Русская народная песня. Г. 34 песни

Олег Данкир
Песни из двух десятков песенников, самый древний из которых сборник песен 1790 года
===========

Галубчик сизой..!!

Што ж ты, голубчик, ни весел сидишь?
- Как жа мне, галубчику, веселаму быть?
Ввечеру позднехонька галубка была,
Чай-водку пила, сделалась хмельна.
Во хмелю голубушка на крыле спала.
На правом на крылышке, левым обняла.
Левым обняла, дружком назвала.
- Дружочек мой миленькой, голубь сизинькой,
Когда хошь, голубчик мой, спать, ни праспи мене!
Проснулся галубчик - галубушки нет!
Галубушки нет - не мил белай свет,
Не мил белай свет, ни мать, ни отец,
Ни мать, ни отец, ни брат, ни сестра.
Кидался, бросался сизой голубок,
Па всем старанам, па разным местам;
По разным местам: по барским дворам,
По барским, по царским, па купеческим.
Он нашел галубушку у купца в саду,
У купца в саду, под яблонькою,
Под такой под яблонькой, под кудрявою.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Гасударевы палки!!

Гасударевы палки
На границе стояли.
На границе мы стояли,
Не думали ни об чем,
Только думали-гадали
Снарядиться харашо,
Снарядиться, приубраться...
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Где был, где был, да сизой селезень..

Поется, когда приедут от венца, и жених с невестой сидят за столом на пире

Где был, где был,
Да сизой селезень?
Где была, где была,
Сера утица?
– Были они, были они
В разны;х озера;х;
Ноньче они, ноньче они
На одном озере,
Зоблят песок
С одного берега.
Где был, где был,
Да Василий господин,
Где был, где был,
Да Григорьевич?
Где была, где была,
Да Ульянушка,
Где была, где была.
Да Филатьевна?
– Были они, были они
В разны;х городах;
Ноньче они, ноньче они
За одним столом:
Пьют и едят
С одного блюда,
Кушают
С одной ложечки!
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Где ты, моя юность!!

Где ты, моя юность?
Где ты, моя сила?.
Горькая кручина
Грудь мою сдавила.
Голове поникшей
Тяжело подняться;
Думы в ней, как тучи
Черные, роятся;
И сквозь эти тучи
Солнце не проблещет;
Сердце, точно голубь
Раненый, трепещет.
Эх, судьба-злодейка!
Ты меня сгубила;
В мрачный, тесный угод
Злой нуждой забила.
Вот моя каморка —
Грязная, сырая;
Чуть во мраке светит
Свечка догорая.
Вот у стенки столик;
Вот два ветхих стула;
В уголке икона
В мраке утонула.
Вот моя подруга
В безотрадной доле;
Шьёт она, трудится,
Убиваясь в горе.
Вот лежит в постели,
Бледная, худая,
Охает и стонет
Мать моя больная.
Холодно в каморке;
Коченеют члены.
Затопил бы печку, —
Дров нет ни полена.
Голова кружится;
Всё чернее думы;
И стоишь, да плачешь,
Грустный и угрюмый.
И невольно в сердце
Злоба закипает
На того, кто в свете
Злой нужды не знает.
И. Суриков. .
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Гимн Белогорья. Ой, течет река - Ирий Светлый!!

Ой, течёт река – Ирiй СветлАй,
Ирiй СвелАй, Ирiй белай.
Он с Небес течёт, да из Вырiя,
Через Путь Велик – Путь Перунов.
Он несёт в себе Силу Светлаю,
Силу Светлаю, да могучаю.

Ой, Ты, Мать моя – Мать Сыра Земля,
Мать Сыра Земля – Мать Кормилица.
Воскормила, Ты – Свят сынов своих,
Свят сынов своих – воев, орочей.

Ой, да те сыны – Свет Святой земли,
Свет Святой земли – Русы, Белы.

Ой, да славна есть – земля Святая
Земля Святая, Весь просторная.
И во той земле град Асгард стоит,
Град Асгард стоит – Сад Богов цветёт.
Защищают сад – рати Славныя,
Вои мудрыя, да Православныя.

