Русская народная песня. А. 73 песни

Олег Данкир
Песни из двух десятков сборников, самый древний сборник Чулкова от 1790 года

А за дерева за деревом!!

А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за деревом куст
А за кустом снова дерево...

А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за деревом куст
А за кустом снова дерево...

А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за дерева за деревом
А за деревом куст
А за кустом снова дерево...

Она вечна песня эта, как бесконечна….
+++++++++++++++

А из рощи, рощи тёмной!!

А из рощи, рощи тёмной
Песнь любви несётся,
Песня неги, песня страсти раздаётся.
Та же ночь и те же песни,
Тот же месяц светит,
На попрежнему на песню
Она больше не ответит.
Не течёт река обратно,
Что прошло, того не будет;
Только лесню дней минувших
Она больше не забудет!
Песнь напомнит мне невольно
Давно прошлое, былое!
Всё горячим этим сердцем,
Всё, так страстно прожитое!
А из рощи, рощи тёмной
Песнь любви несётся,
Песня неги, песня страсти раздаётся.
А. В. Круглов. 1897 г. Песенная переделка стихотворения «солнце за лес за катилось.
+++++++++++++++

А кто у нас не женат..!!

А кто у нас не женат?
А кто ж у нас холостой?
Константин свет не женат,
Димитревич холостой.
На нем шапка соболья,
Во шапочке платочек,
Во платочке три узла:
Первый узел – василек,
Другой узел – любовь цвет,
Третий узел – маков цвет.
Константин Димитревич,
На что тебе василек?
– Чтоб я, молодец, весел был, –
Константин Димитревич,
На что ж тебе любов цвет?
– Чтоб девушки любили,
Молодушки хвалили. –
Константин Димитревич,
На что ж тебе маков цвет?
– Чтоб я, молодец, цветен был.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

А кто у нас холост, а кто не женат..!!

А кто у нас холост, а кто не женат?
Сергей у нас холост, Михалыч не женат,
Ах, розон мой, розон, виноград зеленый!

На коня садится, а под ним конь веселится;
Он плёточкой машет, а конь под ним пляшет.
Ах, розон мой, розон, виноград зеленый.

К лугам подъезжает – луга зеленеют,
К садам подъезжает – цветы расцветают,
Цветы расцветают, птицы распевают.

По улице едет – вся улица светит,
К двору подъезжает, ворота растворяет,
................. матушка встречает,
За белы руки примает, за браный стол сажает.

Ах, розон.. и т. д .
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

А мы просо сеяли!!

Два хора мужской и женский
1. А мы просо сеяли, сеяли;
Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!
2. А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой дид, ладо, вытопчем, вытопчем!
1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?
2. А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!
1. А мы коней переймём, переймём;
Ой дид, ладо, переймём, переймём!
2. А чем же вам перенять, перенять?
Ой дид, ладо, перенять, перенять!
1. Шёлковым поводом, поводом;
Ой дид, ладо, поводом, поводом!
2. А мы коней выкупим, выкупим;
Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!
1. А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!
2. А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!
1. Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!
2. А что же вам надобно, надобно?
Ой дид, ладо, надобно, надобно!
1. Нам-то надобно девицу, девицу;
Ой дид, ладо, девицу, девицу!
1. А нашего полку убыло, убыло;
Ой дид, ладо, убыло, убыло!
2. А нашего полку прибыло, прибыло;
Ой дид, ладо, прибылр, прибыло!
У Соболевского одиннадцать других вариантов. Самый ранний из песенника 1788 г.
Русская классическая народная песня.
+++++++++++++++

А понапрасну, Ваня, ходишь!!

А понапрасну, Ваня, ходишь,
А понапрасну ножки бьешь.
А поцелуй ты не получишь,
А дурачком домой пойдешь.

Кого-то нет, чего-то жаль,
Куда-то сердце рвется вдаль.
Я вам скажу один секрет:
"Кого люблю, того здесь нет".

Эх, пока кудри, кудри вьются,
Будем девушек любить.
Пока денежки ведутся,
Будем горькую мы пить.

На последнюю пятерочку
Найму я тройку лошадей.
Дам я кучеру на водочку:
Поезжай-ка поскорей.

Кого-то нет, чего-то жаль,
Куда-то сердце рвется в даль.
Я вам скажу один секрет:
"Кого люблю, того здесь нет".

Я вам скажу секрет другой:
"Кого люблю, тот будет мой".
А может быть, и все я вру:
И никого я не люблю.
+++++++++++++++

А Утки-Кря, Кря, Кря!!

Вдоль по речке, речке утки плавают,
Мы живём на разных берегах.
Приходил к тебе, девчонка славная,
И стоял в пятнадцати шагах.

Припев:
Река-речонка, милая девчонка
Я приходил к тебе издалека.
А утки кря кря кря кричали зря, зря, зря
Ты ходишь к этим берегам.
А утки кря кря кря кричали – парень, зря
Ты ходишь к этим берегам.

Ты бельё стирала босоногая,
Я стоял с друзьями у плетня.
Волосы твои я в мыслях трогаю,
Обнимаю мысленно тебя.

Припев:
Река-речонка, милая девчонка
Я приходил к тебе издалека.
А утки кря кря кря кричали зря, зря, зря
Ты ходишь к этим берегам.
А утки кря кря кря кричали – парень, зря
Ты ходишь к этим берегам.

Дурень, рвал я собственные волосы,
Кто-то ту речонку переплыл.
Покорился ласковому голосу,
А потом девчонку покорил.

Припев:
Река-речонка, милая девчонка
Я приходил к тебе издалека.
А утки кря кря кря кричали зря, зря, зря
Ты ходишь к этим берегам.
А утки кря кря кря кричали – парень, зря
Ты ходишь к этим берегам.

Ой, тоска, тоска моя осенняя,
Как же мне теперь тебя унять.
Потерял ведь не иголку в сене я,
А девчонку средь белого дня.
+++++++++++++++

А чучу, а чучу!!

А чучу, а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.

Ко мне курочка бежит,
Ко мне рябая бежит,
Ой, бежит она спешит,
А ничего не говорит.

А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далеко, далеко,
На Иваново село.

У Иванова двора
Загорелася вода,
Всем селом пожар тушили,
Но огонь не загасили.

Пришел дедушка Фома ,
Ой, большая борода
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,
Он нам об этом не сказал,
Только слышно стороной
Затушил он бородой!

А чучу а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке
+++++++++++++++

А я по лугу, а я по лугу!!

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала:
Ты подАй, матерь, ты подАй, матерь,
ПодАй, матерь, косаря, подАй, матерь, косаря.

Я рубить буду, я рубить буду,
Рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова, покатилась голова.

Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые,
За новые ворота, за новые ворота.
+++++++++++++++

А я стояла на пригорочке!!
+++++++++++++++

А я стояла на пригорочке,
А мне чего-то было жаль,
Текла река под снежной корочкой
Куда-то вдаль, куда-то вдаль.

Припев:
А скоро лед на речке тронется
И пароходики пойдут,
А мое сердце успокоится,
А молодые мои годики пройдут.

А я видала в жизни всякое,
Друзей теряла и родных.
Ходила в туфельках я лаковых,
Да в дорогих, да в дорогих.

Припев:
А скоро лед на речке тронется
И пароходики пойдут,
А мое сердце успокоится,
А молодые мои годики пройдут.

Меня любили люди разные,
А я любила одного.
Да та любовь была напрасною
И для меня, и для него.

Припев:
А скоро лед на речке тронется
И пароходики пойдут,
А мое сердце успокоится,
А молодые мои годики пройдут.

Ах ты, судьба, моя судьбинушка,
Давай обнимимся с тобой,
Как две березки-сиротинушки
Да над рекой, да над рекой.

Припев:
А скоро лед на речке тронется
И пароходики пойдут,
А мое сердце успокоится,
А молодые мои годики пройдут.

