим гордким голосом:
- Уж вы, слуги, мои слуги, слуги верные мои!
Вы берите-ка заступы востры, выройте две ямы глубоки.
Становьте два столба все дубовые,
Вы вейте две петли шелковые,
Вы ведите Ванюшу во чисто поле,
Вы стравите Ванюшу злым собаками,
Вы павесьте Ванюшу на релицы!
- Позвольте, сударь, князь ВалконскАй,
При паследнем конце мне песню спеть:
Что папита была и паедина!
На кроватушках с княгиней многа посыпана,
В садах с нею многа пагуляно!!!
Павесили ж Ванюшу на релицы.
Висит Ванюша, качаится -
Маладая княгиня на ножу канчаится.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Данилу то матушка в воскресенье породила. Колыбельная..!!

Данилу то матушка
В воскресенье породила,
В соборной заутрене.
Пеленала его матушка
В пеленки батистовыя,
Свивала алой бархатой.
Положила его матушка
В колыбель багрецовую,
Воскочнула его матушка
От востока до запада,
Воскочнумши, приговаривала:
– Ты, баю, баю, дитятко,
Когда будешь на возрасте,
Изволишь женитися,
Поедешь к тестю в дом,
Не клади просто пухову шляпу свою.
Ты повесь ее на стопочку ;
Ты не низко тестю кланяйся,
Пониже тово тестюшке,
Чтобы вывела твою суженую:
Твоя сужена наряжена,
И головушка убрана.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дародная галовушка..

После этой песни начинают обыгрывать жениха, а после и все семейство его:

Дародная галовушка,
Широкая бородушка,
Григорий Пятрович!
На нем ряд полажон,
Ему игрец дарить
Ни рублем палтиною –
Залатою гривнаю.

Вы гароди капуста – вилой кочанок,
У Антона жану;шка милой живаток,
У Антона Ермиловича милой живаток;
Ён цалуить, милуить, на ручку кладёт,
На ручку кладё, кы сирдечку жмё:
– Уж и душка, жанушка Аграфенушка,
Пыживем мы с табою хорашеничку,
Штоба люди нам завидывали.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дарует небо человеку. Татарская песня!!

Дарует небо человеку
Замену слёз и частых бед:
Блажен факир, узревший Мекку
На старости печальных лет.
Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему навстречу дева рая
С улыбкой страстной полетит.
Но тот блаженней, о Зарема,
Кто, мир и негу возлюбя,
Как розу, в тишине гарема
Лелеет, милая, тебя.
А. С. Пушкин (1799 1837). Из поэмы «бахчисарайский фонтан» (1824). Музыка А. Аренского.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Два веселых гуся!!

Жили у бабуси
Два веселых гуся:

Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.

Вытянули шеи,
У кого длиннее —

Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки —

Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси —
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе —

Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.
+++++++++++++++

Два вора!!

Он был один среди бродяг
Вор-малолеточка с Донбасса.
В забоях мэрли батька, брат
А мамка сгибла в ДнепроГЭСе.

С малОГО крал на хлеб, на жизнь
Был мусорами люто битый.
Мать Украину он любил
Ну як же Киев не любить то.

Чернявый маленький гуцул
Ему подельник из Карпатов
Все, что украл-на то и жил
Враги сожгли родную хату.

Сгубили батьку москали
Штыком прикладом карабина.
Головку буйную сложил
За самостийну Украину.

Весной каштаны расцвели
И грело с неба Киев солнце.
Вдвоем они на дело шли
Шли по Крещатику два хлопца.

Был огонек у них в душЕ-
Да не могло и быть иначе.
Без огонька и куража
Да не видать ворам удачи.

Стянули хлопцы гаманок-
На цацки кинули шалаву.
Но черный час был недалек
Нарвались хлопцы на облаву.

Ой ноги, ноги вы мои.
Ну выручайте, ну родные.
Чтобы в тюряге не прошли
У хлопца годы золотые.

Дружку гуцул сказал-беги
Я уведу ментов дворами.
А коли будет суждено-
Умрем браток с тобой ворАми.

Ушли как в море корабли,
Поняв друг друга с полуслова.
Ушли с надеждою в сердцах-
Чтобы вернуться в гавань снова.

Гуцулу встал наперерез
С наганом в орденах ментюга.
Гуцул рубаху разорвал-
Стреляй по Сталину, ну. Сука.

Пробила дура-пуля грудь
Прошла по Сталину- и в сердце. .
Упало резко все вокруг
За горизонт упало солнце.

С Донбасса хлопчик тормознул
И побежал обратным кругом.
Убийце в спину шпалер ткнул-
Склонился в скорби он над другом.

Шарахнул в спину автомтат,
Разрезал воздух пули свист.
Из-за угла подло стрелял
Такой же хлопец, но чекист.

Одна могила на двоих
Одна судьба напополам.
Не сдали хлопцы жизнь свою
На растерзание ментам.

Каштаны в Киеве цветут
В покоях тихого двора.
А там, где Старый Бабий Яр
Спят сном блаженным два вора.
+++++++++++++++

Два ворона. (Шотландская песня)!!

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед:
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого,
Не убитого, живого.
Северные цветы на 1829 г. А. С. Пушкин. Музыка А. Алябьева, А. Рубинштейна.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Два молодчика садочком шли!!