Не бывать в Саду лютым ворогам,
Лютым ворогам, с Пекла тёмнаго
Не гулять в полях силе вражескай.
Силе вражескАй, смерти сеющей.
Отстоят Роды – Роды славныя,
Роды славныя – Мать Сыру Землю.

Ой, течёт река – Ирiй СветлАй,
Ирiй СветлАй, Ирiй белай.
Он с Небес течёт, да из Вырiя,
Через Путь Велик – Путь Перунов.
Он несёт в себе Силу Светлаю,
Силу Светлаю, да могучаю.

Ой, Ты, Мать моя – Мать Сыра Земля,
Мать Сыра Земля — Мать Кормилица.
Воскормила Ты — Свят сынов своих,
Свят сынов своих — воев, орочей.
Ой, да те сыны — Свет Святой земли,
Свет Святой земли — Русы, Белы.
+++++++++++++++

Гимназистки румяные. Москва златоглавая!!

Москва златоглавая,
Звон колоколов,
Царь-Пушка державная,
Аромат пирогов.

Припев:
Конфетки-бараночки,
Словно лебеди, саночки.
"Эй вы, кони залетные!" -
Слышен звон с облучка.
Гимназистки румяные,
От мороза чуть пьяные,
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с каблучка.

Помню тройку удалую,
Вспышки дальних зарниц,
Твою позу усталую,
Трепет длинных ресниц.

Все прошло, все умчалося
В невозвратную даль.
Ничего не осталося,
Лишь тоска да печаль.

Припев:
Конфетки-бараночки,
Словно лебеди, саночки.
"Эй вы, кони залетные!" -
Слышен звон с облучка.
Гимназистки румяные,
От мороза чуть пьяные,
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с каблучка.

Москва златоглавая,
Звон колоколов,
Царь-Пушка державная,
Аромат пирогов.

Припев:
Конфетки-бараночки,
Словно лебеди, саночки.
"Эй вы, кони залетные!" -
Слышен звон с облучка.
Гимназистки румяные,
От мороза чуть пьяные,
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с каблучка.
+++++++++++++++

Глухой, неведомой тайгою!!

Глухой, неведомой тайгою,
Сибирской дальней стороной.
Бежал бродяга с Сахалина
Звериной узкою тропой.

Шумит, бушует непогодa,
Далек, далек бродяги путь.
Укрой, тайга, его глухая,
Бродяга хочет отдохнуть.

Там, далеко, за темным бором
Оставил родину свою,
Оставил мать свою родную,
Детей, любимую жену.

"Умру, в чужой земле зароют,
Заплачет маменька моя.
Жена найдет себе другого,
А мать сыночка никогда".
+++++++++++++++

Глядя на луч пурпурного заката!!

Глядя на луч пурпурного заката,
Стояли мы на берегу Невы,
Вы руку сжали мне.
Промчался без возврата
Тот сладкий миг.
Его забыли вы.
До гроба вы клялись любить поэта.
Боясь людей, боясь людской молвы,
Вы не исполнили священного обета:
Свою любовь её забыли вы.
Но смерть близка, близка моя могила.
Когда умру, как тихий шум травы,
Мой голос прозвучит и скажет вам уныло:
Он вами жил его забыли вы!
П. А. Козлов (1841 1891). 1897 г. Музыка Оппеля.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Гляжу в озера синие!!

Гляжу в озера синие
В полях ромашки рву
Зову тебя Россиею
Единственной зову
Спроси-переспроси меня
Милее нет земли
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли

Гляжу в озера синие
в полях ромашки рву
Зову тебя Россиею
Единственной зову
Не знаю счастья большего
Чем жить одной судьбой
Грустить с тобой земля моя
И праздновать с тобой

Красу твою не старили
Ни годы ни беда
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда
Не все вернулись соколы
Кто жив а кто убит
Но слава их высокая
Тебе принадлежит

Красу твою не старили
Ни годы ни беда
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда
Не знаю счастья большего
Чем жить одной судьбой
Грустить с тобой земля моя
И праздновать с тобой

Не знаю счастья большего
Чем жить одной судьбой
Грустить с тобой земля моя
И праздновать с тобой
+++++++++++++++

Гляжу, как безумный, на черную шаль. Чёрная шаль (Молдавская песня)!!