Ах ты, река, река подруженька,
Порвётся белый твой наряд.
Куда ушел, мой милый, суженный,
Об этом вслух не говорят.

Припев:
А скоро лед на речке тронется
И пароходики пойдут,
А мое сердце успокоится,
А молодые мои годики пройдут.
+++++++++++++++

Ай да не шуми, шумка!!

Ай да не шуми, шумка,
Дуброва зеленая,
Вот и не бушуйся,
Ай да не мешай
Раздоброму молодцу,
Вот мне думу думати!
Ай все я думушки,
Раздобрый я молодец,
Все я передумал.
Ай как одна думушка
Раздоброго молодца,
Думушка с ума нейдет.
Ай как заутра-то
Да мне, Стеньке Разину,
Заутра мне на суд итти,
Ай мне на суд-то итти,
Раздоброму молодцу,
Вот и мне ответ держать.
Ай как и станут-то меня,
Раздоброго молодца,
Станут меня спрашивать.
Ай ты скажи-расскажи,
Скажи, с кем ты бражничал,
Скажи, с кем разбойничал.
Ай я скажу-расскажу,
Удал добрый молодец,
Скажу правду-истину:
Ай; я не бражничал,
Раздобрый я молодец,
Вот я не разбойничал,
Как я с голытьбой-то своей,
Удал добрый молодец,
Вот я по морям гулял,
Ай и по морям-то да рекам
Гулял добрый молодец,
Вот и корабли разбивал,
Ай я бояр да купцов,
Удал добрый молодец,
Вот и я топил, морил,
Ай я и голытьбу свою,
Удал атаманушка,
Вот её на бой водил.
Ай ну и голытьбы-то моей
Да моих товарищей
Всех-то не счесть-перечесть!»
Листопадов. 1903 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ай да по матушке по речке!!

Ай да по матушке по речке,
По речке Камышинке,
Ай да супротив было устьица
Вот речки Самарушки,
Ай там плывёт, плывёт
Лодочка коломенка,
Ай да во лодочке сидит там,
Сидит там царёв посол,
Ай вот сидит, там сидит,
Там сидит царёв посол,
А и звать — Иван Константинович,
Вот бы Карамышев-сын.
Ай во руке держит, он держит,
Он царёв указ,
Ай во другой руке держит,
Держит саблю острую.
Ай да по крутому, по красному,
По красному бережку,
Ай да по жёлтому по песку,
По песку сыпучему,
Ай вот ходили там раздобрые,
Вот добрые молодцы,
Ай да гуляли там вольные,
Вольные казачушки.
Ай что донские, они гребенские,
Казаки яйцкие.
Ай они думали вот думушку,
Вот думушку крепкую.
Ай становили же они, братцы,
Они пушку медную,
Ай закатали-то ядро,
Вот ядро чугунное.
Ай ну, палили-то, братцы,
Во лёгкую лодочку,
Ай потопили-то тот,
Вот бы тот царёв указ,
Ай потопили-то тот,
Вот бы тот царёв указ,
Ай а самого-то Карамышева,
Его в воду бросили.
Чулков. 1770 г. Сборник «Вниз то было по Камышинке-реке».
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ай дуду - дуду – дуду, сидит ворон на дубу..!!!

Ай-ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Он играет во трубу
Во серебряную,
Во серебряную,
Разрисованную.
Ворон, ворон, не дуди,
Нашу крошку не буди.

А баю-баю-баю,
Сидит ворон на краю,
Сидит ворон на краю
И играет во трубу.
Звонко трубушка играет,
Сон и дрёму нагоняет.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.

Котик, брысь, котик, брысь,
Под кроватку спать ложись,
Положечек заверни,
Правой лапкой обойми,
У кроватки не бурчи,
Нашу детку не буди.

Ой, люли, ой, люли,
Прилетели журавли,
Как они летели,
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.

А качи-качи-качи,
Прилетели к нам грачи,
Сели на ворота,
А ворота скрип-скрип,
А сыночек спит, спит.

Сиди, котик, на печи,
Понемножку лепечи.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
За работу заплачу:
Дам на платьице парчу.

Ой ты, котик серенький,
Не ходи по сенечкам,
Иди на полати
Сына покачати.

Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты собачка, не скули,
Нашего сына не буди.

Бай-бай, бай-бай,
Не ходи в избу, Бабай,
Дитю в люльке не пугай
И в гудочек не дуди —
Дитя спит, не разбуди.

Кач-кач-кач-кач,
Привезёт отец калач,
Матери сайку,
Сыну балалайку.
Станет сына качать,
В балалаечку играть.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Дети все по люлечкам спят-поспят,
Всему миру спать велят.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ай дуду-дуду–дуду, сидит голубь на дубу..!!

Ай, дуду - дуду - дуду,
Сидит голубь на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченая.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ай Дунюшка, Дуня!!

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Как у нашей Дуни
Что было скотины

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Курица Варюха
Петух был Митюха

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Утка-то Агатка,
Селезень Игнатка

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Корова Алена
Бык-то был Ерема

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Свинья-то Аксинья
Воров был Василий

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Кобыла Ненила
Жеребец Гаврила

Припев:
Ай, да Дунюшка, Дуня
Милая Авдотья

Ай, Дунюшка, Дуня,
Милая Авдотья.
+++++++++++++++

Ай как на речке, на реке!!

Ай, как на речке, на реке,
На речушке Камышинке,
Ай там жили, проживали
Люди вольные.
Ай там жили, проживали
Люди вольные,
Всё донские, гребенские,
Всё яицкие.
Собирались они
Во единый круг,
Думу думали,
Думушку крепкую.
Вот кому-то из нас
Атаманом быть?
Ай атаман-то будет
Степан Тимофеевич, Атаманушка.
Не золотенькая
Трубушка вострубила,
Ай атаманушка наш
Степан Тимофеевич
Речь возговорил.
Ай вот он речь возговорил,
Речь хорошую:
Братцы вы мои казаченьки,
Ай ну и голь же ты моя!!
Голь бедняцкая,
Собирайся со всех сторон!
Ай ну и голь же ты моя,
Голь бедняцкая,
Вы товарищи,
Други любезные!
Ах собирайтесь, братцы,
Солетайтеся
Ай, на волюшку,
Волю вольную».
Листопадов. 1937.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ай люлю-люлю. Колыбельная..!!!

Ай люлю-люлю
Подольше поспите.

Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ай не шумком то шумит дубровушка. (народная песня)!!

Ай не шумком то шумит дубровушка,
Вот шумит, шумит, все шатается,
Ой, да, как шатался там,
Волочился там добрый молодец.
Ай волочился там добрый молодец,
Вот идёт, идёт больно раненный,
Ой, да на чужой, дальней,
По чужой, по дальней сторонушке.
Ай по чужой, по дальней сторонушке
Вот идёт, идёт и пришатнулся он,
Удал добрый молодец,
Ко крутому молодец ко бережку.
Ай ко крутому молодец ко бережку.
Вот стоит, стоит, он кричит-гичит,
Удал добрый молодец,
Да кричит же он громким голосом.
Ай да кричит же он громким голосом.
Уж вы братцы мои, вы братцы мои,
Братцы перевощички,
Первезите на ту на сторонушку.
Ай да первезите на ту на сторонушку,
Ой, да как за это вот, братцы мои,
Заплачу вам сто рублей.
Если мало вам, дам и тысячу.
Ай если мало вам, дам и тысячу,
Ой, да если мало и тысячи,
Братцы перевощички,
Вы возьмите мово вот колечика.
Ай вы возьмите мово вот колечика,
Ой, да схороните меня, молодца,
Братцы перевощички,
Между трёх дорог в перёкресточке.
Ай между трёх дорог в перекрёсточке,
Ой, да между Киевской,
Да и между Питерской,
А и третьей, братцы, Черниговской.
Ай между Питерской да Черниговской,
Ой, да в головах, в головашечках
Поставьте мово коня,
В руку правую дайте шашечку.
Ай в руку правую шашку вострую,
Ой, да кто пройдет тут, остановится,
Вот и кто пройдет тут,
Кто проедет, тот подивуется.
Ай кто проедет, тот подивуется,
Ой, да что лежит тут, лежит молодец,
Удалой разбойничек,
Люду бедному он защитничек.
Ай люду бедному сам защитничек,
Лютый недруг всем насильникам,
Ой, да по прозваньицу
Степан Разин-то Тимофеевич».
Листопадов. 1900— 1907 гг.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ай почто б на Дунай ходить..!!