Два молодчика садочком шли,
Два удалые, зелеными!
Раз, два – люблю тебя, люблю тебя..
Два удалые, зелеными!

Пиджачки на них чернеются,
А рубашечки белеются.
Раз, два – люблю тебя, люблю тебя..
А рубашечки белеются.

Как во правой руке тросточка,
А во левой папиросочка.
Раз, да – люблю тебя, люблю тебя..
А во левой папиросочка.

Папиросочки покуривают,
Со девицами разговаривают.
Раз, два – люблю тебя, люблю тебя..
Со девицами разговаривают.

Все беседы и компании обошли,
Себя краше и милее не нашли.
Раз, два – люблю тебя..
Себя краше и милее не нашли.

«Есть и лучше и краше есть –
Моему сердцу желания того нет.
Раз, два – люблю тебя..
Моему сердцу желания того нет».
+++++++++++++++

Двадцать третьего апреля!!

Двадцать третьего апреля
На рассвете бела дня
С горя песенки запели
Про неверна Шамиля.

Вы, черкесы, не бранитесь,
Мы вам место подберем –
За Кубанью за рекой
Мы дороженьки прошли.

Припев:
Гремит слава трубой,
Мы дралися за Лабой.
По горам твоим, Кавказ,
Раздалась слава про нас!

Прошли тёмны там леса,
Нам помогут небеса,
Мы туда путь пролагали
По деревням, по горам.

По деревням, по горам,
Где мы проходили,
Теперь там наш генерал
Голицын со отрядом.

Припев:
Гремит слава трубой,
Мы дралися за Лабой.
По горам твоим, Кавказ,
Раздалась слава про нас!

Он проводил весь отряд
По лесам и горам,
Он проводил так отряд,
Чтобы войска не терять.

Генерал наш Ушаков,
Повел Егерьевский полк.
Он не любит перестрелки
Прямо ломит на штыки!

Припев:
Гремит слава трубой,
Мы дралися за Лабой.
По горам твоим, Кавказ,
Раздалась слава про нас!

Раным-рано на заре
Соловейка просвистал,
Соловейка просвистал,
Нам дорожку указал.

Двадцать третьего апреля
На рассвете бела дня
С горя песенки запели
Про неверна Шамиля.

Припев:
Гремит слава трубой,
Мы дралися за Лабой.
По горам твоим, Кавказ,
Раздалась слава про нас!
+++++++++++++++

Две гитары, зазвенев. Цыганская венгерка!!

Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли.
С детства памятный напев,
Старый друг мой ты ли?
Как тебя мне не узнать?
На тебе лежит печать
Буйного похмелья,
Горького веселья!
Это ты, загул лихой,
Ты слиянье грусти злой
С сладострастьем баядерки 
Ты, мотив венгерки!
Квинты резко дребезжат,
Сыплют дробно звуки.
Звуки ноют л визжат _
Словно стоны муки.
Что за горе?
Плюнь да пей!
Ты завей его, завей,
Топи тоску в море!
Верёвочкой горе!
Вот проходка по баскам
С удалью небрежной,
А за нею звон и гам,
Буйный и мятежный.
Перебор. и квинта вновь
Ноет-занывает;
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает.
Чирибряк, чирибряк, чирибряшечка,
С голубыми ты глазами, моя душечка!
Замолчи, не занывай,
Лопни, квинта злая!
Ты про них не поминай.
Без тебя их знаю!
В них хоть раз бы поглядеть,
Прямо, ясно, смело.
А потом и умереть
Плёвое уж дело! •
Как и вправду не любить!
Это не годится!
Но, что сил хватает жить,
Надо подивиться!
Соберись и умирать,
Не придёт проститься!
Станут люди толковать:
Это не годится!
Отчего б не годилось,
Говоря примерно?
Значит, просто всё хоть брось.
Оченно уж скверно!
Доля ж, доля ты моя,
Ты, лихая доля!
Уж тебя сломил бы я,
Кабы только воля!
Уж была б она моя,
Крепко бы любила.
Да лютая та змея,
Доля, жизнь сгубила.
По рукам и по ногам
Спутала-связала,
По бессонным ночам
Сердце иссосала!
Как болит то ли, болит,
Болит сердце ноет.
Вот что квинта говорит,
Что басок так воет.
Шумно скачут сверху вниз
Звуки врассыпную,
Зазвенели, заплелись
В пляску круговую.
Словно табор целый здесь,
С визгом, свистом, криком,
Заходил с восторгом весь
В упоеньи диком.
Звуки шёпотом журчат
Сладострастной речи.
Обнажённые дрожат
Груди, руки, плечи.
Звуки все напоены
Негою лобзаний.
Звуки воплями полны
Страстных содроганий.
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана,
Без возврата, без возврата.
Что за дело, ты моя!
Разве любит он, как я?
Нет, уж это дудки!
Доля злая ты моя,
Глупы эти шутки!
Нам с тобой, моя душа,
Жизнью жить одною,
Жизнь вдвоём так хороша,
Порознь горе злое!
Эх, ты, жизнь, моя жизнь.
К сердцу сердцем прижмись!
На тебе греха не будет,
А меня пусть люди судят,
Меня бог простит.
Что не ноешь ты, моё
Ретиво сердечко?
Я увижу ль у неё
На руке колечко.
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана,
Без возврата, без возврата!
Эх на ты, завей
Верёвочкой горе,
Загуляй.да запей,
Топи тоску в море!
Вновь унылый перебор,
Звуки плачут снова.
Для чего немой укор?
Вымолви хоть слово!
Я у ног твоих смотри,
С смертною тоскою,
Говори же, говори,
Сжалься надо мною!
Неужель я виноват
Тем, что из-за взгляда
Твоего я был бы рад
Вынесть муки ада?
Что тебя сгубил бы я,
И себя с тобою.
Лишь бы ты была моя,
Навсегда со мною.
Лишь не знать бы только нам
Никогда, ни здесь, ни там,
Расставанья муки.
Слышишь. вновь бесовский гам,
Вновь стремятся звуки.
В безобразнейший хаос
Вопля и стенанья
Всё мучительно слилось.
Это миг прощанья.
Уходи же, уходи,
Светлое виденье.
У меня огонь в груди
И в крови волненье.
Милый друг, прости-прощай,
Прощай будь здорова!
Занывай же, занывай,
Злая квинта, снова!
Как от муки, завизжи,
Как дитя от боли,
Всею скорбью дребезжи
Распроклятой доли!
Пусть больнее и больней
Занывают звуки,
Чтобы сердце поскорей
Лопнуло от муки!
А. А. Григорьев (1822 - 1364). 1857 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Деверечик, деверинушка..!!