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до чёрного дня.
Однажды я созвал весёлых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;
С трбою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя.
Я дал ему злата и проклял его,
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог.
В покой отдалённый вхожу я один.
Неверную деву лобзал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел.
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал,
И молча на деву, бледнея, взирал.
И помню моленья. текущую кровь.
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы её мёртвой сняв чёрную шаль,
Отёр я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю весёлых ночей.
Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
А. С. Пушкин (1799 1837). 1821 г. Музыка А. Верстовского (1823).
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Говорил-то мне мил друг, приказывал!!

Говорил-то мне мил друг, приказывал:
- Посмирнее поживи, друг, повежливее.
Я приказу его мало слушалась,
С иным, со другим поводилася,
Поводившись, со дружком разбранилася,
Разбранившись с дружком, слезно плакала.
Во слезах я дружку слово молвила:
- Ты поди-ка, милой, в нову горницу,
Посмотри-ка, милой, во окошечко,
Как в окошечко на синее море.
На синем-то море курган, курган,
На курганчике удалой молодец,
Удалой молодец, солдатской сын.
Солдатской сын, офицерской чин,
Зазнобил девушке сердечушко,
Зазнобивши сердце, в солдатушки пошел.
Во солдатушках заневольное житье:
По три денежки да во суточки дают,
По сту лозанцев да во спинушку кладут.
+++++++++++++++

Говорил-то мне сердечный друг!!

Говорил-то мне сердечный друг,
Говорил, крепко наказывал:
- Посмирнее живи, моя любушка,
Моя сизая голубушка!
Я наказу его не послушалась,
Со иным дружком поводилася,
Со иным дружком побранилася.
Как у нас на дворе туман, туман,
В чистом полюшке погодушка,
Есть у девушки зазнобушка.
Зазнобил сердце детинушка,
Зазнобивши сердце, во поход пошел,
Во поход пошел, во ину землю,
Во ину землю, во Турецкую.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Говорят, что я кокетка. Оправдание!!

Говорят, что я кокетка,
Что любить я не хочу,
И видали, как нередко
Равнодушием плачу.
А видали ль, как я плачу,
Невозможность полюбя,
Силы девственные трачу,
Полны дивного огня?
А видали ль, как украдкой,
Затаив порыв страстей,
Я целую образ сладкий,
Счастье, жизнь души моей?
А видали ль, к изголовью
Как приникнув в море грёз,
Обольётся сердце кровью,
Глаза выноют от слёз?
А. Н андреев 1830 1891). 1849 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Гой ты, Днепр ли мои широкий!!

Гой, ты, Днепр ли мой широкий,
Лейся быстрою волной,
Днепр широкий и глубокий,
Ты кормилец мой родной.
Я забыл свою кручину
На волнах твоих седых,
Горемыку-сиротину
Ты укачивал на них.
Бесприютный, одинокий,
Я живу одним тобой,
Днепр широкий и глубокий,
Ты кормилец мой родной.
Из оперы А. Верстовского Могила (1833). М. Я. Загоскин. Либретто Аскольдова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Голова ль ты моя, ты, головушка!!

Голова ль ты моя, ты, головушка!
У моей головушки да нету заботушки,
Да нету заботушки, никакой родни,
Никакой родни, никакой сестры.
Только есть у меня один милый друг,
Один милый друг, да милая ладушка,-
Да милая ладушка, да белая ластушка.
Милая ластушка не в ладу живет,
Не по совести, не в любовести.
Как повадился мил ходить за реченьку,
Ходить за реченьку, по ту сторону,
По ту сторону да на барский двор,
К девке-ключнице, ко разлучнице.
Разлучила б... со милым гулять,
Со милою ладушкой, с белою ластушкой,
Он лежится спать не по-людскому,
Не по-людскому, по-дурацкому:
Он на край лицом, ко мне спиною,
Ко мне спиною, с хворостиною.
- Перверни себя, обернись ко мне,
Я скажу тебе про твою курву:
У твоей курве хвост подтрепанный,
Хвост подтрепанный, неколоченный.
У меня, младой, альняной подол
Щит бумагою, сини нитками,
Ковылюшками, не дробнушками.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Голубчик мой, Ванюшка!!