Ай почто б на Дунай ходить,
Для чего было соловья будить?
У соловушки одна песенка,
У меня, младой, один батюшка,
У тот со мной не вместе живет,
Не вместе живет, не часто ездит,
Не долго гостит; встречу я батюшку
Середи двора, середь свекрова,
Провожу я батюшку за Дунай реку,
За Дунай реку, за быстру реку.
Уж меня батюшка домой воротил:
– Воротись, дитятко, воротись, милое!
Тебе, дитятко, трава спутала,
Роса смочила. – Меня, батюшка,
Не трава спутала, не роса смочила,
Спутала меня шелковая плеть,
Шелковая плеть очень больно бьет!
По белу телу жметь;
Не роса меня смочила,
Горьки слезы меня смочили.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ай ты зимушка, зима..!!

Ай ты, зимушка, зима,
Холодна очень была!
Холодна очень была,
Заморозила меня.
Заморозила меня,
Сержантика бравого.
Как по улице большой
Тут шла партия солдат.
Впереди солдат идет,
Сам сержантик молодой;
На все стороны сержант
Низко кланяется,
Низко кланяется,
С Машей здравствуется.
- Здравствуй, Маша,
Здравствуй, Маша,
Здравствуй, Машенька моя.
Здравствуй, Машенька моя,
Дома ль маменька твоя?
- Ни тятеньки, ни маменьки
Дома нету никого!
Дома нету никого -
ПолезАй, сударь, в окно!
Сержант руки протянул,
Холоп плетью стяганул.
- Не дворянска, сударь, честь
По ночам в окошко лезть!
Вот сержантик догадался,
За карман скорей хватался:
- Вот тебе целковый рубль,
Выпусти меня из рук!
Вот тебе и полтора -
Пусти меня со двора!
==============
Тверская губ. Круговые, хороводные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Аленький светок!!

Йяленькой светок,
Когды светишь, когды нет!
Ай, ну, ай люли,
Когды светишь, когды нет.
Юж ты, миленький дружок,
Когды любишь, когды нет!
Ай, ну, ай люли,
Когды любишь, когды нет!
Ты любить не люби,
Лишь почаще ходи!
Лишь почаще ходи
Да побольше носи,
Ты по красненькой бумажке,
По целковым по рублю,
По целковым по рублю,
По два аршина миткалю,
По четверти кумачу.
Кумачу не хочу!
Мне бы рог табаку -
Я бы лег на боку.
Мне бы скляницу вина,
Я бы пьяница была!
Я бы пьяница была,
Я сыграю гайдучка.
Гайдук, гайдук, гайдучек,
В огороде ельничек!
Кровать моя тесова,
Перинушка пухова!
На той на перине
Лежит Катерина.
К этой Катерине
Приходили три детины:
Первый Ваня, другой Еня,
Третий сам Ярмолай.
Ярмолай говорить:
Давай Катеньку делить!
Кому деньги, кому платье.
Кому Катенька-душа.
Деньги - Еньке,
Ваньке - платье,
Ерме - Катенька-душа.
Ермолай богу молился,
С Катериной спать ложился!
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Аленькой мой цветок..!!

Аленькой мой цветок,
Лазоревый, голубой,
Ай, ляли, ай ляли,
лазоревый, голубой!*
Гостенёчик дорогой
Да и Павел Иванович,
Да где ж тебя посадить?
Да чем тебя потчивать?
==============
Московские.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Алинькай цветок, когда светишь, когда нет..!!

Алинькай цветок, когда светишь, когда нет...
Миленькай дружок, когда любишь, когда нет!
Ты любить не люби, лишь почаще ходи,
Ты почаще ходи, ты побольше носи:
Кумачу аршин, миткалю два!
Кабы скляницу вина, я бы пьяница была,
Кабы рог табаку, пролежала б на боку!
Добро же ты, рожь: не догнал тебя ёж!
Добро же ты, овес: не догнал тебя мороз!
Добро же ты, гречиха: не догнала тебя дьячиха.
Добро же ты, просо: не догнал тебя...
Добро же ты, горох: не догнал тебя Ярох!
На улице кисель саламату дерет,
Он за то ее дерет, что много масла берет!
Моли бога, овес - на коленках упалоз.
Счастлива ты, лапша, что недраная ушла!
Самодурской старик со рассадой стоит.
==============
Московские.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Антон сударь, догадайса..!!

Антон сударь, догадайса,
Ефимович, дамекниса:
Што в кармани шивилица,
Рублем, гривной становица?
Отдай бабам ны билилы,
Красным девкам ны румяны,
Старым бабам ны сурмилы;
Пускай девки нырумятса,
Молодушки ныбилятся,
Стары бабы нысурмятца.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Анюшенка по сеничкам ходила. 1..!!

Анюшенка по сеничкам ходила,
Васильевна Ванюшечку будила:
– Встань, Ванюшечка, послушайся меня!
Как на нас с тобой невзгодушка пришла,
Невзгодушка – небылые словеса:
Хотят Ванюшку в солдатушки отдать,
Хотят жизнь радость в горнадеры записать. –
Все сотские и десятские стоят,
Все школьнички принапудримши сидят,
Один Ваня не напудрен, не убран,
Сидит Ваня за дубовыим столом,
Разбирает Ваня письменны дела,
Набирается Анюшинова письма:
– ПодАй, Аннушка, чернилы со пером,
ПодАй, жизнь радость, лист бумаги гербовой:
Напишу я своеручное письмо,
Отошлю ли во Всесвятское село. –
Во Всесвятском селе очень девушки были хороши,
Поставили в чистом поле шалаши.
Повадилися к ним ребятушки ходить,
Целовались, миловались обнямши;.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Анюшенька по сеничкам ходила. 2..!!

Анюшенька по сеничкам ходила,
Васильевна по новым гуляла.
Анюшинька Ванюшиньку будила:
- Встань-ка, Ванюшка, встань, послушайся меня!
Встань, умойся колючевой, свежей водой,
Утрись, Ванюшка, тонким белым полотном.
Ты послушАй, Ваня, что я стану говорить:
Все школьнички принапудривши сидят,
Один Ванюшка не попудрен, не убран.
На нас, Ванюшка, невзгодушка пришла:
Невзгодушка - небыльныя словеса.
Как у новых ворот десяцкие стоят,
Хотят Ванюшку во солдатушки отдать.
- ПодАй, Аннушка, подай пудру - весь убор,
А еще подай чернилицу со пером,
А еще подай лист бумажки почтовой.
Разбирает Ваня свои письменные дела,
Добирается он до Анюшина письма.
- Напишу я своеручное письмо.
Отошлю я в славный Вышний Волочек.
Во Вышним подворье хорошо,
У Анюшиньки изголовье высоко.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Атдають мене младу..!!

Атдають мене младу
На чужу дальню старану,
Не за ровнюшку!
Не с дабром мене встречають,
Все абгаваривають;
Свекар батюшка гаварить:
– Нам медведицу ведуть! –
А свекровья гаварить:
– Лютаедицу ведуть! –
Диверья то гаварять:
– Нам неткаху ведуть! –
А заловки гаварять:
– Нам непряху ведуть! –
Тетушка у печи стаить,
Пра меня же гаварить;
А немилай то на палатях лежить,
Искосясь на меня глядить.
Мне малчать молоденьки, –
Мене дурай назовуть;
Ты касись – не касись,
Не баюся я тебе,
Не побьёшь ты мене!
Медведица, батюшка,
В берлоги живеть;
Лютаедица, матушка,
Ва дремучих лесах;
Диверья то галубчики,
Неткахи – всё жены ваши!
А непряхи то, матушка,
Это всё – дочери тваи!
Ах и черт ли тебе,
Тетушка, спрашиваить
К нам хадить,
Да пра мене гаварить!
Я наставлю на парог,
Да в три шеи да варот:
Ты не станешь к нам хадить,
Про мене гаварить!
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах вы ветры, ветры буйные. Тоска по отчизне!!