Деверечик, деверинушка,
И где твоя животинушка?
Коровушка во дубравушке,
Лошадинушка на плошадушке,
А свиньюшки по трясинушке,
Овечушки возле речушки.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Девицы, красавицы!!

Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, милые,
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Музыка П. Чайковского.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Девка по саду ходила!!

Девка по саду ходила,
да по зеленому да гуляла,
ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли да ой-ли о-ли.

По зеленому да гуляла,
с ноги на ногу ступала,
ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ой-лели да ой-ли оль,

с ноги на ногу ступала,
да на камушек наступила,
ой-ли, о-ли, ой-ли, о-ли, ой-лели да ой-ли о-ли
ой-лели да ой-ли о-ль

Через садик, через вишенье,
Перепелка летела,
ой, лели, о-ли-оли-лели
перепелка летела,

Ой, бог тебе дал, Пелагеюшка,
За кого ты хотела,

Ой бог дал тебе, Александровна,
За кого пожелала
Ой лели, о-ли-оли-лели

за кого пожелала,
Мимо груши да мимо яблоньки

Дорожка лежала, ой, лели, о-ли-оли-лели,
Дорожка лежала
+++++++++++++++

Девки ягады сбирали, каледа!!

Девки ягады сбирали, каледа,
Купорос выбирали, каледа,
Ани барину насили, каледа,
Голожопому насили, каледа.
Барин ягад не примаить, каледа,
К ваеводи атсылаить, каледа.
Ваевода рассуждаить, каледа...
==============
Архангельская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Девонька милая!!

Девонька милая,
Девонька славная,
Девонька, радость моя.
Если б ты знала, моя ненаглядная,
Грустно мне так без тебя.

Утром проснусь, не успею опомниться,
Первая мысль о тебе:
Где ж моя девонька,
Любит ли, помнит ли
Друга в далекой земле?

Мне эти карие
Грезятся глазоньки,
Чудные светлы, как мАй,
Они мои грезы,
Они мои сказоньки,
Они – обетованный рай.
+++++++++++++++

Девушка лесом шла..!!

Девушка лесом шла,
Красавица темным шла,
Своего дружка не нашла.
Показалось девушке:
Во лесу листья шумят,
Белая березынька
К сырой земле клонится.
На эту березоньку
Слеталися пташечки:
Соловей с кукушкою;
Кукует кукушка
По своем теплом гнезду,
Горюет горюшечка
По своем она горю.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Девушка молодая, размолоденькая!!

Девушка молодая, размолоденькая!
А сама-то собой расхорошенькая!
Лицом белая, набеленая,
Брови черные, подведенные,
Щеки алые, разрумяные,
Глаза серые, развеселые!
- Уж ты, девушка, раскрасавица,
Моя прежняя полюбовница,
Я тебя любил - я счастливый был,
От тебя отстал - разнесчастный стал.
Разнесчастная моя головушка,
Разунылое мое сердечушко!
- Ох, ты, горе мое развеликое,
Ты печаль-тоска пренесносная!
Мне куда бежать, тоску кидать?
Я тоску - в Москву, печаль - в Астрахань,
Великое свое горе - во чисто поле.
Во чистом поле все чистехонько,
В зеленых лугах - зеленехонько.
Растет травонька там шелковая,
Цветут цветики там лазоревы.
Я сорву цветок, я совью венок
Своему дружку на головушку.
- Ты носи венок, ты не скидывАй,
Ты люби меня, всем не сказывай.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Девушки призадумавшись стоят..!!

Девушки призадумавшись стоят,
А молодки про гулянья говорят:
– Ты гуляньица моя,
Довела до горя до конца. –
Хвалюсь, хвалюсь, и что во солдатах хорошо:
Салдатское невольное житьё. –
По три денежки во сутки дають,
По сту лозанов у спинушку кладут.!!
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Девчоночка молодая, твой глупенькой разумок!!