Голубчик мой, Ванюшка, куда едешь ты?
- Не скажу..

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой,
- На базар.

Голубчик мой, Ваня, возьми ж меня с собой.
- Не возьму.

Возьми, разлюбезный, Ваня размилой.
- Садись да на край.

Голубчик мой, Ванюшка, что у тебя в мешке?
- Не скажу.

Скажи, разлюбезный, Ваня, размилой.
- Яблоки.

Голубчик мой, Ванюшка, дай мне хоть один.
- Не дам.

ДАй, разлюбезный, Ваня размилой.
- Возьми, да только гнилой.

Голубчик мой, Ванюшка, как мне его съесть?
- Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- Хороший срежь, а гнилой съешь.

Голубчик мой, Ванюшка, где ночуем мы?
- Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- На постоялом дворе.

Голубчик мой, Ванюшка, кто ж разбудит нас?
-Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- Есть захочешь – сама вскочишь.
Тррр, приехали, слезай.
+++++++++++++++

Голубь сизенькой!!

Голубь сизенькой,
Дружок миленькой,
Вечор у тебя голубка была.
Голубка была, на крыле спала.
- Спи же, мой голубочик, меня не проспи,
Меня не проспи!
Проснулся голубчик - голубушки нет,
Голубушки нет...
Голубушки нет - не мил белый свет,
Не мил белый свет.
Начал ворковать, голубку искать,
Голубку искать.
Нашел он голубку у себя в саду,
У себя в саду...
У себя в саду подстреленную,
Простреленную.
- Кто ж тебя, голубушка, кто тебя убил?
Кто тебя убил?
Убил, застрелил купеческий сын,
Купеческий сын,
Купеческий сын, с Москвы дворянин.
==============
Тверская губ. Свадебные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Голубь, голубь, голубинька!!

Голубь, голубь, голубинька,
Голубь, голубь, голубинька,
Я ли молоденька,
Я ли молоденька.
Как пойду я, молоденька,
Как пойду я, молоденька,
Пойду, разгуляюсь,
Пойду, разгуляюсь.
Вдоль да по долинке,
Вдоль да по широкой.

Что не сохнет ли, не вянет,
Что не сохнет ли, не вянет
Аленький цветочек,
Аленький цветочек?
Что не плачет ли, не тужит,
Что не плачет ли, не тужит
Миленький дружочек,
Миленький дружочек?
На чужой сторонке
Миленький дружочек.

Гляну, гляну в чисто поле,
Гляну, гляну в чисто поле,
Гляну на долинку,
Гляну на долинку.
Как по этой по долинке,
Как по этой по долинке
Мой миленький едет,
Мой миленький едет.
В гусельки играет,
Меня забавляет!

Уж ты, молодец кудрявый,
Уж ты, молодец кудрявый,
Мне скажи словечко,
Мне скажи словечко,
Что ко мне ты редко ходишь,
Что ко мне ты редко ходишь,
Редко навещаешь,
Редко навещаешь?
Редко, наредко, редко,
А ведь ходить недалеко.

Ох, и рад бы я ходити,
Ох, и рад бы я ходити,
Да нечем дарити,
Да нечем дарити.
Когда любишь, мил, то купишь,
Когда любишь, мил, то купишь
Золото колечко,
Золото колечко.
Золото колечко
Я прижму к сердечку.

Голубь, голубь, голубинька,
Голубь, голубь, голубинька,
Я ли молоденька,
Я ли молоденька.
Как пойду я, молоденька,
Как пойду я, молоденька,
Пойду, разгуляюсь,
Пойду, разгуляюсь.
Вдоль да по долинке,
Вдоль да по широкой.
+++++++++++++++

Горе, гореванье..!!