Ах, вы, ветры, ветры буйные,
Ветры буйные, залётные,
Принесите вы мне весточку
От родной моей сторонушки!
Там так ярко солнце красное,
Так свежи луга зелёные,
Там родная Волга-матушка,
Там звучна так песнь разгульная.
Скучно, душно, ветры буйные,
Жить в темнице разукрашенной,
Видеть небо всё туманное,
Слышать песни всё зловещие.
Всюду светит солнце красное,
Есть повсюду люди добрые;
Но нигде нет другой родины,
Нет нигде её радушия.
Разнесите, ветры буйные,
Грусть, тоску мою, кручинушку,
Успокойте сердце бедное,
Всё изныло в злой неволюшке.
Так и рвётся горемычное!
Скучно, горько на чужбине жить!
Посмотрел бы хоть на родину;
Хоть взглянул бы на родимый кров.
А. В. Тимофеев (1812 1883). 1835 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Ах вы горы, горы крутые..!!

Ах, вы, горы, горы крутые!
Нечево то горы, горы не породили,
Породили та горы бел горючь ли камень.
С под камушка течет речка быстрая,
Из под этой речушки ростет част ракитов куст.
Как на кустике сидит млад сизой орел,
Во когтях то держи;т чернова ворона,
Чернаво ворона – ище свава недруга;
Он и бить яво не бьет, только спрашиваёт:
– Ты игде, ворон, был, где, черной, погуливал?
– Уж я был ли побывал, был на дику степе,
На дикой ли степе, на Саратовской.
Уж я видел диво, дивное;:
Там лежит то тело, тело белое,
Тело белое лежит, солдатское.
Да нихто ко телу, ко телу не приступится.
Солеталися к нему, к телу приступилися
Да три ластушки, да три все косатые:
Да первая ластушка – ево родная матушка,
Как другая ластушка – ево родная сестра,
Как и третья ластушка – ево молодая жена.
Где мать плачет, река пошла,
Где сестра плачет, тут колодези,
Где жена плачет, там роса пала.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах вы горы, мои горы, горы Воробьевски..!!

Ах вы, горы, мои горы, горы Воробьевски!
Ничего вы не поро;дили, породили бел горюч камень;
Из под камушка растёт част ракитов куст,
На кусте та сидит млад сизо;й орел,
В когтях та держит черна; ворона;;
И он бить та не бьет, грозно спрашивает:
– Уж ты где, ворон, был, где гуливал?
– Я гулял та, гулял во дикой степи;,
Я гулял та, гулял, вон где кустики,
Я видал та, видал диво дивное:
Что лежит та, лежит тело белое,
Тело белое, солдатское;
Уж никто та к телу не подве;рнется,
Уж никто к белому не подша;тнется;
Только вьются тут три ластушки,
Три ластушки, три касатушки:
Перва ластушка вьется – родима матушка,
Друга ластушка вьется, то родна; сестра,
Третья ластушка вьется – молода жена.
Где мать та плачет, тут река прошла;
Где сестра та плачет, тут колодезь бьет;
Где жена та плачет, тут роса легка;
Взойдет солнушко, роса высохнет:
Молода жена гулять пошла,
Гулять пошла, семерых мужьев нашла.
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах вы дубья кучерявы, на вас цветы рясны..!!

Ах вы, дубья кучерявы, на вас цветы рясны,
Наши горные ребята словами прекрасны,
Слова ваши разласковы, хорошая думка.
За что дружка не любила, сизая голубка?

Сиза она, сизокрыла, взвилась, полетела.
Садилася голубина в лугах при долине,
Сама себе разумела, что в поле едина.
Нашла себе ковыль-траву, где утка несется,

Уж где серая несется, селезенька вьется.
Селезенька серый вьется, мой милый смеется.
- Хоть ты смейся, хоть не смейся, за смех тебе будет,
Трясла тебя злая тряска, еще трясти будет.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах вы сени, мои сени!!

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решётчатые.
Знать-то, мне по сеничкам
Не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку
Не важивати.
Выходила молода,
За новые ворота
За новые, дубовые,
За решётчатые.
Выпускала сокола
Из правова рукава:
Полети ты, мой сокол,
Высоко и далеко,
И высбко и далёко,
На родиму сторону.
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живёт,
Он грозён, сударь, грозён,
Да не милостивый:
Не велит поздно гулять,
С холостыми мне играть.
Я не слушаю отца,
А потешу молодца.
Я за то его потешу,
Что один сын у отца,
Он один сын у отца,
Уродился в молодца.
Сборник Соболевского. Рукопись XIX в. Ранние варианты в песенниках 1790 и 1791 гг.
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Ах вы соколы, соколы..!!

Ах вы, соколы, соколы!
Вы далеко ли летали?
- Уж мы летали, летали,
С моря на море летали.

- Ах, и что же там видели?
- Уж мы видели, видели
Серую утицу на море.
- Ах, вы что же ее не взяли?

- Уж мы взять ее не взяли,
Крылья, перья повышибли,
Горючую кровь пролили.
……………
==============
Тверская губ. Свадебные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах зачем эта ночь так была хороша !!

Ах, зачем эта ночь
Так была хороша!
Не болела бы грудь,
Не томилась душа.
Полюбил я её,
Полюбил горячо,
А она на любовь
Смотрит так холодно.
Не понравился ей
Моей жизни конец,
И с постылым, на зло
Мне, пошла под венец.
Звуки вальса неслись,
Веселился весь дом,
Я в каморку свою
Пробирался с трудом.
И всю ночь напролёт
Я всё думал о ней:
Каково будет ей
Без милого жить век?
Рыбинский рукописный сборник.
Переделка песни А.М. Давыдова. 1876 г.
В начале XX в. песня вошла в лубок.
+++++++++++++++

Ах износил я, истаскал..!!

Ах износил я, истаскал
Да свою молодость
Со своей-то женой,
Женой не корыстною!
Мне нельзя свою жену
Ни продать, ни променять.
Ах я найму своей жене
Троих молодцев, гребцов;
Я построю жене
Нов тесовенький корабль,
Я пущу свою жену
По синему по морю.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах как нынешние люди

Ах как нынешние люди,
Люди молоды, лукавы,
Сызмаленька вороваты.
Не видавши, много видят,
Не слыхавши, много слышат.
Как сказали про девицу
Напрасную небылицу:
Будто я, красна девица,
Во всю ноченьку не спала,
В зеленом саду гуляла,
Сладко вишенье щипала,
На серебряно блюдо клала,
Виноградом добавляла,
Во тальянский плат вязала,
Извощика нанимала,
Неженатого, холостого.
- Вези меня поскорее,
Пока люди не видали,
И соседушки не спознали,
Отцу-матери моим не сказали!
Мой батюшка очень грозен,
Грозней того моя матушка:
Не велит мне на улицу ходить,
Не велит мне с холостыми речь водить.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах как цвели-то цвели в поле алы цветики..!!