Девчоночка молодая, твой глупенькой разумок:
Было в руках счастьице - не сумела удержать;
Любила молодчика - не умела любви признать;
Стала любовь признавать - стал миленький отставать,
С иной девушкой гулять.
Гулянье, гуляньице, гулянье мое!
Где я ни гуляю, все мил на уме,
На уме, на разуме, на крепких мыслях.
Свети-ка, светел месяц, во всю темну ночь!
Чтобы видно было, куда мил пойдет.
Пошел, пошел миленький вдоль улицы новой.
Зашел, забрел миленький от края в третий двор,
От края во третий двор, ко вдовушке в дом.
У вдовушки, у лапушки была дочка хороша,
Была дочка Катенька, Катенька душа;
У Катеньки головка гладенька, коса маленька,
В косе лента аленька - сухота парню не маленька!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

День я хлеба не пекла, печку не топила. Толокно (песня)!!

День я хлеба не пекла,
Печку не топила, 
В город с раннего утра
Мужа проводила.
Два лукошка толокна
Продала соседу,
И купила я вина,
Назвала беседу.
Всё плясала да пила;
Напилась, свалилась;
В это время в избу дверь
Тихо отворилась.
И с испугом я в двери
Увидала мужа.
Дети с голода кричат
И дрожат от стужи.
Поглядел он на меня,
Покосился с гневом
И давай меня стегать
Плёткою с припевом:
Как на улице мороз,
В хате не топлёно,
Нет в лукошках толокна,
Хлеба не печёно.
У соседа толокно
Детушки хлебают;
Отчего же у тебя
Зябнут, голодают?
О тебя, моя душа,
Изобью всю плётку,
Не меняй ты никогда
Толокна па водку!
Уж стегал меня, стегал,
Да, знать, стало жалко,
Бросил в угол свою плеть
Да схватил он палку.
Раза два перекрестил,
Плюнул с злостью на пол,
Поглядел он на детей,
Да и сам заплакал.
Ох, мне это толокно
Дорого досталось!
Две недели на боках,
Охая, валялась!
Ох, болит моя спина,
Голова кружится;
Лягу спать, а толокно
И во сне мне снится!
И. З. Суриков (1841-1880).
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Деревенька!!

Маленькая деревенька За горой,
Мы туда с тобой поедем, Милый мой.
Никогда не будем ссориться С тобой
Потому, что все печали За горой.

Эх!
В золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед богом
И перед людьми.
Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.

Я перины да подушки Распушу,
И с тобою рядом тихо Посижу,
Никого к тебе я близко Не пущу,
Ты меня за всё прости И я прощу.

Эх!
В золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед богом
И перед людьми.
Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.
Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.

Пролетают наши годики-года,
Только это всё не горе, Не беда,
Будем мы с тобою Рядышком вдвоём,
И на этом белом свете И на том.

Эх!
В золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед богом
И перед людьми.
Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.

В золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед богом
И перед людьми.
Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.

Пополам обиды,
Пополам печали,
Век в согласьи
Да в любви.
+++++++++++++++

Деревня большая..!!

Деревня большая.
Ва той ва деревни стояли салдаты,
Салдаты маладые,
Три братца радные:
Первай брат Ивашка,
Другой брат Федюшка,
А третий Андрюшка;
У Андрюшки жена Клюшка,
Акулинушка бурлива,
Ана три ества варила:
Первое ество – малошная каша,
Другое ество – тесто салажона,
Третье ество – пираги пшенишны.!!
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Диривенскай петушок!!

Диривенскай петушок
Што ты рана так встаешь,
Галасиста паешь?
С милым спать ни даешь!
Разбудил ты маладу
Раным рана поутру,
Когда времичко придет,
Роса на землю падёт,
Красно солнышко взойдёт,
Пастух выйдет на лужок,
Заиграит ва ражок:
У калуцкава купца
Стаял фабричик навой;
Ва этам фабрички
Фабришны мастера
Все па навьлкам сидят,
Между сибя говорят,
Хозяина бронят:
- Распраб... жа твою мать,
Сы заводом сы тваим,
Сы струментом сы стальным,
Сы товаром сы гнилым!
Сабиремтись, рибята,
К хазяину самаму
За расщот дениг прасить.
Наш хазяин дагадался,
- Гони, девки, гони, бабы,
И маленький рибяты!
Малодушки - впереди,
А девушки - всереди,
Робятушки - позади,
А вы, старые старушки,
Оставайтесь позади!
Паганите вы скатину
На широкаю далину,
На папову десятину!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дитятко мое качаю. Колыбеленка!!

Дитятко мое качаю,
Колыбеленку спеваю.
Баю, баю, баю-бАй,
Засыпай мое дитя,
Ноченьки не боитя.
Солнышко взойдете,
Красное взойдете,
Буде добрый день.
Баю-бай.

Птичка божия летала,
В поле зерна собирала.
Баю, баю, баю-бАй,
Засыпай мое дитя,
Ноченьки не боитя.
Солнышко взойдете,
Красное взойдете,
Буде добрый день.
Баю-бай.

Птичка на двор залетала,
Добры вести щебетала.
Баю, баю, баю-бАй,
Засыпай мое дитя,
Ноченьки не боитя.
Солнышко взойдете,
Красное взойдете,
Буде добрый день.
Баю-бай.

Буде лето не пекливо,
Зимня стужа не злоблива.
Баю, баю, баю-бАй,
Засыпай мое дитя,
Ноченьки не боитя.
Солнышко взойдете,
Красное взойдете,
Буде добрый день.
Баю-бай.