Горе, гореванье,
Чежалое ваздыханье!
Чежалей таво не будить,
Што жена мужа не любить,
Не любить, ненавидит.
Я паеду с горя в горад,
Я возму денег не мала,
Я наймуся ва салдаты,
Атслужу я с годам двадцать!
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Горит луна высокая!!

Горит луна высокая,
Полночная луна.
Все люди спят спокойным сном,
А я не сплю одна.
Все люди спят спокойным сном,
А я не сплю одна.

А я не сплю - все думаю
Про милого дружка.
А я не сплю - все думаю
Про милого дружка.
А ветер занавесочку
Шевелит у окна.

А ветер занавесочку
Тихонько шевелит.
А милый под окошечком
Уже давно стоит.
А милый под окошечком
Уже давно стоит.
Руками занавесочку
Давно уж теребит.
+++++++++++++++

Горюй, горюй, горюша!!

Горюй, горюй, горюша,
Горюй, вольная солдатка,
Провожай дружка Ванюшу
Ты по Питерской дорожке,
По Московской по широкой.
Дли дорожки короватка,
На кроватке да пирина,
Пиринушка пуховая.
На пирине Катерина.
Дли Катерины да три парня:
Первый Ванька, другой Панька,
Как и третий Николайка.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Господа за речкою, господа за быстрою..!!

Господа за речкою,
Господа за быстрою!
Перекиньте жёрдочку,
Пододвиньте лоточку,
Посадите деушку,
Деушку да Настасьюшку,
Погулять по садику,
Защипать малинушку,
Заломать калинушку.
Да и не быть калинушке
Да слащей малинушки,
Да и не быть люту свекру
Помилей батюшки:
Батюшка помилее,
А свекор постылее.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Господа, вы енаралы!!

Господа, вы енаралы! в ногах я вас стопчу;
В ногах я вас стопчу, во каменну Москву войду!
Енаралы испугались, они плакали, рыдали;
Они плакали-рыдали, платком слезы утирали.
Енаралы не смолчали, на ответ ему сказали:
- Не бывать тебе, злодею, в каменной нашей Москве,
Не снимать тебе, злодею, золотых с церквей крестов!
Наши начали палить, только дым-сажа валит;
Каково есть красно солнышко - не видно во дыму;
Только видно во дыму - не ясень сокол летает -
Не ясен сокол летает - казак Платов разъезжает;
Он и ездил по горе на своем вороном коне.
Он поближе подскакал, три словечушка сказал:
- Уж, вы, братцы, вы, ребята, вы, донские казаки!
Уж вы пейте-ко без мерушки зеленого вина,
Без рассчету получайте государевой казны!
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Греет, греет солнышко!!

Греет, греет солнышко
Зимой не по-летнему.
Любит, любит миленькой
Теперь не по-прежнему.
Кто-то меня, девушку,
Теперь любить станет?
Полюблю я вдовчика -
Вдовец скоро женится;
Полюблю я молодца -
Любовь переменится.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Гремит звонок, и тройка мчится. Тройка!!

Гремит звонок, и тройка мчится;
За нею пыль, виясь столбом;
Вечерний звон помалу длится,
Безмолвье мёртвое кругом!
Вот на пути село большое,
Туда ямщик мой поглядел;
Его забилось ретивое,
И потихоньку он запел:
Твоя краса меня прельстила,
Теперь мне целый свет постыл;
Зачем, зачем приворожила,
Коль я душе твоей не мил!
Кажись, мне песнью удалою
Недолго тешить ездока,
Быть может, скоро под землёю
Сокроют тело ямщика!
По мне лошадушки сгрустятся,
Расставшись, борзые, со мной,
Они уж больше не помчатся
Вдоль по дорожке столбовой!
И ты, девица молодая,
Быть может, только воздохнёшь;
Кладбище часто посещая,
К моей могилке подойдёшь?
тоске, в кручинушке сердечной,
Лицр к сырой земле склоня,
Промолвишь мне: В разлуке вечной
С тобой красавица твоя!
В глазах тут слёзы показались,
Но их бедняк не отирал;
Пока до места не домчались,
Он волю полную им дал.
Уж, говорят, его не стало.
Девица бедная в тоске;
Она безвременно увяла,
Грустя по бедном ямщике.
1840 г. И. Анордист – псевдоним. Переработанный текст, начинающийся словами: вот на пути село большое.
+++++++++++++++

Гренадёры, молодцы. Песня!!