Ах как цвели-то цвели в поле алы цветики,
Цвели да поблекли,
Как любил-то, любил, любил парень девушку,
Любил да покинул.
Он не год-то любил, любил не неделюшку,
Ровно три годочка.
На четвертой-то на год парень с красной девушкой
Стали расставаться.
Что задумал-то, задумал добрый молодец,
Задумал жениться;
Как покинул он красну девушку,
В глаза надсмеялся,
Он при всем-то мире, при всем при народе
В большом хороводе.
Он и снял-то, сорвал, сорвал с красавицы
Шалевой платочик,
А еще-то он снял, сорвал с красавицы
Янтарной борочик,
А еще-то он снял, сорвал с красавицы
Золот перстенечик.
За то стало девушке, за то раскрасавице
стало ей обидно.
Душа красна девушка, душа красна Аннушка
С хороводу вышла.
Что было по городу, городу Саратову
Во горести, в печали Аннушка гуляла,
Она себе, красная, гербовой бумаженьки
Листок покупала,
Молодого-то она писаря, писаря искала,
Писать нанимала,
Астраханскому она новому губернатору
Просьбу подавала.
- Ах ты, батюшка, астраханский наш новый губернатор,
Прими мою просьбу,
Рассуди-ка ты нас, батюшка-губернатор,
С милым по закону!
Не рассудишь ты нас, не рассудишь по закону,
Дойду до сенату!
- Уж ты, глупая, неразумная
Красная девица!
Ты послушай-ка, раскрасавица,
Что я тебе скажу:
Не сама ли ты, красна девица,
Будешь виновата?
Без красные-то без зореньки
Солнышко не взойдет,
Без прилуки-то добрый молодец
К тебе не подойдет.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах комары вы, комары, ах вы, голубчики мои..!!

Ах комары, вы, комары, ах вы, голубчики мои,
Ах вы, голубчики мои!
Вы за что, вы про что девушку кусаете меня,
Девушку кусаете меня?
Без кусаньица грудь, головушка болит,
Грудь, головушка болит.
От головушки бело личико горит,
Бело личико горит.
От белаго от лица вся я, девушка, больна,
Вся я, девушка, больна!
Я больна, больна, во постелюшку слегла,
Во постелюшку слегла,
Во постелюшке три недели лежала,
Три недели лежала.
В трех неделюшках ни ела, ни пила,
Ни ела, ни пила.
Кто бы, кто бы моему горю помог,
Моему горю помог?
Кто бы, кто бы дружка со дорожки воротил,
Со дорожки воротил?
==============
Тверская губ. Свадебные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах кручина ты, кручинушка!!

Ах кручина, ты, кручинушка!
Ты зачем в меня вселилася?
Ты зачем сушишь ретивое?
Уж я выйду ли в чисто поле,
И рассею ли кручинушку
Далеко — вдоль по чисту полю!
Ах вы, ветры, ветры буйные!
Унесите вы печаль мою
И развейте во чистом поле!
О несчастный добрый молодец!
Бесталанная головушка!
Я пойду ль теперь к синю морю?
На синём море погодушка,
Отпущу ль свою кручинушку
Я на ветер по крутым волнам?
Но и в море ветры стихну ли,
Сине море успокоилось.
А несчастный добрый молодец,
Бесталанная головушка,
Лишь навек тоска-кручинушка
В твоё сердце эаронилася!
Крестьянин Михаил Суханов. 1828 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах мальчишка молодой..!!

Ах мальчишка молодой,
Что ты сделал надо мной,
Над девчонкой молодой?
Я который день увижу -
Весь день весела;
Я другой день не увижу -
Нападает грусть-тоска;
Я со той ли со тоски
Во дремучий лес пойду.
Во дремучиим лесочке
Растеряю грусть-тоску,
Разгуляю, растеряю
По зеленому лужку.
По зеленому лужечку,
Вдоль по улице новой
Офицер шел молодой
Из гусарского полку,
Несет саблю на боку,
Курит трубку табаку;
Идет, шпорами гремит,
На высок терем глядит,
С девкой речи говорит.
- Здравствуй, Саша,
Здравствуй, Маша,
Здравствуй, лапушка моя!
Гусар руку протянул -
Солдат плетью стеганул.
- Не велика, сударь, честь
Ко девушке в окно лезть,
Прикалитка на то есть!
Прикалиточка нова
На замочке заперта
Все заборы изошел -
Прикалитки не нашел,
Сам заплакал да пошел.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах мамочка, на саночках !!

Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,

Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я везде,
Ах, зачем я в полюшке
Повстречала Колюшку,
Ах, мамочка, зачем.

Шила платье белое
И завивку делала,
От любви кружилась голова.
Hо подружка Зиночка
Перешла тропиночку,

Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я везде,
Ах, зачем на просеке
Улыбнулась Костеньке,
Ах, мамочка, ох.

Были ночи с ливнями,
Были ночи длинные,
А потом западала листва.
И осенним вечером
Городскую встретил он,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я везде,
Ах, зачем с Серёженькой
Села под берёзонькой,
Ах, мамочка, зачем.

Бусы в магазине я
Покупала синие
И платок зелёный, как трава.
Ставила я шанешки
И топила банюшку,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я везде,
Ах, зачем под яблонькой
Целовалась с Яшенькой,
Ах, мамочка, зачем.

Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка на саночках
Каталась я везде,
С Коленькой и с Яшечкой,
С Мишечкой и с Сашечкой
Ах, мамочка, зачем.
+++++++++++++++

Ах мороз, морозец!!

Ах, мороз, морозец,
Молодец ты русский,
Ходишь в рукавицах
Да в овчинной шапке.
Ах, мороз, морозец,
Аленькие щёчки;
Тело познобишь ты,
А душе тепленько.
При тебе, мой милый,
Вспомнишь про старинку, ,
Как, бывало, с нею,
Помнишь ли, морозец,
На летучих санках
Мы стрелою мчимся
В сумрак одинокий.
И она, красотка,
Шепчет мне тихонько:
Ты озяб, мой милый!
Положи головку,
Я тебя прикрою.
Распахнёт, бывало,
Тёплую шубейку, 
И у белой груди
Мне тепло, привольно.
Погляжу ей в глазки, 
Глазки искры сыплют,
Погляжу на щёчки, 
Огонёк пылает!
Так вот ретивое
Полымем обхватит!
Ах, мороз, морозец,
Молодец ты русский,
Ты мне был, голубчик,
Точно брат родимый.
И. Ваненко (И. И. Башмаков) (умер в 1865 г.). 1848 г. Плодовитый автор.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Ах Настасья ты Настасья!!

Ах Настасья, ты, Настасья!
Отворяй-ка ворота,
Отворяй-ка ворота,
Ты пускай-ка сокола.
Я бы рада, отворила,
Буйный ветер в лицо бьёт,
Буйный ветер в лицо бьёт,
Частым дождичком сечёт,
Частым дождичком сечёт,
Отворить мне не даёт.
Рыбинский рукописный сборник. Запись XIX в. Песня проникла в лубок.
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Ах очи мои, очи, свет ясные очи..!!

Ах очи мои, очи, свет ясные очи!
Не дают покоя во все темны ночи!
Долго ли, любезная, за тобой ходити,
Гостинцы носити, милости просити?
Али ты, любезная, али мне не веришь?
- А я тебе верю, велю слать постелю:
- Стели, моя радость, стели, дорогая,
Стели, дорогая, Катенька милая,
А я в гости буду и не преминую.
Ай, по саду-саду, саду зеленому
Ходила-гуляла красная девица,
Щипала, ломала с винограда ветки,
Метала, бросала к любезному в спальню.
Знать-то у милого дома нездорово:
Закрыты окошка черною тафтою.
Черною тафтою с белой бахромою.
Не стало у милого никакой приметки -
Хрустального графинчика с вишневою водкой,
Со вейновой водкой, с серебряной пробкой,
Из которого с любезным мы ее пивали.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах по морю, морю Хвалынскому..!!

