Беспокойные мысли

Владимир Кожин 3
                На конкурс Даилда Летодиани: http://proza.ru/2024/03/25/710

        Иногда в голову приходят странные мысли.  Вот недавно не спалось, задумался: «А что бы ты сказал или посоветовал своим близким, если бы узнал, что жить тебе осталось всего один час? Или один день? Или неделя? Чем бы хотел напоследок поделиться?» Кроме каких-то прописных истин, ничего в голову не шло. Приходило всякое, например, живи по совести, по Божьим заветам или читай хорошие и умные книги. Смотри на мир философски, не раздражайся, относись к делу ответственно, обогащайся знаниями и навыками, плати за добро добром, живи по принципу – не навреди. Остерегайся дураков и плохих людей, верь своему сердцу, а не словам. «Не позволяй душе лениться», доводи начатое до конца, если дело достойное, а за недостойное не берись. Найди свое место в жизни, занимайся тем, что у тебя лучше получается. Люби природу, больше двигайся, путешествуй, заботься о здоровье. Старайся радоваться каждому дню, не отчаивайся, когда есть причина для огорчения, помни, все пройдет. В отношениях с людьми будь терпелив, береги любящих тебя. Люби сам. Цени отношения друзей и единомышленников. Не растрачивай годы жизни ради минуты славы, но цени успех. Не жалуйся, не сплетничай, умей хранить чужие секреты. Если хочешь лучше спать, не греши, не ссорься с близкими, не держи обид….
        В общем, ничего своего, оригинального и разумного, сказать я не смог. На ум не приходило.   Все-таки жизнь богаче простых рекомендаций, многое уже давно сформулировано в библейских заповедях, немало мудрых мыслей и в литературе. В юности я мечтал найти такую книгу, которая бы научила меня как построить жизнь. Ну хотя бы одну-две странички, но для меня.  Какую дорогу в жизни выбрать?  Прочел бы, наконец успокоился и стал жить правильно, разумно, рационально. Меньше бы делал ошибок, не бился лбом о препятствия, выбрал себе правильный путь развития. Такой книги я не нашел, знания набирал из опыта, выцеживал по крупинкам из десятков и сотен прочитанных книг. Попробуй там найти главное для себя? Были и простые советы типа: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь – делай ее с товарища Дзержинского».*  Наверное, в жизни каждой личности можно найти для себя что-то полезное, но мне ближе принцип: «Не сотвори себе кумира»!  Когда я читаю даже на Прозе.ру оды известным лидерам, меня откровенно тошнит.

        Думал, думал, что посоветовать, и остановился. Ситуация у меня пока не критическая, пока душа не взлетела в звездные миры, есть еще время поразмышлять на эту тему. Живу и надеюсь еще пожить. Есть у меня дела на Земле. Ну, а если вдруг?... Люди, которых я люблю, сами знают, как им жить, или, когда вырастут, будут знать. Не зря же я рассказываю про наших предков, про семью, даже пишу что-то. К тому же, как говорят, «гены пальцем не размажешь».  Вот только будут ли внуки, будущие правнуки читать мои труды, когда повзрослеют – большой вопрос. Меняются эпохи, интересы, жизненные ценности. Не всем же интересно копаться в архивах. Дай Бог, чтобы собрание рассказов многих тысяч авторов, их историй, мемуаров –  портал Проза.ру, жил вечно, не погиб из-за интернет-разборок, чьих-то финансовых интересов или по каким-то другим причинам. Мне кажется, на сегодня он надежное и доступное хранилище наших мыслей и воспоминаний.
        А книги? Это, конечно, лучший подарок. Приятно подержать в руках, полистать, почитать... Хранить, перевозить уже сложнее. Не выходит из головы, когда я покупал гараж, обнаружил на его полках целую библиотеку. Там было много хороших книг. Были даже давние, напечатанные в сталинские годы. Лежали стопочками, стояли аккуратно прижатыми друг к другу. Среди книг нашел изданные мемуары первого владельца гаража, оказалось, он был адъютантом известного военачальника. Отца не стало, сын продал гараж, уехал жить за границу. Не взял с собой он эту книгу – память об отце…

        *Из поэмы В. Маяковского «Хорошо»

        На фото: Фрагмент скульптуры О. Родена «Мыслитель»