Гренадеры, молодцы,
Други, братья, удальцы!
Ой калина, ой малина!
Станем, братцы, вкруговую,
Грянем песню удалую!
Ой калина, ой малина!
Грянем песню, в добрый час,
Благо хлеб-соль есть у нас!
Ой калина, ой малина!
Запоём мы прытко, хватко
Про житьё-бытьё солдатско.
Ой калина, ой малина!
Что под дождичком трава,
То солдатска голова.
Ой калина, ой малина!
Весело цветёт, не вянет,
Службу царску бойко тянет.
Ой калина, ой малина!
Жизнь мужицкая, прости!
Рады службу мы нести.
Ой калина, ой малина!
По призыву иль по воле
Умереть готовы в поле.
Ой калина, ой малина!
В ком хоть мало есть ума,
Не страшна тому сума.
Ой калина, ой малина!
Он ружьё, патронник, лямку,
Как ребёнок любит мамку.
Ой калина, ой малина!
А бывало, братцы, встарь,
Хоть дубиной приударь.
Ой калина, ой малина!
Ни из чести, ни из платы
Не пойдёт мужик в солдаты.
Ой калина, ой малина!
Пальцы рубит, зубы рвёт,
В службу царскую нейдёт.
Ой калина, ой малина!
А когда служить сберётся,
Словно с жизнью расстаётся,
Ой калина, ой малина!
Тут жена и сват, и брат,
Гришка, Сидор и Кондрат.
Ой калина, ой малина!
Как по мёртвом зарыдают,
До кружала провожают.
Ой калина, ой малина!
Всей деревней заревут:
Ваньку в рекруты сдают!
Ой калина, ой малина!
Ах! Прости навеки, Ваня,
Вот ужо те будет баня!
Ой калина, ой малина!
А теперь чего тужить?
Как с охотой не служить?
Ой калина, ой малина!
Слава богу! Есть отставка,
По два рублика прибавка.
Ой калина, ой малина!
Ой, спасибо, наша мать,
Рады в поле умирать!
Ой калина, ой малина!
Жизнь солдатска нам забава,
Польза, счастье нам и слава!
Ой калина, ой малина!
П. М. Карабанов (1764- 1829). 1812 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Гриб боровик,!!

Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказались мухоморы.
Говорят: Мы сенаторы, 
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказалися белянки:
Столбовые мы дворянки, 
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказалися маслянки:
Мы придворные служанки, 
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказалися сморчки:
Мы совсем уж старички, 
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказалися волнушки.
Говорят: Уж мы старушки, 
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти.
Отказалися опёнки:
У нас ноги очень тонки,
Не повинны мы
На войну итти!
Гриб боровик,
Всем грибам полковик,
Повелел, приказал
На войну итти!
Отвечали грузди:
Мы, грузди,
Мы ребята дружны 
Пойдём на войну!
Рыбинский рукописный сборник
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Грибитесь, рибятушки, на старонку на сваю!!