Ах по морю, морю Хвалынскому,
По синему морю Хвалынскому
Там плыло стадо серых гусей,
А другое - белых лебедей.
Отставала лебедушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебедушка
Она ко стаду серых гусей.
Начали ее гуси серые,
Начали ее рвать и щипать,
А лебедушка кричати,
Да свет белая кричати:
- Ну за что меня и рвать, и щипать,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня ненастней,
Ненастием, непогодою,
Непогодою осеннею,
Буйным ветром, сильным дождиком.
Отставала Лукерьюшка,
Отставала Сергеевна
Прочь от красных от девушек.
Приставала Лукерьюшка,
Приставала Сергеевна
К молодым она молодушкам.
Начали ее молодушки,
Начали ее журить, бранить,
А Лукерьюшка плакати,
Да свет Сергеевна плакати:
- Ну, за что меня журить, бранить?
Не сама я к вам заехала,
Завезли меня добры кони,
Что добры кони Ефимовы,
Ох, Ефима да Матвеевича.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах подруженьки, как грустно!!

Ах подруженьки, как грустно
Круглый год жить взаперти,
Из-за стен лишь любоваться
Па широкие поля.
Нам и песни не веселье,
От тоски мы их поем.
К одним горестям привычные,
Мы скучаем с юных лет.
И зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет!
Нам и песни не веселье,
От тоски мы их поем
Из оперы А. Верстовского Могила (1833). М. Я. Загоскин. Либретто Аскольдова.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах попалась, птичка, стой!!

Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдёшь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
 
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
 
Нет, не пустим, птичка, нет,
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!
 
Ах, конфет я не люблю,
Не хочу я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки сбираю.
 
Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке. 
Ах, не бойтесь: в тёплый край
Улечу зимою,
А в неволе светлый рай
Будет мне тюрьмою!
 
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали.
Не позволили б грустить,
Всё б тебя ласкали.
 
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки,
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки!
 
Верно, верно, птичка, ты
Не снесёшь неволи!
Ну, так бог с тобой, лети
И живи на воле!
Порецкий Александр Устинович.
+++++++++++++++

Ах Самара-городок!!

Платок тонет и не тонет,
Потихонечку плывет, -
Милый любит и не любит,
Только времечко ведет.

Припев:
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Я росла и расцветала
До семнадцати годов,
А с семнадцати годов
Крушит девушку любовь.

Припев
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Милый спрашивал любови,
Я не знала, что сказать, -
Молода, любви не знала,
Ну и жалко отказать.

Припев
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Понапрасну небо ясно,
Одна звездочка горит,
Понапрасну милых много, -
Об одном сердце болит.

Припев
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Тебе, белая береза,
Нету места у реки.
Если я тебе невеста, -
Ты меня побереги.

Припев
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Милый скажет: “До свиданья”,
Сердце вскинется огнем -
И тоскует и томится
Все о том же, все о нем.

Припев:
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я,
Успокой ты меня!
+++++++++++++++

Ах свет мой лазоревы алы цветочки..!!

Ах свет мой лазоревы алы цветочки,
Чего рано расцветали в зеленом садочке?
Ах свет милый, чернобровый, Ваничка пригожий,
Твои мысли припадали, мое сердце ноет,
Ноет, ноет, занывает, случая не чаю,
Я случаю не чаю, разлуки желаю.
У нас по рынкам, по рыночкам, по всем городочкам,
Во все звоны звонят, во все вызвоняют.
Про нас с тобой, мой миленький, все люди говорют:
И старые, и малые, холосты ребята.
Пусть бают, пусть говорют, авось, перестанут,
А мы с тобой, мой миленький, в любви наживемся,
В любви, в любви наживемся и врозь разойдемся!
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах тошно мне!!

Ах тошно мне
И в родной стороне;
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать?
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?
По две шкуры с нас дерут;
Мы посеем — они жнут;
И свобода
У народа
Силой бар задушена.
А что силой отнято,
Силой выручим мы то;
И в приволье,
На раздолье,
Стариною заживём.
А теперь господа
Грабят нас без стыда,
И обманом —
Их карманом
Стала наша мошна.
Баре с земским судом
И с приходским попом
Нас морочат
И волочат
По дорогам да судам.
А уж правды нигде
Не ищи, мужик, в суде.
Без синюхи
Судьи глухи,
Без вины ты виноват.
Чтоб в палату дойти,
Прежде сторожу плати,
За бумагу,
За отвагу
Ты за все, про все давай.
Там же каждая душа
Покривится из гроша,
Заседатель,
Председатель
Заодно с секретарём.
Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь;
То дороги,
То налоги
Разорили нас вконец.
А под царским орлом
Ядом потчуют с вином
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.
Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев Аракчеев
И всему тому виной.
Он царя подстрекнёт,
Тот указ подмахнёт.
Ему шутка,
А нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!
А до бога высоко,
До царя далеко!.
Да мы сами
Ведь с усами,
Так мотай себе на ус!
Полярная звезда. 1859 г. К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах туманы вы, туманушки!!

Ах туманы, вы, туманушки,
Вы, туманы непроглядные,
Как печаль-тоска, ненавистные!
Иссушили, туманушки, молодцев,
Сокрушили удалых до крайности.
Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Над горой взойди, над высокою,
Над дубравушкой, над зеленою,
Над урочищем добра молодца,
Что Степана свет Тимофеевича,
По прозванию Степана Разина.
Ты взойди, взойди, красно солнышко!
Обогрей нас, людей бедныих;
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички,
Мы веслом махнем — корабль возьмем,
Кистенем махнем — караван собьем,
Мы рукой махнем — возьмем девицу.
Песенник 1822 г. .
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах ты берёза. Пляска!!

+++++++++++++++

Ах ты воля моя воля, воля дорогая..!!

Ах ты, воля, моя воля, воля дорогая!
Воля дорогая, девка молодая...
Во саду девка гуляла, вишенье щипала;
Вишенье щипала, в платочек вязала;
В платочек вязала, в Москву отсылала;
В Москву отсылала, в Москву продавала,
В Москве продавала, платочек украла.
Платочек украла - в острожек попала.
Скучно, грустно красной девке в остроге сидети,
Мимо этого острога большая дорога:
Много, много по дороге, много идут, едут...
Что не едет по дорожке один вор Ванюша!
За рекой Ваня гуляет, за быстрой качает.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах ты душечка!!

Ах ты, душечка, красна девица,
Мы пойдем с тобой, разгуляемся.

Мы пойдем с тобой, разгуляемся
Вдоль по бережку Волги-матушки.

Эх, пускай на нас люди зарятся
“Ну и что ж это, что за парочка!

То не брат с сестрой, то не муж с женой,
Добрый молодец с красной девицей!”

Мы пойдем с тобой в зеленой лужок,
Мы нарвем цветов да совьем венок.

Там скажу тебе про любовь свою,
Что томит мое ретиво сердце.

Что томит мое ретиво сердце,
Что пылает в нем жарче пламени.
+++++++++++++++

Ах ты маминька мая, а я дочка твая..!!

Ах ты, маминька мая, а я дочка твая!
Поучила меня, когда маленька была.
Я теперь велика, подавай жениха,
Не старого, не малого, молодчика молодого,
Чтобы трубку не курил, домой пьяный не ходил.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах ты милый друг, камаринский мужик. Песня о камаринском мужике!!

