Дерибас 4. 3. Авария

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2019/01/04/456.

Пять дней выгрузки в Саудовской Аравии оба генератора работали в параллели нормально, краны тоже не подводили, и мы немного расслабились. В город, конечно, не ходили, в Саудии это запрещено, да и не хотелось совершенно. К окончанию грузовых операций никаких известий о будущей работе не поступало,  мы вышли из порта и легли в дрейф.
 
Матросы во главе с боцманом принялись мыть грузовые трюма, механики с мотористами обеспечивали своевременное их осушение. Четыре дня ушло на замывку трюмов, а новый чартер компания никак не могла заключить.

А когда, наконец, заключила - перевозка удобрений из Катара в Бангладеш, мы уже опять были по горло в работе, на этот раз ночью вышел из строя уже второй дизель-генератор. И опять причиной аварии была турбина, только гадать на этот раз не пришлось, всё и так было ясно, по звуку и по вибрации. Рассыпались с обеих сторон подшипники ротора, смяло лабиринтовые уплотнения вала, уплотнительные втулки. Но и это не всё.

Главная беда - со стороны выхлопа поломалось несколько деталей, которых у нас в запасе не было. Все они предназначались для смазки опорного шарикового подшипника. Углеродистой стали нужного диаметра не было, и сварщик взялся вытачивать их из нержавейки, из старого вала сепаратора, а это намного тяжелее, Юра все привезенные с собой резцы использовал, затачивал их без конца.

Именно поэтому работа шла медленно, но мы Юру не торопили, мы на него молились, ведь не было бы его на судне, нам оставалось только вызывать греческих ремонтников.

А у механиков своей работы хватало, нужно было все детали турбонагнетателя очистить от нагара, отмыть, продефектовать и отремонтировать, лабиринты вала восстановить, уплотнительные втулки поменять, подшипники новые найти и подготовить.

Особенно тяжело мне было осознавать, что вина в этой аварии лежала полностью на моей совести, так как при выходе второго движка из строя я смалодушничал и позволил несколько часов одному крану работать. А теперь мне оставалось только наблюдать последствия перегрузки дизеля и своего неверного решения.

Наконец, собрали полностью двигатель, перекрестились, подали пусковой воздух - шипит, свистит, а дизель не раскручивает. Ещё одна беда. Осмотрели пусковую систему, на которую до тех пор не обращали внимания, а там... дефект на дефекте. Очевидно, перед аварией температуры газов зашкаливали так, что прогорели три красномедные прокладки на пусковых патрубках, завис пусковой клапан на одном цилиндре, прогорела медная трубка подачи пускового воздуха, мало того, отказал ещё и воздухораспределитель.
 
Полдня со всем этим провозились, и опять без Юры было бы вдвое дольше, но запустили дизель, наконец. Работает. Только температуры выхлопа при равной нагрузке на сорок-пятьдесят  градусов выше, чем на единице. Воздуха не хватает, давление наддува низкое из-за износа ротора турбины, побило его сильно, а менять нечем. Но это мы уже исправить никак не могли, приходилось мириться.

Тридцатого встали к причалу в Катаре. Сразу грузить нас не начали, трюма сначала проверяли, портнадзор и в машину явился, настраивали портовый погрузочный комплекс. Хотел я использовать это время, сделать моточистку двух цилиндров первого генератора, кольца которых забрасывали масло в выхлоп и в турбину. Но третий механик  уже замахался, и забастовал, подал заявление на отпуск. И как его не понять, я бы и сам уже уехал, и не надо мне никаких денег, зачем я вообще жену не послушал, пошёл в этот рейс?

По правилам порта запрещено всё: увольнения на берег, фотосъёмка, видеосъёмка, сварочные работы, ремонтные работы, связанные с разборкой дизелей. Ну и плевать, нам отдых как раз и нужен. И если стоять десять дней, и погрузка силами порта, то я рад всё равно. Жарко, конечно, но может быть будет интернет, всё веселее. А Читтагонг, порт выгрузки - это стоянка на рейде, это свежая рыба, креветки,виски местное поменяем на дизельку, у нас запас есть. Так июнь и пройдет.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/01/05/1964.