Грибитесь, рибятушки, на старонку на сваю,
На сваей старонки жарка и тяпло!
Ва горади было в Астрахани,
Праявился разудалый моладец.
Шибко щебетко по городу гулял,
На распашичку чернай бархатнай кафтан,
Ва белых руках злат персидский кушачек.
Астраханскием купцам он ни кланиитца,
Афицерам-господам он чолом, чолом ни бьеть,
Астраханскому губернатору он под суд ему нийдеть.
Как увидил губернатор из касящита окна,
Закричал ли губернатор громким голосом своим:
- Да вы, слуги, мои слуги, слуги вернаи мои,
Вы падитя, привидитя вы вдалова молодца!
Как и взяли молодца ва царевом кабаке,
Привадили ж молодца к губернатору на двор,
Становили ж молодца супроти краснава крыльца.
Выходил ли губернатор с губернаторшей своей.
Как и стал губернатор ево спрашивати:
- Ты скажи, скажи, бродяга, ты откыда, чей такой?
Или с Дону ты казак, иль казацкый ты сын?
Иль казацкый ты сын, или низовскый купец?
- Ни тибе ли, губернатор, мине спрашивати,
Ни тибе ли было мне, было сказывати.
Ca реки, реки Камышки Сеньки Разина я сын.
Мой батюшка хотел во гости пабывать,
Хотел во гости пабывать - ты умей ево принять,
Ты умей ево принять, умей подчивати.
Если умеешь ты принять - кунью шубу подарю,
А не умеешь ты принять - ва острог я посажу!
Закричал ли губернатор громким голосом своим:
- Уж вы слуги, мои слуги, слуги вернаи мои!
Вы падитя, отведитя удалова молодца
Удалова молодца в белу каменну тюрьму!
Как и душичка-молодчик, он посиживаить,
Да и частешинька в окошичко он посматриваить,
На рику, рику Камышку он поглядываить.
По рике, рике Камышке там суденушко плыветь:
Вы, рибята, вы, рибята, удалый молодцы,
Посмотрити-тка, рибяты, то мой батюшка сидить!
- Вы, рибята, вы, рибята, вы, товарищи мои,
Вы ни знаитя, рибята, про нисчастьицо мое -
Как и мой дитё Ванюша в белой каменной тюрьме!
Мы до городу дайдем, мы по городу пайдем!
Белу каменну тюрьму мы по камню разбирем,
С самово ли губернатора мы шкуру сдирем!
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Грянул внезапно гром над Москвою. Песнь донскому воинству!!

Грянул внезапно гром над Москвою!
Выступил с шумом
Дон из брегов:
Всё запылало мщеньем, войною
Против врагов.
Ай, донцы
Молодцы!
Только взгремело царское слово:
Россы полканы!
Враг под Москвой!
Тотчас сто тысяч храбрых готово
Броситься в бой.
Ай, донцы
Молодцы!
Верь и надейся 
Русь безопасна:
Сил крестоносных мышца крепка,
Страшен аркан, сабля ужасна,
Пика метка.
Ай, донцы
Молодцы!
Грянем навстречу полчищ французских.
Встанем, как горы на уперти,
Да не посмеют в сердце стран русских
Дале итти.
Ай, донцы
Молодцы!
Грянули чада Тихова Дона:
Мир изумился, враг задрожал,
Рушилась слава Наполеона 
И побежал
Ай, донцы
Молодцы!
Где ни посмотришь, пики мелькают,
Граду подобно, стрелы шумят,
Пули, как пчёлы, роем летают,
Сабли звучат.
Ай, донцы
Молодцы!
Против сил русских не устояли
Полмиллиона буйных голов;
Сернам подобно, вострепетали
От козаков.
Ай, донцы
Молодцы!
Бросили пушки, ружья, снаряды,
Чая спасенье в бегстве найти;
Всеми корыстьми жертвовать рады,
Только б уйти.
Ай, донцы
Молодцы!
Но не успели, как ни хитрили:
Враг кровожадный пал приОрле;
Славу и кости все положили
В русской земле.
Ай, донцы
Молодцы!
Тако разрушен замысл крамольный,
Тако ужасный враг истреблён;
Так православный, первопрестольный
Град освобождён.
Ай, донцы
Молодцы!
Н. М. Шатров (1765 1841). 1814 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Гулю-гулю, баба, не выколи глаза!!

Гулю-гулю, баба, не выколи глаза!
Глаз на полице, другой в рукавице.
Поспел горох? - Поспел!
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Гуляй, гуляй, Настенька!!