Как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его всклокочена
И дешёвкою подмочена;
Свежей крови струйки алые
Покрывают щёки впалые.
Ах, ты, милый друг, голубчик мой, Касьян!
Ты сегодня именинник, значит, пьян.
Двадцать девять дней бывает в феврале,
В день последний спят
Касьяны на земле.
В этот день для них зелёное вино
Уж особенно пьяно, пьяно, пьяно.
Февраля двадцать девятого
Целый штоф вина проклятого
Влил Касьян в утробу грешную,
Позабыл жену сердечную
И своих родимых деточек,
Близнецов двух, малолеточек.
Заломивши лихо шапку набекрень,
Он отправился к куме своей в курень.
Там кума его калачики пекла;
Баба добрая, румяна и бела,
Испекла ему калачик горячо
И уважила. ещё, ещё, ещё.
В это время за лучиною
С бесконечною кручиною
Дремлет-спит жена Касьянова,
Вспоминая мужа пьяного;
Пресвятая богородица!
Где злодей мой хороводится?
Бабе снится, что в весёлом кабаке
Пьяный муж её несётся в трепаке:
То прискочит, то согнётся в три дуги,
Истоптал свои смазные сапоги,
И руками, и плечами шевелит.
А гармоника пилит, пилит, пилит.
Продолжается видение:
Вот приходят в заведение
Гости, старые приказные, ч
Отставные, безобразные,
Красноносые алтынники, 
Всё Касьяны-именинники.
Пуще прежнего веселье и содом,
Разгулялся, расплясался пьяный дом.
Говорит Касьян, схватившись за бока:
А послушай ты, приказная строка,
У меня брянчат за пазухой гроши:
Награжу тебя. Пляши, пляши, пляши!
Осерчало благородие:
Ах, ты, хамово отродие!
За такое поношение
На тебя подам прошение,
Накладу ещё в потылицу!
Целовальник, дай чернильницу!
Продолжается всё тот же вещий сон:
Вот явился у чиновных у персон
Лист бумаги с государственным орлом.
Перед ним Касьян в испуге бьёт челом,
А обиженный куражится, кричит
И прошение строчит, строчит, строчит.
Просит имя и фамилия.
Надо мной чинил насилия
Непотребные, свирепые,
И гласил слова нелепые:
Звал строкой, противно званию.
Подлежит сие к поданию.
Крепко спит-храпит Касьянова жена,
Видит баба, в вещий сон погружена,
Что мужик её, хоть пьян, а не дурак,
К двери пятится сторонкою, как рак,
Незамеченный чиновником-врагом,
И опять к куме бегом, бегом, бегом.
У кумы же печка топится,
И кума спешит, торопится,
Чтобы трезвые и пьяные
Калачи её румяные
Покупали, не торгуяся,
На калачницу любуяся.
Эко горе, эко горюшко, хоть плачь!
Подгорел совсем у кумушки калач.
Сам Касьян был в этом горе виноват:
Он к куме своей явился невпопад,
Он застал с дружком изменницу-куму,
Потому что, потому что, потому.
Ах, ты, кумушка-разлапушка,
А зачем с тобой Потапушка?
Всех людей считая братцами,
Ты не справилась со святцами.
Для Потапа-безобразника
Нынче вовсе нету праздника!
Молодецки засучивши рукава,
Говорит Потап обидные слова:
Именинника поздравить мы непрочь,
Ты куму мою напрасно не порочь!
А кума кричит: Ударь его, ударь!
Засвети ему фонарь, фонарь, фонарь!
Тёмной тучей небо хмурится.
Вся покрыта снегом улица;
А на улице Варваринской
Спит мертвец, мужик камаринский,
И, идя из храма божия,
Ухмыляются прохожие.
Но нашёлся, наконец, из них один,
Добродетельный, почтенный господин, 
На Касьяна сердобольно посмотрел.
Вишь, налопался до чёртиков, пострел!
И потыкал нежно тросточкой его:
Да уж он совсем. того, того, того!
Два лица официальные
На носилки погребальные
Положили именинника.
Из кармана два полтинника
Вдруг со звоном покатилися
И. сквозь землю провалилися.
Засияло у хожалых рожество:
Им понравилось такое колдовство,
И с носилками идут они смелей,
Будет им ужо на водку и елей:
Марта первого придут они домой,
Прогулявши ночь с кумой, с кумой, с кумой
Л. Н. ТРЕФОЛЕВ (1843 1906). 1894 г.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Ах ты ноченька!!

Ах ты, ноченька,
Ночка темная,
Ночка темная,
Да ночь осенняя.
С кем я ноченьку,
С кем осеннюю,
С кем тоскливую
Коротать буду?
Нет ни батюшки,
Нет ни матушки,
Только есть один
Мил-сердечный друг.
Только есть один
Мил-сердечный друг,
Да и тот со мной
Не в ладу живет.
========================
Ах ты, ноченька, ночка темная,
Ночка темная, ах, ночь осенняя.
Что же ты, ноченька, да при.. притуманилась,
Что ж, осенняя, ах, принахмурилась?

Что же ты, девица, притуманилась,
Что же ты, красная, ах, припечалилась?
«Как же мне, девице, да не.. да не туманиться,
Как же мне, красной, да не печалиться?

Нет ни матушки, да нет, да нет ни батюшки,
Только есть у меня ах, мил сердечный друг.
Да и тот со мной да не.. да не в ладу живет,
Не в ладу живет, ах, не в согласии.
Смоленский рукописный сборник.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах ты ночь ли, ноченька!!

Ах ты, ночь ли, ноченька!
Ах ты, ночь ли бурная!
Отчего ты с вечера
до глубокой полночи
не блистаешь звездами,
не сияешь месяцем?
Все темнеешь тучами?
И с тобой, знать, ноченька,
как со мною, молодцем,
грусть-злодейка сведалась!
Как заляжет лютая
там глубоко на сердце,
позабудешь девицам
усмехаться, кланяться;
позабудешь с вечера
до глубокой полночи,
припевая, тешиться
хороводной пляскою!
Нет, взрыдаешь, всплачешься,
и к безродну молодцу,
на постелю жесткую,
как в могилу, кинешься!
А.А. Дельвиг (1798 1831). 1829 г. Музыка М. Глинки (1828).
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Ах ты солнце, солнце красное!!

Ах ты, солнце, солнце красное!
Все ты греешь, всех ты радуешь,
Лишь меня не греешь, солнышко!
Лишь меня не веселишь и в ясный день.
Все равно мне, день ли пасмурный,
Или ты играешь на небе,
Все мне скучно здесь и холодно
Нет, уж, видно, солнцу красному
Не придётся веселить меня,
А придётся солнцу тёплому
Греть могилу мою тёмную.
1842 г. Павел Степанович Мочалов, актёр-трагик.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах ты солнце, солнце красное. Русская песня!!

Ах, ты, солнце, солнце красное!
Всё ты греешь, всех ты радуешь,
Лишь меня не греешь, солнышко!
Лишь меня не веселишь и в ясный день.
Всё равно мне, день ли пасмурный,
Или ты играешь на небе,
Всё мне скучно здесь и холодно.
Нет, уж, видно, солнцу красному
Не придётся веселить меня,
А придётся солнцу тёплому
Греть могилу мою тёмную.
П. С. Мочалов (1800 1848). 1842 г. П.С. Мочалов, актёр-трагик, приятель поэта Н. Цыганова.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Ах ты степь широкая, раздольная!!

Ах ты, степь широкая, раздольная!
Ах ты, Волга матушка, Волга вольная!
Ах ты, степь широкая, степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка, Волга вольная!

Ой, да не степной, орёл подымается,
То речной бурлак разгуляется.
Не летАй, орёл, низко ко земле,
Не гуляй, бурлак, близко к берегу.

Ах ты, степь широкая, раздольная!
Ах ты, Волга матушка, Волга вольная!
+++++++++++++++

Ах ты чортов сын, проклятый становой!!

Ах ты, чортов сын, проклятый становой!
Что бежишь ты к нам о божьей воле врать,
Целый стан, поди, как липку ободрал!
Убирайся прочь, чтоб чорт тебя подрал!
Ах ты, чортов сын, трусливый старый поп,
Полицейский да чиновничий холоп!
Что бежишь ты к нам о божьей воле врать,
Стыдно харей постной бога надувать.
Ах ты, чортов, то бишь, царский адъютант,
Что, на девок зарясь, свой теребишь бант?
И зачем ты к нам в село навёл солдат?
Не стрелять ли вздумал в нас уж невпопад?
Нет, брат, шутки!
Нашей воле не перечь!
Теперь вам уже нас более не сечь!
Коли мир своей земли не господин,
Так и сам-то ты такой же чортов сын!
Я. А. Морозов, «Повести моей жизни». 1947 г. Морозов приводит в своей книге эту песню, которую он записал в 70-х гг. Пелась на мотив Камаринской.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ах ты, сукин сын Камаринский мужик. Камаринская!!