Колыбеленку спеваю,
Снов к Ивасю зазываю.
Баю, баю, баю-бАй,
Засыпай мое дитя,
Да никого не боитя -
Буде добрым свет.

Баю-бАй, баю-бАй, баю-бай..
++++++++++++++++++

Для чего летишь, соловушко, к садам!!

Для чего летишь, соловушко, к садам?
Для соловушки алеет роза там.
Чем понравился лужок мне шёлковой?
Там встречаюсь я с твоею красотой.
Как лебёдушка во стаде голубей,
Среди девушек одна ты всех видней!
Что лань быстра, златорогая в лесах,
С робкой поступью гуляешь ты в лугах.
Гордо страстный взор разбегчивой блеснул
Молодецкой круг невольно воздохнул,
Буйны головы упали на плеча,
Люди шепчут; для кого цветёт она?
Наши души знают боле всех людей,
Наши взоры говорят всего ясней.
Но когда, скажи, терпеть престану я?
Дни ко мне бегут, а счастье от меня.
Пусть ещё я не могу владеть тобой,
Для чего же запретил тиран мне злой
Плакать, видеться с красавицей моей?
И слезам моим завидует злодей!
А. Ф. Мерзляков. 1830 г. Музыка А. Варламова.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Добрый молодец по горницы похаживает..!!

Добрый молодец по горницы похаживает,
Калену стрелу заряживает,
Калена стрела приказывает:
– Ты лети, лети, калена стрела, на быстру реку.
Ты убей, убей, калена стрела, сизого селезня,
На каменной стене убей белого голубя,
В высоком терему – красну девушку душу:
Сизой селезень – кушанье моё,
Белый голубь – охота моя,
Красная девушка – невеста моя.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дождик!!

Дождик дождик пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.

Дождик дождик пуще
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Дождик дождик веселей,
Капай капай не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле гпуще,
Станет травка гуще.
+++++++++++++++

Дождь, дождь, перестань!!

Дождь, дождь, перестань!
Дадим тебе горностай.
Дождь, дождь, пуще!
Дадим тебе гущи.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Долго нас помещики душили!!

Долго нас помещики душили,
Становые били,
И привыкли всякому злодею
Подставлять мы шею.
В страхе нас квартальные держали,
Немцы муштровали.
Что тут делать, долго ль до напасти,
Покоримся власти.
Мироеды тем и пробавлялись;
Над нами ломались,
Мы-де глупы, как овечье стадо,
Стричь да брить нас надо.
Про царей паны твердили миру,
Спьяна или с жиру,
Сам-де бог помазал их елеем,
Как же пикнуть смеем?
Суд Шемякин: до бога высоко,
До царя далеко;
Царь сидит там в
Питере, не слышит,
Знай, указы пишет.
А указ, как бисером нанизан,
Не про нас лишь писан;
Так и этак ты его читаешь,—
Все не понимаешь.
Каждый бутарь звал себя с нахальством
Малыим начальством.
Знать, и этих, господи ты боже,
Мазал маслом тоже.
Кто слыхал о 25-м годе
В крещёном народе?
Когда б мы тогда не глупы были,
Давно б не тужили.
Поднялись в то время на злодеев:
Кондратий Рылеев,
Да полковник
Пестель, да иные
Бояре честные.
Не сумели в те поры мы смело
Отстоять их дело.
И сложили головы за братий
Пестель да Кондратий,
Не найдётся, что ль, у нас иного
Друга, Пугачёва,
Чтобы крепкой грудью встал он смело
За святое дело!
Приписывается Б.С. Курочкину. Печаталось лишь в нелегальных изданиях. Стало революционной песней, популярной в 60-е годы.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Долго не сдавалась любушка-соседка. Буря!!

Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: Есть в саду беседка,
Как темнее станет понимаешь ты?
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
Кровь-то молодая: закипит не шутка!
Да взглянул на небо и поверить жутко!
Небо обложилось тучами кругом.
Полил дождь ручьями прокатился гром!
Брови я нахмурил и пошёл угрюмый
Свидеться сегодня лучше я не думай!
Люба белоручка, Любушка пуглива,
В бурю за ворота выбежать ей в диво;
Правда, не была бы буря ей страшна,
Если б да настолько любит ли она.
Без надежды, скучен прихожу в беседку.
Прихожу и вижу Любушку-соседку!
Промочила ножки, и хоть выжми шубку.
Было мне заботы обсушить голубку!
Да зато с той ночи я бровей не хмурю.
Только усмехаюсь, как заслышу бурю.
Н. А. Некрасов (1821 1878). 1850 г.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Долго-то, долго до вечера..!!

Долго то, долго до ве;чера,
Долго то, долго соко;л не летит!
Али соко;л за леса залетел?
Долго то, долго до ве;чера,
Долго то, долго жених не едет!
Али жених за города заехал?
По;годя немножко, жених на дворе:
Сам на коне, что соко;л на руке;
Грива у коня, что кольцём сведена;
Хвост у коня, что люта;я змея;
По; сторону пятьдесят человек,
По; другую еще пятьдесят.
Взговорит жених господин:
– Есть ли у меня слуги верные?
Есть ли кого мне к невесте послать?
Если она спит, не будите её;
Если во пиру, вы не сказывайте;
Если в саду, я и сам к ней пойду! –
Вышла к нему невеста его,
Пала ему в резвы;я ноги:
– Право, сударь, всю ночь не спала!
Шила чепрак на твово коня,
Твоему коню на всю красоту,
Тебе, мой друг, на честь похвалу.
============
Калужская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Долина долинушка, раздолье широкое..!!