Гуляй, гуляй, Настенька, гуляй день до вечера,
Гуляй день до вечера, часу до девятого,
Мало до девятого - гуляй до десятого,
Десятый час пройдет, Настенька домой пойдет.
У нашей у Настеньки походочка частенька,
Шубочка аленька, опушка бобровая,
Опушка бобровая, Настя чернобровая.
- Пойдем, пойдем, Настенька, пойдем по калинушку,
Сядем под рябинушку, запоем "Долинушку".
- Долина, долинушка, раздолье широкое,
Раздолье широкое, приволье хорошее!
На той на долинушке вырастала рощица,
Рощица зеленая, частая саженая.
По той ли по рощице гуляет детинушка,
Гуляет детинушка Ваня-сиротинушка,
Светит, светит солнышко сквозь частую рощицу,
Греет, греет солнышко зимой не по-летнему.
Любил парень девушку, любил не по-прежнему;
Любил, все обманывал, замуж уговаривал:
- Выйди, выйди, девушка, выди за меня замуж,
За доброго молодца, за вора-разбойничка!
Девка догадалася, на обман не давалася.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Гусар, на саблю опираясь, в глубокой горести стоял. Разлука!!

Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:
Не плачь, красавица, слезами
Кручине злой не пособить!
Клянуся честью и усами
Любви не изменить!
Любви непобедима сила.
Она мой верный щит в войне;
Булат в руке, а в сердце Лила, 
Чего страшиться мне?
Не плачь, красавица, слезами
Кручине злой не пособитр.
А если изменю, усами
Клянусь наказан быть!
Тогда, мой верный конь, споткнися,
Летя во вражий стан стрелой;
Уздечка бранная, порвися,
И стремя под ногой!
Пускай булат в руке с размаха
Изломится, как прут гнилой,
И я, бледнея весь от страха,
Явлюсь перед тобой!
Но верный конь не спотыкался
Под нашим всадником лихим;
Булат в боях не изломался,
И честь гусара с ним.
А он забыл любовь и слёзы
Своей пастушки дорогой
И рвал в чужбине счастья розы красавице другой.
Но что же сделала пастушка? 
Другому сердце отдала.
Любовь красавицам игрушка,
А клятвы их слова.
Всё здесь, друзья, изменой дышет,
Теперь нет верности нигде.
Амур, смеясь, все клятвы пишет
Стрелою на воде.
К. Н. Батюшков (1787 1855). 1814 г. Музыка предположительно гр. М. Ю. Вьельгорский. Песня проникла даже в лубок.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Густолиственных клёнов аллея!!

Густолиственных клёнов аллея,
Для меня ты значенья полна;
Хороша и бледна, как лилея,
В той аллее стояла она.
И, головку склонивши уныло
И глотая слезу за слезой,
Позабудь, если можно, что было, 
Прошептала, махнувши рукой.
На неё, как безумный, смотрел я,
И луна освещала её;
Расставаяся с нею, терял я
Всё блаженство, всё счастье моё!
Густолиственных клёнов аллея,
Для меня ты значенья полна:
Хороша и бледна, как лилея,
В той аллее стояла она.
И. И. Панаев (1812 1862). 1855 г. Перевод из Гейне. Музыка Дмитриева.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Гусыня летала, серая летала..
Величальная, рядовая

Гусыня летала,
Серая летала.
Али лёли, али лёли, али лёли.
Она чья (наш чёл), это гусыня,
Она чья (наш чёл), это серая, –
Ан это Аксиньюшка,
Ан это Ивановна,
На сени ступила,
Сени проломила,
Бояр разбудила;
Бояре вставали,
Чары наливали,
Аксиньюшке подносили:
– Испей ся ко, Аксиньюшка,
Испей ся ко, Ивановна!
Не пью я, не кушаю,
Бояря не слушаю;
Кабы был Иван сударь,
Кабы был Михайлович,
Спила б я и скушала,
Бояр бы послушала.
============
Калужская и Тверская губ. Лирическая.
+++++++++++++++++