Ах ты, сукин сын Камаринский мужик,
Заголил штаны, по улице бежит.
Он бежит-бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.

Ух-ты, лапоточки мои,
Что вы ходите как будто не туды?
Вы меня совсем не держите,
Упаду - вы не поддержите!

Снова пьяненький Комаринский мужик
У трактира с полбутылкою лежит,
Все репьи собрал поддевкою,
Подпоясанной веревкою!

Ух-ты, лапоточки мои,
Что вы ходите как будто не туды?
Вы меня совсем не держите,
Упаду - вы не поддержите!

Картузишко нахлобучив набекрень,
У трактира ошивается весь день,
Бороденочка козлиная,
Ни короткая, ни длинная,

Ждет в трактире, кто бы водочки поднес,
Получает же одни щелчки под нос!

Ух-ты, лапоточки мои,
Что вы ходите как будто не туды?
Вы меня совсем не держите,
Упаду - вы не поддержите!

Ой же, ой же вы Комарики-рики,
Деревушка небольшая у реки,
Мужики там безлошадные,
Но, до водки дюже жадные!

Ух-ты, лапоточки мои,
Что вы ходите как будто не туды?
Вы меня совсем не держите,
Упаду - вы не поддержите!

Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки да на печечке лежит.
Он лежит, лежит попёрдывает,
Правой ножкою подёргивает.

Ух-ты, лапоточки мои,
Что вы ходите как будто не туды?
Вы меня совсем не держите,
Упаду - вы не поддержите!
+++++++++++++++

Ах уе, ах, уехал мой любимый!!

Ах, уе, ах, уехал мой любимый
И под ё, и под ёлкой мне сказал:
Я за лу, я за лунным камнем еду
Что ж ты му, что ж ты мужем мне не стал
Я за лу, я за лунным камнем еду
Что ж ты му, что ж ты мужем мне не стал.

2
Ему де, ему девушка сказала
Неман ди, Неман дивная река
Как я бу, как я буду с ним купаться
С толстым ху, с толстым худенька така
Как я бу, как я буду с ним купаться
С толстым ху, с толстым худенька така.

3
Запись сде, запись сделали мы в ЗАГСе
Оба сра, оба с раннего утра
Палец в жё, палец в жёлтеньком колечке
Запер де, запер девку на века
Палец в жё, палец в жёлтеньком колечке
Запер де, запер девку на века.

4
Ах, уе, ах, уехал мой любимый
Ну и ху, ну и хуже мне не стать
Ни я би, ни я бисера не вижу
Ни я бу, ни я бус не дождалась
Ни я би, ни я бисера не вижу
Ни я бу, ни я бус не дождалась
+++++++++++++++

Ах утушка лугавая!!

Ах, утушка моя, луговая,
Молодушка моя молодая.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, молодая.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, молодая.

Где ж ты была, была, побывала,
Где всю ночку ты да ночевала.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, ночевала.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, ночевала.

Ночевала я да во лесочке,
Под ракитовым да под кусточком.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, под кусточком.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, под кусточком.

Как шли-пришли парни молодые,
Молодчики ой, да удалые.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, удалые.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, удалые.

Они срезали да по пруточку,
Они сделали да по гудочку.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, по гудочку.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, по гудочку.

Вы, гудочки, ой, да не гудите,
Меня младу ой, да не будите.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, не будите.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, не будите.

Ах, утушка моя, луговая,
Молодушка моя молодая.

Ой, люли, люли, люли,
Люли, молодая.
Ой, люли, люли, люли,
Люли, молодая.
+++++++++++++++

Ах утушка лугавая..!!

Ах, утушка лугавая,
Малодушка маладая,
Где была, побывала,
Где ночуньку ночевала?
– Я первую ночку
Ва лесочку,
Другую ночку
Ва садочку,
Ва малиновам кусточку.
Тут ишли, прошли удалые
Два малодчика маладые;
Они вырезали па пруточку,
И сделали па гудочку.
Эх вы, гудки, ни гудитя,
Мене, младу, ни будитя!
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах чарка моя, серебряная!!

Ах, чарка моя,
Серебряная,
На золотом блюде
Поставленная!
Кому тебя пить?-
Кому подносить?
Друзьями ты, чарка,
Оставленная;
В забытьи стоишь,
К себе не манишь, --
Вина зеленого
Не налитая!
Бывала ли ты
Полным-дополна,
Как в водополь речка
С краями равна?
Светилаея ли,
Честилася ли
В весёлой беседе
В запрошлые дни?
Ходила ль кругом,
Поила ль вином,
Приятною речью
Приправленная?
Знакомы ль тебе
В счастливой судьбе
Весёлые взгляды,
Ласкающие?
Встречалися ли,
Случалися ли
Приятельские руки,
Сжимающие?
Давно ли бедой
И злой чередой
Лежишь ты на блюде
Опрокинутая!
Роями друзей,
К печали моей,
Как улей пчёлами,
Покинутая!
Не стало вина 
Забыта она.
Друзья отшатнутся
От чистого дна!
Спросись старины,
Коснись новизны,
Так есть и бывало 
Быль с сказкой сходны!
Н. Г. Цыганов (1797 1833).
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Ах чири воробей, вашун, вашун..!!

Ах чири, воробей, вашун, вашун!
Вашу на нашу, нашу на вашу.
==============
Бессонов.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах что это за сердце, во мне все изныло..!!

Ах что это за сердце, во мне все изныло!
Знать, что я милова верно полюбила.
Что это за милый, не дает покою,
Принуждает, радость, всегда быть с собою!
Полно же браниться, пора помириться,
Не мутить было очи, сидеть до полночи.
- Видишь, я страдаю, а ты лицемеришь,
А ты лицемеришь, сушишь, не жалеешь.
Не можно ли, радость, на вздох умилиться,
На вздох умилиться, сердцу покориться?
Али вы забыли, как прежде любили,
А ноньче, радость, любви изменили,
Любви изменили, иную полюбили?
Иная милая ничем меня не лучше:
Лицем не белее, бровью не чернее.
Разве тем получше, что живет поближе,
И ходит почаще, целует послаще.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах што пропился добрый молодец, пропился, прогулялся..!!

Ах што пропился добрый молодец, пропился, прогулялся,
Што с красными девками совсем промотался.
Што поймали ж доброго молодца, поймали на прилуке,
Што сковали ж доброму молодцу, сковали назад руки.
Што садись, садись, добрый молодец, садись во новы санки.
Што поставили доброго молодца, поставили во станочик,
Што застригли доброму молодцу, застригли лобочик.
Што нанял ему батюшка, што нанял фатерушку,
Што фатерушка нанятая, хозяюшка молодая.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ах эти тучи в голубом!!

Снова весь фронт раскалён от огня,
Лупят зенитки три ночи, три дня,
А в гимнастёрке на снимке
Ты обнимаешь меня.

Ах, эти тучи в голубом
Напоминают море.
Напоминают старый дом,
Где кружат чайки за окном,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс

Если останусь живым на войне,
Встречусь с тобой я в родной стороне.
Только пока я воюю,
Ты не забудь обо мне.

Ах, эти тучи в голубом
Напоминают море.
Напоминают старый дом,
Где кружат чайки за окном,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс

Юнкерсы кружат, и небо в огне,
ДумАй, родная, всегда обо мне.
Из поднебесья мне виден
Милый твой профиль в окне.

Ах, эти тучи в голубом
Напоминают море.
Напоминают старый дом,
Где кружат чайки за окном,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс
+++++++++++++++

Ах яры, яры, яры..!!

Ах яры, яры, яры!
Сатана идет с горы
С рукомойником,
С уповойником!
Ах, я муж жену любил,
Любил, любил,
Серги яхонты купил.
Жена мужа любила.
В тюрьме место купила:
– Вот тебе, муженек,
Угомонный уголок.
Не толки, друг, не мели,
Только ручку протяни,
Христа вспомяни.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++