Долина долинушка,
Раздолье широкое!
На этой долинушке
Выростала рощица,
Рощица зеленая.
Белая, кудрявая.
Из за этой рощицы
Заря занималася,
Солнце выкоталося,
Светит, светит солнышко
Зимой не по летнему:
Любит парень девушку,
Любит не по прежнему.
Любил, все обманывал,
Замуж уговаривал:
– Пойди, пойди, девушка,
Пойди за меня замуж
За доброго молодца,
За горького пьяницу.
– Нейду, нейду, молодец,
Нейду, не подумаю,
И чужого разума,
Девка, не послушаю.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Долина ль моя, долинушка!!

Долина ль моя, долинушка,
Раздолье мое широкое!
На тебе-то, моя долинушка,
Ничего не уродилось;
Только пала на долинушку
Единая путь-дорожка.
Что никто по этой дороженьке,
Никто - никто не проходит!
Проходили по дороженьке
Одни бедные солдаты.
Они, шедши, очень приустали:
Полотнянаи рубашечки
На них очень припотели;
Возле садика зеленаго
Они сели, отдохнули.
Как во садике, во зеленыем
Кукушечка вскуковала.
Не кукуй ты, моя кукушка,
Без тебя мне очень тошно!
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Долина ль ты моя, долина широкая. 1-й вариант..!!

Долина ль ты моя, долина широкая!
На долинушке куст малинушки выростает,
Как во кустике соловей поет,
Он поет то, поет, громко свищет:
Во неволюшке добрый молодец слезно плачет,
Во слезах то, слезах письмо пишет:
Растоскуйся ж, моя сударушка, разгорюйся,
Что я сам по тибе стосковался;
После батюшки оставался я малешунек,
Родной матушки – сиротинушкою.
– Как на хто ж те, сироту, воспоил, воскормил?
– Воспоил, воскормил сиротину православный мир.
– Как на хто ж тебе, сиротинушку, повымолил?
– Как повымала сиротинушку матка Волга река!
– Как на хто ж те, сиротинушка, возлелеяли?
– Возлелеяла молодца матка Волга река!
– Как на хто ж те, сиротинушка, повыкачали?
– Как повыкачала сиротинушка легкая лоточка?
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Долина, долинушка, долина широкая. 2-й вариант..!!

Долина, долинушка,
Долина широкая!
Как на этой на долинушке
Выросла рощица
Частая, березовая.
Как из этой ли рощицы,
Солнце выкаталося,
Заря занималася.
Грело, грело солнышко
Зимой не по летнему;
Любил парень девочку,
Любил не по прежнему,
Любил, все обманывал,
Замуж красную девицу,
Замуж подговаривал:
– Поди, поди, девица,
За меня замуж,
За меня доброго молодца,
Удалого Ванюшку!
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Домик стоит над рекою!!

Домик стоит над рекою,
Пристань у самой реки.
Парень девчонку целует,
Просит от папы руки.

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!

Белая роза - свиданья,
Красная роза - любви,
Желтая роза - разлуки.
Я умираю с тоски!

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!

Белую розу срываю,
Красную розу дарю,
Желтую розу разлуки
Я под ногами топчу.

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!

Любишь, не любишь - не надо!
Ты ведь еще молода!
Время настанет - полюбишь,
Но будет уж поздно тогда.

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!

Годы прошли молодые,
Морщинки покрыли лицо,
Волосы стали седые
И боле не нужен никто.

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!

Верила, верила, верю,
Верила, верила я!
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня!
+++++++++++++++

Дорога ли моя дороженька..!!

Дорога ли моя дороженька,
Торная дорожка, раскатистая.
Никто по тебе не хаживал,
Никто за собой не важивал.
Только шел – прошел табун коней,
Табун коней государевых.
Наперед то идет чубарый конь,
На коню то сидит добрый молодец,
Он коню то говорит чубарому:
– Что ты конь, не весел идешь,
По лугам ты идешь – травы не рвешь,
По озерам идешь – воды не пьешь.
Тяжела ли во мне кручинушка,
Что чует ли сердечушко,
Что не тужит ли по мне батюшка,
Что не плачет ли по мне матушка,
Что не быть ли коню убитому,
Что не быть ли молодцу зарезану?
============
Тульская и Тверская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дорогой длинною!!

Ехали на тройке с бубенцами,
А вдали мелькали огоньки.
Эх, когда бы мне теперь за вами,
Душу бы развеять от тоски..

Дорогой длинною, да ночью лунною,
Да с песней той, что вдаль летит, звеня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.

Дорогой длинною, да ночью лунною,
Да с песней той, что вдаль летит, звеня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.

Да, выходит пели мы задаром,
Понапрасну ночь за ночью жгли.
Если мы покончили со старым,
Так и ночи эти отошли.

Дорогой длинною, да ночью лунною,
Да с песней той, что вдаль летит, звеня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.

Ехали на тройке с бубенцами,
А вдали мелькали огоньки.
Эх, когда бы мне теперь за вами,
Душу бы развеять от тоски..

