О психозах, психиатрии и религии

Юлия Мостовая
С точки зрения психиатрической науки, нормально есть, спать и взаимодействовать с социальным миром - первичные показатели “нормальности” человека.

Если он ими пренебрегает, это обычно именуют “психозом”. Люди боятся, что с ним будут проблемы, или что он причинит вред сам себе - поэтому действуют на опережение, и, прежде чем он сделает что-то плохое себе, или им, они делают плохо ЕМУ и называют это помощью.

По поводу термина “нормальность” и ее первичных показателей, я с психиатрической наукой в корне несогласна.
По-моему, самое нормальное, что можно делать в ненормальном мире - быть ненормальным в другую сторону. Хотя бы для равновесия.
И да, на этом пути, бывают перегибы, бывает нелицеприятное поведение, бывает бред и есть риск для здоровья и даже жизни.
Но также есть и обратный риск - риск разобраться в себе и в том, что для тебя важно, вместо того, чтобы всю жизнь существовать по чужому сценарию. А оставаясь "общественно приемлемым" и "нормальным", с таким "риском" ты не сталкиваешься вовсе.

А еще, мне кажется, что каждый “психически больной” - это вовсе не ошибка природы и не отдельный человек, которому не повезло. Это результат коллективной безответственности и лжи общества в целом.

Нельзя веками выворачивать человеческую природу наизнанку, врать самим себе и думать, что все будет "ок".
"Ок" все будет только у психопатов и одного единственного типажа - прагматичных, ориентированных на быт и материальные накопления граждан, которые тоже, в принципе, своего рода психопаты. И я объясню, почему.

Главный признак психопатии - полное отсутствие эмпатии - способности сопереживать другим людям. Для того, чтобы кому-либо сопереживать, нужно, как минимум, находиться с этим человеком в контакте. Но контакта в современном обществе между людьми практически нет.

Большинство "контактов" между людьми либо ритуальные (привет, рад тебя видеть), либо функциональные (передайте файлы, Верочка).
В первом случае, за словами не стоит никакого реального значения, они прозносятся автоматически.
Во-втором, взаимодействия людей на одном уровне, обмена чем-либо важным обеим сторонам не происходит - один просто делает то, что нужно второму. Со стороны второго - это реализация функции, а не вступление в контакт с человеком. Со стороны первого - это реализация своей потребности, а не вступление в контакт с человеком.

Многие люди, “общающиеся” годами, по сути, даже не знакомы друг с другом. А большая часть из них не знакома даже с собой. О каком сопереживании другим можно говорить, если человек не сопереживает даже самому себе? Да и кто кому вообще может сопереживать, если, по сути, ни самого тебя нет (поскольку ты так и не разобрался, кто ты), ни других (они тоже не разобрались с собой, и уж тем более, ты - с ними).

В итоге, мы получаем целое общество психопатов, на вершине которого - психопаты, наиболее прагматичные, амбициозные и приспособленные к жизни. И эти психопаты задают “общественные нормы”, которые необходимо соблюдать, дабы не быть отлученным от общественной кормушки. И разумеется, рядовому человеку гораздо проще найти в этих “нормах” что-то разумное и близкое, и жить с сознанием того, что он добропорядочный гражданин и все делает правильно, а не запутавшийся психопат, живущий наоборот и выступающий марионеткой, работающей на осуществление амбиций других, вышестоящих психопатов.

Но вся эта вакханалия и подмена понятий отнюдь не бесплатна. За слепоту рядовых, незаморачивающихся граждан с крепкой нервной системой отдуваются люди, менее толстокожие.

Серединный слой просто чувствует неясную неудовлетворенность от жизни, когда вроде и есть все, но тоска, тоска.

Люди еще тоньше оказываются попросту лишними. Для них полноценного места при текущем социальном устройстве - нет. Они перебиваются случайными заработками, вечно находятся в поисках себя, или живут на попечении родителей.

А самые тонкие - взрываются. Каждый в свою “болезнь”. И им говорят, что дело в них. И это у НИХ проблемы. А есть еще другие, нормальные. Но, в действительности, "психически больные" люди - это не более, чем продукт данного этапа развития общества в целом. Просто в силу типа устройства нервной системы, для данного этапа неудачного, они отдуваются за всех.

Это примерно как с промышленным производством. На повестку дня обычно выносятся проблемы со свалками и мусорными полигонами. Хотя, на самом деле, суть - в проблемах с технологиями промышленного производства и работы с отходами. Они неэкологичны. Проблемы со свалками и полигонами лишь следствие. Не будь причины, их бы не было, как и проблем с ними.

Я считаю, что “люди с психическими отклонениями” - это люди, чья нервная система настолько воспримчива, что они пропускают через себя весь тот психический мусор, который образуется вследствие неэкологичных действий, эмоций и мыслей общества в целом.

Гадят все - платят они.

Если рассматривать человечество как географическую территорию, то “психически больные” люди - это районы со свалками и мусорными полигонами для тех психических отходов, которые производит общество в целом.

Так что, на мой взгляд, основная проблема не в том, что есть “психически больные” люди. Куда важнее то, что нет психически здоровых, но это не является общественно признанным фактом. А пока болезнь отрицается, вылечить ее нельзя. Я считаю, что, на текущем этапе развития человечества, общество больно в целом. И вместо того, чтобы признать это, и работать над собой, всем и каждому, ежедневно, часть людей прячется за маской общественного и материального благополучия, а другая, наиболее наглая часть, обличает себя авторитетом задавать понятие “нормы”. Но от того, что человек занимает высокое положение в обществе по факту рождения, или в связи со способностью влиять на других людей и доносить свои идеи лучше других, грамотно играя на людских слабостях, его идеи полезными не становятся. Он просто “продает” лучше других. Потому и идеи его “продаются”.

Но водка тоже продается отлично. Однако, приносит ли она благо обществу?

При этом, единственная область, которая утверждает, что со всеми нами априори что-то не то, и надо бы присмотреться к своей жизни и побеспокоиться о “душе”, это религия.

Казалось бы, вот он свет, вот на него и будем ориентироваться.

Однако в религии, как таковой, даже не углубляясь в концепты каждой из них в отдельности и не подвергая их какой-либо критике, есть два мощных недостатка, которые делают ее еще более неэффективной для “душевного врачевания”, как отдельного человека, так и общества в целом, чем современная психиатрия.

Во-первых, религия снимает ответственность. Достаточно искренне покаяться в своих грехах, чтобы получить их отпущение и быть впоследствии допущенным в “Рай”.

Просто покаяться. И все сразу будто бы в порядке, например, с тем, что ты много лет снова и снова творил отвратительные вещи, или, скажем, один раз сделал человеку подлость, которая перечеркнула его жизнь на несколько лет?

По-моему, даже светская система правосудия, при всех ее недостатках, лучше такого подхода.

Пока человека уже прямо сейчас, на Земле, не заставляют своими ПОСТУПКАМИ исправлять, и компенсировать то, что он понаделал в прошлом, пока его не засталяют посадить и вырастить десять новых цветов за каждый один, что он затоптал, такая религия - зло, ибо не оставляет людям ни малейшего шанса воспитать в себе ответственность за свои действия.  А неспособность брать на себя ответственность и упование на “милостивого отца” называется инфантилизмом. А инфантилизм, если кто не понимает, это непросто про “не хочу работать, хочу только гулять” или “ничего не знаю, оно само”, это еще и про травлю отличающихся от тебя людей и расчленение домашних животных, например. Если глобально, инфантилизм - отец насилия.

Во-вторых, религия развивает человека по одной заданной колее - вере. Вера и разумный анализ, логическое мышление - вещи прямо противоположные друг другу. Не отрицая важность веры, как таковой, безотносительно религии, хочу отметить, что разум важен никак не менее. Это как две ноги у человека. Когда одна из ног развита значительно больше другой, согласитесь, красиво ходить проблематично, и проблемы со здоровьем гарантированы, так как искривляется позвоночник, от этого смещаются внутренние органы и т.д..

То же самое происходит, когда вера намного больше развита в человеке, чем разум - искривляется его сознание, смещаются понятия добра и зла и т.д.

Таким образом, религия не решает ни проблемы человеческой души, ни здоровья общества - она лишь штампует инфантилов с изращенными понятиями, а самые хорошо приспособленные и усидчивые из этих инфантилов затем получают ученые степени и задают понятие “нормы”.

Поэтому я категорически против религии. Любой.

Однако я не против психиатрии как науки. Она должна быть, и, возможно, эта наука одна из самых важных. Вот только, безусловно, не в той форме, в которой она существует сейчас.
Я убеждена, что в человеческой психике все гораздо глубже и взаимосвязаннее, чем преподносит психиатрия на своем текущем уровне развития. А все, что мы имеем сейчас, - это умствование на ложных исходных постулатах. И все это основано на страхе и стремление снять с себя ответственность. А вовсе не на заботе о ближних или стремлении нести добро человечеству.

Существование современных психиатрических клиник и диспансеров создает определенный порядок - четко обозначено куда идти, врач четко говорит, что делать. Наличие порядка успокаивает. Но проблемы не решаются. Подавляющее большинство людей с диагнозами становятся “клиентами” клиник пожизненно. Они тонут все глубже. А многие и не выплывают вовсе. И это как бы намекает, что с этим всем что-то сильно не так... И нужны другие методы и другие подходы.