Дорогой длинною, да ночью лунною,
Да с песней той, что вдаль летит, звеня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.

Дорогой длинною, да ночью лунною,
Да с песней той, что вдаль летит, звеня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.
И с той старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.
+++++++++++++++

Дорожка моя, дорожка славна питерска!!

Дорожка моя, дорожка славна питерска!
На тебе ли, моя дорожка, лежит белый камушек,
На камушке разослан серый войлочек,
Как на войлочке лежит белая подушечка,
На подушечке лежит отставной солдат,
Прикрывая свои раны, раны больные,
Проклинает свою службу, службу царскую:
- Отвела ты меня, служба, от родной сторонушки,
От своей только сторонки, от отца, от матери,
От отца только, от матери, от молодой жены,
От молодой жены, от малых от детушек.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дорожка, дорожка, торна широка..!!

Дорожка, дорожка, торна; широка;!
На тебе, дорожке, жёлтеньки песочки,
На этих песочках стоят три садочка:
В первыим садочке кукушка кукует,
В другиим садочке девушка горюет,
В трётием садочке мать сына спраша;ет:
– Сын ли мой, сыночек, ясный соколочик!
Ты скажи, сыночек, кто в роду; милее:
Жена, али тёща, али мать родная?
– Жена по привету, тёща по совету,
Нет в свете милее матушки родимой!
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дочи, что у тя, дочи, воротцы скрыпели..!!

Дочи, что у тя, дочи, воротцы скрыпели?
– Матушка, скрыпели, сударыня моя, скрыпели.
Телят на двор загоняла,
То то воротца скрыпели.
– Дочи, дочка мая хорошая,
Дочка моя пригожая,
Не было бы ти, дочка, прилуки,
Мне бы старухе присухи .
– Матушка, я не знаю,
Сударыня моя, не знаю.
Что то у вас за прилуки,
Все ваша бабья примета.
– Дочи, что у тя, дочка, в окошке стучало?
– Матушка, стучало, сударыня моя, стучало:
Кошку в окошко пущала,
То то в окошко стучало.
– Дочи, дочка моя хорошая,
Дочка моя пригожая,
Не было б ти, дочка, прилуки,
Мне бы старухе присухи?
– Матушка, я не знаю,
Сударыня моя, не знаю,
Чтой то у вас за прилуки,
Все ваша бабья примета.
– Дочи, что у тя, дочи, кроватка скрыпела?
– Матушка, скрыпела, сударыня моя, скрыпела:
Блошка за ножку кусала,
Ножка об ножку чесала,
То то кроватка скрыпела.
– Дочи, дочка моя хорошая,
Дочка моя пригожая,
Не было б ти, дочка, прилуки,
Мне бы старухе присухи?
– Матушка, я не знаю,
Сударыня моя, не знаю.
Чтой то у вас за прилуки,
Все ваша бабья примета.
– Дочи, что у тя, дочка, брюшко поприпухло?
– Матушка, поприпухло,
Сударыня, поприпухло:
В поле младенька гуляла,
Зеленого горошку объелась,
То то брюшко и припухло.
– Дочи, дочка моя хорошая,
Дочка моя пригожая,
Не было б ти, дочка, прилуки,
Мне бы старухе присухи?
– Матушка, не знаю,
Сударыня моя, не знаю.
Чтой то у вас за прилуки,
Все ваша бабья примета.
– Дочка, что у тя, дочка, ува прокричало?
Матушка, виновата, сударыня моя, виновата,
Вишь я тебе говорила,
Не нанимай батрака молодова.
Здравствуй, бабушка со внучком!
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дружинькя харошанькяй..!!

Дружку величают как от венца приедут:

Дружинькя харошанькяй!
На дружуньки шапочка коломенковая,
На друженьки кушак шолковый,
На друженьки коты с искрами,
На друженьки чулки с напусками,
На друженьки кафтан сир немецкая сукно.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дубинушка. 1-й вариант!!

Много песен слыхал я в родной стороне,
Как их с горя, как с радости пели,
Но одна только песнь в память врезалась мне,
Это песня рабочей артели:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
За работой толпа, не под силу ей труд,
Ноет грудь, ломит шею и спину.
Но вздохнут бедняки, пот с лица оботрут
И кряхтя запевают дубину:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,
Вымышлял за машиной машину,
Ухитрились и мы: чуть пришлося невмочь,
Вспоминаем родную дубину:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
Да, дубинка, в тебя, видно, вера сильна,
Что творят по тебе так поминки,
Где работа дружней и усердней нужна,
Там у нас, знать, нельзя без дубинки: Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
Эта песня у нас уж сложилась давно;
Пётр с дубинкой ходил на работу,
Чтоб дружней прорубалось в
Европу окно 
И гремело по финскому флоту:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
Прорубили окно.
Да, могуч был напор
Бессознательной силы.
Все стали
Эту силу ценить и бояться с тех пор.
Наши ж деды одно напевали:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня пошла по наследству,
Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там
Прибегаем, как к верному средству:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
Эх, когда б эту песню допеть поскорей!
Без дубины чтоб спорилось дело,
И при тяжком труде утомлённых людей
Монотонно б у нас не гудело:
Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, берёзова, ухни!
Ух!
1865 г. В. И. Богданов (1838 18861 текст был переработан ольхиным.
+++++++++++++++

Дубинушка. 2-й вариант!!

Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость, про горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне,—
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем.
И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня идет по наследству,
И как только работать нам станет невмочь,
Мы к дубине, как к верному средству.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Я слыхал эту песнь: её пела артель,
Поднимая бревно на стропила.
Вдруг бревно сорвалось, и умолкла артель, —
Двух здоровых парней придавило.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Так затянет родную дубину.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Тянем с лесом судно, иль железо куем,
Иль в Сибири руду добываем, —
С мукой, болью в груди одну песню поем,
Про дубину мы в ней вспоминаем.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
И на Волге-реке, утопая в песке,
Мы ломаем и ноги, и спину,
Надрываем там грудь, и, чтоб легче тянуть,
Мы поем про родную дубину.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Говорят, что мужик наш работать ленив,
Ну, и хлещут в согнутую спину.
Как же нам позабыть про родимый мотив
И не петь про родную дубину!
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Деревенский наш поп обирает приход
И мужицкие деньги сгребает.
А наш дьякон с дьячком в этом деле святом
Все тому же попу помогают.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Но настанет пора — и проснется народ,
Разогнёт он могучую спину.
И на бар и царя, на попов и господ
Он отыщет покрепче дубину.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем подернем
Да ухнем!
Переработка стихотворения А. А. Ольхина, в которой использованы три строфы из стихотворения Богданова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Дует, дует ветерок, и качается листок!!

Дует, дует ветерок,
И качается листок
Красно –желто –золотой
Над моею головой.

Мы за листиком присели,
Из-за листика смотрели.
Снова глазки закрываем,
И головкой мы качаем.

Дует, дует ветерок,
И качается листок
Красно –желто –золотой
Над моею головой.

Мы за листиком присели,
Из-за листика смотрели.
Снова глазки закрываем,
И головкой мы качаем.
+++++++++++++++

Дули ветры сы гары. 1-й вариант!!

Дули ветры сы гары
На купечески на дворы.
Как сы купеческого сы дворочка
Шла девчонка молода.
Во руках ли она вела,
Вела ворона коня.
Конь копытом землю бьет,
Сам за девушкой идет.
- Скажи, девка, скажи, красна,
Скажи, душенька моя,
Отчего сердце страдает,
Отчего пылает в лице кровь?
- Прежестокая со милым любовь,
Любовь всю волю отняла,
Разгуляться не дала!
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дули ветры сы гары. 2-й вариант!!

Дуют ветры сы гары
На купечески двары,
Ca купеческих дваров
На малоархангельских купцов.
С малоархангельских купцов
Малада девка идет,
Девушка идет,
Ва руках каня ведет.
Во руках коня ведет -
Конь капытом бьёт,
Назолушку девки дает:
Держись, шапка, держись,
черна,
Над моею головой!
С чево девушка страдаить,
На белом лице кровь горит?
Кровь горит - лицо пылаит,
Призаслуху нам дает,
Призаслухи - злой с милым разлуки...
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Дума сокола!!

Долго ль буду я
Сиднем дома жить;
Мою молодость
Ни на что губить;
Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дорожке вдаль
День и ночь глядеть.
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?
Иль боится он
В чужих людях быть,
С судьбой-мачехой
Сам собою жить?
Для чего ж на свет
Глядеть хочется —
Облететь его
Душа просится?.
Иль зачем она,
Моя милая,
Здесь сидит со мной,
Слезы льет рекой;
От меня летит;
Песню мне поет;
Все рукой манит;
Все с собой зовет!
Нет, уж полно мне
Дома век сидеть,
По дорожке вдаль
День и ночь глядеть.
Со двора пойду,
Куда путь лежит,
А жить стану там
Где уж бог велит!
Отечественные записки. 1840 г. А. В. Кольцов. Музыка В. Иашперова, Н. Витте.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Дуют ветры, ветры буйные!!

Дуют ветры,
Ветры буйные;
Ходят тучи,
Тучи тёмные,
Не видать в них
Света белова;
Не видать в них
Солнца Краснова.
Во сырой мгле,
За туманами,
Только ночка
Лишь чернеется.
В эту пору,
Непогожую,
Одному жить 
Сердцу холодно.
Грудь другую
Ему надобно:
Огонь-душу 
Красну девицу!
С ней зимою
Лето тёплое;
При бездольи 
Горе не горе!
Л. Кольцов (1809 1842). 1840 г. Музыка К. Вильбоа, А. Рубинштейна, Д. Усатова и др.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Дядя, ты в походах побывал довольно!!

Дядя, ты в походах
Побывал довольно,
Расскажи — повсюду ль,
Как у нас, не вольно?
Всюду ли солдаты,
Как у нас доселе,
Держатся начальством,
Тоись в черном теле?
Правду молвит, точно
Видел я довольно,
Но сказать ли, братцы?.
Говорить-то больно!
Нет нигде по свету
Тяжелей неволи,
Как в России нашей
Злой солдатской доли!.
Стоит лишь однажды
Сговориться дружно
И сказать всем вместе:
То и то нам нужно!»
Порознь нас, конечно,
Насмерть перепорют,—
А как все мы вместе,
Нас не переспорят!
Самый царь ведь нами,
Братцы, только силен:
Выйдем все на площадь —
Будет с нами смирен!.»
Солдатские песни. Лондон, 1862 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++